Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

З

ЗАДАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ — вопрос, поставленный к тексту учебника, книги, изучаемой слушателем, с целью стимулирования его мыслительной активности и направления ее в нужное (соответствующее цели изучения) русло. Обычно система в политическом просвещении и экономическом образовании применяется гл. обр. при самостоятельном изучении произведений классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС, трудов руководителей партии и Советского правительства, деятелей международного коммунистического движения. Однако3. л. могут использоваться и для вдумчивого чтения, глубокого осмысления содержания учебников.3. л. помогает слушателю самостоятельно осуществлять умственные операции с прочитанным материалом на логической ступени процесса познания.

ЗАДАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ -вид самостоятельной работы слушателей системы политического и экономического образования. Основная задача 3. п.- формирование и развитие у них навыков и умений применения теоретических знаний, приобретаемых в ходе учебы, к анализу событий и явлений общественной жизни.

3. п. определяются конкретными задачами предприятия, трудового коллектива. Они служат для выявления резервов повышения производительности труда и качества работы, развития трудовой и общественной активности слушателей. К числу 3. п. относятся прежде всего задания, направленные на теоретическое осмысление и поиск практического решения актуальных вопросов производственной и идейно-политической жизни трудового коллектива, на обучение слушателей навыкам устных выступлений, вовлечение их в агитационно-пропагандистскую работу и т. д.

3. п. разнообразны по содержанию и форме. Они включают в себя исследование конкретных вопросов производственной и идейно-воспитательной работы коллектива, выработку на этой основе мер по ее совершенствованию, устранению недостатков, пробелов и упущений; подготовку рефератов, докладов и бесед среди трудящихся, наглядных пособий и т. п. 3. п. органически связаны с учебными и содержатся, как правило, в соответствующих программах курсов. На их основе Дома и кабинеты политического просвещения, их методисты разрабатывают примерные тематики заданий. При этом учитываются местные задачи и условия.

В зависимости от характера и объема 3. п. могут быть индивидуальными и коллективными. Поручая 3. п. слушателям, пропагапдист учитывает уровень теоретической и общеобразовательной подготовки, их жизненный опыт.

Результаты выполнения 3. п. обсуждаются на занятиях. Предложения и критические замечания слушателей учитываются администрацией и партийной организацией трудового коллектива в последующей практической работе. Внимательное отношение к этим предложениям, их реализация помогают вырабатывать у людей непримиримость к недостаткам, рутине и косности, воспитывать активную жизненную позицию.

ЗАДАНИЕ УЧЕБНОЕ — составная часть процесса обучения в любом учебном заведении. С учетом конкретных условий и задач применяется и в системе политической учебы. Распространенный вид 3. у.- домашнее задание. Его объем и содержание определяются в зависимости от дидактических задач изучаемого курса в целом и конкретного занятия. 3. у. может предшествовать    рассказу    пропагандиста (напр., предварительный сбор, систематизация и обобщение фактического материала, проведение элементарных социологических исследований, опросов и т. д.). 3. у., выполняемое в процессе занятия,- это, как правило, коллективный разбор с учащимися, слушателями текста пособия, рассмотрение и анализ иллюстраций, решение задач, связанных с создапием в учебных целях «ситуации затруднения», и т. д.

3. у. строится с расчетом увеличения доли самостоятельности слушателей в учебной работе, развития их творческой активности. Часто 3. у. даются в нескольких вариантах (более и менее слояшые) с учетом индивидуальных особенностей слушателей.

ЗАДАЧА УЧЕБНАЯ — модель жизненной конкретно-практической ситуации, задаваемая слушателю, учащемуся с целью формирования у него н-рого умения использовать теорию на практике. 3. у.- один из компонентов учебной деятельности наряду с такими, как учебное действие, оценка и контроль его целесообразности и т. д. Слушатель, учащийся, поняв 3. у., осуществляет учебные действия, постоянно оценивая и контролируя правильность их хода и результата.

В пропаганде, политическом просвещении важнейшее учебное действие — действие по анализу и  оценке  социальных  явлений (фактов, событий, процессов) с позиций революционной теории. Ведь конечная цель марксистско-ленинского образования коммунистов — формирование у них умения уверенно ориентироваться в новых явлениях жизни, давать им правильную оценку и делать верные практические выводы. В системе партийной учебы 3. у. предъявляются слушателям, как правило, в форме практических заданий, в к-рых пропагандисты, следуя ленинской традиции, дают слушателям поручения проанализировать, используя теоретические знания, различные стороны повседневной практики: производственной деятельности, внутрипартийной жизни первичной парторганизации, воспитательной работы в коллективе, экономических показателей работы предприятия, цеха, бригады, отдельных работников и т. д. 3. у. служат для обучения слушателей приемам и методам анализа явлений социальной действительности и теоретического их обобщения в интересах практики. Лучше всего применять здесь проблемный метод, к-рый предполагает постановку перед слушателями в качестве 3. у. таких жизненных проблем и создания таких учебных проблемных ситуаций, выход из к-рых требует от слушателя осуществления определенных учебных действий в соответствии с изучаемой теорией (законами и закономерностями     общественной жизни) и получения научив обоснованного ответа. Благодаря 3. у. партийная учеба ограждается от начетничества; механического заучивания слушателями готовых выводов науки, учебный процесс приобретает активный поисковый характер, а слушатель развивается как личность самостоятельная и творческая. К составлению 3. у. предъявляется ряд педагогических требовании: соответствие задачи цели занятия, ясность ее условия для слушателя, творческий характер ответа, к-рого она требует, и т. п. По структуре 3. у. состоит из: описания жизненной ситуации, формулировки сути проблемы (противоречия, конфликта, дилеммы и пр.) и вопроса о возможном пути ее решения.

Применение 3. у, в партийной учебе возможно во всех формах учебного процесса, но более всего целесообразно при самостоятельной подготовке слушателей и при проведении семинара, собеседования.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ — объективная, необходимая, существенная, повторяющаяся связь явлений или этапов исторического процесса, определяющая его развитие по восходящей линии. Впервые действие З.о. открыли К. Маркс и Ф. Энгельс, создав исторический материализм. Открытие 3. о. позволило представить развитие об-ва как поступательный естественноисторический    процесс    смены общественно-экономических формаций. 3. о. присуща деятельности людей, а не есть нечто внешнее по отношению к ней. Законы развития об-ва имеют объективный характер, не создаются людьми, но, в отличие от заколов природы, они проявляются лишь через деятельность людей, одаренных сознанием и волей. Т. обр., субъективный фактор включается в механизм осуществления законов жизни об-ва. Действие З.о. не носит фатального характера, она не исключает случайностей и отклонений, осуществляя осн. линию развития об-ва через гигантское многообразие исторической деятельности индивидов. Законы истории имеют различную степень общности: одни действуют во всех общественно-экономических формациях; другие — на протяжении ряда формаций; существуют специфические отдельных формаций. Вопрос о 3. о.- объект острой идеологической борьбы. Буржуазные идеологи отрицают 3. о., возможность ее познания, стремясь опровергнуть марксистское учение о необратимости хода истории, неизбежности социальных революций в утверждения коммунизма,- При социализме создается благоприятная возможность сознательного использования 3. о. в интересах всего об-ва, предвидения перспектив его развития. Она реализуется на основе научной программы управления всеми социальными процессами, разрабатываемой и осуществляемой Коммунистической партией при активном, заинтересованном и сознательном участии широких масс трудящихся.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ — процесс, к-рый осуществляется на всех этапах обучения и позволяет решать задачу прочности усвоения знаний. Обычно для 3. . отводится на занятии специальное время. В ходе объяснения изучаемого материала организуется беседа для повторения его гл. содержания.

3. в. предполагает и углубление, совершенствование прежних знаний, умений и навыков на базе осознания их связей с вновь изучаемым материалом. Типичные методы и формы 3. з.- беседы по ранее изученному материалу, лекции обобщающего характера, обзорные доклады и сообщения слушателей, различные работы над учебником и книгой, практические задания.

С целью предупредить забывание в процессе учебной работы практикуются проверки и повторение, к-рые обеспечивают 3. з., а также систематизацию, обобщение изученного материала, полноту, точность и прочность в знаниях и умениях. При проведении этой работы пропагандист обращает особое внимание на важнейшие факты, события, законы, понятия и др., аспекты званий, особо необходимые в дальнейшей учебе и практической деятельности. Методически правильно организованная работа по З.з. учит слушателей активнее пользоваться справочной литературой при выполнении различных работ, контрольных заданий, развивает у них познавательный интерес, навыки и способности самостоятельного приобретения знаний.

ЗАНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — - оси. организационная форма коллективного изучения марксистско-ленинской теории, политики КПСС в системе партийной и комсомольской учебы. 3. п. проводятся с постоянным составом слушателей, по определенной программе под руководством пропагандиста, выполняющего поручение партийной организации.

Цель 3. п.- обеспечить усвоение слушателями системы политических знаний, помочь им овладеть методом марксизма-ленинизма, устойчивыми навыками и умениями применять знания на практике, добиться повышения их социальной активности. Эта цель достигается на основе тщательного учета пропагандистом индивидуальных особенностей слушателей, умелого и доходчивого изложения новых знаний пропагандистом, применения им средств наглядности, правильной организацией самостоятельной работы, активности каждого участника политической школы, семинара,  сочетания коллективных и индивидуальных форм работы. 3. п. подводят итог самостоятельного изучения слушателями того или иного раздела, темы, курса.

Осн. черты 3. п.- единство обучающей и воспитательной функций; стимулирование познавательной активности слушателей; единая дидактическая цель, достижению к-рой подчинены все элементы занятия; построение каждой его части с учетом закономерностей усвоения учебного материала; определение его места в системе работы по изучению темы, раздела, курса, взаимосвязи данного 3. п. с др. учебными предметами.

Форма 3. п. может быть различной: обсуждение изученного материала (собеседование), сообщение новых знаний (рассказ, лекция пропагандиста), заслушивание и обсуждение рефератов, экскурсия и т. п. Нередко практикуются открытые 3. п. под руководством опытного пропагандиста с участием молодых, начинающих пропагандистов с последующим анализом их итогов.

ЗАНЯТИЕ СЕМИНАРСКОЕ — одна из форм учебной работы в системе политического и экономического образования. Проводится в теоретических и методологических семинарах, университетах марксизма-ленинизма и т. д. Цель 3. с.- подвести итог самостоятельной работы слушателей над первоисточниками и др. политической литературой, помочь им глубже разобраться в изучаемой теме путем коллективного обсуждения под руководством пропагандиста коренных, актуальных ее вопросов. Одна из осн. задач 3. с.- научить участников семинара выступать перед аудиторией, аргументировать и отстаивать свою т. зр., помочь им приобрести навыки массово-политической работы. 3. с. обычно проходит в форме развернутой беседы, предполагающей отдельные выступления слушателей с последующим коллективным разбором актуальных проблем. Часто на 3. с. практикуется обсуждение докладов, рефератов, подготовленных по заданию пропагандиста. Он добивается, чтобы к 8. с. тщательно готовились все слушатели, а но «только те, кому поручено выступить с докладом. От этого во многом зависит эффективность 3. с.

ЗАЧЕТ — одна из форм итоговой проверки и оценки прочности знаний слушателей университетов марксизма-ленинизма. Проводится преподавателем обычно в виде собеседования по узловым вопросам крупного раздела изученного курса или по курсу в целом.

Перечень учебных предметов, но к-рым слушатели сдают 3., утверждается руководством университета. Товарищи, активно выступавшие на семинарских занятиях и показавшие глубокие знания, могут получить оценку «зачтено» на основании своих выступлений. Основанием для 3. может быть также подготовка и успешная защита слушателем реферата, доклада или курсовой работы. Как правило, 3. принимаются у слушателей в середине или в конце учебного года специальной комиссией.

ЗВУКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ — это грампластинки,. У истоков3. м. общественно-политической тематики стоял В. И. Ленин. Ему мы обязаны тем, что были записаны на грампластинки речи выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства (М. И. Калинина, А. В. Луначарского, А. М. Коллонтай и др.). Важнейшее место среди3. м. занимает грампластинка с речами В. И. Леиина, записанными в 1919-1921. На ныне выпущенной пластинке 10 речей: «Что такое Советская власть?», «Как навсегда спасти трудящихся от гнета помещиков и капиталистов», «III, Коммунистический Интернационал» и др. Ценное пособие для пропагандиста — «Звуковая книга о Ленине». В ней дан разносторонний печатный материал, воспроизводятся фотографии и фотодокументы, помещены 48 гибких грампластинок, на к-рых записаны речи Владимира Ильича и воспоминания о нем людей, работавших или встречавшихся, с ним. В пособии ярко показано, как партия и советский народ осуществили ленинские идеи о строительстве социализма.

В последние годы Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» Министерства культуры СССР приступила к изданию серии грампластинок по темам учебных курсов системы партийной учебы. Это — новое явление в практике издания3. м. Вышли грампластинки: «Наша Конституция» (9 пластинок), «История Коммунистической партии Советского Союза. Фотодокументы для системы партийной учебы» (с печатным текстом фонограмм, 20 пластинок), а также серии о социальной политике КПСС и Продовольственной программе СССР.

Идет непрерывный процесс пополнения3. м. общественно-политического характера. Их содержание посвящено Лениниане, пятилеткам, Великой Отечественной войне, различным сторонам совершенствования развитого социалистического общества СССР. Жанровое и тематическое разнообразие3. м. дает возможность пропагандисту скомпоновать их т. обр., чтобы занятие наиболее полно достигло целей партийной учебы. ЗНАНИЕ — верное отражение действительности в мышлении человека; проверенный общественной практикой результат процесса познания. 3. возникает только как продукт общественной материальной и духовной Деятельности людей.

Не всякое отражение действительности есть 3. Так, у животного ни психические образы внешнего мира, пи реакции на непосредственное воздействие внешних раздражителей, ни сами способы поисковых действий не являются 3., ибо «для животного его отношение к другим не существует как отношение». Объекты его жизнедеятельности не предстают перед ним как нечто отдельное от него, как нечто значащее само по себе, как знаемое им.

Человек же отличает себя от своей жизнедеятельности, от ее объективных условий и предметов. Сам способ бытия людей, способ их отношения к миру есть целесообразная и лишь в общении с др. людьми осуществляемая предметная деятельность. Поэтому каждый человеческий индивид относится к своим действиям и предметам как бы со стороны. Реальный мир представляется ему именно как внешний, объективно существующий мир, каждое явление к-рого обладает своими свойствами и качествами. Представления человека об объективных возможностях предметов и явлений объективного мира есть первая форма его 3. Именно 3. позволяет видеть цель деятельности, опосредствуя тем самым отношение человека к действительности, превращая это отношение, т. е. реальный процесс жизни людей, их бытие, в бытие. Сознание и есть отношение человека к миру со .3. того, на что сам этот мир объективно способен и что должно получиться при воздействии на него его же собственными веществами и силами.

Сущность 3. не может быть понята без раскрытия общественно-исторической обусловленности человеческой деятельности. В начале производство 3., «производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни». Историческое развитие способов производства привело к разделению его на два вида: материальное и духовное. Материальное производство и связанная с ним практическая жизнь об-ва на первых этапах его развития создает и воспроизводит совокупность донаучных 8. и целостную культуру духовно-практических ценностей. Духовное производство продуцирует теоретическое 8. в его особой, вербально-знаковой форме. При всем взаимовлиянии теоретического и духовно-практического 3. каждое из них воспроизводится и развивается в этих относительно самостоятельных, специфических процессах общественного производства. Обособленность теоретической деятельности в условиях общественного разделения   труда   долгое время создавала иллюзию независимости теоретического 3. от практики, питая т. обр. идеалистические и агностические концепции философского рационализма. К. Маркс, исследовавший целостность исторического процесса, доказал их несостоятельность, раскрыв предметно-практическое происхождение теоретического 3.

В развитии содержания образования, форм и методов обучения также проявлялся отрыв теоретического 3. от 3., умений и навыков духовно-практической деятельности (что выявилось, напр., в различии «классического» и «реального» образования). Единая трудовая, общеобразовательная и политехническая школа при социализме развивается в направления решительного преодоления последствий общественного разделения труда, к гл. своей цели -к формированию всесторонне развитой личности, 3. к-рой есть продукт гармонического единства духовно-теоретических и духовно-практпчеекп  способностей.

«ЗНАНИЕ», ВСЕСОЮЗНОЕ ОБЩЕСТВО — добровольная общественная организация, призванная распространять политические и научные знания, способствовать коммунистическому воспитанию трудящихся. Учреждено в 1947 как Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. С 1963 Всесоюзное общество «Знанне». Объединяет 15 обществ «Знание» союзных республик. Организации общества имеются во всех автономных республиках, краях, областях, национальных округах, в городах и районах. В научных учреждениях, учебных заведениях, на предприятиях и т. Д. созданы первичные организации общества «Знание».

«3.», В. о. организует по всем отраслям знания публичные лекции, научные доклады и конференции, семинары, тематические вечера, устные журналы, народные чтения, отчеты ученых в производственных коллективах, беседы, научные консультации, участвует в пропаганде знаний по радио и телевидению, в создании научных и научно-популярных фильмов.

В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений XXVI съезда КПСС» (1981) записано: «Партийным комитетам, организациям общества «Знание» рекомендовано всемерно поддерживать и развивать растущий интерес беспартийных к изучению марксизма-ленинизма. Обеспечить значительное повышение качества лекционной пропаганды революционной теории, истории КПСС, внутренней и внешней политики партии. Расширить проведение общественно-политических чтений, сеть народных университетов, лекториев и кинолекториев. Массовые формы партийной пропаганды должны стать подлинным ленинским университетом миллионов».

Исключительно ответственный участок деятельности общества — пропаганда экономических знаний, вопросов управления, интенсификации народного хозяйства, Продовольственной программы СССР, передового опыта. Отметив это в приветствии VIII съезду (1982) Всесоюзного общества «Знание», ЦК КПСС подчеркнул необходимость вести политическую, лекционную работу так, чтобы трудящиеся воспринимали планы коммунистического строительства как свое родное, кровное дело, надежную основу роста народного благосостояния, укрепления могущества и процветания Отчизны.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.