Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

В

ВНИМАНИЕ — сосредоточенность, направленность психической деятельности на к.-л. объект. В. может быть непроизвольным (пассивным) и произвольным (активным), когда выбор объекта производится сознательно, преднамеренно. По мере вхождения в деятельность, увлечения работой возникает после произвольное В., не требующее усилий со стороны субъекта. В. представляет собой особую динамическую характеристику деятельности, ее необходимую сторону. На различных этапах деятельности В. направляется на предметное содержание, на способы осуществления и на результаты деятельности. Характеристики В.: устойчивость (время, когда колебания внимания минимальны), объем (количество объектов, к-рое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий интервал времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения. Под переключением В. понимается способность перехода от одного вида деятельности (или объекта) и др. Частое переключение

В. вызывает утомление, особенно когда виды деятельности сильно различаются между собой. Однако, если человек длительное время занят какой-то работой, для него переключение В. на др. деятельность может быть отдыхом. Даже при устойчивом В. возможны отвлечения В., т. е. непроизвольный переход от данной деятельности к др., хотя первая еще должна продолжаться.

Большое значение имеет организация произвольного В., достигаемая путем управления им в процессе деятельности, в частности учебной. Однако опытный пропагандист преимущественно поддерживает непроизвольное В. Содержательность, логичность изложения материала и интересная форма его подачи способствуют сохранению непроизвольного В. и препятствуют отвлечению В. Работа пропагандиста характеризуется высоким напряжением В., т. к. ему необходимо одновременно удерживать в поле своего В. тему и предмет изложения, его композицию, а также учитывать реакцию слушателей. Важная задача — научиться распределять В. (свое и слушателей) между словесным содержанием сообщения и иллюстративным материалом.

Воспитание В. связано с общим воспитанием интересов личности, с формированием ее потребностей, стремлений и убеждений.

ВНУШАЕМОСТЬ — индивидуальная некритическая податливость субъекта воздействиям окружающих людей. Люди, поддающиеся В., относительно легко подчиняются указаниям и советам др., даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам. Они легко «заражаются» настроениями и привычками др. В. может проявляться в склонности к подражанию или самовнушению определенных состояний. Степень В. меняется в зависимости от значительного числа факторов и является, т. обр., ситуативной, переменной. У взрослых повышенная В. имеет место, напр., при утомлении, в условиях неопределенности и н-рых социально-психологических ситуациях.

Существование В. должно учитываться воспитателем (учителем, пропагандистом) в его повседневной работе с аудиторией в целях формирования и развития лучших качеств человека.

ВОЕННО — ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — составная часть коммунистического воспитания; формирование у молодежи морально-политических, психологических, физических и профессионально-военных (боевых) качеств, необходимых для вооруженной защиты завоеваний социализма. На основе ленинского учения о защите социалистического Отечества КПСС определяет цели, задачи и содержание В.-п. в. на каждом этапе социалистического строительства, организует его и направляет усилия всех, участвующих в нем (семья, школа, система профессионально-технического образования, Вооруженные Силы, трудовые коллективы, комсомол и т. д.),

Исходя из общих целей и принципов коммунистического воспитания (партийность, воспитание в коллективе и через коллектив и др.), В.-п. в. внедряет в сознание и деятельность советских людей определенные требования и нормы, привычки, навыки в соответствии с задачами защиты социалистического Отечества. Для В.-п. в. характерны такие, напр., специфические принципы: использование исторического опыта защиты Отечества, воспитание на боевых традициях, принципы воинского воспитания (в условиях Вооруженных Сил).

В процессе В.-п. в. подрастающего поколения формируются коммунистические убеждения, советский патриотизм и интернационализм, потребность продолжать и развивать героические традиции советского народа, бесстрашие, отвага, выносливость и др. морально-политические, психологические, физические и боевые качества,

В.-п. в, проводится дифференцирование, с учетом социальных, возрастных, профессиональны х и др. особенностей. Семья, используя доступные ей средства и формы воспитания, в том числе игры и совместный труд, прививает детям любовь к социалистической Родине, к советскому народу, его образу жизни, интернационалистские чувства, уважение к защитникам Отечества и воинской службе, психологическую готовность в случае необходимости к вооруженной защите Родины. В целях В.-п. в. семья тесно взаимодействует с дошкольными и внешкольными воспитательными учреждениями, школой и др. государственными и общественными организациями.

В школе и др. учреждениях системы народного просвещения В.-п. в, осуществляется в процессе обучения, внеклассной воспитательной работы с участием комсомола, ДОСААФ, воинских подразделений. На предприятиях оно обогащается начальной военной подготовкой, организуемой на основании Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» (1967). Осп, формы В.-п. в.- военно-спортивные игры, сдача норм и соревнования по комплексу ГТО и военно-прикладным видам спорта (стрельба, автомотоспорт, авиа, парашютный и др.), походы по местам революционной, трудовой и боевой славы советского народа, поисковая и музейная работа, деятельность военно-спортивных и военно-технических клубов. Вся система боевой, политической и физической подготовки в армии и на флоте направлена на воспитание у воина качеств гражданина, призванного умело, с оружием в руках защищать социалистическую Родину.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — влияние педагога (пропагандиста) на сознание, волю, эмоции воспитуемого, на организацию его деятельности и общений в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности. В. п. может быть направлено в необходимых случаях на нейтрализацию и преодоление отрицательных сторон в поведении, характере личности, В условиях социалистического коллектива В. п. имеет целью всемерное развитие активности личности. Отличается от стихийного влияния на личность тем, что сознательно планируется, организуется и контролируется.

К осн, методам В. п. на слушателей относятся рассказ, лекция, беседа, показ наглядных пособий, организация их практической деятельности в соответствии с заранее выработанным планом и т. д.

Осн. условия эффективности В.п.: комплексное планирование и решение воспитательных ва-дач, учет индивидуальных особенностей учащихся, слушателей, обоснованный выбор методов воспитательных воздействий, единство и координация действий всех участников воспитательного процесса, создание благоприятной доверительной морально-психологической атмосферы в общениях пропагандиста со слушателями, постановка на каждом конкретном этапе новых, более высоких воспитательных задач.

ВОЛЮНТАРИЗМ — идеалистическая концепция, признающая первоосновой всего сущего и движущей силой развития либо не зависящую ни от чего индивидуальную волю субъекта, либо ничем не обусловленную волю вообще как некую надмировую и надындивидуальную силу, В психологии, напр., В. исходит из признания решающей роли воли по отношению ко всем психическим свойствам человека. В области практической деятельности В. состоит в отрицании объективной обусловленности общественных явлений и в выдвижении на нередкий план абсолютно «свободной» воли «выдающейся» личности, по своему произволу творящей историю. Поэтому в широком смысле слова В. означает субъективистски-произвольную деятельность, имеющую различные формы выражения — от анархистского авантюризма до тоталитаризма, основанного на вере в «сильную личность», вождя, диктующего людям и событиям свою -волю, не считаясь с объективными законами развития об-ва.

ВОЛЯ- способность. к внутренним усилиям, необходимым для достижения поставленной цели и выполнения ведущей к ней деятельности. Осуществляя волевое действие, человек противостоит влияниям (помехам), идущим из внешнего окружения, и власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не столько переживание «я хочу», сколько переживание «надо» или «я должен», осознание ценностной характеристики цели и ожидаемого результата действия. Волевое поведение основано на принятии решения, к-рое часто сопровождается борьбой мотивов; оно предполагает наличие таких психических процессов, посредством к-рых человек усиливает мотивацию, идущую от сознательно поставленной цели, и подавляет противоположную. Решающая роль в волевых актах принадлежит построению мысленного образа будущей ситуации. В нем отчетливо представлены как положительные последствия тех действий, к-рые человек совершит, следуя сознательно поставленной цели, так и отрицательные. Такое предвидение будущих последствий вызывает либо положительные, либо отрицательные эмоции, порождающие в свою очередь соответствующую дополнительную мотивацию, края побуждает к поступку или удерживает от него. В. играет значительную роль в многообразных формах трудовой и учебно-воспитательной деятельности человека. Действия, требующие в начале специальных волевых усилий (напр., чтение газет, журналов), постепенно входят в привычку, становятся потребностью человека.

ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) -психическая деятельность, заключающаяся в создании новых образов, представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают В. произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное). Крайнее проявление непроизвольного В.- сновидения. В бодрствующем состоянии деятельность В. может иметь различные степени произвольности. На высокой ступени развития деятельности В. произвольный процесс, направленный на решение определенной творческой задачи.

Различают также воссоздающее и творческое В. Первое представляет собой процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу; второе — процесс самостоятельного создания новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом.   Особая   форма В,- мечта. Это — мысленное создание желаемых ситуаций и или менее отдаленного будущего.

По мере общего развития человека формы В. становится многообразнее и все более подчиняются стоящим перед ним задачам. Опытный пропагандист всегда апеллирует к В, слушателей, заставляя их, так сказать, «проигрывать» те или иные картины и ситуации перед своим внутренним взором. ВОПРОС особая мыслительная форма, содержащая информацию, к-рая нуждается в уточнении или восполнении в виде ответа. С помощью В. осуществляется постановка новых проблем в науке, конкретизируются неполные внания в социальной, производственной и повседневной практике. Вонросно ответная форма имеет важное значение в публичных выступлениях. На ее основе строится проблемный метод изложения. В дискуссии, диспуте умело поставленный В. позволяет получить от оппонента дополнительную информацию, выяснить или уточнить его позицию и тем самым определить дальнейшую тактику выступления. При постановке В., а также при ответе на него следует выяснить предпосылку В., т. е. исходное, нуждающееся в уточнении или восполнении знание. Она должна быть истинной. В. с неверной предпосылкой относят к неправильно поставленным или некорректным. Такой В. в политических дискуссиях может выполнять роль провокационного В. с целью запутать и сбить с толку выступающего.

В. могут быть простыми и сложными. Последние состоят из нескольких простых, связанных различными логическими связками. Ответы на В. бывают простыми и сложными; прямыми и косвенными; определенными и неопределенными; полными и частичными. В пропагандистских выступлениях и полемике предпочтительнее использовать простые, четко сформулированные и ясные В., требующие прямых, определенных и полных ответов.

«ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ» -всесоюзный научный журнал Академии педагогических наук СССР, периодичность — 6 раз в г., издается с 1955. Публикует материалы, относящиеся к широкому кругу областей и отраслей педагогической науки. Кроме общего раздела имеет специальные рубрики, такие, как: «Дискуссии и обсуждения», «Методы исследования», «Научные обзоры», «Преподавание психологии», «Критика и библиография» и др.

Значительное место в журнале занимают теоретические и экспериментальные исследования по проблемам общей, возрастной и педагогической психологии; в нем анализируются закономерности образования, воспитания и обучения. Большое внимание уделяется проблемам формирования коммунистического    мировоззрения, коммунистической нравственности, психологическим вопросам совершенствования процессов обучения, представляющим интерес и для пропагандистов. В журнале публикуются также материалы, посвященные социальной психологии, психологии труда и инженерной психологии, психофизиологии и нейропсихологии, космической психологии и психологии спорта.

ВОСПИТАНИЕ — объективно-закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в об-ве, к выполнению многообразных социальных функций. Под В. (в уз-Ком смысле слова) понимают также целенаправленную деятельность по руководству и управлению этим процессом в соответствии с интересами тех или иных социальных классов. В. возникло вместе с возникновением человеческого об-ва, необходимость в нем будет всегда, пока существует об-во. В. И. Ленин называл воспитание «общей и вечной» категорией. В. тесно связано с развитием производства, социально» экономических, политических и др. общественных отношений. Наряду с чертами, присущими В. в любых общественно-исторических условиях, оно имеет особенности, свойственные лишь той или иной общественной формации.

Подлинно научную характеристику сущности В. как общественного явления, его взаимоотношений с др. явлениями жизни об-ва, роли в развитии личности дал марксизм-ленинизм, показавший несостоятельность утопических идей о «всесилии» В., о том, будто с помощью В. можно, минуя социальную революцию, построить подлинно справедливое об-во и усовершенствовать человеческую природу. Марксизм-ленинизм вместе с тем разоблачил антинаучность реакционных буржуазных идей, сводящих на пет роль В. в преодолении пороков  об-ва  и личности.

К, Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин вскрыли важнейшую закономерность коммунистического В.: всестороннее, гармоническое развитие человека путем соединения научного образования с производительным трудом в условиях социалистического коллектива. На учете действия этой объективной закономерности строится в совр. условиях вся система деятельности различных социальных институтов (школа, семья, производственные трудовые коллективы, общественные организации и пр.) по коммунистическому В. подрастающих поколений об-ва, всех трудящихся.

Содержание процесса коммунистического В.- овладение людьми всеми богатствами материальной и духовной культуры. Это обусловливает ведущую роль образования в процессе всей воспитательной  работы  как  фундамента марксистско-ленинского мировоззрения. Наряду с научным мировоззрением стержневой характеристикой личности социалистического типа является коммунистическая нравственность. В ее основе, как указывал В. И. Ленин, лежит борьба за утверждение и завершение коммунизма, практическое участие в строительстве нового об-ва. Этим определяется большое значение активной, действенной жизненной позиции самой формирующейся личности в процессе В.

В условиях развитого социализма формирование всесторонне, гармонически развитой личности стало практической задачей. Коммунистическое В., осуществляемое под руководством КПСС на основе комплексного подхода, в тесном единстве идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и физического В. всех социальных слоев советского народа,- гл. путь решения этой задачи.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — один из процессов памяти, при к-ром актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, чувства, движения. В отличие от узнавания В. осуществляется в отсутствие объектов, запечатленных в памяти. Различается В. непроизвольное и произвольное. В первом случав прошлые впечатления как бы «всплывают» в памяти по ассоциации с переживаниями и действиями. Во втором -В. происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти. В. может осуществляться прямым и непрямым способами. При первом способе В. происходит как непосредственный ответ на возникшую задачу без опосредствующих звеньев, при втором — через них. Непроизвольное В. представляет собой более или менее развернутый процесс, включающий в себя различные промежуточные звенья. Если в процессе такого В, встречаются затруднения, то оно может перейти в припоминание, протекающее как активный волевой и мыслительный процесс, выступающий в виде развернутой умственной деятельности, в ходе к-рой человек сознательно отыскивает необходимые промежуточные, производит их оценку и отбор, рассуждает и умозаключает.

В. почти никогда не является фотографически точной передачей воспринятого. Оно обычно связано с большей или меньшей перестройкой последнего, зависит от того, каковы задачи деятельности, от степени усвоения нового материала (в учебном процессе), от того, как человек понимает, помнит и переживает воспроизводимое.

Большой интерес представляет вопрос о готовности памяти к В., способности к быстрой и точной актуализации   следов   памяти, требуемых задачами деятельности. Степень готовности к В. зависит в значительной мере от того, как осуществляется запоминание. Важное значение имеет специальная установка на своевременное В.

ВСЕСОЮЗНЫЙ ЛЕНИНСКИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЕЖИ (ВЛКСМ, КОМСОМОЛ) — самодеятельная общественная организация, объединяющая в своих рядах широкие массы передовой советской молодежи; активный помощник и резерв КПСС, работающий под ее руководством. Создан в октябре 1918. Задачи комсомола и принципы его организационного строения определяются Уставом ВЛКСМ. В члены комсомола принимаются молодые люди от 14 до 28 лет. В октябре 1983 в рядах ВЛКСМ состояло свыше 42 млн. юношей и девушек всех наций и народностей СССР.

Согласно Конституции СССР ВЛКСМ наряду с др. общественными организациями в соответствии со своими уставными задачами участвует «в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов». Комсомол помогает партии воспитывать молодежь на великих идеях марксизма-ленинизма, на революционных, боевых и трудовых традициях партии и советского народа, в духе неукоснительного соблюдения Конституции СССР и советских законов, вовлекать ее в практическое строительство нового об-ва, готовить стойких, высокообразованных, любящих труд молодых строителей коммунизма. Комсомольские организации неуклонно проводят в жизнь ленинский завет: «Союз коммунистической молодежи долями быть ударной группой, которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин» (т. 41, с. 316). ВЛКСМ шефствует над сооружением важнейших народнохозяйственных объектов. По поручению КПСС комсомол руководит Всесоюзной пионерской организацией имени В. И. Ленина.

ВЛКСМ воспитывает молодежь в духе пролетарского, социалистического интернационализма, дружбы молодежи всех стран, активно содействует укреплению связей с братскими союзами молодежи, расширению международного демократического юношеского движения. XXVI съезд партии, июньский (1983) Пленум ЦК КПСС уделили значительное внимание работе Ленинского комсомола и определили его важнейшие задачи на современном этапе. Съезд партии указал на необходимость усиления работы ВЛКСМ по трудовому, нравственному и идейно-политическому   воспитанию   молодежи; подчеркнул, что «комсомол должен строить изучение марксистско-ленинской теории так, чтобы оно органически сливалось с практическими делами комсомольцев, с их собственной жизнью». В постановлении Пленума говорится: «Задача партийных организаций, привлекать молодежь к общественно-политической деятельности, воспитывать ее в духе преданности коммунистическим идеалам, развивать чувство гордости за свою страну, стремление личным трудом содействовать ее расцвету. Прививать любовь к Вооруженным Силам СССР, укреплять готовность к защите социалистической Родины. Уделять неослабное внимание всем социальным группам и возрастным категориям молодежи — рабочей и колхозной, учащейся и армейской, в полной мере учитывать их особенности. Наполнить жизнь комсомольских организаций большим общественным содержанием, искоренять проявления заорганизованное и парадной шумихи». Эти задачи лежат в основе деятельности комсомола.

ВСЕСТОРОННЕЕ И ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс формирования нового человека, объективная необходимость, целиком и полностью вытекающая из потребностей строительства коммунизма, его программная цель, В. и г. р. л. требует абсолютного выявления, «развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было установленному масштабу». Развивая человека всесторонне и гармонически, об-во формирует у него качества труженика-творца, духовно, нравственно и физически совершенной личности и тем самым реализует потребности не только об-ва в целом, но и самой личности. В этом и заключается, в самой общей форме, смысл В. и г. р. л.

Развитие человека как труженика научный коммунизм рассматривает в качестве одного из гл. условий дальнейшего роста общественного производства, производительных сил. Последние включают в себя рабочую силу и средства производства. Самым важным составным элементом производительных сил являются люди. Ими создаются и совершенствуются орудия труда — вещественный элемент производства. Из поколения в поколение возрастает мастерство людей труда. На все более расширенной основе материализуются навыки и опыт работников, их знания. В связи с этим каждой исторической эпохе соответствует и определенный тип труженика.

Капитализму в связи с бурным развитием производства, науки, техники, углублением разделения труда свойствен труженик с определенными знаниями и навыками в к.-н. одной отрасли общественного производства, пожизненно прикрепленный в силу этого к той или иной профессии. Вследствие этого такие неотъемлемые черты трудовой деятельности, как творчество и его воплощение в результате труда, рациональное содержание, эстетическое восприятие и т. д., отрываются друг от друга и противопоставляются как различные функции разных индивидов, социальных групп и классов. Одни заняты исполнительским трудом, др.- управлением. Разделение труда принимает резко выраженный характер. В свою очередь «разделяется и сам человек», он становится  односторонним.

Коммунистическое производство не может базироваться на односторонне развитом труженике. «Промышленность же, которая ведется сообща и планомерно всем обществом, тем более предполагает людей со всесторонне развитыми способностями…». XXVI съезд КПСС, июньский (1983) и последующие Пленумы ЦК КПСС обратили особое внимание на создание всей совокупности условий формирования работника нового типа, всестороннего развития личности, расцвета ее способностей и задатков.

В. и г. р. л. не сводится лишь к формированию ее как работника материального или духовного производства. Оно включает в себя развитие всех сторон, способностей и дарований личности в различных сферах деятельности: общественной, духовной, нравственной, физической. Человек развивает свои способности не только в сфере труда, он находит им применение и в таких областях, как управление государственными и общественными делами, овладевает духовным богатством, развивается нравственно, совершенствуется физически. Партия решает задачу превращения общественной деятельности в социальную потребность каждого советского человека, такую же, как потребность в творческом труде, духовной, познавательной и иной деятельности.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.