Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

У

УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ — свойство реад,  доводов,   аргументов,   до-касательств истинности чего-либо, на реальных фактах, действительном   положении   вещей, явлений, процессов. У. базируется на точности научного,   подкрепляется  эмоциональным   личностным   отношением  человека  к  воспринятой идее или к делу, целесообразность, необходимость к-рого им глубоко усвоена. У. достигается доказательностью,   всесторонней обоснованностью   доводов,   опирающихся  на  факты  реальной действительности,     правильным соотношением фактов и основанных на  них обобщений,  логических выводов  и заключений.

УБЕЖДЕНИЕ   -   определенное духовно-нравственное   состояние личности    (группы   людей),   в соответствии с к-рым она сознательно    избирает    принципы своего  поведения,  образ  действий, поступков, рассматривая их в качестве единственно и обязательных в конкретных   условиях.   Своим   основанием У. имеет исторически возникшую   идею,   систему   идей, взглядов, в той или иной степени проверенных, так или иначе подтвержденных      социальным опытом. При этом У., выработанные человеком на его основе установки бывают научными, правильными и ненаучными, ошибочными,   иллюзорными.

У. здесь возникает под воздействием объективных условий и факторов, к-рые   окружают   личность,   на базе непосредственного ее участия в производственной, общественно-политической    и    иной полезной   деятельности,   служащей  великой цели — строительству   социализма,   коммунизма. «Источник    идейной    убежденности советского человека,- указывается в постановлении июньского     (1983)     Пленума    ЦК КПСС,- историческая     правота нашего дела, революционно-преобразующий   характер   марксистско-ленинского учения, преимущества социалистического строя». Формирование такого У. не происходит, однако, автоматически, стихийно;   данный  процесс,  не лишенный известных трудностей, противоречий,    борьбы    нового, прогрессивного  со  старым,  отжившим, направляется, регулируется Коммунистической партией, социалистическим государством, их организациями и органами, профессионально подготовленными кадрами, максимально использующими в этих целях преимущества и возможности, достижения социалистического строя, нашего образа жизни, сложившуюся систему, богатейший опыт коммунистического воспитания. Одна из исторических заслуг ленинской партии — воспитание стойких, коммунистически убежденных, политически и морально закаленных миллионных масс людей, многонационального  советского народа.

Большое значение в выработке прочного У. имеет самовоспитание, политическое самообразование.

Термин У. характеризует также непосредственный процесс воздействия на сознание человека с помощью совокупности педагогических и иных воспитательных средств, методов в интересах целеполагающего формирования его устойчивых коммунистических, интернационалистских взглядов, норм поведения. В социалистическом об-ве метод У.- осп. метод воспитания гражданина, активного строителя коммунизма. Он реализуется в различных формах, и прежде всего при помощи разъяснения, совета, рекомендации, личного или коллективного примера, образца труда, деятельности. УМ — наличие разумности в поведении  и  всей жизнедеятельности человека, развитая способность  мышления.   Термин  «У.» часто используется Как синоним «способности  мышления»   (развивать, оттачивать У., воспитывать У. и т.п.). Иметь У., быть умным — значит быть способным к    активной    и    продуктивной умственной  деятельности.  Одна из важнейших основ этой способности — овладение   знаниями в их органической взаимосвязи. К. Д. Ушинскии называл У. хорошо  организованной  системой знаний.  Умный — это умеющий видеть целостность в из ее частей, выявлять единое основание у самых разнообразных и не похожих друг на друга проявлений целого, использовать формы мышления в каждом отдельном акте мыслительной деятельности.  Развитие У. осуществляется, в частности, в проблемных ситуациях учебного процесса, в диалогическом раскрытии содержания учебного материала.

УМЕНИЕ — результат овладения новым действием (или новым способом действия), на к.-л. правиле (знании) и использовании его . соответствующим образом в процессе решения определенных задач. Умелые действия отличаются от неумелых своей целесообразностью, выражающейся  в  выборе приемов деятельности. У. означает не только выбор, но и выполнение разумных приемов на практике. Для У., кроме выбора приемов, необходимо знание условий, требуемых  для  достижения  цели.

Закрепленное упражнением У. выполнять то или иное действие  паз.   навыком.  Не  всякое повторение действия может быть признано упражнением. Упражнение — это организованное, т. е. целенаправленное  и   вооруженное соответствующей методикой, повторение. При этом, как правило, каждое повторяемое действие  в  упражнении — не  точная копия предыдущего. В процессе упражнения часто изменяются приемы и способы выполнения действия. Общими условиями, обеспечивающими наибольшую эффективность становления и развития У., являются: а) понимание обобщенного правила;  б)   формирование  образа ситуации, в к-рой выполняется требуемое действие; в) обратная связь  (информация)  об успешности   выполнения   действия   в процессе решения новых задач. Умелое действие — это такое действие, к-рое может быть выполнено разными способами в зависимости    от    соответствующих условий и обстоятельств.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ   -   форма мышления, представляющая собой логический способ получения из одного или нескольких суждений нового, выводимого суждения. У. состоит из: посылок — исходных   суждений;    заключения — нового   суждения;   вывода — логического    перехода   от посылок к заключению. Посылки и заключение связаны в выводе   отношением   логического следования,   к-рое   подчиняется особым правилам вывода, В форме У. протекает развитие знаний в науке и практике, познается сущность явлений, раскрываются закономерные связи между ними. Связанные в цепочку У. составляют основу рассуждений в процессе оценки конкретных  и доказательства теоретически и практически значимых  положений.  Соблюдение правил вывода обеспечивает логическую правильность рассуждений, к-рая в сочетании с истинностью   посылок  делает  У, доказательным и убедительным. Простейшее   деление   У,- деление на непосредственные и опосредованные.   К   первым   относятся У., в к-рых вывод строится из одной посылки ( из посылки «Все металлы электропроводны»  следует заключение: «Некоторые электропроводные   вещества — металлы»);   ко вторым — У., в к-рых вывод строится из двух и более посылок. По   познавательной   направленности вывода различают три тина У.: дедукцию, индукцию и аналогию. К дедуктивным относятся У.,   в   к-рых   вывод   идет   от общего знания к частному (традиционно  их  называют  силлогизмами). Они широко используются в пропагандистской практике  (напр., применение общих положений    марксистско-ленинской теории к анализу конкретных событий и ситуаций). К индуктивным относятся У., в к-рых вывод протекает от частного к общему: на основе анализа единичных событий и строятся эмпирические или теоретические обобщения. Опирающееся на фактический материал индуктивное рассуждение служит важным средством аргументации в выступлениях  лекторов,   пропагандистов. Аналогия — это У. от частного к частному: на основе сходства двух единичных явлений в существенных признаках заключают об их сходстве и в др. признаках. У. по аналогии лежит в основе широко применяемого в науке и технике метода моделирования;  с  ее  помощью уподобляют сходные исторические   события,   проводят параллели между близкими социальными процессами.  В пропагандистских  выступлениях   с помощью    аналогии   упрощают сложные и трудные для понимания    процессы    и   явления, разъясняя      их      посредством сходных и уже известных слушателям простых явлений.

УМСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ -целенаправленное развитие продуктивных  (творческих) способностей   мышления,   неразрывно связанное   с   нравственным   и эстетическим  воспитанием  личности. Работа мысли в конечном счете всегда направлена на разрешение  объективных   противоречий, заключенных в условиях, обстоятельствах      человеческой жизни. Освоение учебного материала   слушателем   (учащимся) также предполагает активное к самостоятельное    действие    его мысли,  и  прежде  всего  поиск способов и средств для решения проблем, освещаемых этим материалом. Способность   находить   и видеть противоречия в реальном содержании,  в  предмете  своей деятельности (а не уходить, во прятаться от них), находить и определять цели и средства их практического разрешения  есть важнейшая способность ума. Но она  не  возникает  сама  собой. Воспитатель должен способствовать   развитию   у   слушателей (учащихся) потребности в самостоятельном   осмыслении   предмета  (и условий)  деятельности (в т. ч. и учебной), формированию ее личностных мотивов а навыков   умственных   действий. Осмысление   проблем,   разрешение   противоречий   непременно связывает человека с интересами др. людей, с их мировоззренческими, нравственными и эстетическими   идеалами.   Поэтому У. в.  невозможно  вне эстетического и нравственного совершенствования личности. Воспитанно ума есть не что иное, как воспитание личности, воспитание ее сознания   во   всей  целостности его интеллектуальных, эмоционально-эстетических и нравственных определений.

УНИВЕРСИТЕТ МАРКСИЗМА» ЛЕНИНИЗМА — учебное заведение системы партийной учебы, одна из эффективных форм повышения идейно-теоретического уровня партийных, советских, профсоюзных и комсомольских работников, идеологических и хозяйственных кадров, актива коммунистов и беспартийных, подготовки пропагандистов, лекторов, политинформаторов.

У. м.-л. ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов партии создаются по решению соответствующих местных партийных комитетов по согласованию с Отделом пропаганды и Управлением делами ЦК КПСС  при  условии обеспеченности кадрами профессорско-преподавательского состава и при наличии не менее 150 слушателей. У. м.-л. горкомов партии столиц союзных республик, краевых и областных центров с учетом целесообразности преобразованы в У. м.-л. ЦК компартий союзных республик (не имеющих областного деления), крайкомов и обкомов партии с подчинением их Домам политического просвещения. Др. У. м.-л., находящиеся на территории республики, края, области, являются их филиалами, работающими под руководством соответствующих горкомов и райкомов партии— В У. м.-л. (исключая их филиалы) действуют заочные отделения, готовящие пропагандистов для сельских партийных организаций.

В У. м.-л. есть факультеты партийно-хозяйственного актива и идеологических кадров, на к-рых организуются отделения в соответствии с профессиональной и предметной специализацией слушателей. Срок обучения в У. м.-л.- два года. На факультете партийно-хозяйственного актива для слушателей, имеющих среднее и среднетехническое образование, могут быть созданы отделения с трехгодичным сроком обучения.

Преподавательский состав У. м.-л. комплектуется пз преподавателей общественных паук вузов, работников научных .учреждений, партийных и государственных организаций, специалистов народного хозяйства. Всю практическую работу по преподаванию учебных предметов и изучению их слушателями ведут соответствующие кафедры.

В   целях   совершенствования учебного   процесса,   разработки методических   вопросов   обучения, а также анализа и обобщения опыта работы при дирекции  У. м.-л.   создается  научно-методический совет.

УПРАЖНЕНИЯ — система методических   приемов   или   набор тренировочных заданий, служащая целям закрепления знаний, развития умений и навыков у учащихся, а слушателей системы   партийного   просвещения. Применяются в целях овладения    мыслительными    операциями, прочного и сознательного усвоения знаний. Велико значение У., в частности, в развитии физических  (двигательных) качеств при занятиях физкультурой и спортом, а также для развития   художественно-эстетических умений и навыков, связанных   с   чувственно-образным восприятием мира и его отображением.

Особую роль в системе У. играют последовательность, посильность, регулярность применения. Используются во взаимосвязи с др. методами, приемами и средствами обучения и воспитания.

УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ — познавательная деятельность, направленная   на   прочное   овладение знаниями, умениями, навыками. В результате анализа и синтеза изучаемых явлений, фактов, процессов формируются обобщения, к-рые составляют основу научных   понятий.   У   слушателей школ и семинаров в ходе занятий научное обобщение формируется постепенно, причем характер познавательной деятельности и, следовательно,  характер обобщения при У. з. определяются индивидуальными различиями,  зависят от способностей людей. Это обстоятельство, т. е. наличие индивидуальных и групповых психологических различий,  пропагандист учитывает в своей работе, обучает слушателей приемам умственной деятельности, помогает им освоить такие умственные операции, как анализ, синтез, обобщения, абстракции. Напр., когда выводится общее понятие, то он подкрепляет   его   анализом   достаточно убедительного   числа   типичных фактов,   явлений.   При  анализе сходных, взаимно смешиваемых явлений, фактов подчеркивает их различие на самом раннем этапе   У. з.   В   учебном   процессе важно по только передавать «готовые» знания, но и прививать умения самим добывать их, формировать и закреплять рациональные приемы и методы политического самообразования.

УСТАНОВКА — состояние готовности, предрасположенности к восприятию объектов и событий или к действиям в определенной ситуации. Выделяют различные виды установок: двигательные, У. восприятия, мышления и т. д. Сформированные У. могут служить источником заблуждений и иллюзий. Это происходит тогда, когда ситуация не соответствует сложившейся У. На основе принятых У. люди положительно или отрицательно реагируют на те или др. объекты или явления. У. буквально пронизывают весь духовный мир человека и являются как бы психологическим фундаментом активности личности. Повседневная учебно-воспитательная работа учителя, пропагандиста способствует выработке, развитию правильных жизненных У. у учащихся, слушателей и неуклонному следованию им в любой, даже самой сложной ситуации.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС — конкретный вид целостного педагогического процесса, к-рый реализует цели образования, коммунистического воспитания и общего развития личности в специфических организационных формах обучения, таких, как урок, учебное занятие, экскурсия, учебная практика и др. Для У. п. в системе политического образования характерны такие формы организации обучения, как групповые занятия, семинары, занятия по самообразованию и др.

У. п. характеризуется активным взаимодействием, специально организованным общением преподавателей, пропагандистов и обучаемых. Источником развития У. п. являются противоречия, возникающие между выдвигаемыми требованиями к обучаемым и уровнем их реальных учебных возможностей в данный момент. Разрешение этих противоречий ведет к дальнейшему формированию личности.

Осн. компоненты у. п.- цели, задачи, содержание, методы, приемы, средства, формы организации обучения, методы стимулирования учебной деятельности и контроля за ее эффективностью. Между компонентами у. п. существуют закономерные связи. Вытекающая из общественных потребностей цель у. п. как закон определяет конкретные задачи обучения, его содержание, к-рое, в свою очередь, обусловливает выбор методов, форм и средств обучения. у. п. дает высокие и качественные результаты, если при его планировании, организации, регулировании в полной мере учитываются эти связи и вытекающие из них принципы обучения.

На современном этапе развития теории и практики обучения большое внимание уделяется оптимизации У. п.- выбору наиболее рациональной структуры занятия, комплексному планированию задач занятия, выделению существенного в содержании учебного материала, выбору наиболее эффективных для данной ситуации методов и форм обучения.

УЧЕНИЕ — вид деятельности учащихся (слушателей), организуемый преподавателем  (пропагандистом)   и   объективно   направленный на достижение целей образования и воспитания. У.- целенаправленный   процесс, осуществляемый по установленной программе и плану, в ходе к-рого   обучаемые   приобретают определенную   систему   знаний, овладевают умениями и навыками. У. развивает память, внимание,  воображение, мышление учащихся,   формирует   у   них мировоззрение, эстетические вкусы, морально-нравственные устои и т. д. При правильной организации У. у людей вырабатываются потребности в непрерывном самообразовании и самовоспитании. Характер У., его результаты  во  многом  определяются составом   преподавателей   (пропагандистов), их теоретической и педагогической     подготовленностью, зависят от степени подготовленности   обучаемых,   мотивации   их   учебной   деятельности, отношения к ней.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.