Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

Т

ТАБЛИЦА УЧЕБНАЯ — перечень приведенных в определенную систему сведений, статистических данных, имеющий горизонтальные деления (строки) и вертикальные деления (колонки, столбцы или графы); один из видов наглядных пособий. Т. у. бывают текстовые, цифровые, графические, иллюстрированные и смешанные. Т. у. дает возможность на сравнительно малой площади передать большой объем информация, сопоставить те или иные показатели, отразить динамику к.-л. процесса и т. п., благодаря чему часто используется в общественно-политической литературе, учебных пособиях, применяется на занятиях в системе марксистско-ленинского образования. В ряде случаев пропагандисты и слушатели самостоятельно изготовляют Т. у., особенно содержащие обобщенные местные данные, что способствует лучшему уяснению и запоминанию изучаемого материала.

ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — соблюдение преподавателем, пропагандистом принципа меры в общении с учащимися, слушателями, умение найти правильный подход к ним в процессе учебы и вне учебы.

Основа Т. п.- глубокие знания психологии и педагогики, норм коммунистической морали. Сердцевина Т. п.- уважение к человеку, его достоинству, учет психических свойств личности, психического состояния человека в данный момент. Это способствует возникновению и углублению духовной близости между пропагандистом и слушателями, что позволяет ему оказывать на них действенное политическое и нравственное влияние, успешно решать воспитательные задачи.

Пропагандист работает с людьми, к-рые имеют определенный политический и жизненный опыт, отличаются друг от друга по возрасту, образованию и профессии, по степени общественной активности, характеру, волевым и нравственным качествам, по свойствам мышления, внимания и памяти, уровню интереса и отношению к политической учебе. Изучение и тщательный учет индивидуальных особенностей слушателей помогают ему осуществить Т. п., правильно подойти к тому или иному товарищу в любой конкретной ситуации.

Т.п. в огромной степени зависит от личных качеств пропагандиста. В нем находят свое выражение его внутренняя культура, разносторонняя теоретическая подготовка, широкий политический кругозор, глубокая идейная убежденность, богатый жизненный опыт.

Являясь    важной    составной частью  профессионального  мастерства пропагандиста, Т. п. не возникает сам но себе, а вырабатывается на основе приобретения  специальных  педагогических  знаний,  умений  и  навыков, активного применения их  в общении  с людьми.  Овладение Т. п. имеет большое значение для успеха  всей деятельности  пропагандиста, позволяет ему установить тесный контакт с людьми,  достигать  высоких  результатов в их политическом образовании и воспитании.

ТВОРЧЕСТВО   -   сознательная, целеполагающая,  активная деятельность  человека,   направленная на  познание и  преобразование действительности, создающая  новые,  оригинальные,   никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т. д. в     целях     совершенствования материальной и духовной жизни об-ва. Т. свойственно лишь человеку. Все сделанное людьми в    различных    видах   деятельности (в пауке, искусство, технике, общественных отношениях, формах общественного сознания, на  производстве  и  в  быту) — результат творческих усилий. Процесс Т. в оси. чертах един для   любой   человеческой   деятельности. Он включает деятельность интеллектуальную по осмыслению жизни, созданию новых   теоретических   обобщений, выдвижению   идей   и   деятельность физическую по их в жизнь. Различные виды деятельности имеют свои специфические особенности, что делает многогранным,   специфичным   и процесс    Т.    В    естественных науках процесс Т. включает в себя изучение исходных фактов, их обобщение, выдвижение идеи о   закономерных   зависимостях между ними, экспериментальную проверку   гипотез,   оформление результатов   и   их   внедрение. В   общественных   науках — всестороннее изучение жизни, практики народных масс, осн. закономерных тенденций ее развития,   разработка   обоснованных рекомендаций по использованию раскрытых закономерностей и их реализация в жизни. В искусстве процесс Т. складывается из вынашивания осн. замысла произведения, поиска соответствующих замыслу ситуации и адекватных    образов,    воплощения идей произведения в высокохудожественной форме. На производстве Т. неразрывно связано с изучением существующих технологических процессов, выдвижением идей по их рационализации, воплощением   идей   в   технические решения и их внедрением.

Для успешного участия в процессе Т. у человека должны быть развиты специфические способности (богатое воображение, мышления, критический взгляд на вещи, умение обобщать факты, осмысливать их и выдвигать новые решения и идеи, активность позиции в процессе внедрения нового, умение сохранять веру в победу и силу духа б период творческих неудач).

КПСС придает особое значение развитию Т. масс в самых различных областях общественной жизни, особенно в производстве, в процессе социалистического соревнования, к-рое способствует росту производительности труда. Много внимания уделяется Т. в области искусства и художественной самодеятельности. Литература и искусство формируют мировоззрение людей, а художественная самодеятельность развивает их творческие способности.

Особое значение Т. имеет в работе пропагандиста, в решении сложнейших воспитательных задач по формированию мировоззрения людей, их нравственно-эстетического отношения к жизни и труду. Т. заключается всего в глубоком знании марксистско-ленинской теории, философском осмыслении проблем современности. Оно проявляется в поисках новых активных форм общения со слушателями, в умении  связать   изучаемый   материал с актуальными вопросами жизни, реальной практической деятельностью слушателей, в широком привлечении убедительных фактов передового опыта, данных пауки, художественных обобщений из произведений литературы и искусства. Т. пропагандиста характеризуется оригинальным и высокоэффективным решением учебно-воспитательных задач, мышления, умением грамотно излагать своп мысли, говорить с глубокой верой, убежденностью, находить слова, идущие от сердца, затрагивать коренные интересы людей и тем самым пробуждать в них коммунистическую общественную активность.

ТЕЗИСЫ — положения, кратко излагающие к.-л. идеи, осн. мысли лекции, доклада, произведения, документа. В Т. кратко раскрывается содержание вопроса, темы. Составление Т.- одна из форм самостоятельной работы над политической литературой, при подготовке к докладам, лекциям, др. выступлениям. Оно требует от человека умения мыслить четко, логично, вычленять самое главное. Классики марксизма-ленинизма часто прибегали к составлению Т. своих выступлений, работ. Образцом могут служить, напр., Апрельские тезисы В. И. Ленина. В форме Т. изложен ряд др. важных документов партии, в частности Тезисы ЦК КПСС к 50-летиго Великой Октябрьской социалистической революции.

ТЕМА    (учебная)   - составная часть учебного курса, предмета. Т. занятия обычно определяется в соответствии с учебной программой,  планом.  Пропагандист может, учитывая уровень  подготовки слушателей, имеющиеся у них знания, провести по данной Т.  лекцию,  собеседование, поручив слушателям изучить ее предварительно   самостоятельно, путем   чтения  рекомендованной литературы.  Специфика,   характер Т. обусловливают содержание, структуру лекции, семинарского занятия. С учетом особенностей слушателей, их профессиональных интересов пропагандист  определяет  Т.  рефератов, практических заданий.

ТЕМПЕРАМЕНТ   -   закономерное    соотношение    устойчивых индивидуальных     особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Понятие Т. возникло на основе учения древнегреческого   врача   Гиппократа,   утверждающего,  что четыре жидкости, из к-рых якобы состоит человеческое тело, определяют   течение   физических  и душевных болезней.

Свойства Т.- индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности, динамика к-рой, а следовательно, и перечисленные выше свойства могут быть обусловлены др. психологическими условиями — настроением, мотивами деятельности, поставленной задачей и т. п. Различные сочетания закономерно связанных менаду собой свойств Т. называют типами Т. В психологии принято пользоваться классификацией типов Т.: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Представления о Т. человека складываются на основе характерных   для   него   психических особенностей. Сангвиник — человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на  окружающие события,    сравнительно    легко переживающий неудачи и неприятности.   Медлительного,   невозмутимого  человека  с  устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных   состояний   называют флегматиком. Холерик — человек быстрый,   порывистый,   способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенный,    склонный   к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Меланхоликом   называют   человека, легко ранимого, склонного глубоко переживать незначительные неудачи, но внешне вяло   реагирующего   на   окружающее. Чаще   всего  особенности  однего Т. сочетаются с чертами др. У людей одного и того же типа Т. степень выраженности отдельных его свойств может быть различной. Для определенного Т. типичны те крайние полюса, между к-рыми возможны, во-первых, различия по степени выраженности каждого свойства и, во-вторых, соотношение различных его свойств. Поэтому, хотя каждого человека можно отнести к определенному типу Т., индивидуальные различия между людьми по свойствам Т. бесконечно разнообразны.

Тип Т. зависит от врожденных особенностей. И. П. Павлов и его последователи научно доказали непосредственную и прямую зависимость типа Т. от общего типа нервной системы. Т., как и тип системы, от к-рого он зависит, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности человека, воспитания его.

ТЕОРИЯ — систематизированное и логически последовательное воспроизведение в мышлении объективной — природной и социальной — реальности. Т. отливается от обыденного знания, представляющего собой результат эмпирического осмысления повседневной практики людей и непосредственных наблюдений за природными и общественными процессами,   своей   систематичностью и тем, что в пей объективная логика действительности воспроизводится в строго последовательной системе понятий. Б Т. раскрывается сущность исследуемых в ней. Построение Т., изучение тех или иных явлений действительности составляет содержание теоретической деятельности человека. Определенность Т. как формы деятельности раскрывается через соотношение с практикой. Практика образует не только критерий истинности, но и основу развития Т.

Т. как специфический способ деятельности человека возникла на той стадии истории, когда произошло разделение умственного и физического труда. Это породило ряд проблем, изучение к-рых предполагает рассмотрение Т. в составе совокупной общественной деятельности человечества. Сюда относятся такие проблемы, как зависимость Т. от практики, Се роль в практической деятельности людей, изменение содержания а функций Т. по мере изменения общественных отношений и т. д. Данный круг проблем, связанный с социальной обусловленностью Т., нередко рассматривается как самостоятельный и лишь внешним образом относящийся к исследованию познавательной ценности Т., т. к, последний вопрос относится к теории познания. На деле, однако, ценность Т.   неотделима  от ее Социальной обусловленности. Теория познания в ее марксистско-ленинском   понимании   рассматривает традиционные гносеологические   проблемы    в    широком социально-историческом контексте. Т. в этом случае должна быть проанализирована не только   в   отношении  к   внешнему миру,   отражением   к-рого   она является, но и в отношении к практическому    преобразованию мира, условием и предпосылкой к-рого   она   выступает.   Термин «Т.» употребляется и в др., более узком смысле — для обозначения определенной формы научного знания. В таком смысле Т. характеризуется тем, что она строится но отношению к строго   фиксированной   системе объектов, н-рой предметной области (напр., кинетическая теория газов, теория социалистической   революции   и   т.д.);  представляет собой систему достоверных знаний, возникающих на основе существующих в данное время стандартов их достижения, общепризнанных  критериев   истинности   научных   утверждений; формулирует законы,   и   объясняющие  явления данной предметной области и дающие возможность предсказания еще неизвестных   фактов и построена т. обр., что содержит в себе возможность полу новых   утверждений   из уже имеющихся на основе специальных      правил      выводов. В соответствии с этим в любой Т.   можно   выделить   исходную эмпирическую основу — совокупность фактов, результатов экспериментов и т. д., нуждающихся в теоретическом объяснении; исходную теоретическую основу — совокупность   законов,   аксиом, постулатов и т. п., описывающих и   объясняющих   эмпирический материал;   логику   Т.- правила вывода   и  доказательства,   принятые в данной Т.; содержание Т.,   т. е.   положения,   теоремы, следствия,   к-рые   получены  из исходной  теоретической основы при помощи принятой в Т. логики.   Наиболее   отчетливо   эти компоненты Т. представлены в, особенно в дедуктивных   Т.   Высокая   степень общности этих Т., строгая и   безусловная   содержания в них выводов предопределяют широкое распространение их к современной науке. Однако   существуют   принципиальные   применимости таких Т., связанные с невозможностью    полной   формализации знания. К тому же строго построенные Т. применимы лишь к готовому, сложившемуся     (ставшему)     знанию. Знание развивающееся, становящееся   требует   иных   способов построения  Т.  К  числу  таких относится   система   способов   и методов   построения   Т.,   всесторонне  разработанная  К.  Марксом и примененная им в «Капи-. тале».

ТЕОРИЯ   ВОСПИТАНИЯ — системное изложение осн. целей, закономерностей,   принципов   и идей формирования и развития личности в конкретных исторических условиях экономического и  социально-политического  развития   об-ва.   Методологическая база    Т. в.- марксизм-ленинизм. Разработка    теоретико-методологических  и  методических  проблем  коммунистического   воспитания   предполагает  рассмотрение   педагогических  явлений  с т. зр. их социально-классовой детерминированности,       единства теории   и   практики,   исторического   и   логического   аспектов. Научная Т. в. опирается на глубокое обобщенное знание реального   воспитательного   процесса, всестороннее изучение педагогического  опыта,  массовой  практики    воспитательной    работы школ, внешкольных учреждений, детских и юношеских коммунистических   организаций,   семьи, трудовых коллективов и широкой общественности. Она всесторонне    учитывает    богатейший опыт   пропагандистской,   политико-воспитательной        работы КПСС.  Объективность  и достоверность познания динамики воспитания   и   развития   личности обеспечивается применением разнообразных   методов   исследования (, беседа, изучение   документации,   интервьюирование, анкетирование, эксперимент) . Марксистско-ленинская Т. в.- качественно новый этап в развитии педагогических учений. Она опирается на опыт революционно-преобразующей деятельности Коммунистической партии, народных масс по созданию социалистических отношений, становлению и развитию социально-политической системы и духовной культуры социализма.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — философское учение о возможности, целях, путях и средствах познания действительности. Т. п. отвечает на следующие вопросы; что такое познание, каковы его осн. формы, каковы . закономерности перехода от незнания К знанию, от знания менее глубокого к знанию более глубокому, что такое истина, что является ее критерием, какими путями, методами она достигается и др.

Способность людей относиться к миру объектов со знанием их реальных свойств и качеств — одно из необходимых условий собственно человеческого бытия. Природа этой способности, ее предпосылки, условия и закономерности формирования всегда находились в центре внимания ученых, так же как и вопрос о критерии истинности знания. Однако только на основе разработанного классиками марксизма понимания человеческого существования как общественно-исторического процесса предметной деятельности    Т. п.    приобрела форму научной теории, содержанием и предметом к-рой стал реальный процесс жизни людей, логика его исторического развития.

В домарксистской философии познание рассматривалось как процесс созерцания индивидом окружающего его мира. А сам этот мир брался, как писал К. Маркс, «только в форме объекта», никак не связанного с определениями человеческой субъективности, со способностью человека к познанию. Эта способность понималась либо как опять-таки чисто субъективная способность накапливать и обобщать чувственные впечатления от внешних вещей, либо как способность интуитивного проникновения в скрытую за внешними качествами сущность вещей. Но и в том и в др. случае ставилась под сомнение сама возможность постижения истины. В первом случае необъяснимым оставался переход от объективного качества к субъективным впечатлениям, что порождало вполне закономерно философский скептицизм и агностицизм — неверие в возможность познания, различные теории, доказывающие его полную невозможность. Во втором случае ничего не оставалось, кроме опять-таки веры в изначальную «согласованность» субъекта и объекта познания, в заранее и какой-то высшей силой «предустановленную   гармонию»   разума и или даже сверхчувственной сущности объектов.

Марксистско-ленинская Т. п. отвергает все формы гносеологического идеализма, С т. зр. К. Маркса, само возникновение и развитие человека связано о его трудом как предметной целесообразной деятельностью. В качестве целесообразно действующего (а следовательно, познающего) субъекта человек одновременно практически формирует из объектов природы предметы своей деятельности и познания, придавая им человечески целесообразную форму. Именно в этой субъективной, т. е. собственно человеческой, деятельности раскрываются объективные сущности природных и общественных сил. Поэтому и сам предмет познания и деятельности берется в марксистской Т. п. уя«е не только в форме объекта, или в форме созерцания, а субъективно, как человеческая чувственная деятельность, практика. Именно в практическом преобразовании объективных условий своей жизни внешний мир, реальная действительность, существующая вне и независимо от сознания людей, приобретает форму предмета человеческой деятельности, как бы переходит из состояния «вещей в себе» в освоенпые нами «вещи для нас». «В теории познания,- писал В. И. Ленин,- как и во всех других областях науки, следует диалектически, т. е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом, неточное знание становится более полным и более точным».

Педагогика, педагогическая психология, с разных сторон исследующие реальный процесс формирования познавательных способностей человека, фактически имеют дело с особенными формами реализации в том или ином отдельном виде деятельности (учебной, производственно!;, художественной, спортивной и т. п.) всеобщего способа взаимодействия человека с окружающим его миром. Рассматриваемый в Т. п. этот всеобщий способ взаимодействия человека с окружающим миром, его понимание являются исходными по отношению к любому возможному виду деятельности человека. В том же отношении к Т. находятся и др. пауки, изучающие особенные формы познавательной активности человека (напр., физиология органов чувств, психология, логика и др.). Ни одна из них, пи все они, взятые вместе, не создают и не представляют  собой Т. п.,  хотя последняя и опирается во многом на результаты исследований этих конкретных наук.

ТЕРМИНОЛОГИЯ — совокупность терминов — слов или словосочетаний, являющихся названиями определенных понятий к.-н. специальной области науки, техники, искусства. Знание Т. избавляет от необходимости при употреблении понятия повторять весь набор его признаков, создает условия для экономичности и оперативности мышления. Каждая отрасль науки имеет свою Т., без знания к-рой нельзя глубоко усвоить саму пауку. Изучение Т. ведется на всех стадиях учебного процесса. При этом учитывают уровень подготовки слушателей, содержание предмета, сложность темы занятия и т. п.; не допускают механического заучивания Т. без четкого понимания, что означает тот или иной термин. Каждый из них, употребляемый в рассказе, лекции руководителя занятия, пропагандиста, должен быть известен слушателям или обстоятельно разъяснен им. Правильного усвоения Т. добиваются на каждом занятии. В процессе работы с политической литературой целесообразно постоянно обращаться к словарям, справочникам.

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — свойства осн. процессов, характеризующие тип нервной системы, высшей нервной деятельности. Т. о. н. с. были открыты в лабораториях И. П. Павлова, где наряду с общими закономерностями работы больших полушарий изучались индивидуальные различия в нервной деятельности. В основе Т. о. п. с, по Павлову,   лежат   свойства   осн. нервных процессов (возбуждения и торможения): их сила, характеризуемая пределом выносливости (работоспособности) нервных клеток; подвижность — способность осп. нервных процессов быстро сменять друг друга; уравновешенность — степень преобладания одного нервного процесса над др. и т. д. Сочетание осн. свойств возбуждения и торможения и составляет тип нервной системы. Наиболее тесно Т. о. н. с. связаны с темпераментом и входят в состав природных основ развития способностей.

ТРАДИЦИИ — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в об-ве, социальных общностях (классах, нациях, народностях, профессиональных группах, коллективах и т. п.) в течение длительного времени. В качестве Т. выступают определенные общественные установления (напр., вставание при исполнении Гимна Советского Союза), нормы поведения (напр., приветствия и поздравления друг друга в связи с определенными событиями в общественной и личной жизни), обряды (торжественное и т. п.) и др. Живучесть Т. психологически объясняется наличием у людей потребности в их соблюдении, поскольку отход от них осуждается общественным мнением. Т. могут быть передовыми, прогрессивными   (революционные,  боевые, трудовые, интернационалистские   и  т. п.)   и   отсталыми, реакционными   (религиозные,   а также  Т.,  отражающие  отжившие капиталистические и феодальные    отношения).    Задача пропагандиста — постоянно   изучать местные и профессиональные Т., опираться в своей работе на прогрессивные, используя их влияние на психологию масс   для   более   эффективного воздействия на них пропагандируемых теорий и идей. Отсталые  и  тем  более  воинственно реакционные   Т.   типа   кровной мести  или  религиозного  фанатизма в форме жертвоприношений и т. п. должны подвергаться в пропаганде аргументированной научной критике, показывающей их враждебность коммунистическим идеалам. Умножение прогрессивных и отсталых Т. возможно при условии, если пропагандистское слово будет подкрепляться практическими делами всех; привлекательными   для   масс,   эмоционально насыщенными  формами  соблюдения прогрессивных обрядов и ритуалов; активной поддержкой вновь  зарождающихся  Т.,  вытесняющих   отжившие   по   времени и социальной роли, но сохранившиеся  из-за  их  вековой привычности    или    инертности мышления. В борьбе с реакционными Т. мобилизуют всю общественность на разоблачение их вреда   делу   коммунистического строительства и терпеливое разъяснение этого заблуждающимся людям.

ТРЕБОВАНИЕ  МОРАЛЬНОЕ  — осн. элемент моральных отношений  между  людьми.   Отражает принятые в об-ве нормы, к-рые реализуются в поведении людей благодаря    предъявлению    ими требований друг к другу. Впервые  в  педагогическую  теорию термин «Т. м.» введен А. С. Макаренко, к-рый различал требование прямое (приказ, указание, запрещение и т. п.) и косвенное (просьба, совет, намек и т.п.). 1 В советском об-ве получают развитие коммунистические нормы морали;   поэтому  высший  уровень Т. м. к личности отражен ! в моральном кодексе строителя коммунизма,     провозглашенном Коммунистической  партией  Советского Союза в ее Программе. Т. м.,  используемые   педагогами (пропагандистами) при организации учебно-воспитательного процесса, становятся одним из осн. методов воспитания. ТРУД — процесс   сознательной целесообразной деятельности людей, преобразующий природу и изменяющий   материальную   и духовную культуру об-ва, первое и   осп.   условие   человеческого существования.  Посредством  Т. человек сумел выделить себя из животного   мира,  овладеть  силами природы и поставить их на службу  своим  интересам.  Благодаря Т. человек выступает не просто как часть природы, взаимодействующая с окружающей средой и приспосабливающаяся к ней, а как активная деятельная личность, строящая свой собственный мир и изменяющий как саму природу, так и самого себя. Научившись изготовлять орудия Т., он смог развить свои способности и знания, что определило дальнейший социальный прогресс. Изменяя предметы природы, человек в Т. формирует свою общественную сущность, он постоянно производит и воспроизводит общественные отношения, формы общественного сознания, творит в общении и сотрудничестве с другими формы человеческого общежития.

Процесс Т. включает три осн. момента: целесообразную деятельность человека, т. с. сам Т., предмет Т. и средства Т., с помощью к-рых он совершается. В процессе Т. люди вступают в производственные отношения. Характер Т. и форма соединения рабочей силы со средствами производства зависят от господствующего способа производства, в основе к-рого лежат формы собственности. В предшествующих социализму способах производства, основанных на частной собственности на орудия и средства производства, Т. отчуждается (отрывается) от непосредственного производителя, становится для него тяжелым бременем. При социализме коренным образом меняется характер  Т.  Он  превращается  в свободный от эксплуатации Т., , становится   способом   развертывания всех способностей и возможностей   личности,   приобретает все более творческий характер, высокую ценность в глава всего об-ва. Постоянно улучшая условия Т., изменяя его характер и содержание, развитой 1 социализм подготавливает предпосылки для перехода к коммунистическому Т..

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — часть общего процесса коммунистического воспитания членов об-ва. Его цель — развитие коммунистического отношения к труду, воспитание бережного, заботливого отношения к социалистической собственности, укрепление социалистической дисциплины труда. Т. в. ведется в единстве с идейно-политическим и нравственным воспитанием. В процессе труда у людей развиваются такие высоконравственные качества, как сознание общественного долга, высокая ответственность за порученное дело, коллективизм и дисциплинированность.

Т. в. осуществляется на различных этапах жизни человека и включает в себя: выработку с детства трудовых навыков, привычки к труду, любви и уважения к нему, трудолюбия, презрения к лодырям и тунеядцам, недобросовестному отношению к ТРУДУ; воспитание ответственности за порученное дело, выполняемую работу, коллективизма, сознания общественного долга, сознательного отношения к общественной трудовой дисциплине, чувства ценности рабочего времени; воспитание творческого отношения к труду, стремления добиться повышения эффективности общественного производства и высокого качества работы; развитие моральных стимулов к труду. Все это дает возможность человеку стать активным участником строительства коммунизма. Правильное сочетание материального и морального стимулирования способствует развертыванию патриотической инициативы, творчества трудящихся, массовому социалистическому соревнованию. Т. в. под руководством партийных организаций осуществляется всеми социальными институтами воспитания, оно органически связано с хозяйственной, организаторской и идеологической деятельностью ленинской партии.

На успешное решение задач Т. в. направлены реформа общеобразовательной и профессиональной школы, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда» (1984).

ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ — осн. ячейка социалистического об-ва, к-рая в соответствии с Конституцией СССР осуществляет широкие полномочия в  политической, экономической и социальной жизни страны. Ныне у нас свыше 2,5 млн.  Т. к.  Деятельность их, записано в принятом Законе СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в   управлении   предприятиями, учреждениями,   организациями», базируется на социалистической собственности на средства производства и плановом развитии экономики.

Первый в истории Советского государства Закон о трудовых коллективах открывает новые возможности для развития социалистической демократии, повышения производственной и социально-политической активности каждого    советского   человека.

В Т. к. совместный труд осуществляется на началах товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, обеспечивается единство государственных, общественных и  личных  интересов,  утверждается принцип ответственности каждого перед коллективом  и  коллектива за каждого работника. Т. к. участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании   производства   и , социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления    предприятиями   и учреждениями, улучшения условий труда и быта работающих, использования  средств,  предназначенных для развития производства,   на   социально-культурные   нужды   и   материальное поощрение. Т. к. развивают социалистическое      соревнование, способствуют    распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают   своих   членов   в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности,   культуры  и  профессиональной квалификации.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.