Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

Совокупный общественный продукт

Материальные блага, произведенные обществом за определенный период времени (обычно за год) на общенародных (государственных) и кооперативных предприятиях и в личном подсобном хозяйстве. По натуральной форме С. о. п. состоит из средств производства и предметов потребления, а по стоимости включает стоимость потребленных  средств производства и вновь созданную стоимость.

С. о. п. в 1982 г. составил 1236,0 млрд. руб.,  в т. ч. в промышленности — 792,7 млрд. руб.; в сельском хозяйстве — 170,3 млрд. руб., на транспорте и связи — 55,2 млрд. руб., в торговле, заготовках, материально-техническом снабжении и др. отраслях-102,7 млрд. руб.

11-я пятилетка-это. новый крупный шаг в увеличении производственного потенциала нашей страны, в укреплении экономического могущества Советского государства. Поставлена задача опережающими темпами развивать отрасли, обеспечивающие прогрессивные структурные сдвиги в народном хозяйстве, устойчивое и сбалансированное расширенное воспроизводство. При увеличении всего промышленного производства на 26% машиностроение и металлообработка возрастают в 1,4 раза, химическая и нефтехимическая промышленность — на 3.0- 33%. Производство средств производства в     промышленности (группа «А») возрастет на 26- 28%, а предметов потребления (группа «Б») — на 27-29%.

Чтобы обеспечить эффективное развитие общественного производства на основе интенсификации, намечено опережающее развитие энергетики и машиностроения, всемерное подтягивание топливной промышленности, металлургии, химии и транспорта. Неизменным остается курс партии на дальнейший подъем сельского хозяйства.

СОВХОЗ — государственное предприятие в сельском хозяйстве. На конец 1982 г. в стране насчитывалось 22 тыс. С. Их удельный вес в производстве товарной продукции сельского хозяйства увеличился с 12% в 1940 г. до 45% в 1982 г., в т. ч. продукции растениеводства соответственно с 10% до 40%, животноводства — с 16% до 50%. Значительно выросли производственные фонды С. К 1983 г. в среднем на один С. приходилось основных фондов 7,8 млн. руб.

Снизились затраты труда на производство единицы продукции, о чем свидетельствуют цифры.

В свете решений XXVI съезда партии и майского (1982) Пленума ЦК КПСС, на 11-ю пятилетку предусмотрено создание современной материально-технической базы сельского хозяйства, дальнейшее укрепление экономики С, повышение материальной заинтересованности их тружеников, совершенствование организации и управления социальным преобразованием деревни. Произойдет дальнейшее увеличение производства сельскохозяйственной продукции С. при снижении ее себестоимости.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ-система мероприятий социалистического государства по материальному обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, по всестороннему обеспечению матерей и детей, по медицинскому обслуживанию и лечению. В СССР законодательно закреплена система С. о., созданная на ленинских принципах (ст. 24 Конституции СССР). Наиболее важным видом обеспечения являются пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца) и пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на детей малообеспеченных семей, многодетным и одиноким матерям и др.).

Для созданной в нашей стране системы С. о. характерны ее всеобщность и универсальность. Всеобщность С. о. нетрудоспособных означает, что оно распространяется на все без исключения общественные группы и категории работников. Универсальность предполагает предоставление трудящимся необходимых средств существования во всех случаях утраты способности к труду — по болезни, по возрасту, по инвалидности и т. д.

Важной особенностью С. о. при социализме является его бесплатность. Фонды пенсий и пособий формируются исключительно из средств государства и профсоюзов, без каких-либо взносов самих трудящихся. Расходы государства на С. о. и социальное страхование в 1982 г. составили 51,2 млрд. руб., тогда как в 1975 г. они составляли 34,6 млрд. руб. Выплаты пенсий за пятилетие возросли с 24,4 млрд. руб. (1975) до 37,8 млрд. руб. (1982). На 40% повышен минимальный размер пенсий колхозникам.

На XXVI съезде КПСС намечена программа дальнейшего улучшения С. о. в 11-й и 12-й пятилетках, в соответствии с к-рой приняты постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (1981) и «О мерах по дальнейшему улучшению социального обеспечения населения» (1981). В постановлениях отмечается, что Коммунистическая партия и Советское государство уделяют большое внимание созданию наиболее благоприятных условий для роста населения и воспитания подрастающего поколения.

В результате глубоких социально-экономических преобразований в нашей стране создана и постоянно совершенствуется система С. о., позволяющая реализовать права советских граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.

СРЕДНЕГОДОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ-показатель, выражающий динамику развития сельскохозяйственного производства. Он определяется путем суммирования стоимости валовой продукции сельского хозяйства за несколько лет и деления полученной суммы на то же число лет. Такой метод подсчета связан с резким влиянием на производство сельскохозяйственной продукции климатических и природных условий в отдельные годы. Осуществление мер по реализации аграрной политики партии, несмотря на трудности, вызванные неблагоприятными погодными условиями в течение последних лет, обеспечило увеличение среднегодового валового производства сельскохозяйственной продукции в 10-й пятилетке до 123,7 млрд. руб., или в 1,5 раза по сравнению с пятилеткой, предшествующей мартовскому (1965) Пленуму ЦК КПСС. Майский (1982) Пленум ЦК КПСС наметил увеличение среднегодового производства на 11-ю и 12-ю пятилетки в следующих размерах:

СТАНДАРТИЗАЦИЯ — система разработки, регламентации и внедрения стандартов в народное хозяйство страны. В СССР создана Государственная система стандартизации (ГСС). ГСС -мощный рычаг планомерного управления качеством продукции, охватывает все отрасли народного хозяйства. Основным нормативно-техническим документом С. является стандарт, к-рый регламентирует качество и технический   уровень  продукции, не надежность и долговечность, эстетическое оформление и т. п. с учетом народнохозяйственной эффективности, высших научно-технических достижений и спроса потребителей. Строгое соблюдение стандартов является обязательным требованием. Руководство работой по С. осуществляет Государственный комитет стандартов СССР (Госстандарт СССР). ГСС предусматривает следующие группы стандартов: государственные стандарты СССР (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), республиканские стандарты (РСТ), стандарты объединений и предприятий (СТП). На многие виды продукции применяются технические условия (ТУ). В народном хозяйстве страны действует около 23 тыс. государственных и свыше 175 тыс. отраслевых и республиканских стандартов и технических условий, т. е. практически по всем видам продукции. Для решения крупных экономических и социальных проблем введено в действие более 20 межотраслевых систем стандартизации. Они определяют порядок разработки, освоения и производства продукции, технологическую подготовку производства, мероприятия в области безопасности труда, охраны окружающей среды и др. К началу 11-й пятилетки был обновлен практически весь фонд государственных стандартов на продукцию.

XXVI съезд партии поставил задачу — в целях дальнейшего ускорения научно-технического прогресса совершенствовать стандарты и технические условия на готовую продукцию, комплектующие изделия, тару, материалы, сырье и услуги в соответствии с требованиями потребителей.

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА — сочетание составных частей народного хозяйства, их пропорции и взаимосвязи, отражающие общественное разделение труда в процессе общественного производства.. Отрасли народного хозяйства тесно связаны между собой и не могут нормально развиваться вне этих связей и определенных соотношений. С. о. п. находится в непосредственной взаимосвязи со структурой потребностей общества. При данной производительности труда общественные потребности определяют долю общественного времени на те или иные сферы и отрасли производства. Изменение производительности труда, структуры потребностей вызывает постоянные изменения сложившихся пропорций, массы и количества труда, занятого производством различных продуктов.

При социализме в условиях планового ведения хозяйства вопрос о высокоэффективном сочетании отраслей приобретает исключительную важность. К- Маркс писал, что «регулирование рабочего времени и распределение общественного труда между различными группами производства… становятся важнее, чем когда бы то ни было» (Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. II).

Прогрессивные сдвиги в структуре и характере воспроизводства, намеченные на П-ю. пятилетку, учитывают состояние и перспективу развития производительных сил и производственных отношений развитого социализма. Намечено улучшить соотношение между группами «А» и «Б» промышленной продукции, осуществить дальнейшее улучшение качества продукции, теснее связать ее выпуск с общественными потребностями. Обеспечение расширенного воспроизводства н экономия ресурсов связывается прежде всего с ростом отраслей, обеспечивающих технический прогресс: машиностроение, химия и нефтехимия. Удельный вес их возрастет с 35% в 1980 г. до 38% в 1985 г.

Поставленные XXVI съездом КПСС задачи по интенсификации общественного производства подкрепляются системой экономически обоснованных мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений, ускорению технического прогресса, совершенствованию системы показателей и экономических нормативов.

СФЕРА БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ- отрасль народного хозяйства, призванная удовлетворять различные бытовые потребности населения нашей страны. Развитие службы быта, обеспечивает дальнейшее повышение уровня жизни советских людей. С. б. о. избавляет трудящихся от ряда мелких, но необходимых хозяйственных и домашних дел, увеличивает свободное время, к-рое может быть использовано для самообразования, воспитания детей, на культурное развитие и удовлетворение духовных запросов.

В 1982 г. объем бытовых услуг увеличился по сравнению с 1970 г. в 2,6 раза, в т. ч. в сельской местности- в 3,3 раза. В 11-й пятилетке сфера бытового обслуживания значительно расширится. Объем реализации бытовых услуг вырастет на 44%. Повышается качество выполнения заказов и культура обслуживания в сельской местности и в восточных районах страны. Только за 1982 г. объем реализации бытовых услуг увеличился на 4% и составил 8783 млн. руб. ЦК КПСС и Совет Министров СССР, исходя из задач, поставленных XXVI съездом КПСС, майским и ноябрьским (1982) Пленумами ЦК КПСС по неуклонному повышению благосостояния советских людей, приняли постановление «О дальнейшем развитии и улучшении бытового обслуживания населення» (1983), в к-ром подчеркнуты главные направления бытового обслуживания, усилено внимание к вопросам развития и улучшения деятельности предприятий бытового обслуживания, укрепления материально-технической базы этой важной отрасли народного хозяйства.

ТЕРРИТОРИАЛЬНО — ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ — экономико-географические образования, черта экономики развитого социализма в СССР. Т.-п. к. характеризуются сочетанием производственных комплексов и «автономных» предприятий, связанных совместным использованием определенной территории и ее производственной инфраструктуры. В результате такой взаимосвязанности повышается народнохозяйственная эффективность всей совокупности производства данной территории. Т.-п. к. служат основой образования экономических районов, являются одним из элементов территориального разделения труда в стране, предполагают в качестве главного метода управления региональный подход.

Образование Т.-п. к.- один из ярких примеров ленинской национальной политики в действии. С развитием и укреплением их складывается прочная эффективная система экономических связей и взаимопомощи между союзными республиками, интенсивнее осуществляется процесс их всестороннего сближения.

К настоящему времени в стадии активного формирования находятся свыше 10 Т.-п. к.: Тимано-Печорский, комплекс Курской магнитной аномалии, Западно-Сибирский, Братско-Усть-Илимский, Южно-Якутский, Саянский, Павлодар-Экибастузский, Южно-Таджикский. В текущей пятилетке получат развитие и др. Т.-п. к., такие, как Оренбургский, Нижнекамский, Канско-Ачинский, Мангышлакский, Каратау-Джамбулский.

В материалах XXVI съезда КПСС одновременно поставлена задача «совершенствовать планирование и руководство территориально-производственными комплексами» (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 198). (См. Единый народнохозяйственный комплекс, Рациональное размещение производительных сил.)

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА- единство планов, разработки, производства и внедрения новой техники на основе достижений отечественной науки и мировой практики; система экономических, организационных, воспитательных мер, действий партии и государства, коллективов трудящихся, направленных на создание наиболее благоприятных условий для развития науки и техники. В условиях господства социалистической собственности на средства производства и обеспечения планомерного развития народного хозяйства государство осуществляет единую Т. п. в масштабе всего общества. Т. п. активно способствует развитию отечественной науки, определяет главные направления технического прогресса с целью получения максимального эффекта, облегчения и оздоровления условий труда и быта людей. Она определяет направления комплексной механизации и автоматизации производства, модернизации оборудования, способствует внедрению в производство наиболее совершенных образцов техники. В условиях социализма открывается возможность органически увязать научные исследования с практическим использованием их результатов, устраняется неравномерность развития технического прогресса в различных отраслях.

Определяя задачи на будущее, XXVI съезд партии подчеркнул, что в ближайшее десятилетие будет закладываться и создаваться народнохозяйственная структура, с к-рой страна вступит в XXI в. Она должна олицетворять собой интеграцию науки и производства, союз творческой мысли и творческого труда.

Единая научно-техническая политика приобретает ныне решающее значение. «Нас ждет огромная работа по созданию машин, механизмов и технологий как сегодняшнего, так и завтрашнего дня,- отмечалось в материалах июньского (1983) Пленума ЦК КПСС.- Предстоит осуществить автоматизацию производства, обеспечить широчайшее применение компьютеров и роботов, внедрение гибкой технологии, позволяющей быстро и эффективно перестраивать производство на изготовление новой продукции». Надо обеспечить «такую систему организационных, экономических и моральных мер, которая заинтересовывала бы в обновлении техники и руководителей, и рабочих, и, конечно, ученых и конструкторов, сделала бы невыгодной работу по старинке…»

Читайте так же:

Комментарии запрещены.