Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

С

САМОВОСПИТАНИЕ — осознанная целеустремленная деятельность личности, направленная на выработку, совершенствование или изменение своих качеств в соответствии с собственными ценностными представлениями и социальными ориентациями, интересами, целями, складывающимися под воздействием условий жизни и общественного воспитания. Это процесс, в к-ром человек делает себя объектом и субъектом воспитания, самообразования, идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического, физического совершенствования.

Как и общественное воспитание, самовоспитание, являющееся его составной частью, всегда зависит от общественно-исторических условий, в к-рых живет и действует индивид. В антагонистическом об-ве цели самовоспитания и условия его осуществления различны у разных классов. Социализм предоставляет всем членам об-ва широчайшие и непрерывно увеличивающиеся возможности для всестороннего развития каждой личности, а общая для всех граждан задача — строительство коммунизма — служит для них вдохновляющим стимулом самовоспитания.

В процессе учебной, трудовой и общественно-политической деятельности достигается определенный уровень сознания и самосознания, у человека возникает и развивается способность к самоанализу, самонаблюдению и самооценке, осознается необходимость .достижения соответствия своих личных качеств требованиям социалистическою об-ва, коммунистической морали, появляется стремление к самосовершенствованию.

Наиболее важные методы самовоспитания; самоанализ, самообязательство и систематическая критическая проверка его выполнения. Такая проверка, сознательное преодоление препятствий при выполнении самообязательств, соревновании с др. людьми в достижении поставленных целей, нетерпимость к своим недостаткам — все это закаляет волю, содействует осуществлению целей самовоспитания. Результаты самовоспитания проверяются практикой жизнц, той ролью, к-рую оно играет в совершенствовании личности в соответствии с требованиями коммунистической морали.

Семья, школа, трудовой коллектив, общественные организации, средства массовой информации, система политического просвещения призваны пробуждать у каждого индивида стремление к самосовершенствованию, ибо только гармоническое сочетание общественного воспитания с самовоспитанием людей способно дать наилучшие результаты.

САМООБРАЗОВАНИЕ — метод приобретения знаний о мире и закономерностях его развития на основе самостоятельных занятий, систематической, целеустремленной работы с первоисточниками, научной, учебно-методической и др. литературой, В процессе С. отчетливо проявляется желание, умение, упорство, воля человека получить знания из различных отраслей естественных и общественных наук, техники, культуры, постоянно пополнять их по мере развития самих знаний и усиления потребностей в них. Успехи в С. есть в то же время успехи в самовоспитании человека. Как и взятая в целом система образования, С.- это не раз навсегда данное, а постоянно развивающееся и углубляющееся явление — от простейших его форм до наиболее сложных и эффективных. Опыт показывает, что нередко С. начинается с эпизодического чтения книг, прослушивания отдельных лекций,. В своей высшей точке оно доходит до систематической работы человека над собой, превращаясь в его потребность, до всестороннего взаимосвязанного осмысления им прочитанного и услышанного, самостоятельной формулировки, а затем и приложения полученных знаний к работе. Трудно переоценить значение С. в выработке устойчивых убеждений, активной жизненной позиции личности. Подтверждено многократно, что, лишь научившись самостоятельно разбираться в том или ином вопросе, люди могут считать себя достаточно твердыми в своих убеждениях «и достаточно успешно отстаивать их перед кем угодно и когда угодно». Между образованием человека и С. существует естественная взаимосвязь. Полученное в свое время в школе, вузе образование составляет прочную основу для закрепления людьми накопленных ими знаний, их пополнения, развития в дальнейшем путем планомерного и систематического С.

Занимаясь С, человек прежде всего удовлетворяет свои духовные, эстетические и иные культурные запросы, пополняет, обогащает имеющиеся у него естественнонаучные и политические знания; в то же время он постоянно растет как творец и потребитель материальных и духовных  блат,  носитель общественных отношений, общественного политический  деятель.   Практически испробованных и оправдавших   себя   путей,   форм   С. существует немало. В процессе систематического получения знаний в учебных заведениях человек использует различные формы  С,  рекомендуемые  педагогикой и проверенные многолетним опытом. Н-рые из них находят применение в С. политическом.   Основная   форма   С- целеустремленная  самостоятельная работа с книгой, ее регулярное чтение, к-рое представляет собой «процесс духовного слияния  человека   с  великими умами всех времен и народов». Только в сочетании с этой формой С. др, формы,   являющиеся   вспомогательными   (напр.,   прослушивание лекций, просмотр кинофильмов,   консультации   специалистов), дают особенно хорошие результаты. Заниматься С. не значит добывать знания в одиночку, обособленно от др., рассчитывая только  на себн. Подлинное С. предполагает   и   коллективные фермы труда, скажем, в виде собеседований   по    конкретной теме, написания и обсуждения рефератов, участия в теоретических, научно-практических конференциях  и пр.  В СССР, где осуществляется   педагогический принцип непрерывности образования,  созданы  благоприятные условия для систематических и эффективных занятий С. Так, с; каждым  годом  растет   издание произведений   классиков   марксизма-ленинизма,    общественно-политической,     научно-технической,   художественной,   учебно-методической  и  иной   литературы.  Функционирует  большая сеть общедоступных библиотек — государственных,       партийных, профсоюзных, школьных и располагающих богатым фондом. Библиотеками, печатью  ведется планомерная работа  в  помощь самообразованию  (консультации, обсуждение   я   рецензирование книг, составление рекомендательных списков и др.), обобщается опыт, пропагандируются наиболее правильные и эффективные пути и приемы работы с книжным богатством, В этих целях Широко используются организуемые   партийными   комитетами, Домами и кабинетами политического  просвещения  семинары: пропагандистов,    библиотекарей, возможности организаций Общества  книголюбов  СССР.  Постоянно растет число личных библиотек советских людей. САМООБРАЗОВАНИЕ  ПОЛИТИЧЕСКОЕ      проверенный и полностью оправдавший себя метод овладения     знаниями    теория марксизма-ленинизма,   политики партии, ее стратегии и тактики. Июньский   (1983)   Пленум   ЦК КПСС поставил перед парторганизациями задачу шире использовать     метод    политического самообразования    коммунистов.

Гл. смысл С. п. состоит в самостоятельном добывании человеком путем чтения первоисточников, книг, пособий и т. п., а также с помощью др. форм самообразования новых знаний в области общественных наук (философии, политической экономии, научного коммунизма) и наук о воспитании человека (педагогики, психологии и др.) в целях закрепления полученных ранее знаний, их приращения, обогащения в интересах эффективного применения в практической деятельности.

В условиях неуклонного подъема материально-технической, научно-методической базы всей системы образования и просвещения, роста общеобразовательного уровня и культуры членов советского об-ва С. п. становится методом, в сущности доступным каждому человеку, желающему серьезно повышать свой политический уровень. «Надежный канал повседневной информации — 380 миллионов экземпляров газет и журналов. 75 миллионов телевизионных экранов загорается ежедневно в пашей стране. А это значит, что десятки миллионов семей имеют возможность ежедневно получать и необходимые разъяснения партийной политики, и новые знания, обогащаться умственно и духовно».

Метод самообразования применяется на всех уровнях системы партийной и комсомольской учебы.   Он   предполагает   целенаправленную самостоятельную работу каждого над произведениями К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, решениями и документами партии, трудами руководителей КПСС и Советского государства, а также соответствующими учебниками, пособиями, справочниками и иной литературой. Большое значение имеет   при   этом   техника   чтения, умение плодотворно работать над политической книгой, вычленять главное в прочитанном, делать краткие записи. В помощь коммунистам,  занимающимся  С. п., а также для контроля за их учебой партийные комитеты, пропагандисты   организуют  в  Домах и кабинетах политического просвещения консультации, собеседования   по   наиболее   актуальным проблемам. Широко практикуется также написание слушателями   рефератов,   работа   их над   практическими   заданиями и т.д.  В  журнале  ЦК  КПСС «Политическое самообразование» регулярно печатаются консультации, советы о том, как самостоятельно и с большой пользой читать  книгу,  эффективно  использовать фонды общественно-политической   литературы   библиотек, каким образом комплектовать личную библиотеку пропагандиста, лектора, партийного активиста в целях С. н. СВОБОДА СОВЕСТИ — право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Конституция СССР гарантирует всем советским гражданам равенство в правах независимо от того, верующие они или нет. В СССР религия во всех ее формах есть частное, личное дело граждан. Беспрепятственно отправляются религиозные культы, если они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на личные права, честь и достоинство граждан. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа — от церкви. Государство не вмешивается во внутренние дела церкви, и в то же время церковь не вмешивается в дела государства. Не существует к.-л. ограничений в свободе атеистических убеждений, в отрицании всякой религиозной веры и всякого религиозного культа. Советское государство предоставляет полную свободу проведения научко-атеистичеокой пропаганды всем общественным организациям, а также отдельным гражданам. С. с. законодательно закреплена Конституцией СССР.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ — время, остающееся у человека за вычетом рабочего времени, времени, затрачиваемого на дорогу к месту работы и обратно, на домашний труд и т.п., и используемое им по собственному усмотрению для отдыха, учебы, самообразования, занятий физкультурой и спортом, удовлетворения разнообразных духовных потребностей и т. д. В социалистическом об-ве С. в. трудящихся — предмет постоянной заботы КПСС, осуществляющей свою социальную политику. С. в.- важнейший фактор гармоничного развития советского человека, его способностей к высокопроизводительному труду, активной общественной деятельности. С. в. является общественным богатством, если оно используется для всестороннего развития личности, ее способностей и тем самым умножает материальный и духовный потенциал всего об-ва.

С. в. в странах социализма значительно возросло. И ныне стоит вопрос о дальнейшем его росте ва счет сокращения не столько рабочего времени, сколько времени, затрачиваемого на различные бытовые нужды, передвижение и месту работы и обратно. Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года, принятыми XXVI съездом КЦСС, намечено значительно улучшить бытовое обслуживание населения увеличить объем реализации бытовых услуг примерно в 1,4-1,5 раза, повысить качество выполнения заказов и

Культуру обслуживания; улучшать транспортное обслуживание населения. С. в.  советские люди используют все более содержательно: 1 «для отдыха, для своего развитая,   для   пользования   своими правами, как человека, как гражданина». XXVI съезд   КПСС   обратил   особое снимание на необходимость дальнейшего совершенствования активного отдыха трудящихся, развития туризма и экскурсионного обслуживания, строительства туристских   комплексов,   всемерного развития садоводческих и огороднических товариществ рабочих и служащих.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ в условиях   социалистического   об-ва — одна из форм воспитания нового   человека,   гармонически сочетающего   в   себе   духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Цель и задачи семьи и государства в коммунистическом    воспитании едины. Воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — передача взрослыми членами   семьи    (матерью,   отцом . в др.) детям накопленного об-вом : социального опыта;  формирование  у  них научного  мировоззрения,   коммунистического   от-: ношения к труду, народному достоянию, природе, воспитание политической  сознательности,  общественной   и   познавательной активности;  привитие  им чувства гражданственности, коллективизма, патриотизма и интернационализма, потребности и умения быть рачительными хозяевами, выполнять моральные, правовые и этические нормы и правила социалистического общежития; содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект С. в.- систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Третий аспект — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Характерная особенность С. в.- непрерывное сочетание целенаправленной педагогической деятельности родителей (и др. взрослых) с повседневным влиянием на детей социалистического уклада жизни семьи, материальных и бытовых условий, численности, структуры, идейно-нравственной, эмоционально-психологической и трудовой атмосферы семьи; жизненного и профессионального опыта родителей, семейного общения, уровня образования и педагогической культуры взрослых, взаимосвязей семьи со школой, общественностью и т. д.

С. в. немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно эмоционально по своему характеру. Семья оказывает влияние на всестороннее развитие детей, прививает им трудолюбие, дисциплинированность, честность, самостоятельность, бережливость, доброту, готовность оказать помощь, умение сопереживать, ориентироваться в сложной обстановке, реализовывать свои физические и духовные возможности, вести домашнее хозяйство и т. п. Отношения родителей между собой и их отношение к детям, внутрисемейная атмосфера в целом — незаменимая практическая школа отцовства и материнства для подрастающего поколения. Апрельский (1984) Пленум ЦК КПСС отметил, что надо больше внимания уделять вопросам общественного и С. в. подрастающего поколения. Семейное и общественное воспитание дополняют друг друга, создавая наилучшие условия для формирования всесторонне развитой личности.

СЕМИНАР ПРОПАГЛ НДИСТОВ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ — одна из осн. форм теоретической и методической учебы пропагандистов. С. п. п. д. организуются при горкомах, партии, парткомах крупных первичных парторганизаций. Их работа планируется, как правило, на целый учебный год. Занятия обычно проводятся один в месяц.

Осн. содержание работы С. п. п. д.- изучение и обсуждение актуальных вопросов теории и политики КПСС, научных основ партийной пропаганды, методики и опыта политического образования коммунистов и беспартийного актива. Формы работы — лекции и семинарские занятия, занятия по содержанию и методике изучения очередных тем учебных курсов и проблем, выступления руководящих партийных, советских, хозяйственных работников, обмен опытом, встречи с передовиками и новаторами производства, ветеранами революции, войны и труда, деятелями науки и культуры, экскурсии в музеи и на выставки, но ленинским местам, по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Важное место в деятельности С. п. п. д. занимает обучение методике политического самообразования, изучения первоисточников и политической литературы, использования наглядных пособий и технических средств пропаганды.

Составной частью работы С. п. п. д. служат теоретические, методические, научно-практические, читательские конференции, посещение и анализ открытых занятий, участие пропагандистов в социологических исследованиях проблем и опыта идеологической работы партийных организаций, политической учебы, коммунистического воспитания трудящихся.

СЕМИНАР  ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ — форма партийного образования, рассчитанная на ученых, специалистов, партийных работников и активистов. Слушатели С. т. самостоятельно изучают марксистско-ленинскую теорию по индивидуальным планам и коллективно обсуждают на семинарских   занятиях   наиболее актуальные теоретические проблемы. В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений XXVI съезда КПСС» (1981) отмечается, что Ст. «призваны способствовать углублению политической, философской и экономической под- готовки, идейному и профессиональному росту, подъему общественной активности советской интеллигенции, ее широкому участию в коммунистическом воспитании трудящихся».

Программы С. т. учитывают запросы, специфику, профессиональные интересы работников различных категорий. В С. т. обсуждаются в свете документов XXVI съезда КПСС актуальные проблемы марксистско-ленинской теории: социалистической революции, строительства коммунизма, советского патриотизма и пролетарского интернационализма, социалистической демократия, политической системы, внешней политики КПСС, теории и практики коммунистического воспитания, национальных отношений, идеологической борьбы на мировой арене, вопросы партийного строительства, научного управления социальными процессами.

«СЕМЬЯ И ШКОЛА» — ежемесячный научно-популярный журнал Академии педагогических наук СССР. Издается с мая 1946. Распространяет педагогические знания среди родителей и широкой общественности. Освещает актуальные проблемы коммунистического воспитания подрастающего поколения. Публикует материалы о воспитании у детей любви к Родине,, умственном и воспитании молодежи, о формировании трудолюбия, об эстетическом и физическом развитии школьников, по вопросам профессиональной ориентации. Пропагандирует идеи и деятельность выдающихся педагогов. «С. и ш.» знакомит читателей с проблемами детской и педагогической психологии, с литературой для детей, со спектаклями и кинофильмами о детях и для детей, дает медицинские советы ит. п. Тираж (1984) —2 млн. 200 тыс. экз. СИНТЕЗ — логический прием, представляющий собой мысленное объединение в целое аналитически исследованных существенных частей, элементов или признаков предмета (явлении). С. выступает необходимым дополнением и завершением анализа. Он представляет собой более высокую ступень познания, ибо предполагает абстрагирование от случайных признаков и обобщение существенных свойств предмета при формировании мысленного целого. Будучи продолжением анализа, С. также может быть по содержанию элементарным, структурным, функциональным, генетическим. С. в сочетании с анализом — необходимое   диалектическое   средство формирования понятий. Применяемые в единстве анализ и С. лежат в основе метода восхождения от абстрактного к конкретному: анализ дает знание об отдельных, изолированных качествах и свойствах предмета и потому приводит к абстрактным, односторонним определениям; С. позволяет представить существенные свойства в единстве и тем самым конкретно воспроизвести предмет в мышлении во всем богатстве его качеств и отношений. Именно так формируются научные понятия о предметах и явлениях действительности. В процессе формирования понятий С, как и анализ, тесно связан с др. мыслительными операциями: сравнением, абстрагированием, обобщением и т. д.

СИСТЕМА — совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующая как нечто единое, целостное. Понятие С. охватывает самые различные стороны того или иного сложного целостного объекта: его строение, состав, способ существования, форму развития. С. может быть материальной (напр., биологический организм или сообщество .организмов, об-во, техническое устройство) или идеальной (С. знаний, С. идеологических воззрений и т. д.). Системный объект характеризуется свойствами целостности, сложности и организованности. Целостность — это внутреннее единство данного объекта и, относительная обособленность его от др. объектов, в силу чего он обладает специфическими закономерностями функционирования и развития. Вместе с тем С. всегда взаимодействует с окружающей средой. Целостность С, обеспечиваемая особыми связями между ее элементами, обусловливает наличие у С. т. наз. интегральных свойств и качеств, к-рые не присущи элементам. Напр., такое свойство, как способность к целесообразному реагированию на внешние воздействия, характерно для организма в целом и в большинстве случаев не проявляется на уровне отдельных органов, В свою очередь, свойства и поведение элементов в значительной мере определяются их включенностью в С.

Под сложностью С. понимается наличие в ней множества разнокачественных элементов и связей. Это находит свое выражение в том, что сложная С. обладает большим диапазоном возможных состояний. Те или иные воздействия на сложную С. обычно не предопределяют жестко и однозначно процессы, происходящие внутри С.: чем сложнее системный объект, тем в большей мере характер и направленность его преобразований определяются присущими ему внутренними взаимосвязями (т. наз. системная детерминация).

Организованность системного Объекта — это характеристика внутренней упорядоченности, структурированности отношений и связей между элементами. Присущие С. формы организации во многом предопределяют возможные направления ее изменения и развития.

Каждая подсистема (элемент) данной С. может быть рассмотрена в качестве С, состоящей из подсистем более низкого уровня; в свою очередь сама данная подсистема может рассматриваться как элемент в рамках более широкой С.

При познании С. и управлении ими необходимо различать процессы функционирования, т. е. воспроизводства существующих взаимосвязей и отношений между элементами, сохранения осн. качеств и характеристик С. при изменения внешних и внутренних условий, и процессы развития, связанные с перестройками элементов и связей С., с обретением ею новых качеств.

В познавательной и практической деятельности нередко приходится решать задачи построения (синтеза) С. Так, для построения С. знаний требуется: а) выявить необходимые элементы знания, описывающие и объясняющие различные стороны данной области действительности;   б) установить  логические взаимосвязи между этими элементами, что обеспечивает последовательное изложение и усвоение всего комплекса знаний как единого целого. Эти требования учитываются при организации учебного процесса в системе партийного образования.

СИСТЕМА ПАРТИЙНОЙ УЧЕБЫ — проверенная опытом эффективная форма идейно-политической закалки коммунистов и овладения научным диалектико-материалистическим мировоззрением. С. п. у.- одна из сфер идеологической работы, проявления руководящей роли КПСС, к-рая строит свою стратегию и тактику, политику на базе марксизма-ленинизма, научной теории общественного развития.

На всех этапах своей революционно-преобразующей деятельности КПСС придавала большое значение теоретической учебе своих членов, ибо марксистско-ленинская подготовка коммунистов определяет их политическое сознание, активность и авангардную роль в массах, идейную сплоченность партийных рядов, боеспособность партийных организаций. Такую подготовку осуществляет и С. п. у. Вместе с тем С. п. у. выступает школой подготовки идеологического актива (докладчиков, политинформаторов и т. д.) для политико-воспитательной работы среди широких масс.

КПСС накопила богатый опыт развития содержания, организационных форм и методов партийной учебы. Оставаясь мировоззренческой, направленной на овладение марксизмом-ленинизмом, она органически связана с политической и практической деятельностью партии. Осн. требования, к-рые всегда учитываются при организации учебы,- дифференцированный подход к определению ее форм и методов с учетом общеобразовательной и политической подготовки коммунистов, характера их трудовой и общественной деятельности, последовательность и системность в овладении марксизмом-ленинизмом.

Постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений XXVI съезда КПСС» (1985) утверждена следующая структура С. п. у.: школы молодых коммунистов; школы основ марксизма-ленинизма; школы научного коммунизма, теоретические и методологические семинары; школы партийно-хозяйственного актива; университеты марксизма-ленинизма.

Осп. содержание партийной учебы в современных условиях — глубокое, целостное изучение коммунистами составных частей марксистско-ленинской теории, произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, героической истории партии, решений и документов КПСС, материалов XXVI  съезда  партии  и последующих пленумов ЦК, трудов К. У. Черненко и др. руководителей партии и правительства.

Важнейшая задача партийной учебы — вооружать коммунистов знанием революционной теории, внутренней и внешней политики КПСС, помогать разбираться в настоящем и видеть будущее, сознательным творческим трудом приближать его, воспитывать у слушателей непримиримость к буржуазной идеологии и морали. «Смысл политической учебы в том, чтобы каждый глубоко понимал политику партии, умел применять на практике полученные знания, ясно представлял себе и выполнял на деле свой общественный долг».

В тесной связи с С. п. у., под ее влиянием и опираясь на ее опыт, получили дальнейшее развитие массовые формы политической учебы и экономического образования трудящихся, ставшие действенными формами идейно-политического воспитания миллионов советских людей.

СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ — Экономическое образование трудящихся. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ — приведение в систему совокупности объектов (явлений, процессов), относящихся к н-рой области действительности, расположение их в целях всестороннего изучения в определенном порядке, установление последовательности между ними. С. предполагает выявление отношений или связей между объектами данной совокупности. Это могут быть родовидовые отношения, отношения генетической преемственности (порождения), логического следования, или структурно-функциональной зависимости и т. д. Для правильного проведения С. заранее выбранные основания С. (т.е. определенный тип отношений или связей) необходимо строго выдерживать применительно ко всем объектам данной совокупности.

Особую важность вопросы С. приобретают, когда надо изложить материал к.-л. учебного курса или отдельной темы. Упорядоченная, последовательная организация материала позволяет избежать повторов и про-, пусков, способствует лучшему его усвоению. В зависимости от специфики излагаемого материала и состава аудитории С. может осуществляться либо дедуктивным, либо индуктивным методом, либо посредством сочетания обоих методов. При использовании дедуктивного метода сначала вводятся общие принципы, содержание к-рых затем конкретизируется и раскрывается при рассмотрении частных случаев. Индуктивный метод, напротив, предполагает сначала рассмотрение более  конкретных вопросов, анализ позволяет выявить сходные, родственные черты и закономерности, присущие данной совокупности явлений или процессов, и сформулировать на этой основе общие принципы.

СИСТЕМНОСТЬ — отличительная особенность сложноорганизованных объектов (систем) природной и социальной действительности, выражающаяся в наличии у таких объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у их элементов. Благодаря ей функционирование а развитие подобных объектов подчиняется закономерностям, к-рые невозможно обнаружить при рассмотрении отдельных элементов. С. характерна, напр., для процессов восприятия и усвоения индивидом научной и политической информации. Она проявляется в том, что данные процессы протекают под влиянием ряда взаимодействующих факторов: содержания и формы, в к-рой представлено к.-л. сообщение, предшествующего опыта индивида, сформировавшихся у него ориентации и установок, а также от его психического и эмоционального состояния. Все это определяет, как и в какой мере будет усвоено сообщение.

Будучи объективной характеристикой сложноорганизованных объектов, С. выступает и как принцип их научного познания и практического преобразования. Принцип   С.- составная   часть теории материалистической диалектики. Он предполагает всестороннее, комплексное рассмотрение объекта, учет множества внешних и внутренних факторов и условий, определяющих его нынешнее состояние и тенденции его развития. При управлении качественным преобразованием, развитием системы важно помнить, что в силу С. воздействие на отдельный элемент всегда опосредуется системой как целым, что обычно и определяет конечный результат такого воздействия. Поэтому изолированное воздействие на ту или иную сторону, тот или иной элемент системы не только не дает желаемого эффекта, но нередко вызывает последствия прямо противоположные тому, что первоначально намечалось. Поскольку, напр., человеческая личность обладает системными свойствами и качествами, постольку и деятельность по коммунистическому воспитанию личности должна быть организована на основе принципа С.

СКЛОННОСТЬ — направленность человека на занятия к.-л. деятельностью. Характеризуется избирательной активностью чело-вика, его личностным, «пристрастным» отношением к своему труду, рассматривается как важнейшее условие полноценной трудовой, учебной, любой творческой деятельности. Когда деятельность соответствует С, она дает наибольшее удовлетворение. Формирование и укрепление С. в значительной мере обусловливается развитием способностей к определенной деятельности. С. различают по предмету деятельности, интенсивности и широте. Задачи воспитателя — помочь воспитуемым выявить, определить свои С. и создать условия, способствующие их развитию (напр., пропагандист, заметив у слушателя С. к агитационной работе, помогает ему овладеть необходимыми навыками агитатора, политинформатора).

СОБЕСЕДОВАНИЕ — специально организованная беседа по к.-н. теме, составная часть учебного процесса в системе марксистско-ленинского образования. Цель С.- более глубокое изучение темы путем коллективного обсуждения слушателями под руководством пропагандиста актуальных проблем, сложных вопросов, к-рые могли вызвать определенные затруднения у слушателей в ходе их самостоятельной работы над политической литературой. Коллективное обсуждение способствует обобщению, уточнению, закреплению знаний, приобретенных во время прослушивания лекции пропагандиста по данной теме, в процессе чтения рекомендованной литературы.

На С. большое внимание уделяется проверке знаний слушателей, определению, насколько хорошо усвоили они изучаемый материал, как разобрались в актуальных проблемах теории и партии. Но контролирующая функция С. не должна преобладать над обучающей. Задача пропагандиста — добиться, чтобы в ходе коллективного обсуждения каждый слушатель усвоил учебный материал. Этому подчинена и проверка знаний. Когда С. хорошо продумано, организовано, оно не только помогает разобраться в наиболее сложных вопросах темы, но и служит средством контроля и самоконтроля за учебой. По качеству выступлений, по степени активности слушателей можно сделать вывод о том, кто и как усвоил пройденное, прочитал рекомендованную литературу, какие меры необходимо принять, чтобы у слушателей не было никаких пробелов в знаниях.

На С, пропагандист прежде всего проверяет знание слушателями рекомендованных учебной программой первоисточников. Если, выступая на теоретическом С, они используют лишь материал, содержащийся в учебном пособии, это не должно его удовлетворять. Важно так организовать С, чтобы слушатели учились аргументировать каждое теоретическое положение, применять его для анализа различных явлений общественной жизни, событий в нашей стране и за рубежом,, отстаивать свою позицию: Успех С определяют умелое руководство им со стороны пропагандиста, высокая активность слушателей.

«СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА» -ежемесячный научно-теоретический журнал, орган Академии педагогических наук СССР. Издается с 1937. Рассчитан на работников педагогических научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, учителей, аспирантов, работников орган о з народного образования, идеологический актив. Освещает состояние и успехи педагогической науки, перспективы ее развития, вопросы связи науки и школы с жизнью, обобщает и распространяет передовой опыт. Публикует материалы по проблемам коммунистического воспитания и образования молодого поколения, формирования коммунистического мировоззрения, всестороннего развития личности, подготовки молодежи к жизни и труду, которые используются и в системе политического просвещения. Большое место в журнале занимают современные теоретические проблемы педагогики и педагогической психологии, материалы, посвященные критике буржуазных теорий воспитания и образования, и др. Тираж — свыше 75 тыс. экз. (1984). СОЗНАНИЕ -. свойственный лишь человеку способ отражения объективной реальности; совокупность психических процессов, обеспечивающих осмысление человеком окружающего его мира я собственного своего бытия в нем.

Реальное бытие человека есть прежде всего исторически определенный способ предметно-практического взаимодействия его с внешним миром,- осуществляемый совместно с др. людьми труд, целесообразная деятельность. Она мотивируется я направляется заранее поставленной целью, к-рая формируется на основе знаний о реальных возможностях предметов и явлений объективного мира. Осуществление цели происходит лишь в процессе изменения объективных обстоятельств и разрешения противоречий в самих материальных условиях бытия. Только т. обр. удовлетворяются имеющиеся (и образуются новые) общественные потребности и способности человека. В т. ч. и способность мышления. Единство и целостность всех психических функций, возникающие на основе целеобразующей деятельности мышления, определяют способ осознанного отношения человека к действительности. С.- это и есть способ отношения человека к объектам своей деятельности со знанием их собственных свойств и возможностей. К. Маркс и. Ф. Энгельс писали, что С. никогда не может быть ч.-л. иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни.

Для педагогической теорий и практики принципиальным является тот факт, что такой, характерный только для человека, способ его отношения к миру не определяется человеческими особенностями его телесной (морфо- . физиологической) организации, а прижизненно осваивается каждым индивидом, от рождения обладающим дивными особенностями, и только в общении с др., тоже способными к целесообразным действиям людьми. Бытие человека — всегда разделенная с др., совместная деятельность, определяющая его самосознание, т. е. способность относиться к своей собственной жизнедеятельности как к особому предмету и к себе как к ее субъекту.

С. неразрывно связано с языком. С. формируется в процессе трудовой общественно-производственной деятельности людей, чтобы, в свою очередь, влиять за нее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу и об-во, а тем самым и самих себя. С. как опосредствованное знанием целесообразно-деятельное отношение человека к действительности, , человека, осознанное бытие «не только отражает объективный мир, но и творит его» (Ленин В. И., т. 29, с. 194). Осваиваемая человеком исторически развитая культура, знания и идеалы, творческие способности мышления, свобода воли, т. е. все, что определяет осознанное отношение человека к миру, к др. людям, к себе самому- само его О., формируются в общении людей, в различных исторически определенных формах общения. Этот процесс характеризуется тем, что новые поколения сохраняют и развивают знания о природе и об-ве, политические, нравственные, эстетические, религиозные идеалы в характерных для них особенных исторически развитых формах общественного С.- науке, политической идеологии, правосознании, морали, искусстве, религии.

Общественное воспитание и — главное — самовоспитание человека, развитие и саморазвитие его способностей, его С. осуществляются в процессе ответственной перед др. людьми и необходимой им деятельности. Поэтому так важно, чтобы цели и средства деятельности людей были всегда достойны высоких идеалов человеческой культуры, воплощенных сегодня в реальных целях коммунистического строительства.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ слушателей в обучении — - один из дидактических принципов. Проявляются в стремлении слушателя понять изучаемый материал, связать последующее с предыдущим, определить существенное и несущественное, главное и второстепенное, использовать полученные знания на практике, опираясь на них в собственных суждениях. Принцип С. и а. противоположен догматизму и формализму. Сознательное усвоение знаний невозможно без овладения приемами самостоятельной умственной работы, дающей возможность приобретать новые знания путем самообразования. Обучение слушателей приемам как формально-логического, так и диалектического мышления развивает у них стремление к овладению знаниями.

Достижение С. слушателей в обучении теснейшим образом связано с их А. в учебной работе, к-рая развивается на основе таких мотивов познавательной деятельности, как интерес, осознание общественного значения знаний, необходимость их усвоения для более активного служения об-ву. Высшее проявление С. и а. слушателей — успешное применение ими полученных знаний в жизни, на практике.

СОРЕВНОВАНИЕ — форма общения (деятельности) людей, когда его участники стремятся превзойти (победить) друг друга в достижении к.-л. цели. Сфер общественной жизни, где существует возможность С., много (экономика, политика, паука, искусство, спорт, быт ИТ. п.). Решающая из них — производство материальных благ. Здесь содержание и формы, цели и средства . С. определяются способом производства, характером социального   строя.   При выступает в форме конкурентной борьбы между частными предпринимателями, монополиями, стремящимися уничтожить или подчиняй, себе соперника. После того как пролетариат свергает политическое и экономическое буржуазии, широкое распространение получает С. социалистическое. Это С. закономерно возникает в силу господства общественной собственности на средства производства и уничтожения всяких форм эксплуатации,, угнетения. Оно представляет собой свойственный социализму, коммунизму новый тип общественной связи между людьми, предполагающий широкое развитие состязания, соперничества в рамках отношений товарищеского сотрудничества и братской взаимопомощи в процессе труда при неограниченных, по существу, возможностях для проявления самодеятельности, хозяйственного почина. С. социалистическое — творчество масс, патриотическое движение, основанное на высокой сознательности и инициативе людей. Ленинские принципы его организации — гласность, сравнимость результатов, возможность практического повторения опыта. С. социалистическое — коммунистический метод созидания нового действенное средство мобилизации трудящихся па; претворение в жизнь планов коммунистическою  строительства, привлечения их к управлению производством, формирования социалистического коллективизма. Гл. внимание участников С. сосредоточено на вопросах интенсификации социалистической экономики, на повышении эффективности общественного производства и качества продукции, ускорении научно-технического прогресса, достижении высоких конечных результатов, всемерном укреплении режима экономии, неуклонном подъеме производительности труда в целях непрерывного роста материального благосостояния и культуры народа. На различных этапах имело формы: коммунистические субботники, ударничество, стахановское движение. Ныне прочно утвердились такие формы, как наставничество, «рабочая эстафета», встречные планы и др; Высшая форма С-движение за коммунистическое отношение к труду. С. стало важнейшим фактором совершенствования социалистических общественных отношений, укрепления демократизма нового строя, повышения социальной активности трудящихся. Особое значение С. социалистическое имеет как школа коммунистического воспитания. Оно прививает людям новое, отношение к труду, способствует формированию коммунистической нравственности повышению идейности и политической сознательности членов об-ва, укреплении) советского  патриотизма, дружбы народов, пролетарского. СОФИСТИКА — прием рассуждения, основанный на сознательном использовании в процессе аргументации различного рода логических уловок с целью внешне правдоподобного, а по существу ошибочного опровержения чужих или обоснования своих концепций. В качестве уловок (софизмов) могут выступать все известные виды логических ошибок — прямая подмена тезиса, подмена условного безусловным, круг в рассуждении, ложные и недостаточные доводы, нарушения правил вывода, двусмысленное употребление слов и др. В идеологической борьбе С. обычно выполняет роль приема, направленного на защиту господствующих реакционных идей. Имея в виду данные обстоятельства, Ленин указывал, что надо «уметь разбираться в тех ходячих фразах и всевозможных софизмах, которыми прикрывает каждый класс и каждый слой свои эгоистические поползновения и свое настоящее «нутро»…». Разоблачение софизмов современной буржуазной идеологии и ревизионистских концепций — актуальная задача марксистско-ленинской пропаганды.

СОЦИАЛИЗМ — общественный строй, приходящий на смену капитализму и характеризующийся общественной собственностью на средства  производства,   отсутствием эксплуатации человека человеком, планомерным развитием народного хозяйства; низшая фаза   коммунистической   общественно-экономической формации.

Коммунистическая формация в фазе С. предстает еще в том: виде, в каком выходит из недр капиталистического об-ва, и поэтому во всех отношениях — экономическом, нравственном и умственном — сохраняет родимые пятна прошлого. Непосредственному строительству С. предшествует переходный период, необходимость к-рого обусловлена принципиальной несовместимостью капиталистического и социалистического способов производства и наличием многоукладной экономики. В этот период решаются сложные экономические, политические, социальные и культурные задачи, что позволяет создать» основы С. и утвердить в дальнейшем развитой С., перерастающий постепенно в высшую фазу — коммунизм.

С. в корне противоположен капитализму. Ликвидация частной собственности на орудия и средства производства и утверждение общественной собственности преображают экономический и социальный облик нового об-ва. Целью общественного производства становится не извлечение максимальной прибыли, а удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей людей. В условиях С. не человек существует для производства, а производство — для человека, что есть воплощение реального гуманизма. Общественное производство развивается по определенному плану; экономическое и социальное планирование — характерная черта развития народного хозяйства.

При С. действует принцип распределения: «От каждого — по способностям, каждому — по труду». Это делает необходимым строгий контроль за мерой труда и мерой потребления, что является одной из функций государства и предметом внимания общественных организаций. Материальное и моральное стимулирование труда способствует развертыванию социалистического соревнования, инициативы трудящихся масс и трудовых коллективов.

Политическая власть при С. трудящимся при руководящей роли рабочего класса и его авангарда — марксистско-ленинской партии.

При С. ликвидированы всякое социальное неравенство и национальный гнет. В социальном отношении С. движется в направлении достижения полной социальной однородности, представляет собой об-во двух дружественных классов — рабочего класса и колхозного крестьянства и особого социального слоя — интеллигенции. Происходят количественные и качественные изменения в рабочем классе и крестьянстве. Идет постоянный количественный рост рабочего класса. В связи с научно-техническим прогрессом в сельском хозяйстве уменьшается класс колхозного крестьянства. По своим социальным и психологическим характеристикам, уровню образования и культуры колхозное крестьянство приближается к рабочему классу. Неуклонно растет, пополняясь выходцами из среды рабочих и крестьян, интеллигенция, занятая преимущественно умственным трудом, научно-техническая, в связи с прогрессом науки и техники. В процессе строительства С. идет процесс преодоления социально-классовых различий, различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом.

Важные изменения происходят в политической системе С. Ядром политической системы С. является КПСС, роль к-рой в руководстве всеми элементами целостной политической системы С. возрастает. В жизни об-ва активное участие принимают общенародное государство, общественные организации. Повышается роль профсоюзов, ВЛКСМ, различных кооперативных объединений, творческих союзов. Неотъемлемым элементом политической системы стали социалистические трудовые коллективы, к-рые одновременно осуществляют большие воспитательные, педагогические функции. Социалистическая демократия развивается в направлении все более широкого участия граждан в управлении государственными и общественными делами, совершенствования работы государственного аппарата, повышения активности общественных организаций, расширения гласности, увеличения роли общественного мнения, усиления народного контроля, обогащения прав, свобод и обязанностей граждан.

В духовной области идет процесс развития культуры, возрастает духовный потенциал об-ва. С С. начинается новая эра в развитии человеческого об-ва.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — совокупность осн. черт жизнедеятельности трудящихся, свойственной первой фазе коммунизма — социализму. Возникает и утверждается после завоевания политической власти рабочим классом во главе с марксистско-ленинской партией. Развивается в тесной связи с осн. этапами становления социализма: переходным периодом, созданием основ социализма, построением развитого социализма. Ныне С. о. зк. характеризуется такими существенными чертами, как свободный от эксплуатации труд, высокий уровень материального благосостояния и культуры народа, общественно-политической активности граждан, атмосфера коллективизма и товарищества, сплоченность, дружба всех наций и народностей, социалистический патриотизм и интернационализм, нравственное здоровье об-ва, подлинный демократизм и социальный оптимизм, нетерпимое отношение 1, отступлениям от социалистической морали. С. о. ж. имеет социально-экономические, политические и духовно-нравственные основы, в ходе укрепления к-рых все более выявляются его исторические преимущества перед капиталистическим образом жизни. С. о. ж. развивается в непрерывной борьбе со всем старыы, отсталым.

XXVI съезд КПСС уделил большое внимание вопросам укрепления и развития С. о. ж. как нового типа деятельности, типа отношений и типа поведения людей. Усилия советского об-ва направляются на всемерное укрепление материальных и духовных основ С. о. ж. Съезд выявил важную закономерность общественного развития: «В период развитого социализма завершается перестройка всех общественных отношений на внутренне присущих новому строю коллективистских началах. Эта перестройка охватывает и материальную, в духовную сферы, весь уклад пашей жизни». В сущности, речь идет о дальнейшем совершенствовании, обогащении трудовой деятельности, организуемой началах коллективизма, развитии сферы распределения, всех общественных отношений между людьми.

XXVI съезд партии, последую Пленумы КПСС призвали коммунистов, всех советских людей к большой работе но искоренению всего, что мешает успешному формированию нового человека, но совершенствованию С. о. ж.

Социальная группа — элемент социальной структуры об-ва, совокупность людей, для крой характерны особое место в общественном производстве, в системе общественных отношений, специфические черты образа жизни и социальной психологии. Понятие «С. г.». В. И. Ленин определял классы как «большие группы людей», различающиеся по ряду Социально-экономических признаков. Вместе ; с тем он называл группами части в составе классов и другие категории населения, но разграничивая строго понятия «группа» и «слой».

В партийных документах отмечается наличие в кроме классов также социальных групп и слоев. По мере стирания межклассовых различий социальная политика партии все больше сосредоточивается на решении проблем, требующих самого внимательного учета особенностей и интересов каждой группы нашего об-ва.

Идеологическую работу партия ведет также дифференцированно, с учетом многообразных интересов различных групп населения. В ней, напр., учитывают особенности не только рабочих, колхозников, интеллигенции, но и городских и сельских жителей, работников разной квалификации, социально-демографических групп — женщин, молодежи, пенсионеров, такой специфической группы населения, как верующие.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ-. Психология Социальная. СОЦИАЛЬНО , КЛАССОВАЯ СТРУКТУРА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА — совокупность существующих в СССР классов, социальных групп и слоев, их взаимосвязь и взаимодействие. В процессе строительства социализма в С.-к. с. с. о. произошли революционные изменения: ликвидированы эксплуататорские классы — помещики и городская буржуазия, а затем и кулачество; пролетариат превратился в социалистический рабочий класс, опирающийся на общенародную собственность на средства производства и осуществляющий в союзе с др. трудящимися свою власть в об-ве; в корне преобразована на социалистических началах социальная природа бывших мелких собственников — крестьян и кустарей; сформировалась новая, народная интеллигенция; ликвидированы противоположности между городом и деревней, между физическим и умственным трудом. В период развитого социализма существуют только однотипные, социалистические по природе классы, социальные группы и слои, для к-рых характерны коренных интересов и целей, сходство многих черт социального облика. В этом смысле об-во зрелого социализма уже стало об-вом усиливающейся социальной однородности, к-рая, однако, не является полной, поскольку еще сохранились различия между классами рабочие и крестьян, существенные различия между городом и деревней, между работниками физического и умственного труда, а также социальные различия между группами и слоями внутри классов, в составе городского и сельского населения, интеллигенции и служащих. Только на основе стирания всех этих различий могут быть достигнуты полная социальная однородность об-ва и полное социальное равенство людей, когда об-во уже не будет делиться на классы, социальные группы и слои, а все люди будут иметь равное положение в об-ве, одинаковое отношение к средствам производства, равные условия труда и распределения, активно участвовать в управлении общественными делами,

Осн. тенденция развития С.-к. с. с. о.- сближение всех его классов и социальных групп. Укрепляется ведущая роль рабочего класса в жизни, об-ва; колхозное крестьянство все больше сближается с рабочим кас сом; преодолеваются социально экономические и культурно-бытовые различия между городом и деревней; стираются различия между работниками. зического и умственного труда. Исходя из всего этого, можно предположить, как отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии, что «становление бесклассовой структуры общества в главном и произойдет в исторических рамках зрелого социализма». Завершится построение полностью социально однородного об-ва, видимо, уже на высшей фазе коммунизма.

Социально-классовые отношения в развитом социалистическом об-ве характеризуются тем, сложился и становится все более прочным союз рабочего класса, колхозного крестьянства а народной интеллигенции. Это союз представляет собой социальную основу СССР, социальную основу новой исторической общности людей — советского народа. Во всей своей политике, в повседневной идеологической работе КПСС внимательно учитывает объективные тенденции изменений С.-к. с. с. о. В то же время она целенаправленно воздействует на эти изменения, направляя их к построению бесклассового, а затем и полностью социально однородного об-ва.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА — одно из важных направлений социальной политики КПСС. Включает в себя различные аспекты труда и жизни сельских тружеников: сближение классов и социальных групп, преодоление существенных различий между городом и деревней, сближение двух форм социалистической собственности, совершенствование общественных отношений в деревне, укрепление материальных и духовных основ социалистического образа жизни, формирование нового человека. Поэтому С. р. с. входит в аграрную политику партии, к-рая решает в неразрывном единстве вопросы развития производительных сил сельского хозяйства и социальных преобразовании в деревне. Эти вопросы широко отражены и в Продовольственной программе СССР.

В процессе социалистического строительства советская деревня в своем социальном развитии прошла ряд этапов и далеко продвинулась вперед. С победой социализма в нашей стране к середине 30-х гг. была ликвидирована противоположность между городом и деревней. Однако еще сохранились существенные различия между ними. Их преодоление осуществляется в процессе дальнейшего развития советского об-ва.

Глубокие экономические преобразования в сельском хозяйстве и всесторонняя помощь социалистического   города   коренным образом изменили социальный облик села. Возникла новая, социалистическая деревня с крупным сельскохозяйственным производством, основанным на общественной собственности, коллективном труде и машинной технике. Важные сдвиги произошли в культурном уровне сельских тружеников, их материальном положении.

Новые формы общественной жизни на селе основываются иа принципе товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации работников. В этих условиях развивается сознательное отношение к труду, растет творческая инициатива широких масс сельских тружеников, формируются такие высокие моральные качества советских людей, как чувство общественного долга, взаимная выручка, забота об интересах коллектива и всего об-ва.

Коренные социальные изменения на селе не ущемляют чьих-либо интересов, происходят в форме сотрудничества и взаимопомощи рабочих, колхозников, интеллигенции. В результате еще более укрепляется ну политический союз, развивается социальная однородность об-ва, идейно-политическое единство народа. Переход крестьян на рельсы крупного сельскохозяйственного производства позволил им развивать и укреплять новые   общественные   отношения, строить социалистическую дисциплину труда, коллективно вести свою работу, приобщаться к индустриальным методам ведения хозяйства.

Ныне горизонты социального развития значительно расширились и охватили все важнейшие стороны труда, быта и жизни людей на селе. На рельсы практического решения встали такие крупные проблемы, как сближение двух форм социалистической собственности и их перерастание в единую общенародную собственность, превращение сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального, коренное улучшение культурно-бытовых условий и социальное .переустройство села, формирование работников нового типа, сближение города и деревни во всех сферах экономической, социально и культурной жизни.»" Современная аграрная политика КПСС придала этим процессам масштабность, широкий размах и глубинный характер.

Большая работа по С. р. с. проделана за последние три пятилетки. Более чем в 2 раза повысился уровень оплаты труда колхозников и работников совхозов. На селе все больше вводится новых жилых домов и культурно-бытовых объектов. В 1966-1980 каждая вторая сельская семья улучшила свои жилищные условия. Объем бытовых услуг на селе за эти годы 11 увеличился в 9 раз. В настоящее время 3Д занятого сельского населения имеют высшее и среднее (полное и неполное) образованно, тогда как в 1939 такое образование имели лишь 6 %. В деревне выросли многочисленные высококвалифицированные кадры разных  профессий.

XXVI съезд КПСС, майский (1982) Пленум ЦК партии наметили новые крупные задачи по дальнейшему С. р. с. В предстоящие годы опережающими темпами будет вестись строительство на селе жилых домов с хозяйственными постройками для содержания скота и птицы, детских дошкольных учреждений, школ, пионерских лагерей, клубов и др. объектов культурно-бытового назначения. Значительно улучшится культурное, бытовое, медицинское и торговое обслуживание сельского па-селения. Предусматривается повысить обеспеченность сельских населенных пунктов централизованным теплоснабжением, водопроводом, канализацией, расширить строительство внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием и т. д.

СОЦИОЛОГИЯ — наука о закономерностях и движущих силах развития и функционирования об-ва как целостной системы и отдельных социальных подсистем, институтов, общественных классов и групп. Марксистско-ленинская О, противостоящая буржуазной С, включает общую социологическую теорию и методологию — исторический материализм, основой к-рого являются понятие общественно-экономической формации, принципы классовости и историзма. С. была поставлена на научную почву К. Марксом, доказавшим, что стимул развития истории не сознание людей, а их бытие, способ материального производства, определяющий прямо или опосредованно классовую структуру об-ва, политические учреждения, культуру, формы общественного сознания. К. Маркс выявил и научную несостоятельность идеалистического учения о воспитании как осн. силе развития об-ва, показал, что единственный реальный путь социального развития — преобразование общественных отношений, результатом чего явится создание нового об-ва и воспитание личности нового типа.

Эти фундаментальные положения и выводы были всесторонне развиты В. И. Лениным и служат отправной точкой при осуществлении социологических исследований в нашей стране. Специфика С. (в отличие от др. социальных наук) — комплексный подход к изучению общественных явлений, исследования многообразных социальных связей. Общая С. изучает такие стороны общественной жизни, к-рые охватывают все социальные процессы или явления. Специальная С. исследует отдельные социальные группы, подсистемы, институты или сферы общественной деятельности (С. семьи, молодели!, индустриальная С, С. города и села, С. воспитания и образования и т.п.). Сочетание теоретических и конкретных исследований в соответствии с требованиями марксистской методологии дает возможность избежать как догматизма, так и голого эмпиризма в изучении общественных явлений.

Педагогика взаимодействует с С. на всех уровнях теоретического обобщения: она опирается на теоретические и методологические положения исторического материализма и научного коммунизма, использует специальные социологические теории, применяет социологические методы и проводит комплексные социолого-педагогические исследования. На базе комплексных исследований развиваются социолого-педагогические отрасли знания: С. воспитания, С. образования, педагогическая С.

Комплексный подход к социальным явлениям требует использования в социологическом исследовании разнообразных методов, создающих перекрест информации субъективного и объективного характера: данные анкетирования и интервьюирования перепроверяются статистическими данными, различного рода документацией, наблюдениями, результатами социального эксперимента и пр. Социологические исследования, как правило, базируются на массовом материале, и потому в них широко используются методы математической статистики.

Марксистско-ленинская С. служит познанию и преобразованию социальной действительности, играет важную роль в идеологической борьбе социализма и капитализма.

СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ — наука, изучающая закономерности социальной детерминированности и социальных функций воспитания в определенных конкретно-исторических, условиях. Исследует социальную обусловленность воспитания, взаимодействие влияний общественной среды и воспитания на социальное формирование молодого поколения, воздействие воспитания на воспроизводство и развитие об-ва.

Специфика С. в. состоит в том, что социальная детерминированность и социальные функции воспитания изучаются ею не в масштабах социально-экономических формаций, а в современный конкретный отрезок времени, применительно к данному государству с учетом ближайших перспектив его развития. С этой целью С. в. в нашей стране решает следующие задачи. Во-первых, выявляет возможности, предоставленные развитым социализмом для коммунистического воспитания личности; изучает требования производства, науки и  техники,  культуры, предъявляемые к молодому поколению, вступающему в самостоятельную жизнь, и проблемы педагогического прогнозирования на основе тенденций социального и научно-технического    прогресса  в стране. Опираясь на полученные данные,   конкретизирует   цели, задачи   и   содержание воспитания. Во-вторых, исследует взаимодействие влияний среды и воспитания на формирование личности. Это предполагает изучение тенденций развития осн. социальных   процессов,   институтов и факторов, способствующих формированию  личности;   воздействия средств массовой информации на воспитание человека; особенностей формирования личности в городе и на селе, в разных регионах страны, в разных социальных слоях и группах — с целью их учета в воспитательной работе и совершенствования ее методики. В-третьих, изучает влияние воспитания на воспроизводство и развитие об-ва. Для этого исследуется роль воспитания, социально-экономическом и культурном   воспроизводстве   об-ва; влияние коммунистического воспитания  на  рост политической сознательности,    духовных    потребностей,    производительности труда и общественной активности населения, уровня социальной зрелости и готовности выпускников средних школ, ПТУ, техникумов и вузов к выполнению возлагаемых на них об-вом социальных функций.

Свои задачи С. в. решает о помощью социолого-педагогических исследований, к-рые строятся на основе марксистской методологии, опираются на положения научного коммунизма, теории коммунистического воспитания и специальных социологических теорий, учитывают результаты педагогических и социологических исследований и применяют методы социологии, педагогики, социальной психологии и математической статистики. Исследования по С. в. строятся на массовом материале, их осн. единицей является статистический факт, обобщенно отражающий существенные черты действительности.

СОЦИОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — одна из форм изучения общественной жизни объединенными усилиями социологии и педагогики. С.-п. и. может быть вспомогательным, когда в педагогическом исследовании используются отдельные данные и методы социологии; кооперативным, если к решению педагогических проблем привлекаются не только педагоги, но и социологи, строящимся на органическом синтезе теории и методов педагогики и социологии. Интегративные С.-п. и. открывают новые возможности в познании явлений и процессов воспитания. Проводимые на массовом материале, они позволяют выражать результаты в статистических закономерностях и выявлять не только «общее», но и «особенное» в процессе воспитания в зависимости от конкретных социальных условий микросреды. С целью получения пересекающейся объективной и субъективной информации в С.-п. и. применяются в комплексе различные педагогические и социологические методы, а также методы математической статистики, дающие возможность определить минимальное количество объектов, необходимых для изучения, их качественные характеристики (т. е. выразить в виде количественных показателей), выявить корреляционные зависимости и оценить достоверность результатов. В исследовании проблем воспитания эффективны такие социологические методы, как, когда массовые опросы различных категорий населения проводятся по единой анкете; стандартизированные интервью; панельные и маршрутные сравнительные исследования, когда по единой программе и методам повторяется исследование, проведенное ранее; включенное наблюдение, когда исследователь выступает в роли члена изучаемой группы, но о его научных задачах никто не подозревает; эксперимент «экс пост факто», когда постфактум исследуются   результаты   влияния одного социального фактора., на формирование личности при прочих равных социальных факторах и т. д.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ — работа по к.-н. определенной специальности в результате приобретения специальных познаний. Важное значение имеет С. пропагандистских кадров. В. И. Ленин подчеркивал: «Действительно выдержанных принципиально и способных пропагандистов очень немного (и чтобы стать таковым, надо порядочно поучиться и понабрать опыта), и таких людей надо специализировать, занимать их целиком и беречь сугубо» (т. 7, с. 15). Работа в системе партийной и комсомольской учебы, экономического образования требует от руководителей занятий глубоких, систематизированных специальных знаний по истории КПСС, марксистско-ленинской философии, политэкономии и т. д. С. помогает им повысить свой теоретический уровень, методическое мастерство. Многие парторганизации закрепляют пропагандистов для работы в тех или иных формах политической и экономической учебы, оказывая им повседневную помощь в пополнении знаний, в совершенствовании методики работы в конкретных формах политических школ, в теоретических, методологических семинарах.

СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности человека, к-рые являются условием успешного выполнения одной или нескольких деятельностей. Качественно своеобразное сочетание С, обеспечивающее человеку возможность успешного выполнения к.-л. деятельности, наз. одаренностью. Высокие степени одаренности наз. талантом. Под С. следует иметь в виду такие индивидуальные особенности, к-рые не сводятся к уже имеющимся знаниям и навыкам. От С. зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. В свою очередь, их приобретение содействует дальнейшему развитию С. Отсутствие знаний и умений тормозит развитие С.

С. не даны человеку в готовом виде, они всегда — результат развития, осуществляющегося гл. обр. в процессе воспитания л обучения. Врожденными могут быть лишь задатки, т. е. анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития С. Сами же С. не могут возникнуть вне конкретной деятельности человека. Они не существуют до нее. Все человеческие С.- продукт человеческих отношений. Это положение марксистской философии и психологии открывает людям возможности огромного социального диапазона. Сознание, духовный мир, все многообразные С, и прежде всего С. к труду, возникают у ребенка в совместной деятельности со взрослыми,  в результате включения его в мир общественной практики. Разумеется, С. людей не равны. Исходя из этого, основоположники марксизма-ленинизма и употребили понятие «С.» в формулировке осн. принципов социализма и коммунизма: «От каждого — но способностям…».

Марксистско-ленинское учение о человеке выдвигает в качестве осн. тезиса всестороннее развитие его социально обусловленных С, опираясь на данные естественных и общественных наук. СРАВНЕНИЕ — мыслительная операция, цель к-рой — установление черт сходства или различия между объектами; распространенный дидактический прием. С. выступает в качестве начальной формы познания, лежащей в основе всякого знания. В процессе С, происходят анализ, синтез. С- важнейшая предпосылка обобщения. Играет большую роль в умозаключениях по аналогии. С- необходимое средство как рационального, так и чувственного познания. На уровне чувственного познания осуществляется С, направленное на выявление внешнего сходства или различия (по форме, цвету, запаху и т.д.). На этапе рационального познания происходит С. определенных внутренних связей и существенных свойств объектов. В ходе развития человека процесс С. значительно изменяется и совершенствуется,   происходит   его превращение из процесса непосредственного в опосредованный.

В процессе обучения С. применяется для общего противопоставления фактов и явлений, сопоставления их по признакам, указанным пропагандистом или устанавливаемым самими слушателями, сравнения явлений в их развитии (напр., экономика страны на разных этапах). Пропагандист учитывает особенности протекания процесса С. при построении плана занятия для более продуктивного усвоения слушателями излагаемого материала.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    И    ПРОПАГАНДЫ — мощные каналы оперативного и одновременного распространения информации (печать, радио, телевидение) среди широкой массы людей. С. м. и. и п. -коллективный пропагандист, агитатор, организатор и воспитатель масс. Эти функции они выполняют успешно, когда концентрируют внимание на гл. направлениях деятельности партии и народа, серьезном анализе проблем, распространении передового опыта. В постановлении июньского (1983) Пленума ЦК КПСС дается высокая оценка С. м. и. и п. «Действенным инструментом идеологической работы партии,- сказано в постановлении, — являются печать, телевидение и радио». Пленум ЦК КПСС указал и пути дальнейшего совершенствования их работы. Выступления печати, телевидения и радио должны увлекать и убеждать глубиной проникновения в жизнь, аргументированностью доводов, свежестью мысли и слова, умело пропагандировать преимущества нашего строя, ярко раскрывать характер и облик строителя нового об-ва — подлинного героя пашей эпохи.

380 млн. экз. газет и журналов, 75 млн. телевизионных экранов ежедневно дают десяткам млн. советских   семей   и   необходимые    разъяснения    партийной политики, и новые знания, обогащают их умственно и эмоционально. С. м. и. и п. широко   используются в системе партийной и комсомольской учебы, в массовом  экономическом   образовании.   Пропагандисты   вводят в учебный   процесс     концепции, факты публикаций газет и журналов, особенно тех, к-рые специально адресованы участникам политического и экономического просвещения.    Применяются    в партийной учебе и тематические циклы «Ленинского университета миллионов», программа «Время», др. передачи о внутреннем и   международном    положении СССР Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Часть из них записывается на магнитную и видеопленку для воспроизведения на занятиях.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ  ИНФОРМАЦИЯ — совокупность   данных   о состоянии и развитии об-ва, народного хозяйства и их частей, собранных и обработанных в соответствии с методами статистической науки. Си. характеризует все стороны жизни и деятельности об-ва: население и его движение, протекающие в об-ве социальные и экономические процессы, состояние и развитие общественного производства и его отраслей, культуры, пауки, здравоохранения и др. непроизводственных отраслей, уровень жизни населения.

Сбор, обработка, анализ и использование С. и. осуществляются многими органами управления, однако в большинстве стран осн. часть этих работ — функция особого управления. В СССР это система государственной статистики, руководимая союзно-республиканским ведомством — Центральным статистическим управлением СССР. Си., собранная и обработанная статистическими органами, предоставляется органам управления для использования. Часть ее, необходимая для информирования широкого круга членов об-ва, публикуется.

Важнейшие издания, в к-рых печатаются данные о состоянии и развитии нашей страны, — статистический ежегодник «Народное хозяйство СССР в 19… году», характеризующий развитие всех сторон экономической и социальной жизни страны за соответствующий г.; краткий статистический сборник «СССР в цифрах в 19… году»; сборники данных о развитии   отдельных отраслей народного хозяйства, издаваемые ежегодно или раз в несколько лет, напр. «Внешняя торговля СССР в 19… году», «Народное образование, наука и культура в СССР»; журнал «Вестник статистики»; статистические ежегодники и сборники, характеризующие экономику и культуру отдельных союзных республик, областей, городов. Материалы о развитии др. стран приводятся в таких изданиях: «Статистический ежегодник стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи», «Страны мира» и др.

Использование данных этих публикаций в учебной и пропагандистской работе дает возможность убедительнее и доходчивее охарактеризовать экономические и социальные процессы и явления, происходящие в нашей стране и за рубежом. Не случайно В. И. Ленин считал статистику одним «из самых могущественных орудий социального познания» (т. 19, с. 334) и широко пользовался ею.

СТЕРЕОТИП 1) С. динамический — форма целостной деятельности больших полушарий головного мозга, выражением к-рой является определенный, зафиксированный порядок условно-рефлекторных действий высших животных и человека. С. д. образуется при достаточно длительном воздействии на нервную систему одних и тех же раздражителей (т. е. при стереотипности внешних воздействий). Од. составляет физиологическую основу устойчивых особенностей Действия и поведения человека: навыков, привычек, приобретенных потребностей и др. И. П. Павлов распространял понятие С. д. на широкий круг явлений: от простейших освоенных приемов двигательных действий до образа жизни, образа мышления.

Процесс образования С. д. состоит в возникновении, упрочении временных нервных связей (условных рефлексов) и объединении их в целостную систему. Это напряженный нервный труд, в результате к-рого достигается легкость, четкость, постоянство реакций на привычные раздражители, автоматизированность действий. Перестройка С. д. (ломка старого и образование нового) — труд еще более напряженный. Она обычно сопровождается неприятными для субъекта переживаниями, иногда доходящими до расстройства нервной системы (невроза).

Пропагандисту приходится учитывать указанные особенности С. д. при формировании у слушателей твердых идейных убеждений и взглядов, образа научного мышления, навыков учебной работы, интереса к политической учебе и т. д., а также для исправления имеющихся у них ошибочных взглядов, знаний, ложных навыков, вредных привычек и т.п., проявляя при этом такт и осторожность, последовательность и настойчивость.

2) С. социальный — схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. В буржуазной пропаганде служит для подгонки реальных явлений под ранее сформированные предвзятые представления и позволяет создать в головах людей образы, «картинки», к-рые оказываются часто искаженными в угоду классовым интересам буржуазии. Напр., в сознании западного обывателя созданы такие лживые стереотипы, как «красная опасность», «рука Москвы», «советская военная угроза», с помощью к-рых буржуазная пропаганда стремится без всяких доказательств внушить ему, что забастовки трудящихся, антивоенное движение масс, национально-освободительные революции и др. явления якобы инспирированы Советским Союзом.

Использование в коммунистической пропаганде механизмов возникновения и функционирования С. с. позволяет формировать у людей устойчивое (ставшее стереотипным) и правильное (научно обоснованное) восприятие окружающих их явлений, фактов и событий, а также установку как готовность воспринимать явление определенным образом (напр., с классовой точки зрения, с диалектико-материалистических позиций и т. и )

СТРУКТУРА — совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы, определяющих её строение и качественное своеобразие. Пока эти связи и отношения сохраняются, система не претерпевает существенных преобразований; именно они обусловливают упорядоченный, закономерный характер ее функционирования и развития. Преобразование или разрушение С. ведет к качественной перестройке или к гибели системы.

Наличие С. ограничивает область возможных состояний и возможных преобразований данного системного объекта, поскольку изменение одного элемента так или иначе сказывается на состоянии и взаимодействии др. элементов. Напр., С. человеческой личности представляет собой единство умений, ценностных установок и нравственных убеждений. Поэтому в ходе формирования коммунистического мировоззрения осуществляется совместное преобразование всех этих взаимосвязанных структурных составляющих. Выявление С. объекта представляет собой необходимую стадию его научного познания и практического преобразования. Лишь в том случае, если С. системы известна, можно обоснованно судить о возможности достижения тех целей, к-рые ставятся при воздействии на объект,  о том, какие воздействия для этого необходимы, и о тех результатах, последствиях, к к-рым они приведут.

Понятие С. относится к устойчивым, относительно неизменным аспектам системы. В связи с этим изучение С. системы иногда противопоставляют изучению ее развития. Такое противопоставление неправомерно, т. к., с одной стороны, С. системы в данный момент времени представляет собой результат ее предшествующего развития, с др. стороны, развитие системного объекта — это преобразование, перестройка его С. Более того, и сам процесс развития обладает собственной С. — ст. зр. диалектика философии составными элементами этой С. являются стороны того противоречия, в силу к-рого возможно в осуществляется развитие.

При изучении конкретной системы разными научными дисциплинами и при решении различных практических задач, связанных с преобразованием данной системы, ее структурное расчленение может производиться по разным основаниям. Так, об-во как социальная система характеризуется прежде всего своей классовой С, отношением различных классов к средствам производства. Вместе с тем при определении конкретных направлений и задач общественного развития необходимо учитывать институциональную С. об-ва, т. е. взаимозависимость и взаимодействие таких социальных институтов, как государство, хозяйственные институты, институты образования, семья и т.д., демографическую С, т. е. половозрастные параметры народонаселения, национально-этическую С. об-ва и т. д.

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПРОПАГАНДЫ — понятия, обозначающие лицо или группу лиц, организацию (социальный институт), ведущие пропаганду (С.п.); лица или организации, на к-рые направлена пропаганда (О. п.). Взаимоотношение С. и о. п. обусловлено содержанием пропаганды, ее целями и задачами. В условиях буржуазного об-ва пропаганда подчинена задачам манипулирования поведением и масс. Поэтому трудящиеся рассматриваются как пассивный объект пропагандистских воздействий, как люди, лишенные самостоятельности и критического отношения к этим воздействиям, послушно следующие установкам пропаганды. В условиях социализма положение меняется коренным образом. Пропаганда здесь имеет целью формирование активно действующей личности, сознательно избирающей линию своего поведения и заведомо не являющейся пассивным объектом пропагандистских воздействий. Поэтому взаимоотношение С. и о. п. оказывается при социализме взаимодействием активно действующих субъектов, их диалогом, общением. Это, конечно, не означает, что отсутствует различие между С. и о. п. (напр., пропагандистом и слушателями). Оно существует, по не может быть понято как принципиальное отличие С. и о. п. Диалектика субъективного и объективного в этой области наглядно проявляется в требовании учитывать в пропаганде особенности аудитории, интересы, потребности, цели слушателей, уровень их подготовки и т. д.

СУБЪЕКТИВИЗМ   -   мировоззренческая позиция,  проявляющаяся в теории в виде отрицания объективности истины, а в практической    деятельности — в виде отрицания объективных законов природы и об-ва и превращения человеческой деятельности   в   и произвольный акт. С. связан с абсолютизацией  активной  роли субъекта в различных областях деятельности,   с   превращением его в некое самостоятельное начало, абсолютно «свободное» от всякой детерминации. Объективные  условия деятельности людей при этом игнорируются, а интересы, стремления, воля тех или иных индивидов или социальных групп выдаются без всяких на то оснований за волю и интересы класса, народа,  человечества. С. поэтому характеризует политическую практику реакционных   общественных   сил. В области теории С. выражается в произвольном и одностороннем использовании фактов для подтверждения   наперед    заданной догмы и в игнорировании целостности    человеческого    опыта. С- один   из   гносеологических источников идеализма, философская основа ревизионизма и волюнтаризма в политике.

СУЖДЕНИЕ -  форма  мышления, отражающая связи между предметами и их признаками в виде утверждения или отрицания ч.-л. о ч.-л. и принимающая значение истины или лжи. По структуре  С.   состоит  из   трех элементов: субъекта (Б)-мысль об известном предмете;  предиката (Р) — мысль о новом признаке предмета; связки (есть, не есть) — указание о наличии или отсутствии  связи  между  предметом и признаком. Схема С.- «Б есть (не есть) Р». По своей познавательной функции С. служит логическим средством передачи новой информации. Грамматическая   форма   выражения С- предложение.   Выявить   его логический смысл означает найти    субъект    и    предикат    С. В простейших случаях они совпадают с гл. членами предложения — группой    подлежащего и сказуемого. Напр., в предложении   «Империализм   является монополистической  стадией  капитализма»     предмет     мысли (субъект) выражен подлежащим (империализм), а новое знание (предикат) — группой сказуемого (быть   монополистической   стадией капитализма). Однако элементы С. более подвижны и не всегда адекватны подлежащему и сказуемому. Поэтому грамматическая структура не может служить показателем заложенного в предложении логического смысла. Напр., логический смысл предложения «В 1945 США сбросили атомную бомбу на Хиросиму» может быть представлен по крайней мере одним из следующих четырех суждений: 1) событие произошло в 1945; 2) атомная бомба была сброшена США, а не др. страной; 3) была атомная, а не еще к.-л. бомба; 4) атомная бомба была сброшена именно на Хиросиму. Несовпадение грамматических и логических категорий требует внимательного отношения пропагандиста к формулированию собственных мыслей в письменной и устной речи, а также в процессе анализа чужих рассуждений. Для точного выражения логического смысла С. в грамматических формах используются стилистические и синтаксические средства, а в устной речи — интонация, с помощью к-рой всегда выделяют новое знание  (предикат).

Среди простых С. в логике различают С. по качеству — утвердительные и отрицательные; по количеству — единичные, частные и общие. К сложным относят С, состоящие из нескольких простых С, связанных логическими союзами: соединительные   (конъюнктивные), разделительные (дизъюнктивные), условные (импликативные). Истинность сложных С. определяется истинностью составляющих их простых.

Важное значение для уяснения смысла высказываний имеет модальность С.- явно или неявно выраженная в нем дополнительная информация относительно характера и степени обоснованности С, типа объективной связи между предметом и его признаком и др. По характеру обоснованности С. могут быть необходимыми и случайными, возможными и невозможными. По степени обоснованности различают С. доказанные, опровергнутые и проблематичные.

Различные по содержанию и структуре С. могут находиться между собой в определенных логических отношениях. Так, при наличии общих терминов (субъекта и предиката) С. называют сравнимыми, при отсутствии — несравнимыми. Сравнимые С. могут быть совместимыми либо несовместимыми по истинности. Совместимые С. бывают эквивалентными, подчиненными и перекрещивающимися. Несовместимые С- противоположными и противоречащими. Знание логических отношений позволяет умело оперировать С. в дискуссии и полемике. Так, тезису в форме С. (н-рое Б есть Р) не противопоставляют С.  (н-рое Б не есть Р), ибо оба они могут быть истинными. Предпочтительным способом  опровержения  неверного тезиса является утверждение ему противоречащего, а не противоположного С. и т. д.

СХЕМА   УЧЕБНАЯ — чертеж, отражающий с помощью условных изображений к.-л. объект, явление, процесс, передавая при только осп., наиболее существенные его признаки; один из видов наглядных пособий. Среди наглядных пособий принято выделять С. у. текстовые и рисованные. Выполняется Су., как правило, без учета масштаба и действительного   пространственного расположения его составных элементов. С. у. дает возможность   выяснить   структуру объекта, связи, взаимоотношения между составляющими   его частями (напр., устройство страны, структура общественных организаций,   предприятий,   учреждений), проследить те или иные явления  в динамике. С. у. используется на всех стадиях учебного процесса. Особенно полезло    их    вычерчивание   пропагандистом   на   классной   доске по    мере    изложения    пового материала    и    слушателями в процессе   работы   с   литературой.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.