Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

С

САМООБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — основной, наиболее эффективный метод овладения марксистско-ленинской теорией, политическими знаниями, повышения идейного уровня. Суть его состоит в самостоятельном изучении первоисточников, соответствующей политической литературы. С. п. позволяет изучать те проблемы, которые наиболее интересуют человека, которые ставит перед ним жизнь, практическая деятельность. При самостоятельном изучении он не связан расписанием, а может заниматься, используя любой свободный час, двигаться вперед в зависимости от усвоения материала в соответствии со своими способностями, наличием времени. Разумеется, для того чтобы заниматься самообразованием, требуется обладать достаточной теоретической подготовленностью, определенными навыками работы с книгой, необходимой собранностью и большой самодисциплинированностью.

В настоящее время имеются благоприятные условия для того, чтобы метод политического самообразования   получал   все   более широкое распространение. Значительно повысился общеобразовательный уровень людей, массовыми тиражами издаются произведения классиков марксизма-ленинизма, документы партии, политическая литература и учебные пособия по различным общественно-политическим дисциплинам. И политическим самообразованием занимается все большее число коммунистов и беспартийных активистов. Они самостоятельно изучают философские, исторические, экономические проблемы, актуальные вопросы внутренней и внешней политики, международного коммунистического движения по индивидуальным планам. В помощь им партийными комитетами организуются лекции, групповые и индивидуальные консультации квалифицированных специалистов.

СВОБОДА ОБСУЖДЕНИЯ И КРИТИКИ — непреложная норма жизни и деятельности Коммунистической партии, отражающая ее подлинно демократический характер. Будучи глубоко заинтересованной в том, чтобы все коммунисты имели возможность участвовать в формировании политики, выработке принимаемых решений, партия обеспечивает свободу обсуждения и критики. Благодаря этому она имеет возможность учитывать мнение широких партийных масс, действовать, опираясь на их коллективный разум и волю.

Свободное, деловое обсуждение вопросов партийной политики, практической деятельности своей организации и партии в целом является неотъемлемым правом члена партии, важным принципом внутрипартийной демократии. Вместе с тем партия исходит из того, что свобода обсуждения и критики не может быть безграничной. Она осуществляется строго в рамках Программы и Устава партии. А это значит, что коммунист вправе высказывать различные взгляды, придерживаться той или иной точки зрения. Но партия во имя сохранения идейного и организационного единства своих рядов не может мириться с тем, чтобы под предлогом свободы мнений кто-либо из ее членов придерживался взглядов, противоречащих программным положениям и уставным принципам партии. «Мы допускаем внутри партии свободу мнений, но в известных границах… мы не обязаны идти рука об руку с активными проповедниками взглядов, отвергаемых большинством партии».

Пользуясь свободой обсуждения и критики, коммунист вместе с тем обязан последовательно осуществлять все то, что в итоге коллективного обсуждения принято как общая линия, общее решение.

СЕКРЕТАРИАТ ПАРТИЙНОГО КОМИТЕТА — руководящий орган, который создается, согласно Уставу, в обкоме, крайкоме партии и ЦК компартии союзной республики для рассмотрения текущих дел и проверки исполнения. Представляет собой коллективный орган, в состав которого входят все секретари партийного комитета. Заседания секретариата проводятся по мере необходимости. На них рассматриваются главным образом вопросы, связанные с контролем за выполнением принятых решений. Для придания контролю более действенного, систематического характера во многих партийных комитетах заседания секретариатов, так же как и заседания бюро, планируются. При этом заранее определяется, ход выполнения каких ранее принятых постановлений следует рассмотреть.

СЕКРЕТАРИАТ ЦК КПСС- коллегиальный орган Центрального Комитета партии, избираемый на пленуме ЦК для руководства текущей работой, главным образом по подбору кадров и организации проверки исполнения принятых решений.

Как руководящая коллегия в составе ЦК Секретариат в нашей партии сложился не сразу. Впервые орган под таким названием был создан при Русском бюро ЦК РСДРП в 1905 г. Он выполнял вспомогательную, но весьма важную в условиях революции роль. Через Секретариат работники партийных комитетов устанавливали контакты с членами Центрального Комитета партии, оперативно получали от ЦК необходимые указания. Секретариат также помогал налаживать агитационно-пропагандистскую работу в массах.

В августе 1917 г., после VI съезда партии, был создан Секретариат ЦК в составе Ф. Э. Дзержинского, А. А. Иоффе, Я. М. Свердлова, М. К. Муранова и Е. Д. Стасовой. Он выполнял текущую работу, связанную с оперативным ведением дел Центрального Комитета партии. Секретариат ЦК осуществлял связь с местными партийными организациями, вел с ними обширную переписку, передавал и разъяснял им политические установки Центрального Комитета партии. Как рабочий аппарат ЦК, он собирал информацию, вел делопроизводство, ведал финансами. Секретариат ЦК сыграл значительную роль в деятельности партии по руководству подготовкой и проведением Октябрьской революции.

В 1919 г. VIII съезд РКП (б) официально учредил в составе Центрального Комитета партии три руководящих органа — Политбюро, Оргбюро и Секретариат. При этом съезд установил, что Секретариат состоит из ответственного секретаря (члена Организационного бюро ЦК) и пяти технических секретарей из числа опытных партийных работников. Предусматривалось также, что Секретариат организует ряд отделов и через каждые две недели отчитывается перед пленумом ЦК. Положение о создании этого органа в составе Центрального Комитета было закреплено в партийном Уставе, принятом VIII Всероссийской конференцией РКП(б). С тех пор оно фиксируется в Уставе партии.

IX съезд РКП (б) постановил усилить Секретариат введением в него трех членов ЦК, постоянно работающих в Секретариате, и передать в его ведение текущие вопросы организационного и исполнительного характера, сохранив за Оргбюро общее руководство организационной работой ЦК. Таким образом, сложилась руководящая коллегия, которая стала оформлять свои заседания протоколами. С того момента в состав Секретариата ЦК в разное время избиралось от 3 до 12 секретарей ЦК. Роль Секретариата ЦК особенно возросла после XIX съезда КПСС, который упразднил Оргбюро и постановил сосредоточить организационную работу ЦК исполнительного характера в Секретариате, расширив его состав.

Подбор и расстановка руководящих кадров, организация и проверка исполнения, практически все текущие вопросы партийной жизни — таков в основном круг проблем, которыми ныне занимается Секретариат ЦК КПСС. Как и Политбюро ЦК, он является органом коллективного руководства. Свои заседания Секретариат проводит, по общему правилу, еженедельно. На них заслушиваются и обсуждаются отчеты местных партийных органов, первичных парторганизаций. Всю оперативную деятельность Секретариат осуществляет с помощью имеющегося при нем аппарата ЦК КПСС.

Секретариат ЦК занимает важное  место в системе высших органов партии. С его деятельностью связано осуществление одной из главных функций Центрального Комитета КПСС — организации работы по претворению в жизнь генеральной линии партии, ее внутренней и внешней политики.

СЕКРЕТАРЬ ПАРТИЙНОГО КОМИТЕТА — руководящий партийный работник, избираемый открытым голосованием на заседании партийного комитета (первичной, районной, городской, окружной, областной, краевой партийной организации) из состава избранных тайным голосованием на собрании или конференции,членов партийного комитета. Он обеспечивает совместную, дружную, эффективную работу бюро, партийного комитета, а также партийного аппарата.

С. п. к. избираются политически подготовленные, идейно стойкие, преданные партии, компетентные, авторитетные, знающие и любящие партийную работу коммунисты. Большинство из них являются специалистами различных отраслей народного хозяйства, многие имеют партийно-политическое образование.

С. п. к. призван задавать тон в работе аппарата, бюро, партийного комитета, показывать пример принципиальности и организованности, настойчиво овладевать ленинским стилем работы, постоянно совершенствовать свой идейно-теоретический уровень и повышать квалификацию. От знаний, политических и нравственных качеств секретаря, его личного примера, умения работать с людьми, строго соблюдать ленинские принципы и нормы партийной жизни в значительной степени зависит работа ЦК компартии союзной республики, крайкома, обкома, окружкома, горкома и райкома партии в целом, а также аппарата партийного комитета и его отделов.

Секретари райкомов, горкомов, окружкомов, обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик избираются на пленуме партийного комитета, для них обязателен партийный стаж не менее пяти лет.

СЕКРЕТАРЬ ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ — коммунист, возглавляющий первичную или цеховую организацию. Секретарь избирается в организациях, насчитывающих менее 15 членов партии, непосредственно самими коммунистами на общем партийном собрании. Секретарями парторганизаций часто называют также секретарей партбюро. и парткомов первичных и цеховых организаций. Согласно Уставу КПСС, секретарем первичной парторганизации может быть член партии с партийным стажем не менее одного года.

Главная обязанность секретаря — организовать дружную, коллективную работу бюро, комитета, всей парторганизации по осуществлению политики и решений партии, мобилизации трудящихся на выполнение задач хозяйственного и культурного строительства. В связи с этим ему приходится выполнять многообразные организаторские и воспитательные функции. Секретарь несет главную ответственность за положение дел в партийной организации,   за то, насколько активно она действует, за состояние партийно-политической работы во всем трудовом коллективе.

Поэтому С. п. о. обычно избираются наиболее активные, политически подготовленные, пользующиеся авторитетом и уважением своих товарищей коммунисты, обладающие организаторскими способностями, умеющие работать с людьми.

Большинство С. п. о. выполняют свои функции наряду со своей основной производственной или служебной деятельностью. В крупных первичных и цеховых организациях по решению вышестоящих партийных органов могут устанавливаться должности освобожденных секретарей, которые занимаются исключительно партийной работой и оплачиваются за счет бюджета партийного.

Партия, ее Центральный Комитет высоко ценят секретарей парторганизаций, требуют от всех партийных комитетов систематически заниматься с ними, инструктировать, учить их искусству руководства, оказывать им всемерную помощь и поддержку в работе.

СЕКРЕТАРЬ ЦК КПСС-выборная должность в Центральном Комитете КПСС, а также должностное лицо. Осуществляет руководство отдельными участками деятельности ЦК. Избирается пленумом ЦК из числа опытных и авторитетных партийных работников.

Должность секретаря ЦК вводилась в партии еще в дореволюционный период. На этот пост назначались партийные работники, не являвшиеся членами Центрального Комитета. Они выполняли в основном организационно-техническую работу, ведали перепиской ЦК с партийными комитетами, вели канцелярское и финансовое хозяйство. В разное время секретарями ЦК в тот период были Н. К. Крупская, П. Г. Смидович, К. Т. Новгородцева и некоторые другие работники партии. Лишь в августе 1917 г. в Секретариат ЦК, созданный после VI съезда партии, для оперативного ведения дел Центрального Комитета вошли члены ЦК — Я. М. Свердлов, Ф. Э. Дзержинский и др.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции Секретариат ЦК постепенно стал превращаться в руководящую коллегию в составе Центрального Комитета, одновременно повышалась и роль секретарей ЦК. Первоначально, после того как Секретариат в 1919 г. был учрежден VIII съездом РКП (б) в качестве одного из постоянно действующих органов Центрального Комитета, в его состав был введен лишь один секретарь, наделенный руководящими функциями, который одновременно являлся членом Оргбюро ЦК. На этот пост была выдвинута Е. Д. Стасова. Через год после IX съезда РКП (б) по его решению в этот орган стали вводить трех секретарей — членов ЦК.

В апреле 1922 г. Пленум ЦК РКП (б) установил должность генерального секретаря и двух секретарей ЦК. Генеральным секретарем был назначен И. В. Сталин, секретарями — В. М. Молотов и В. В. Куйбышев. На Пленуме по предложению В. И. Ленина было также решено принять за правило, что секретари ЦК должны возлагать на себя только принципиально руководящую работу, перепоручая все остальные задачи своим помощникам и техническим секретарям.

В дальнейшем, по мере усложнения организационных функций Центрального Комитета, количество его секретарей увеличивалось. В настоящее время избрано 11 секретарей ЦК.

Деятельность секретарей ЦК носит и ныне принципиально руководящий характер. Каждому из них поручается определенный круг вопросов, связанных с организацией осуществления политического курса и коллективно выработанных решений Центрального Комитета КПСС в тех или иных областях руководства организационно-партийной, идеологической работой, социально-экономическим и культурным строительством. Занимаясь этими вопросами, секретари ЦК опираются на соответствующие отделы ЦК КПСС, направляют деятельность отделов, через них проводят в жизнь установки Центрального Комитета. По сложившейся практике некоторые секретари ЦК одновременно являются заведующими отделами Центрального Комитета.

Секретари ЦК участвуют в заседаниях Секретариата ЦК КПСС, пользуясь правом решающего голоса при голосовании. Они приглашаются также на заседания Политбюро ЦК КПСС; некоторые секретари ЦК избираются членами или кандидатами в члены Политбюро ЦК КПСС. Тем самым обеспечивается постоянное взаимодействие Политбюро и Секретариата, отражающее единство политической и организаторской работы партии.

СМЕННЫЕ ПАРТИЙНЫЕ СОБРАНИЯ — собрания коммунистов по сменам, которые проводятся на предприятиях с многосменным режимом работы, где в силу производственных условий затруднительно собрать одновременно сразу всех членов парторганизации. Они не являются обособленными друг от друга, а как бы составляют различные фазы одного и того же собрания. На С. п. с. делается один общий доклад, по итогам обсуждения его принимается одно общее постановление с учетом замечаний и предложений, высказанных коммунистами на каждом из сменных собраний.

На С. п. с. могут обсуждаться любые вопросы работы, в том числе проводиться отчеты и выборы парткомов и партбюро первичных и цеховых парторганизаций. В таких случаях обсуждение отчетных докладов, выдвижение и обсуждение кандидатур в новый состав партийных органов производится на каждом из С. п. с. В результате обсуждения на всех С. п. с. выдвинутых кандидатур составляется единый список для проведения выборов закрытым (тайным) голосованием, который и баллотируется на партийных собраниях коммунистов по сменам. На каждом   из   них избирается счетная комиссия, а общий подсчет голосов, поданных на всех С. п. с, производится на совместном заседании этих счетных комиссий. Результаты голосования сообщаются коммунистам на сменных или цеховых партийных собраниях.

СОБРАНИЕ АКТИВА ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ — одна из форм коллективного обсуждения коммунистами важнейших назревших задач данной парторганизации.

Собрание актива проводится, как правило, для обсуждения крупных вопросов, решение которых требует усилий всей парторганизации. Эти вопросы часто бывают связаны с необходимостью усиления влияния коммунистов на выполнение определенных производственных задач, возникающих в данном трудовом коллективе, районе, городе, области, крае, республике. Они могут диктоваться также состоянием дел на том или ином направлении партийной работы — идеологическом, воспитательном, организационном. Нередко на собраниях актива рассматриваются задачи парторганизации, вытекающие из постановлений вышестоящих партийных органов, пути и методы их реализации.

Организационно собрание актива проводится в таком же порядке, что и партийное собрание (избирается рабочий президиум, утверждается повестка дня, принимается решение).

Для собраний актива не существует строго установленной периодичности. Они проводятся по мере необходимости и созываются по решению партийного комитета. Также решением партийного комитета определяется повестка дня, устанавливаются состав и число участников собрания. По установившейся практике для участия в собрании актива приглашаются не только выборные партийные активисты (секретари и члены партийных бюро, партгрупорги и т. д.), но и административно-хозяйственные руководители, работники общественных организаций — профсоюзных, комсомольских и других, пропагандисты, агитаторы, наиболее авторитетные коммунисты из числа рабочих, инженерно-технических работников, колхозников и так далее. Состав каждого собрания актива определяется в зависимости от содержания обсуждаемого вопроса.

Решение, принятое на собрании актива партийной организации, утверждается партийным комитетом данной парторганизации. С этого момента оно становится обязательным для коммунистов этой партийной организации.

СОБРАНИЕ ПАРТИЙНОЕ (ПАРТИЙНОЕ СОБРАНИЕ) — общее собрание коммунистов партийной группы, цеховой, первичной партийной организации. Является высшим руководящим — органом в этих партийных звеньях.

С. п. занимают важное место в жизни первичных партийных организаций и партии в целом. На них рассматриваются и решаются все вопросы работы парторганизации, определяются основные направления ее Деятельности, С. П,- один из основных институтов внутрипартийной демократии, во многом через них в первичных организациях на практике осуществляется принцип коллективности руководства. С. п. играют большую роль в мобилизации коммунистов на проведение политики, линии партии, выполнение партийных директив, помогают сплачивать их в единый боевой коллектив, способствуют развитию их творческой активности, оказывают серьезное воздействие на укрепление партийной дисциплины.

С. п. служат школой воспитания коммунистов. На них коммунист получает идейную и организационную закалку, во многом формируется как настоящий партиец, учится с партийных позиций рассматривать и коллективно решать все жизненно важные вопросы. На С. п. члены партии реализуют свое право свободно обсуждать вопросы политики и практической деятельности партии, вносить предложения, критиковать недостатки и виновных в них лиц, активно участвовать в разработке и принятии партийных решений.

В. И. Ленин придавал большое значение регулярному проведению партийных собраний. Еще в первые годы Советской власти он рекомендовал «немедленно постановить, осуществить и сверх того предложить ближайшему съезду партии подтвердить… безусловную обязательность более частых и более широких собраний членов партии наряду с другими мерами к развитию самодеятельности членов партии…».

В соответствии с этим ленинским требованием в Уставе КПСС определены обязательные сроки созыва партийных собраний. Уставом предусматривается, что в первичных организациях они проводятся не реже одного раза в месяц. В партийных организациях, имеющих цеховые организации, как общие, так и цеховые собрания проводятся не реже одного раза в два месяца. В крупных партийных организациях, насчитывающих свыше 300 коммунистов, общее собрание созывается по мере необходимости в сроки, устанавливаемые парткомом или по требованию нескольких цеховых организаций. Партийные организации заботятся о том, чтобы эти уставные сроки созыва партийных собраний неуклонно соблюдались, ибо в регулярном их проведении заключается важное условие высокой активности коммунистов, повышения их ответственности за состояние дел в своей организации и партии в целом.

С. п. бывают закрытыми и открытыми. Закрытое партийное собрание, на котором присутствуют только члены и кандидаты в члены партии, проводится, когда необходимо рассмотреть и решить вопросы, которые касаются исключительно самих коммунистов или составляют партийную тайну.

В остальных случаях, как правило, проводятся открытые партийные собрания, на которых могут присутствовать все члены трудового коллектива вне зависимости от их партийности. На таких собраниях участвовать в обсуждении вопросов, выступать в прениях могут и коммунисты и беспартийные, но решения принимаются только членами партии. Открытые С. п. служат действенной формой приобщения к работе партийных организаций беспартийного актива, привлечения трудящихся к участию в управлении производством и общественными делами, в значительной мере способствуют укреплению связей партии с массами.

В партийных организациях стараются так проводить С. п., чтобы каждое из них становилось заметным событием в жизни парторганизации, оставляло глубокий след в сознании коммунистов, оказывало серьезное воздействие на состояние дел, улучшение всей работы.

На обсуждение партийных собраний выносятся важнейшие вопросы жизни и деятельности партийных организаций. Обычно они определяются парткомом или партбюро, исходя из положения дел, стоящих перед парторганизацией и трудовым коллективом задач, с учетом предложений самих коммунистов. В необходимых случаях отдельные вопросы, которые следует в обязательном порядке обсудить на С. п. во всех или в некоторых первичных организациях, рекомендуются вышестоящими партийными органами.

Основное место в повестке дня партийных собраний занимают коренные вопросы производственной, трудовой, творческой деятельности, идейно-воспитательной и массово-политической работы.

С. п. обычно заранее и весьма тщательно готовятся. Чтобы глубоко разобраться в существе выносимого на собрание вопроса, выработать продуманные предложения относительно путей и способов его решения, к подготовке С. п. подключают членов выборных органов, широко привлекают самих коммунистов. Им поручают ознакомиться с состоянием дел на том или ином участке, собрать и проанализировать требуемые данные, сведения, выяснить мнения и предложения коммунистов, трудящихся, подготовить материалы к докладу, проект постановления.

В партийных организациях стремятся обеспечить, чтобы С. п. проходили на высоком идейном и организационном уровне, в обстановке свободного, откровенного обмена мнениями, делового, творческого обсуждения, высокой принципиальности и взаимной требовательности, развернутой критики и самокритики. На это постоянно ориентируют партийные организации партия, ее Центральный Комитет. Они требуют всемерно повышать роль и значение С. п., во всех организациях создавать такую атмосферу, чтобы коммунисты смело вскрывали недостатки и были уверены, что высказанные ими замечания и предложения будут восприняты доброжелательно, получат поддержку.

Принципиально важные указания и рекомендации относительно проведения С. п. содержатся в постановлении ЦК КПСС «О практике проведения партийных собраний в Ярославской городской партийной организации» (1969 г.). Оно по-прежнему служит надежным ориентиром в повседневной работе для всех первичных партийных организаций.

СОВЕТ СЕКРЕТАРЕЙ ПАРТОРГАНИЗАЦИЙ — коллегиальный орган, который образуется главным образом в производственном объединении промышленности по решению ЦК компартии союзной республики, крайкома, обкома партии по месту нахождения головного предприятия. В состав С. с. п. включаются секретари парторганизаций всех предприятий-филиалов, а председателем обычно утверждается секретарь парткома или партбюро головного предприятия.

С. с. п. периодически созывается для согласования и координации действий партийных организаций по вопросам партийного руководства производством, работы с кадрами, организации социалистического соревнования. При этом он выполняет следующие функции:

на основе коллективного обсуждения вырабатывает практические меры по организационно-политическому обеспечению выполнения производственных планов объединения, планов внедрения новой техники и технологии, освоения производственных мощностей, повышения эффективности и улучшения качества работы, освоения новых видов продукции, экономии топлива, сырья и материалов, укрепления трудовой дисциплины, подбора, расстановки и воспитания кадров, повышения деловой квалификации работников, осуществления других общих задач;

совместно с генеральной дирекцией, профсоюзным комитетом и комсомольскими организациями рассматривает и решает вопросы организации социалистического соревнования, морального и материального стимулирования, разработки и практического осуществления планов экономического и социального развития трудовых коллективов;

для широкого обсуждения перспектив развития производства, актуальных вопросов экономической деятельности совместно с генеральной дирекцией созывает собрания партийно-хозяйственного актива объединения.

Парторганизации всех подразделений объединения руководствуются коллективно выработанными С. с. п. рекомендациями, добиваются претворения их в жизнь. С. с. п. неправомочен давать партийным организациям предприятий объединения рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию территориальных партийных органов (регулирование роста партийных рядов, рассмотрение персональных дел, ведение учета коммунистов, уплата членских взносов и т. п.).

Кроме производственных объединений, С. с. п. создаются также на крупных транспортных узлах, стройках и в других необходимых случаях. Здесь они выполняют в основном те же функции, что и в объединениях.

СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ - политическая основа СССР. Через Советы народ осуществляет государственную власть, все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. Вся власть в СССР принадлежит народу — провозглашает Конституция СССР.

Советы — детище революционного творчества народных масс. Они возникли в ходе революции 1905-1907 гг. как средство организации трудящихся в борьбе за свержение самодержавия. Родившись как органы стачечной борьбы, Советы несли в себе зачатки будущей власти революционного народа. Партия под руководством В. И. Ленина решила задачу огромного исторического значения, увидев в Советах, «несмотря на всю их зачаточность, стихийность, неоформленность, расплывчатость в составе и в функционировании», прообраз будущих органов диктатуры пролетариата.

II Всероссийский съезд Советов в воззвании «Рабочим, солдатам и крестьянам» 26 октября (8 ноября) 1917 г. провозгласил переход всей власти на местах к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», утвержденной III Всероссийским съездом Советов, Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам, говорилось в Декларации.

Советская форма правления была закреплена в первой Конституции РСФСР 1918 г., где устанавливалось, что вся власть в пределах  республики   «принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

С образованием Союза ССР и принятием в 1924 г. первой Конституции СССР еще более упрочилась власть Советов. Основанная на принципах демократического централизма и социалистического федерализма, органически сочетая в своей деятельности интересы Союза ССР и республик, Советская власть стала мощным фактором сплочения трудящихся, развития и укрепления дружбы и подлинного братства всех наций и народностей нашей страны.

Происшедшие в 30-х гг. глубокие политические, экономические и социальные изменения были отражены в Конституции 1936 г., провозгласившей, что вся власть принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Советы стали формироваться на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В соответствии с Конституцией был образован Верховный Совет СССР — высший орган государственной власти страны.

С принятием Конституции 1977 г. Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов. В ней закреплен один из важнейших конституционных принципов, заключающийся в том, что Советы народных депутатов — от Верховного Совета СССР до сельских и поселковых — составляют единую систему органов государственной власти. В Конституции определены принципы деятельности Советов, которая строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, широкого привлечения граждан к участию в их работе и на некоторых других важных положениях.

Систему Советов возглавляет Верховный Совет СССР — высший орган государственной власти страны, состоящий из двух равноправных палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения, Совет Национальностей по норме: 32 депутата — от каждой союзной республики, 11 депутатов — от каждой автономной республики, 5 депутатов — от автономной области и 1 депутат — от автономного округа. Организационной формой деятельности Верховного Совета является сессия. Она состоит из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат или комиссий Верховного Совета СССР. Сессии Верховного Совета СССР созываются два раза в год.

В Верховный Совет СССР избирается 1500 депутатов — по 750 в каждую из его палат. Его состав является убедительным свидетельством подлинного демократизма Советов. Среди депутатов Верховного Совета СССР 51,3 процента — рабочих и колхозников, 71,5 процента — членов и кандидатов в члены КПСС, 32,8 процента — женщин, 22 процента — депутатов до 30 лет, 15 процентов — комсомольцев; 54,2 процента депутатов имеют высшее и незаконченное высшее образование. Депутатами избраны представители 63 национальностей.

Верховный Совет правомочен решать все вопросы, отнесенные Основным Законом страны к ведению Союза ССР. К его исключительной компетенции относятся: принятие Конституции СССР и внесение в нее изменений, принятие в состав СССР новых республик, утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, бюджета и отчетов об их выполнении, образование подотчетных ему органов Союза ССР и некоторые другие.

Верховный Совет СССР избирает Президиум Верховного Совета СССР — постоянно действующий орган Верховного Совета СССР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти СССР в период между его сессиями.

Президиум избирается из числа депутатов в составе Председателя, первого заместителя Председателя, пятнадцати заместителей Председателя — по одному от каждой союзной республики, секретаря Президиума и двадцати одного члена. Конституцией Президиуму предоставлены широкие полномочия.

Палаты Верховного Совета СССР избирают из числа депутатов постоянные комиссии. Комиссии предварительно рассматривают и подготавливают вопросы, относящиеся к ведению Верховного Совета, содействуют проведению в жизнь законов СССР, иных решений Верховного Совета и его Президиума, осуществляют контроль за деятельностью государственных органов и организаций.

Верховный Совет образует Совет Министров СССР — высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти страны. Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями — перед Президиумом, которому подотчетен.

Правительство СССР обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством, разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития СССР, бюджет СССР, выполняет ряд других функций. Полномочия правительства СССР подробно определены Законом о Совете Министров СССР.

Верховный Совет образует Комитет народного контроля СССР, избирает Верховный Суд СССР, назначает Генерального прокурора СССР.

Высшим органом государственной власти союзной, автономной республики является Верховный Совет. В стране по числу союзных и автономных республик образуется 15 Верховных Советов союзных и 20 Верховных Советов автономных республик. Состав каждого Верховного  Совета устанавливается конституцией республики. В Верховные Советы союзных республик избрано 673.0 депутатов. Среди них 50,7 процента — рабочих и колхозников, 36,2 процента — женщин, 67,1 процента — членов и кандидатов в члены КПСС, 20,3 процента — молодежи до 30 лет, 15 процентов — комсомольцев. В Верховные Советы автономных республик избрано 3460 депутатов. Среди депутатов 50,6 процента — рабочих и колхозников, 40,3 процента — женщин, 63 процента — членов и кандидатов в члены КПСС, 23,6 процента — депутатов в возрасте до 30 лет, 16,8 процента — комсомольцев.

Построение, организация и порядок деятельности Верховных Советов союзных и автономных республик определяются Конституцией СССР, конституциями республик, Регламентами, другими законодательными актами. Верховные Советы союзных и автономных республик правомочны решать все вопросы, отнесенные к ведению республик Конституцией СССР, конституциями республик. Верховные Советы республик избирают Президиумы. Состав и полномочия Президиумов Верховных Советов республик определяются конституциями республик.

В Верховных Советах республик из числа депутатов также создаются постоянные комиссии.

Верховные Советы республик образуют Советы Министров, которые являются высшими исполнительными и распорядительными органами государственной власти республик. Порядок образования, состав и компетенция правительств республик устанавливаются Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик, Законами о Советах Министров.

Самыми массовыми органами государственной власти являются местные Советы народных депутатов. Всего в стране насчитывается более 52 тыс. местных Советов, в том числе 6 краевых, 123 областных, 8 Советов автономных областей, 10 Советов автономных округов, 3113 районных, 2137 городских, 645 районных в городах, 3823 поселковых и 42 176 сельских Советов. В их составе более 2,3 млн депутатов. Среди депутатов местных Советов 69,2 процента — рабочих и колхозников, 50,3 процента — женщин, 42,8 процента — членов и кандидатов в члены КПСС, 34,2 процента — молодежи до 30 лет, 22,3 процента — комсомольцев.

Принципиальные положения формирования, компетенции и деятельности местных Советов закреплены в Конституции СССР, конституциях республик. Подробно их полномочия определены республиканскими законами о местных Советах.

Местные Советы руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством, утверждают планы экономического и социального развития и местный бюджет, осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выполняют ряд других функций.  Важным направлением работы местных Советов является обеспечение комплексного экономического и социального развития на их территориях.

Решая вопросы местного значения, Советы исходят из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета. Роль Советов в то же время не ограничивается решением только местных вопросов. Они проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.

Местные Советы наделены значительными правами по контролю и координации деятельности предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения.

Исполнительными и распорядительными органами местных Советов являются исполнительные комитеты, избираемые ими из числа депутатов на сессиях Советов. Исполнительные комитеты непосредственно подотчетны избравшему их Совету и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу. Законодательством установлено, что исполкомы не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.

На сессиях местных Советов избираются постоянные комиссии. В настоящее время во всех местных Советах имеется более 334 тыс. постоянных комиссий.

Местные Советы образуют отделы и управления исполнительных комитетов, которые руководят подчиненными им отраслями. Через отделы и управления либо непосредственно исполкомы руководят подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями. Советы проводят большую работу по выполнению наказов избирателей. Они касаются многих сторон жизни — улучшения работы предприятий и организаций сферы обслуживания, строительства жилья, школ, больниц, охраны порядка и многих других.

Главной фигурой Совета является депутат. От его активности, инициативы и деловитости во многом зависит уровень работы Советов в целом. Права и обязанности народного депутата определены Законом СССР «О статусе народных депутатов в СССР». В нем определены основные направления деятельности депутата в Совете, избирательном округе, установлены прочные правовые и материальные гарантии депутатской деятельности.

СОВЕЩАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДЕЛЕГАЦИЙ — обычно проводится на партийных съездах, конференциях и собраниях крупных первичных партийных организаций для выработки и предварительного согласования персонального состава кандидатур, которые будут выдвигаться в выборные партийные органы. Представители на такие совещания выделяются самими делегатами от каждой парторганизации в количестве, устанавливаемом президиумом или органом, проводящим съезд, конференцию или собрание. Согласованные кандидатуры затем по поручению совещания представителей выносятся на рассмотрение делегатов съезда, конференции или участников партийного собрания, которые в установленном порядке окончательно решают, кого включить в списки для тайного голосования (см. Порядок выдвижения и обсуждения кандидатур).

СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА ПАРТИИ — это классы, слои и общественные группы населения, на которые она опирается, интересы которых она выражает и которые оказывают ей свою всестороннюю поддержку. Исторический опыт показывает: чем шире социальная база партии, тем она сильнее и тем большее влияние она способна оказывать на весь ход общественного развития.

КПСС по самой своей природе является пролетарской партией. Поэтому с самого начала существования главной ее социальной основой был и остается рабочий класс. По выражению В. И. Ленина, он выступает в качестве класса, «образующего, выделяющего, питающего партию».

После победы революции, в процессе социалистического строительства, в результате осуществления социально-экономических преобразований, происходят коренные изменения в классовой структуре общества, все более тесное сплочение вокруг рабочего класса и его авангарда — коммунистической партии всех слоев трудящегося населения. По мере того как эти процессы развиваются, все шире и прочнее становится и С. б. п.

Индустриализация страны создала не только прочный фундамент для социалистического преобразования всего народного хозяйства, но и для постоянного роста численности рабочего класса, в корне изменила его экономическое положение, весь его облик. По сравнению с 1928 г. численность рабочего класса увеличилась с 8,7 млн до 81,7 млн человек. Рабочий класс стал у нас не просто самым многочисленным классом, но и большинством трудового народа. Укрепление ведущей роли рабочего класса обусловлено также ростом его идейно-политической зрелости, образованности и профессиональной квалификации. Все больше становится рабочих, которые в совершенстве овладели своей профессией, получив среднее образование, продолжают учиться, осваивают передовые достижения науки и культуры. Как правило, они политически активны, интересы Советского социалистического государства воспринимают как свои собственные. Вместе с ростом численности, политической сознательности и активности рабочего класса неуклонно укреплялась, становилась более прочной и классовая основа партии.

Социальная база КПСС значительно расширилась в результате коллективизации сельского хозяйства, когда было ликвидировано кулачество, преодолена неоднородность и мелкособственническая природа крестьянства, которое прочно встало на путь социализма, полностью перешло на позиции рабочего класса. Все это привело к коренному изменению психологии и социального облика крестьянина. В наше время у него появляется все больше общих черт с рабочим.

И если до коллективизации наша партия могла опираться главным образом на беднейшее крестьянство и ту часть середняков, которые твердо поддерживали Советскую власть, то с победой и развитием колхозного строя все колхозное крестьянство как новый социалистический класс стало прочной опорой партии, частью ее социальной базы.

В результате осуществления культурной революции в нашей стране сформировалась качественно новая, подлинно народная интеллигенция, которая видит свое призвание в том, чтобы отдавать все силы, знания и творческую энергию делу построения коммунизма. Советская интеллигенция, особенно научно-техническая, пополняется в огромной степени из среды рабочих и крестьян. Тем самым еще более расширилась и социальная база КПСС.

За годы социалистического строительства в нашей стране сложилось нерушимое социально-политическое единство всех трудящихся, возникла новая историческая общность — советский народ, между классами и социальными группами сложились новые, гармоничные отношения — отношения дружбы и сотрудничества. Советские люди спаяны общностью марксистско-ленинской идеологии, высоких целей строительства коммунизма, тесно сплочены вокруг партии. В нашей стране происходит процесс все большего сближения классов и социальных групп, постепенного становления бесклассовой структуры общества. Ведущей силой этого процесса, его, говоря словами Маркса, социальным разумом и социальным сердцем был и остается рабочий класс. Его революционная идеология и мораль, коллективистская психология, его интересы и идеалы становятся ныне достоянием всех слоев советского общества.

Рабочие, колхозники, интеллигенция полностью разделяют конечные цели партии, всецело поддерживают ее политику, рассматривают их практическое осуществление как свое кровное дело, самоотверженно трудятся во имя претворения их в действительность.

Таким образом, социальной базой роста КПСС теперь стал весь советский народ. В ходе коммунистического строительства, по мере того как происходит постепенное стирание классовых различий, дальнейшее укрепление социальной однородности и интернационального единства общества, неуклонное повышение политической сознательности, трудовой и общественной активности советских   людей, социальная  база КПСС продолжает развиваться и совершенствоваться, становясь все более и более прочной.

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПАРТИИ — показатель того, к каким классам, социальным слоям и группам населения относятся входящие в нее коммунисты. Он отражает классовый, общенародный характер партии.

Коммунистическая партия по своей природе является партией рабочего класса. В силу этого ведущее место в ее составе принадлежит рабочему классу, который выступает, по выражению В. И. Ленина, в качестве класса «образующего, выделяющего, питающего партию». В результате построения социализма в СССР, перехода всех слоев трудящихся на позиции рабочего класса, укрепления социально-политического и идейного единства советского общества КПСС стала партией всего народа, но при этом по своей классовой сущности, идеологии она остается партией рабочего класса. Поэтому, как указывается в Программе КПСС, партия считает необходимым, чтобы в ее социальном составе ведущее место занимали рабочие.

Будучи по своей природе пролетарской, наша партия состоит не только из рабочих, но и из представителей других категорий трудящихся. С момента своего возникновения партия в первой же своей Программе заявила, что она «зовет в свои ряды все слои трудящегося и эксплуатируемого населения, поскольку они переходят на точку зрения пролетариата». Ныне советские люди полностью разделяют революционное мировоззрение рабочего класса, его идеалы, активно борются за их осуществление. И наша партия постоянно пополняется наряду с рабочими передовыми представителями колхозного крестьянства, советской интеллигенции, людьми из самых различных слоев населения. Это усиливает ее влияние на различных участках коммунистического строительства.

В настоящее время социальный состав КПСС характеризуется следующими данными: среди коммунистов рабочих — 45 процентов, колхозников-11,8, служащих, основную массу которых составляют представители различных групп советской интеллигенции,- 43,2 процента.

С. с. п. оказывает существенное влияние на идеологию и политику, на всю деятельность партии. Поэтому партия постоянно проявляет неослабную заботу о его формировании и улучшении. Оказывая регулирующее воздействие на пополнение и рост своих рядов, партия на всех этапах своей деятельности добивается, чтобы ее социальный состав наиболее полно отвечал интересам классовой борьбы, социалистического и коммунистического строительства, давал возможность осуществлять глубокое, устойчивое влияние в массах, среди всех слоев трудящегося населения, позволял наилучшим образом решать стоящие перед ней задачи.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ — периодическая печать (газеты, журналы), телевидение и радиовещание, являющиеся мощным инструментом партии в пропаганде коммунистических взглядов, идейном воспитании масс, их мобилизации на решение выдвинутых КПСС задач планомерного и всестороннего совершенствования социализма, дальнейшего продвижения советского общества к коммунизму на основе ускорения социально-экономического развития страны.

КПСС проявляет постоянную заботу о совершенствовании и развитии этого действенного канала связи между партией и народом. В настоящее время в стране создан мощный, оснащенный современной техникой информационно-пропагандистский аппарат. Арсенал массовых средств идеологического влияния партии, политического и духовного воспитания трудящихся включает около 14 тыс. газет, журналов и других периодических изданий, годовой тираж которых превышает 45 млн экземпляров. Ныне газеты приходят практически в каждую семью.

Особое внимание уделяется развитию телевидения, всемерному расширению охвата радио- и телепрограммами. К началу двенадцатой пятилетки более 91 процента населения получили возможность смотреть телевизионные передачи. Число телевизоров превысило 80 млн, а радиоприемников и радиотрансляционных точек-178 млн штук. Они имеются в 96 из каждых 100 семей.

Роль С. м. и. и п. в жизни общества усиливается. Партия добивается, чтобы они глубоко анализировали внутреннюю и международную жизнь, экономические и социальные явления, чтобы они активно поддерживали все новое, передовое, поднимали актуальные, волнующие людей проблемы, предлагали пути их решения. Печать, радио, телевидение призваны воспитывать у советских людей высокую политическую сознательность, умение с четких классовых позиций оценивать общественные явления, отстаивать идеалы и духовные ценности социалистического общества. Они призваны также нести народам мира правду о реальном социализме, внутренней и внешней политике Советского Союза, активно пропагандировать советский образ жизни, наступательно, аргументированно раскрывать антинародный, бесчеловечный характер империализма, его эксплуататорскую сущность.

Сила воздействия С. м. и. и п. на массы, сила их убеждения зависит от политической ясности и целеустремленности, глубины содержания, оперативности, информационной насыщенности, яркости и доступности их выступлений.

СТАБИЛЬНОСТЬ КАДРОВ — постоянство основного состава работников, длительность пребывания их в занимаемых должностях.

С. к. важна тем, что дает возможность работникам в полной мере раскрыть и проявить свои способности, обрести богатый опыт, позволяет им действовать с расчетом на перспективу, успешно решать не только оперативные вопросы, текущие задачи, но и проблемы долговременного характера, намечать и осуществлять далеко идущие планы. Это в конечном счете всегда положительно сказывается на результатах работы, в особенности в сфере производства, социалистического хозяйствования.

С. к. достигается в результате умелого подбора и правильной расстановки кадров, заботливого и в то же время требовательного отношения к ним, создания им благоприятных условий для роста, проявления инициативы и предприимчивости. Стремясь обеспечить необходимую С. к., партийные и другие руководящие органы стараются не допускать необоснованной их сменяемости, производить перемещение работников лишь в том случае, если это действительно вызывается интересами дела.

Вместе с тем стабильность несовместима с застоем кадров, полным отсутствием их движения. Она отнюдь не исключает, а, напротив, предполагает систематическое, планомерное обновление и омоложение кадров в необходимых пропорциях.

Чтобы не допустить застоя кадров, из-за чего они порой перестают видеть и воспринимать новое, нередко прибегают к методу перемещения кадров «по горизонтали», то есть на равнозначную работу как внутри республики, края, области, города, района, так и за их пределами. Это помогает работникам проявить себя в новом деле, вносит свежую струю в работу. Такой подход к решению кадровых вопросов позволяет при сохранении стабильности основного состава кадров периодически производить их обновление на различных участках.

СТАЖ ПАРТИЙНЫЙ — срок пребывания в рядах КПСС. Исчисляется со дня решения общего собрания первичной партийной организации о приеме в члены КПСС (см. Прием в партию) и указывается в партийных документах коммуниста (партбилете, учетной карточке).

С. п. в известной мере свидетельствует о зрелости и партийном опыте коммуниста. Поэтому при выдаче рекомендаций в партию, избрании секретарем первичной парторганизации, выдвижении на должность секретаря райкома, горкома, окружкома, обкома, крайкома партии, ЦК компартии союзной республики и в ряде других случаев требуется, чтобы коммунист имел определенный партийный стаж.

СТАТИСТИКА ПАРТИЙНАЯ — собирает и обобщает количественные показатели развития партии, отдельных партийных организаций, их организационной структуры, внутрипартийной жизни, кадровой работы, а также других сторон их деятельности в неразрывной связи с качественным содержанием.

В С. п. получают доскональное выражение численный, социальный, национальный, возрастной состав, уровень общеобразовательной и специальной подготовки коммунистов, распределение их по партийному стажу, роду занятий, по различным отраслям народного хозяйства, сферам государственной и общественной жизни. Она раскрывает динамику роста партийных рядов, состав принимаемых в партию, число исключенных и выбывших из нее по различным причинам.

С. п. содержит сведения о структуре партийных организаций и их руководящих органов, происходящих в ней изменениях.

Посредством С. п. собираются данные, характеризующие участие коммунистов в партийных собраниях, конференциях и съездах, их активность в обсуждении вопросов политики партии, практической деятельности парторганизаций и их выборных органов, важнейших общепартийных документов. С. п. обобщает и систематизирует результаты отчетов и выборов в партии, показывает состав выборных партийных органов, дает возможность проследить за тем, как осуществляется их обновление при сохранении преемственности руководства.

С. п. постоянно имеет дело с обработкой данных, характеризующих состав руководящих партийных, советских и других кадров, входящих в номенклатуру партийных комитетов, их движение, причины сменяемости.

Важное место в С. п. занимают сведения, касающиеся постановки марксистско-ленинского образования коммунистов, организации политической учебы, лекционной пропаганды, состава различных категорий идеологических кадров и других сторон идеологической деятельности, которые могут быть выражены в количественных показателях.

Пользуясь данными С. п., партийные органы имеют возможность постоянно анализировать происходящие в жизни партийных организаций процессы в их развитии, своевременно улавливать тенденции, которые уже наметились или только намечаются, целенаправленно влиять на них. Опираясь на анализ статистических данных, партийные органы способны оказывать активное регулирующее воздействие на рост и укрепление партийных рядов, расстановку партийных сил, улучшение состава руководящих кадров, на развитие внутрипартийной демократии и укрепление партийной дисциплины, оперативно принимать меры по устранению обнаруживающихся недостатков и нежелательных явлений.

Поэтому ЦК КПСС постоянно ориентирует все партийные органы на то, чтобы они аккуратно вели статистику, умело пользовались ею в интересах совершенствования различных сторон внутрипартийной жизни, организационной и идеологической работы. В частности, в этих целях во всех партийных комитетах статистические отчеты о составе партийных организаций и движении членов и кандидатов в члены партии, отчеты о составе руководящих кадров ежеквартально рассматриваются и утверждаются на бюро.

В то же время ЦК КПСС постоянно предупреждает местные партийные органы, чтобы они не злоупотребляли запросом из партийных организаций всевозможных статистических данных. Поэтому основные формы статистической отчетности, сроки и порядок их представления в    вышестоящие партийные органы устанавливаются ЦК КПСС.

СТЕННАЯ ГАЗЕТА периодическое издание, которое выпускается в трудовом коллективе в рукописном или машинописном виде и вывешивается для всеобщего ознакомления. Основное назначение С. г. состоит в том, чтобы освещать жизнь коллектива, способствовать идейно-политическому воспитанию трудящихся, мобилизации их на выполнение своих производственных функций, служебных обязанностей, вовлечению в активную трудовую и общественную деятельность.

Для выпуска С. г. на общественных началах образуется редакционная коллегия, которая избирается на общем собрании трудящихся либо на конференции читателей. Перед выборами обсуждается отчет предыдущего состава редколлегии. Такой порядок соответствует демократическому духу нашей печати, способствует развитию активности, инициативы трудящихся. Вместе с тем это повышает авторитет и ответственность членов редколлегии перед коллективом. В редколлегии выдвигают подготовленных товарищей из числа коммунистов, комсомольцев и беспартийных, способных обеспечить регулярный выпуск С. г., сделать их содержание идейно насыщенным и интересным.

Периодичность выпуска С. г. может быть самой разнообразной. Чаще всего она выпускается раз или два раза в месяц. В некоторых производственных коллективах успешно практикуют  даже  ежедневный выпуск С. г., для чего образуется ряд сменных редколлегий, с тем чтобы каждая из них в течение месяца выпускала один номер газеты.

Как показывает практика, С. г. выходит регулярно, является содержательной, по-настоящему интересной, пользуется популярностью у людей в тех случаях, когда она выпускается силами не одной только редколлегии, а с участием широкого авторского коллектива из числа рабочих, колхозников, служащих, когда в ней публикуются по-настоящему злободневные материалы, содержится принципиальная критика и самокритика. Это достигается в том случае, если партийная, профсоюзная, комсомольская организации оказывают постоянную помощь редколлегии в работе, помогают ей привлечь к деятельному участию в газете как можно большее число членов коллектива.

На предприятиях, в учреждениях, где издается несколько С. г., организуют учебу членов редколлегии и авторского актива. На проводимых для них семинарах рассматривают вопросы планирования работы редколлегии, редактирования, оформления, делают обзоры отдельных номеров, разбор помещаемых в них материалов, устраивают конкурсы на лучшую стенгазету.

СТЕННАЯ ПЕЧАТЬ — стенные газеты, боевые листки, «молнии», сатирические листки и иные рукописные или отпечатанные на пишущей машинке периодические органы администрации, партийной, профсоюзной,    комсомольской    и других общественных организаций трудовых, учебных коллективов, воинских частей и подразделений. Появилась в первые годы Советской власти, играла и играет важную роль в развитии творческой инициативы трудящихся, распространении опыта передовиков производства, критики недостатков в работе.

Являясь составной частью советской печати, С. п. ближе всех стоит к трудящимся, оперативно отражает ход социалистического соревнования, борьбу за интенсификацию производства и научно-технический прогресс, повышение производительности труда и качества продукции, экономию трудовых, материальных и финансовых ресурсов. На ее страницах освещаются вопросы политического, трудового и нравственного воспитания членов коллектива, укрепления дисциплины и организованности.

КПСС рассматривает С. п. как важный участок своей идеологической и организаторской работы, действенное средство мобилизации трудящихся на решение политических и социально-экономических задач. Ее значение в социалистическом строительстве отмечено в резолюции XIII съезда РКП (б) «О печати» (1924 г.),. в ряде постановлений ЦК партии.

Стенной печати присущи те же качества, что и советской печати в целом: партийность, связь с жизнью, наступательность, правдивость и др. Она организуется на общественных началах. Парткомы и партбюро руководят деятельностью С. п., заботятся об идейном уровне и результативности ее выступлений.

СТИЛЬ РАБОТЫ — подход к делу, манера работать, совокупность приемов использования тех или иных организационных и воспитательных средств, свойственных какому-либо органу, организации, работнику.

С. р. в большой степени определяется характером, специфическими особенностями деятельности, которой занимается тот или иной орган, то или иное лицо. (Применительно к работникам и органам, основной деятельностью которых является руководство людьми, определенными отраслями, процессами, наряду с термином «стиль работы» часто пользуются термином «стиль руководства», вкладывая в эти понятия однозначный смысл.) С. р. во многом зависит от личных качеств, склада, психологических особенностей, подготовленности работников, наличия у них необходимых навыков и опыта работы.

Как показывает практика, от того, каков С. р., насколько он соответствует объективным потребностям, решаемым задачам, в большой мере предопределяются эффективность проводимой работы, действенность руководства. Поэтому партия, ее Центральный Комитет требуют от всех партийных, государственных, хозяйственных органов, всех руководящих кадров неустанно совершенствовать стиль своей деятельности, стиль руководства различными сторонами общественной жизни, с тем чтобы он как можно полнее соответствовал духу, требованиям времени, наилучшим образом обеспечивал решение стоящих на современном этапе задач коммунистического строительства, развитию творческой активности советских людей.

Партия решительно предостерегает партийные, советские, хозяйственные органы от кабинетного, формально-бюрократического стиля работы, стиля руководства, когда основные усилия растрачиваются на разработку разного рода предписаний, бумажных директив, принятие общих декларативных постановлений, проведение многочисленных совещаний, заседаний в ущерб живой организаторской и воспитательной работе непосредственно с людьми.

Партия стремится неустанно утверждать в деятельности всех своих организаций, всех руководящих органов, всех кадров творческий подход, подлинную деловитость, высокую ответственность, организованность, исполнительность, умение объективно и самокритично оценивать достигнутые результаты, широко опираться на коллективный разум и опыт масс, внимательное, чуткое отношение к людям.

Для нашей партии в целом, для ее руководящих органов свойствен ленинский стиль работы, стиль руководства. И она добивается, чтобы все руководящие партийные, советские, хозяйственные кадры настойчиво овладевали им, строго придерживались его. На это постоянно нацеливают установки партийных съездов и пленумов Центрального Комитета партии. Это нашло свое отражение в новой редакции Программы и в Уставе КПСС, принятых XXVII съездом партии.

В 1983 г. ЦК КПСС специально рассмотрел вопрос и принял постановление «О работе ЦК Компартии Молдавии по совершенствованию стиля и методов деятельности партийных организаций в свете решений ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС». В нем на основе всестороннего анализа партийной практики даны четкие рекомендации, как совершенствовать в современных условиях С. р., методы руководства в духе ленинских требований. Этот важный общепартийный документ служит надежным ориентиром для всех партийных организаций и их руководящих органов.

СТРАТЕГИЯ ПАРТИИ -определение главных задач пролетариата на данном историческом этапе, выработка соответствующего плана расположения революционных сил и практическая деятельность по осуществлению намеченных целей. Одним из коренных вопросов стратегии является вопрос о вовлечении в революционно-преобразующую деятельность широчайших народных масс, о формировании массовой политической армии, призванной осуществить задачи данного стратегического этапа. Стратегия опирается на выводы марксистско-ленинской теории и призвана обеспечить достижение целей, намеченных в Программе партии.

Стратегия пролетарской партии изменяется с конкретной исторической обстановкой, с переходом от одного исторического этапа к другому. Каждый такой переход определяет момент смены одного стратегического плана другим, соответствующим новому соотношению сил и новым задачам, стоящим перед пролетариатом и его партией. Так, на II съезде РСДРП в 1903 г. была принята первая Программа партии, включавшая программу-минимум (проведение буржуазно-демократической революции) и программу-максимум (стратегический курс на социалистическую революцию). В. И. Ленин дал классическое определение задач российского пролетариата и его большевистской партии, плана расположения классовых сил на этапах буржуазно-демократической и социалистической революций: «Пролетариат должен провести до конца демократический переворот, присоединяя к себе массу крестьянства, чтобы раздавить силой сопротивление самодержавия и парализовать неустойчивость буржуазии. Пролетариат должен совершить социалистический переворот, присоединяя к себе массу полупролетарских элементов населения, чтобы сломить силой сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии».

Стратегическая цель КПСС после Октябрьской революции была сформулирована VIII съездом РКП(б) (1919 г.). Эта цель состояла в том, чтобы ликвидировать эксплуататорские классы, построить социализм. Идя непроторенными путями, преодолевая огромные трудности, проявляя невиданный героизм, советский рабочий класс в союзе с крестьянством, под руководством Коммунистической партии претворил в жизнь разработанный Лениным план социалистического строительства. Социализм в нашей стране стал реальностью.

Наступил новый этап в развитии страны — этап дальнейшего совершенствования социалистического общества и строительства коммунизма. Приняв третью Программу на XXII съезде в 1961 г., партия развернула огромную работу на всех направлениях коммунистического строительства. Советский народ добился больших успехов в развитии производительных сил, экономических и социальных отношений, социалистической демократии, культуры, в формировании нового человека.

Страна вступила в этап развитого социализма. Отражая эти успехи, XXVII съезд КПСС принял новую редакцию третьей Программы, которая конкретизировала генеральную линию партии, ее стратегию и тактику в современных условиях. КПСС исходит из того, что на нынешнем этапе всесторонний прогресс советского общества, его поступательное движение к коммунизму могут и должны быть обеспечены на путях ускорения социально-экономического развития страны. Это стратегический курс партии, нацеленный на качественное преобразование всех сторон жизни советского общества: коренное обновление его материально-технической базы на основе достижений научно-технической революции; совершенствование общественных отношений и в первую очередь экономических; глубокие перемены в содержании и характере труда, в. улучшении материальных и духовных условий жизни людей; активизацию всей системы политических, общественных и идеологических институтов. Все эти задачи тесно взаимосвязаны между собой, но основой их решения является экономика.

Экономическая С. п. на современном этапе направлена на то, чтобы осуществить крутой поворот к интенсификации производства, повысить его эффективность и качество продукции, обеспечить ускорение научно-технического прогресса, рост производительности труда, укрепление дисциплины и организованности во всех звеньях народного хозяйства. Важнейшими элементами экономической С. п. являются Продовольственная и Энергетическая программы, Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг.

Внешнеполитическая стратегия направлена на обеспечение мира во всем мире, создание благоприятных международных условий для строительства коммунизма.

Правильная, научно обоснованная марксистско-ленинская стратегия Коммунистической партии Советского Союза является одним из важнейших условий успешного решения задач строительства коммунизма, позволяет мобилизовать массы на их осуществление.

СТРУКТУРА ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ — ее организационное строение. Имеет большое значение для улучшения деятельности партийных организаций и подчинено главной цели — обеспечить правильную расстановку и организацию партийных сил, максимальное и повсеместное влияние коммунистов на беспартийных трудящихся.

С. п. о. не есть нечто застывшее, неизменное, раз навсегда данное. Она меняется по мере развития самой партии, в зависимости от изменяющихся условий ее деятельности, в связи с новыми задачами, встающими перед ней.

Еще в 1921 г. в резолюции X съезда РКП (б) «По вопросам партийного строительства» подчеркивалось, что «форма организации и методы работы всецело определяются особенностями данной конкретной исторической обстановки и теми задачами, которые из этой обстановки непосредственно вытекают».

Это положение не утратило своего значения и в наши дни. Совершенствование С. п. о. рассматривается партией как важное средство дальнейшего усиления партийного влияния в трудовых коллективах, направленного на улучшение работы предприятий, колхозов и совхозов, учреждений, учебных заведений и так далее. С этим в первую очередь и связано то постоянное внимание, которое партийные комитеты уделяют этому вопросу.

Общая принципиальная схема организационного строения парторганизаций содержится в Уставе -КПСС. Оно зависит от нескольких факторов: от общей численности коммунистов, состоящих на учете, в данной парторганизации; от наличия производственных подразделений в трудовом коллективе (например, «завод — цех (отдел) — участок — бригада» или «институт — факультет — курс — учебная группа»). Выбор той или иной С. п. о. связан также с характером производственной деятельности, скажем, с непрерывностью или сезонностью производства, компактностью размещения или, наоборот, территориальной разбросанностью производственных структурных единиц, особенно в производственных объединениях. С. п. о. создается по решению вышестоящих партийных комитетов.

СУБЪЕКТИВИЗМ — мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая объективные законы природы и общества. С. в общественно-политической области, в том числе и в партийном строительстве, означает произвольный подход при решении вопросов, произвольное истолкование фактов. С. означает игнорирование мнения коллективных органов, подмену научного руководства волюнтаристскими решениями.

Подлинно научная политика сочетает строгую объективность в подходе к действительности с признанием активности и инициативы масс, классов и отдельных личностей. Только на основе знания и понимания объективных законов, при помощи глубокого анализа и обобщения конкретных условий, процессов и явлений общественной жизни можно правильно оценить обстановку, определить, задачи и сосредоточить на них усилия коммунистов и всех трудящихся. Именно такой подход характерен для нашей партии. На основе проведения ленинских принципов руководства ЦК КПСС добивается, чтобы в решении больших и малых вопросов не допускались администрирование и поспешные, не вызываемые требованиями жизни выводы и действия. Только обстоятельный, всесторонне продуманный учет объективных условий и тенденций развития гарантирует от субъективистских ошибок и опрометчивых решений, позволяет правильно, на должном уровне решать все вопросы, которые встают перед партийными организациями и их руководящими органами в процессе повседневной практической деятельности.

СЧЕТНАЯ КОМИССИЯ — рабочий орган на партийных собраниях, конференциях, съездах для проведения закрытого (тайного) голосования и определения его результатов по выборам руководящих партийных органов. Избирается открытым голосованием в установленном собранием (конференцией, съездом) количестве. Комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря. В обязанности С. к. входит подготовка бюллетеней (списков) для тайного голосования, проверка, опечатывание избирательных ящиков, подведение итогов выборов.

Перед голосованием председатель С. к. разъясняет участникам партийного собрания (конференции, съезда) порядок проведения голосования. После голосования С. к., не выходя из помещения, где проходит собрание (конференция, съезд), вскрывает избирательные ящики, производит подсчет голосов. Затем она составляет протокол, в который вносятся результаты голосования по каждой кандидатуре и количество голосов, поданных «за» и «против». Протокол подписывается всеми членами С. к. После этого председатель С. к. зачитывает протокол на собрании (конференции, съезде), которое принимает открытым голосованием решение о его утверждении.

В партийных организациях, насчитывающих менее 10 членов партии, С. к. обычно не избираются. В них подсчет результатов закрытого (тайного) голосования обычно поручается председательствующему на собрании или одному из членов партии. Результаты голосования затем заносятся в протокол партийного собрания отдельным пунктом.

СЪЕЗД КОМПАРТИИ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ — высший орган республиканской партийной организации.

Съезд компартии союзной республики: а) заслушивает отчеты ЦК компартии союзной республики, ревизионной комиссии; б) обсуждает по своему усмотрению другие вопросы партийного, хозяйственного и культурного строительства; в) избирает ЦК компартии союзной республики, ревизионную комиссию и делегатов на съезд КПСС.

Решения съезда компартии союзной республики строго обязательны для всех партийных организаций, для всех коммунистов, входящих в состав республиканской   парторганизации.   Отменить или изменить решение съезда может лишь последующий съезд компартии союзной республики либо ЦК КПСС. Съезд компартии союзной республики вправе отменить решение любого партийного органа республиканской парторганизации.

Согласно Уставу КПСС, очередные С. к. с. р. проводятся не реже одного раза в пять лет и созываются Центральным Комитетом компартии союзной республики. Предусмотрено также проведение внеочередных (чрезвычайных) съездов, которые созываются по решению ЦК компартии союзной республики или по требованию одной трети общего числа членов организаций, входящих в республиканскую партийную организацию.

Состав С. к. с. р. формируется путем выборов делегатов закрытым (тайным) голосованием. В республиках, имеющих областное административно-территориальное деление (Белорусская ССР, Казахская ССР, Туркменская ССР, Узбекская ССР, Украинская ССР), выборы делегатов на С. к. с. р. производятся на областных партийных конференциях.

В республиках, где кроме областей, автономных республик и областей имеются также города и районы республиканского подчинения (Азербайджанская ССР, Грузинская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР), делегаты на С, к. с. р. избираются соответственно на областных, городских и районных партийных конференциях.

В республиках без областного деления (Армянская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Эстонская ССР) делегатов на С. к. с. р. избирают городские и районные партийные конференции.

Нормы представительства на С. к. с. р. устанавливаются ЦК компартии союзной республики.

СЪЕЗД КПСС — верховный орган КПСС, представляющий партию в целом, наиболее полно выражающий ее коллективную волю. Вырабатывает и принимает решения, которые являются обязательными для всей партии и не могут быть отменены или изменены никаким другим органом, кроме как последующим съездом.

Полномочия съезда закреплены в Уставе КПСС. Они состоят в том, что съезд заслушивает и утверждает отчеты Центрального Комитета КПСС, Центральной Ревизионной Комиссии КПСС и других центральных организаций; пересматривает, изменяет и утверждает Программу и Устав партии; определяет линию партии по вопросам внутренней и внешней политики, рассматривает и решает важнейшие вопросы партийной и государственной жизни, коммунистического строительства. Съезд также избирает Центральный Комитет и Центральную Ревизионную Комиссию КПСС.

Согласно действующему Уставу КПСС, очередные съезды партии созываются Центральным Комитетом не реже одного раза в пять лет. Такая периодичность установлена на XXIV съезде КПСС (до этого съезды созывались не реже одного раза в четыре года).

Проведение съездов через пять лет позволяет партии подводить итоги и намечать задачи на каждое очередное пятилетие в соответствии с установившейся практикой народнохозяйственного планирования.

Наряду с очередными съездами Устав КПСС предусматривает возможность проведения и внеочередных (чрезвычайных) съездов. Они могут быть созваны Центральным Комитетом партии по собственной инициативе или по требованию не менее одной трети общего числа членов партии, представленных на последнем партийном съезде. Внеочередные (чрезвычайные) съезды созываются в двухмесячный срок. Если же такой общепартийный форум не будет созван Центральным Комитетом в указанный срок, то организации, потребовавшие его созыва, могут образовать организационный комитет, пользующийся правами ЦК по созыву съезда. Это уставное правило гарантирует в подобных случаях осуществление воли большинства членов партии при решении одного из важнейших вопросов партийной жизни.

За всю историю партии внеочередной партийный съезд созывался лишь однажды. Это был XXI съезд КПСС (1959 г.), который утвердил контрольные цифры развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 гг. Поскольку съезд был внеочередным, выборы центральных органов на нем не проводились.

Созыв партийного съезда и порядок дня, согласно Уставу КПСС, объявляются не позже как за полтора  месяца  до съезда.

Обычно это делается заблаговременно. Так, решение о созыве XXVI съезда КПСС было принято и обнародовано за восемь месяцев до его открытия, а XXVII съезда — за десять месяцев. Такая практика дает возможность партии тщательно, без спешки проводить всестороннюю подготовку к съезду, что во многом предопределяет его успех.

Состав съезда формируется путем выборов делегатов от всех партийных организаций закрытым (тайным) голосованием. Эти выборы являются многоступенчатыми. Они начинаются с низового звена партии — первичных организаций, где на общих собраниях коммунистов избираются делегаты на районные и городские партийные конференции. Последние в свою очередь избирают делегатов на областные, краевые конференции, съезды компартий союзных республик, а они уже непосредственно избирают делегатов общепартийного съезда. Таким образом, в формировании состава съезда КПСС непосредственно или через своих представителей участвуют все члены партии.

Согласно Уставу КПСС, съезд считается действительным, если на нем представлено не менее половины всех членов партии. Фактически каждый из них представляет всю массу коммунистов.

Делегаты на съезд избираются в соответствии с нормами представительства, которые устанавливаются Центральным Комитетом партии. Эти нормы определяются с учетом численности партии и по мере ее роста соответственно увеличиваются. На XXVI съезд КПСС, например, один делегат избирался от 3350 членов партии, а на XXVII съезд — от 3670 членов партии. Начиная с XXV съезда КПСС делегаты с совещательным голосом на партийные съезды не избираются. Это были самые представительные общепартийные форумы, особенно широко и полно отразившие социальный, национальный, возрастной состав партии.

Всего за время существования КПСС проведено 27 съездов. Каждый из них был важной вехой в жизни партии, знаменовал новый этап в ее развитии, в борьбе за преобразование общества на коммунистических началах.

В дооктябрьский период главной задачей съездов была выработка стратегии и тактики партии в буржуазно-демократической и социалистической революциях. Их решения оказывали огромное направляющее и мобилизующее влияние на революционную борьбу российского пролетариата и его союзников. После победы Октября, когда партия стала правящей, решения ее съездов превратились в документы, определяющие на тот или иной период направление и содержание развития не только партии, но и всего общества. С ними связаны коренные социально-экономические преобразования, все выдающиеся достижения трудящихся Советского Союза в строительстве социализма и коммунизма.

Знаменательным событием в деятельности партии и народа стал XXVII съезд КПСС. Он выработал генеральную линию партии, ее внутреннюю и внешнюю политику, определил на предстоящее пятилетие и на длительную перспективу пути совершенствования социализма, коммунистического созидания в нашей стране, создал предпосылки для дальнейшего повышения руководящей роли КПСС перед лицом новых задач, стоящих перед страной. Принципиальные установки по этим вопросам получили развернутое воплощение в Политическом докладе ЦК КПСС, в принятых съездом Резолюции, новой редакции Программы партии, в Уставе КПСС, Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года. Эти документы являются крупным вкладом XXVII съезда партии в марксистско-ленинское учение, в теорию и практику научного коммунизма.

Съезды КПСС всегда становятся событиями большого международного значения. Каждый из них выливается в яркую манифестацию пролетарского интернационализма, братской солидарности коммунистов, всех трудящихся Советского Союза с коммунистами, трудящимися других стран, со всеми борцами за социальное и национальное освобождение. Не случайно на съезды КПСС прибывают представители многих зарубежных коммунистических и рабочих партий, других прогрессивных организаций.

Наиболее представительным в этом отношении был XXVII съезд КПСС, на котором присутствовало самое   большое за всю историю нашей партии число зарубежных делегаций. В своих выступлениях друзья выражали чувство глубокой солидарности с КПСС, советским народом, высоко оценивали значение съезда, отмечали, что с его решениями вся прогрессивная мировая общественность связывает большие надежды на упрочение мира, ослабление нависшей над человечеством угрозы термоядерной войны,

XXVII съезд КПСС, таким образом, занял важнейшее место в ряду высших форумов ленинской партии. Он еще выше поднял авторитет партии, показал, что она достойно выполняет свое историческое призвание как руководящая и направляющая сила советского общества, боевой отряд международного коммунистического и рабочего движения;

Читайте так же:

Комментарии запрещены.