Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

Р

РАЗВИТОЙ СОЦИАЛИЗМ — закономерная, исторически длительная стадия в рамках первой фазы коммунистической формации, для к-рой характерны зрелость социализма как общественной системы, наиболее полное проявление его гуманистической сущности, непосредственное решение задач строительства высшей фазы коммунизма.

Необходимость достижения новым строем ступени Р. с. предвидел еще Ленин. Всесторонняя разработка концепции Р. с. является творческим вкладом КПСС и братских партий в теорию марксизма-ленинизма. Опираясь на эту концепцию, партия уточнила и конкретизировала пути и сроки реализации наших программных целей, определила стратегию и тактику на длительный исторический период.

В 1967 в документах КПСС, посвященных 50-летию Великого Октября,  был  сделан  вывод о том, что в СССР впервые в мировой истории построено развитое социалистическое об-во. В полосу построения Р. с. в 60-х гг. после создания основ социализма вступил ряд стран социалистического содружества. В материалах XXIV, XXV, XXVI съездов и др. документах КПСС, в Конституции СССР 1977, в трудах руководителей партии и Советского государства, в документах братских партий охарактеризованы историческое место Р. с. как общеобязательного этапа на пути к коммунизму, его осп. черты, закономерности и тенденции его построения, функционирования и перерастания в коммунизм.

Р. с- это об-во, где уже полностью созданы экономическая база, социальная структура, политическая система, соответствующие социалистическим принципам, где социализм развивается на своей собственной, коллективистской основе. СССР находится ныне в начале этапа Р. с. Созданное у нас об-во еще нельзя считать совершенным, в нем много объективно обусловленных трудностей, немало и недостатков, вызванных субъективными причинами. Стратегическая задача партии — всестороннее совершенствование развитого социализма, а значит, и дальнейшее продвижение к коммунизму.

На июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС подчеркнуто, что идея совершенствования развитого социализма должна быть положена в основу не только теоретической, но и всей пропагандистской, воспитательной работы. РАЗУМ — высшая ступень развития познавательной способности мышления, творчество нового знания; способ выражения в понятии противоречивого развития самого предмета мысли.

В отличие от рассудка Р. не только фиксирует взаимодействие противоположностей, в к-рыя предмет предстает перед человеком, но и находит способ разрешения породившего их противоречия, воссоздавая т. обр. в понятии объективную сущность изучаемого процесса. Посредством разума мышление синтезирует результаты осознанной деятельности человека, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знаний. Формированию и развитию способностей Р. отвечают принципы дидактики, ориентированной на т. наз. «теоретическое обобщение», осуществляемое путем восхождения мысли от абстрактного к конкретному.

РАССЕЯННОСТЬ — психическое состояние, характеризующееся! неустойчивостью внимания, отвлекаемостью от того, на, человек должен в данный момент сосредоточиться. Различают несколько видов Р. Один из них, называемый иногда мнимой Р., представляет собой результат углубления человека в работу до такой степени, что ничего другого он не замечает, ни на что прочее не обращает внимания, не слышит даже прямо обращенного к нему вопроса. Такое углубление допустимо в тех случаях, когда человек должен или может себе позволить целиком отдаться одной деятельности без ущерба другим. А поскольку в жизни обычно бывает необходимо, занимаясь одним делом, следить и за окружающей обстановкой, ее изменениями, то такой вид Р. серьезно затрудняет отношение человека с окружающим миром, мешает нормальному общению с людьми.

Др. вид Р. представляет собой случаи, когда человек не в состоянии ни на чем сосредоточиваться достаточно долго. Такая Р. может проявляться в состоянии утомления даже у тех, кто обычно отличается внимательностью, сосредоточенностью. Напр., н-рые слушатели не могут сосредоточенно слушать лекцию от начала и до конца, их внимание постоянно скачет от одной мысли к другой, от мыслей лектора К личным воспоминаниям, к различным аналогиям, близким или далеким от содержания лекции. Бороться с этим видом Р. можно путем активизации деятельности: со стороны пропагандиста, лектора — изложения, а со стороны слушателя —сопереживанием с лектором, активными размышлениями по поводу сказанного им, записью лекции и т. д.

Третий   вид   Р.   наблюдается тогда, когда человек не осознает важности, полезности для об-ва и для себя лично того дела, к-рым занимается. В пропагандистской практике известны случаи, когда слушатель посещает занятия лишь по обязанности, -в глубине души считая, что они ему пользы не принесут. Он каждый раз настраивается на формальное «отбывание» положенного времени и потому невнимателен. Способ борьбы с такой Р.- сделать занятие интересным, увлекательным, насытить его теоретическими выводами, нацеленными на практику, добиваться осознания каждым слушателем жизненной ваяшости получаемых знаний.

РАССКАЗ   ПРОПАГАНДИСТА — Изложение нового материала. РАССУДОК — начальная ступень в развитии познавательной способности мышления; способ выражения в мысли односторонне определенных объективных свойств и качеств действительности. Р.- способность оперировать готовым знанием.

Рассудочное мышление не может выразить целостность процесса, породившего сам предмет осмысления. Оно имеет дело лишь с односторонне определяемым результатом этого процесса и потому выражает его внутренние реальные противоречия лишь как отношение (взаимодействие) несовместимых противоположностей. Для Р. разрешение противоречия не идет дальше попыток свести одну из его сторон к др. (напр., движение есть отсутствие покоя, истина — преодоление заблуждений и т. п.). В то же время Р. позволяет логически правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определенную систему. Обучение по канонам традиционной дидактики способствует развитию исключительно рассудочного мышления, представляя в виде завершенных истин. Актуальные задачи развития форм и методов обучения связаны с формированием диалектической способности разума к развитию понятий через нахождение способа разрешения объективных противоречий в изучаемом предмете.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПАРТИЙНОЙ УЧЕБЫ — гл. вопрос в партийном просвещении, обобщенный показатель того, насколько усилия, затрачиваемые парторганизациями, пропагандистами, каждым коммунистом по осуществлению систематической марксистско-ленинской учебы, способствуют подъему уровня сознательности, воспитанию идейной убежденности членов КПСС, что, в свою очередь, оказывает влияние на их повседневную жизнь, труд, мотивы деятельности, выполнение ими всех общественно значимых обязанностей, на экономическую, социально-политическую и духовно-нравственную ситуацию в об-ве. Партийное просвещение призвано учить людей, говоря словами В. И. Ленина, «действовать так, как того действительно   коммунизм   требует»  (т. 41, с. 302). Критерий результативности,     эффективности коммунистической пропаганды, партийного образования научно   обосновал   В.  И.   Ленин, всесторонне раскрывший в свете понимания  истории организующую   и   преобразующую роль передовых  идей,  взглядов и их пропаганды в массах, значение   единства   революционной теории и практики в развитии об-ва  на  путях   к  социализму, коммунизму. Еще в первые годы Советской власти  он  подчеркивал, что в конечном счете «результаты политического просвещения можно измерить только улучшением хозяйства», что вся партийная   «пропаганда  должна быть построена на политическом опыте хозяйственного строительства». Данная   принципиальная   установка пронизывает все основополагающие решения и документы КПСС, составляет суть указаний XXVI съезда партии, июньского (1983)   Пленума  ЦК  КПСС  по вопросам идеологической, политико-воспитательной работы, партийного    просвещения.    Р. п. у. характеризуют   развитие   марксистско-ленинской идейной убежденности,   политической   сознательности, образованности, нравственной    культуры    коммунистов,    миллионов    тружеников об на, их непримиримости к буржуазной   идеологии   и   морали; устойчивый   подъем    на    этой основе   трудовой,   общественно-политической   активности   масс. Последняя получает конкретное выражение на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах, в учреждениях   науки,   на   всех фронтах  и участках  народного хозяйства,       социалистического быта, нового образа жизни, взятого в целом. Р. п. у. проявляется в конечном счете в постоянном повышении чувства ответственности каждого за выполнение своих обязанностей, в стремлении   работать   с   максимальной отдачей своих сил и способностей,   действительно   творчески, по-коммунистически.

РЕЛИГИЯ -одна из форм общественного сознания, фантастическое отражение «в головах людей тех внешних сил, которые господствуют  над  ними   в   их повседневной    жизни,- отражение, в котором   земные   силы принимают    форму    неземных». Гл. признак Р. вера в реальное существование сверхъестественного. Для всех Р. характерен комплекс трех элементов: Р. представления (элемент), Р- настроения   (эмоциональный   элемент), Р. действия   (культ).   Социальные   корни   Р.- беспомощность людей    перед    неподвластными им природными и общественными силами, перед стихийностью общественного развития. Гносеологические корни Р.- в одностороннем подходе к действительности, метафизической абсолютизации тех или иных моментов познания. Р.- историческое явление, она эволюционировала от первобытных форм верований (фетишизм, тотемизм, магия) через политеизм к монотеизму (иудаизм, христианство, ислам).

В истории об-ва Р. играла и играет реакционную роль, отражая действительность в искаженной, превратной форме. Р. ориентирует людей на иллюзорные ценности, представляет явления жизни в мистифицированной форме.

С победой социализма социальные корни Р. в нашей стране были подорваны. По мере развития социалистических общественных отношений и утверждения в сознании людей научно-материалистического мировоззрения Р. будет исчезать. Однако процесс преодоления Р. требует глубоко обоснованной, систематической работы но воспитанию масс, повышения уровня атеистического воспитания, широкой пропаганды естественнонаучных, общественных и гуманитарных знаний, искусства, укрепления коммунистической морали.

РЕФЕРАТ — краткое изложение (в письменном виде) содержания книги, статьи, сообщение об итогах изучения той или иной проблемы; доклад на семинаре, конференции на определенную тему, подготовленный на основе тщательного изучения первоисточников и др. литературы, обобщения фактического материала.

В последние годы Р. (в письменной его форме) получил широкое распространение в системе политического образования, особенно в теоретических и методологических семинарах, университетах марксизма-ленинизма, семинарах и школах партийного актива, а также в работе курсов, постоянно действующих семинаров пропагандистов.

Примерные темы Р. рекомендуются учебными программами системы политического образования. Опираясь на них, Дома и кабинеты политического просвещения комитетов с учетом местных условий и потребностей разрабатывают более детальные тематики Р. Методические советы Домов политического просвещения и кафедры методики партийной пропаганды университетов марксизма-ленинизма готовят для слушателей пропагандистских семинаров и университетов темы рефератов по актуальным проблемам научных основ политического образования, конкретным вопросам методики учебно-воспитательной и организаторской деятельности пропагандиста.

Одно из требований к Р. заключается в том, что наряду с анализом теоретического содержания темы в нем должен быть самостоятельный анализ конкретных явлений современной экономической, общественно-политической и духовной ЖИ31Щ страны, региона или трудового коллектива, а также обобщения и выводы, имеющие значение для улучшения практики экономической и работы. Лучшие Р. парторганизации рекомендуют использовать в качестве материалов для докладов И бесед среда населения.

РЕФОРМА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ — комплекс крупных мер, направленных на повышение качества образования, коммунистическое/) воспитания и всестороннего развития учащихся. «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» одобрены апрельским (1984) Пленумом ЦК КПСС и утверждены первой сессией Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва. Разрабатывая эту научно обоснованную стратегическую программу дальнейшего развития советской общеобразовательной и профессиональной школы, ЦК КПСС, комиссия Политбюро ЦК под председательством К. У. Черненко исходили аз ленинских идей о единой, трудовой, политехнической школе и ее роли в формировании нового человека, опирались на исторический опыт развития народного образования в нашей стране, а также на анализ его современного состояния в свете новых исторических задач, к-рые стоят перед партией и народом.

В развитие «Основных направлений реформы» ЦК КПСС и Совет Министров СССР подготовили и приняли ряд постановлений о дальнейшем совершенствовании общего среднего образования, о дальнейшем развитии системы профессионально — технического образования, об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда, о совершенствовании подготовки и повышении квалификации педагогических кадров, о повышении заработной платы учителям и др. работникам народного образования, об улучшении дошкольного воспитания. В них определены конкретные меры по практическому претворению в жизнь «Основных направлений реформы».

В целях нормализации учебной нагрузки, организации общественно полезного, производительного труда и развертывания разнообразной внеклассной работы реформа предусматривает переход школы на одиннадцатилетний срок обучения.

Установлена следующая структура общего среднего и профессионального образования: начальная школа — I-IV классы; неполная средняя школа — V- IX классы; средняя общеобразовательная   и   профессиональная школа — X-XI классы общеобразовательной школы; средние профессионально — технические училища; средние специальные учебные заведения.

Начиная с 1986 будет осуществлен постепенный переход к обучению детей 6-летнего возраста в школе. В результате продолжительность учебы в начальной школе увеличится на один год. Это позволит обеспечить более основательное обучение детей чтению, письму, счету, элементарным трудовым навыкам, увеличить время на их художественное и физическое развитие и облегчить им последующее усвоение основ наук.

В «Основных направлениях реформы» школы определена стройная система мер, цель к-рых — повышение качества учебно-воспитательного процесса, вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, умениями применять их на практике.

Важнейшая задача школы — формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, выработка стойких материалистических представлений, атеистических взглядов, умения правильно объяснять явления природы и об-ва.

Предстоит привести учебные планы, программы, учебники, учебно-наглядные пособия в соответствие с требованиями социально-экономического и научно-технического  прогресса,  возрастными особенностями учащихся. В целях повышения качества обучения и воспитания будет устранена перегрузка программ и учебников за счет сокращения излишне усложненного и второстепенного материала и вместе с тем обеспечено необходимое отражение в них новых достижений науки и практики. Установление единого уровня общеобразовательной подготовки в школах, профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях позволит добиться строгой преемственности обучения и воспитания, определить оптимальный объем умений и навыков, обязательных для овладения учащимися. При совершенствовании содержания образования особое внимание уделяется ознакомлению учащихся с ведущими направлениями технического прогресса и прежде всего овладению знаниями и навыками использования современной вычислительной техники. Предусматривается дальнейшее совершенствование методов обучепия, направленных на развитие познавательной активности учеников, самостоятельности мышления, укрепление связей школы с жизнью. Определены меры по усилению ответственности школьников за овладение знаниями. Вводятся оценки за прилежание к учению и общественно полезному труду, устанавливается выдача свидетельств с отличием выпускникам девятилетней школы и серебряных медалей наряду с золотыми — выпускникам средней школы. Все это направлено на преодоление формализма в оценке знаний учащихся, повышение их ответственности за соблюдение учебной и трудовой дисциплины, 113 устранение из школьной практики т. наз. процентомании.

Коренным образом улучшается постановка трудового воспитания и профориентации, сочетание обучения с производительным трудом. Усиливается политехническая направленность содержания образования, внимание « практическим и лабораторным занятиям, показу технологического применения законов физики, химии, биологии и др. наук. В эти целях предусмотрено значительное увеличение времени, необходимого для трудового обучения и общественно полезного, производительного труда, а также проведение ежегодной трудовой практики 8а счет н-рого сокращения летних. Начинав с VIII класса учащиеся обучаются и работают в составе ученических производственных бригад, в межшкольных учебно-производственных комбинатах, учебных цехах и участках на предприятиях и в профтехучилищах.

В X-XI классах организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учетом потребности в них данного региона. При наличии необходимых условий оно завершается овладением определенной профессией и сдачей квалификационных экзаменов в установленном порядке.

Профили трудовой подготовки учащихся определяют с учетом потребности в кадрах, наличия учебно-технической базы исполкомы городских и районных Советов народных депутатов. В порядке опыта в ряде городских и сельских районов создаются центры профориентации для организации работы со школами, учащимися и. Их задачи — знакомить учащихся с современным! профессиями, выявлять психофизиологические особенности, способности и наклонности учащихся к определенным видам деятельности и разрабатывать на этой основе соответствующие рекомендации.

Намечены меры дальнейшего повышения качества подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях. Сохраняются вечерние (сменные) и заочные средние школы для получения образования без отрыва от производства. Предусмотрено устранить серьезные недостатки в их работе, повысить качество учебно-воспитательного процесса, упорядочить планирование контингентов учащихся.

Улучшение работал общеобразовательной и профессиональной школы, создание равных условий поступления в вузы для ее выпускников открывают новые возможности для дальнейшего совершенствования подготовки специалистов с высшим образованием.

В качестве одной ив гл. задач реформа предусматривает повышение воспитательных функций школы в формировании советских граждан с прочными коммунистическими убеждениями. На это должны работать все элементы учебно-воспитательного процесса, вся общественная жизнь школы. К общественно-политическому воспитанию учащихся будут широко привлекаться партийные работники, лучшие пропагандистские кадры. Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единства знаний, убеждения и действия,, слова и дела.

Возрастание роли идеологической работы, новые, более высокие требования к идейно-нравственной, трудовой, эстетической и физической воспитанности личности выдвигают задачу осуществления в школе комплексной программы коммунистического воспитания. Такая программа охватит все направления и формы воспитательной работы, включая уроки, внеклассные занятия, работу по месту жительства, в трудовых коллективах, во внешкольных и культурно-просветительных учреждениях.

В коммунистическом воспитании учащихся многое зависит от общественных молодежных организаций, ученического самоуправления. Стадится задача решительно поднять авторитет комсомольских и пионерских организаций, их роль в идейно-политическом воспитании учащихся, не допускать формализма, заорганизованное и мелочной опеки в руководстве ими.

Реформа проникнута глубочайшей ленинской заботой Коммунистической партии и Советского государства об учителе, его авторитете. Претворяются в жизнь меры по повышению общественного престижа работников просвещения, дальнейшему улучшению условий их труда и быта. Усиливается внимание к их политической учебе, изучению имя актуальных проблем марксистско-ленинской теории, политики партии, коммунистического воспитания молодежи. Учителю создаются необходимые условия для постоянного самообразования, улучшается обеспечение его политической, научной и художественной литературой. Важное место в реформе занимает повышение роли педагогической науки, дальнейшее совершенствование управления народным образованием и укрепление учебно-материальной базы образования.

Реализация целей и задач Р. о. и п. ш. будет иметь огромное значение для повышения уровня образования и культуры советских людей, создаст лучшие условия обучения и воспитания подрастающих поколений, подготовки их к жизни и труду, активной общественной деятельности, защите нашей Родины.

РЕЧЬ — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Р. и язык составляют сложное диалектическое единство. Речевое общение осуществляется по законам данного языка (русского, английского и т. д.), к-рый представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) Р. изменяет и совершенствует язык.

Благодаря Р. (особенно в ее письменном виде) возможна историческая преемственность опыта людей. Вне Р. немыслимо овладение человеком знаниями и формирование сознания. Будучи средством выражения мыслей людей в процессе их общения, Р. становится осн. механизмом их мышления.

Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без Р. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и др. форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). Р. тесно связана и со всеми др. психическими процессами. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения.

Рассматривая Р. как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности, психология выделяет две неразрывно связанные функции Р. средства общения (коммуникативную функцию) и средства мышления (познавательную функцию).

С помощью интонационных средств выражается повествовательный, восклицательный или вопросительный характер высказывания, понимание к-рого очень важно в процессе общения. В интонации, обеспечивающей выразительность Р., обнаруживается отношение говорящего к тому, что он сообщает.

Лексическая единица языка — слово. В слове различают его содержание (значение) и внешнюю форму: определенную совокупность (в устной слышимой Р.), систему зрительно воспринимаемых знаков (в письменной Р.) и артикуляционных образов    (в   произносимой Р.).

В русском языке — свыше 200 тыс. слов, но далеко не все они  употребляются каждым человеком в общении с др.. Человек пользуется словами, принадлежащими к определенным грамматическим категориям (существительным, глаголам, прилагательным и др.), и соединяет их в предложения на основе правил грамматики и стилистики. Акт речевого общения включает взаимосвязанные между собой процессы — произнесение Р., ее восприятие и понимание.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.