Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

Р

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ПАРТИЙНЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ — непременное условие высокой эффективности партийного руководства, обязательное для всех партийных комитетов и организаций. КПСС является руководящей и направляющей силой нашего общества, ядром советской политической системы. Действуя в интересах всех слоев населения, всех наций и народностей страны, партия, следуя своей Программе, осуществляет коллективное руководство обществом, последовательно применяя испытанные ленинские принципы, утверждая ленинский стиль во всех сферах государственного и общественного управления, широко опираясь на коллективный разум и опыт масс, развивая их общественную инициативу. Партийные комитеты и организации, исходя из ленинских указаний о том, что партийное руководство есть руководство политическое, свое воздействие на общественные и хозяйственные организации проявляют тем, что вырабатывают установки принципиального характера, сосредоточивают их усилия на решении наиболее важных, актуальных вопросов.

Общественные организации выступают активными проводниками политики партии, они помогают КПСС широко привлекать трудящихся к управлению, развивать их творческую инициативу в выполнении планов экономического и социального развития, решать задачи воспитания людей, улучшения условий их труда и быта, роста их культурного уровня. Направляя их работу, а также деятельность хозяйственных организаций, которые призваны непосредственно осуществлять экономическую политику партии, решать задачи хозяйственного развития, КПСС постоянно строго следит за тем, чтобы организации партии не вмешивались в оперативно-распорядительную деятельность, не брали на себя непосредственного управления этими организациями.

Необходимость тщательно учитывать специфику функций партийных, общественных и хозяйственных организаций партия подчеркивала с первых лет существования Советского государства. «Отсутствие строгого разграничения функций и некомпетентное вмешательство,- подчеркивалось в резолюции XI съезда партии,- приводят к отсутствию строгой и точной ответственности каждого за вверенное ему дело, увеличивают бюрократизм в самих парторганизациях, делающих все и ничего… затрудняют правильную организацию работы». Партия добивается развития собственной активности общественных и хозяйственных организаций, все большей самостоятельности в определении и решении задач в соответствии с компетенцией каждой из этих организаций, более полного осуществления присущих им функций.

РАЙОННАЯ (ГОРОДСКАЯ) ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — территориальная организация КПСС, составная часть городской парторганизации в крупных городах, имеющих районное деление. Непосредственно объединяет первичные организации, проводит в пределах района политическую работу в массах, мобилизует их на осуществление политики партии, на исполнение директив Центрального Комитета КПСС, на повышение эффективности общественного производства, ускорение научно-технического прогресса.

Еще в период подготовки II съезда РСДРП В. И. Ленин, опираясь на опыт петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», писал, что комитетам революционной партии для влияния на всю рабочую массу следует иметь районные группы в качестве посредников между комитетами и заводами. После съезда в социал-демократических организациях крупных рабочих центров, прежде всего в Петербурге и в Москве, образовались партийные районы, каждый из которых на определенной территории объединял заводские кружки. Возникновение районного звена стало важным этапом в развитии организационной структуры партии.

По Уставу, принятому VI съездом РСДРП (б), в местностях, где партийная организация делилась на районы, райком считался местной организацией. Послеоктябрьские Уставы РКП (б) закрепили районные (городские) организации в структуре партии. Они создавались сначала в губернских центрах, наделялись правами уездных организаций и непосредственно подчинялись губкому. По мере развития городов в процессе социалистической индустриализации и в связи с ликвидацией в административно-политическом делении страны губерний, уездов и округов районные (городские) парторганизации стали создаваться во всех крупных городах и непосредственно подчиняться горкомам.

В начале 60-х гг. в ходе перестройки местных парторганизаций по производственному принципу в ряде крупных городов были упразднены горкомы и районные партийные организации непосредственно подчинялись обкомам партии. В ноябре 1964 г. была восстановлена уставная структура партии. К XXVII съезду в КПСС насчитывалось 663 районных (городских) партийных организаций. Принятые съездом изменения в Уставе КПСС расширили и коикретизировали их обязанности, повысили роль во всей деятельности партии.

Высшим органом районной (городской) партийной организации является районная партконференция или общее собрание коммунистов района. Конференция созывается раз в два-три года, заслушивает отчеты райкома, ревизионной комиссии, обсуждает по своему усмотрению другие вопросы общественной жизни, избирает горрайком партии, ревизионную комиссию и делегатов на городскую конференцию.

Горрайком избирает бюро, в том числе секретарей комитета, утверждает заведующих отделами. Он создает первичные организации, руководит их деятельностью, систематически заслушивает их отчеты, ведет учет коммунистов. Во всей своей работе горрайком широко опирается на партийный актив. Пленумы горрайкома созываются не реже одного раза в три месяца.

РАЙОННАЯ (СЕЛЬСКАЯ) ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ- территориальная организация КПСС в рамках районного звена политико-административного деления страны, непосредственно объединяющая первичные организации КПСС в сельской местности. В соответствии с Программой и Уставом КПСС она осуществляет в пределах района политику партии, организует исполнение директив ЦК КПСС, проводит идейно-политическую и организаторскую работу в массах, организует пропаганду  марксизма-ленинизма, руководит всеми сферами общественной жизни.

Районные (сельские) партийные организации возникли в партии в 20-е гг. в связи с реформой административно-территориального деления страны, в ходе которой были упразднены губернии, уезды, волости и наряду с краями, областями, округами были образованы и районы — более крупные, чем волости, политико-административные единицы в сельской местности. Устав, принятый XIV съездом ВКП(б), включил в схему организации партии волостные (районные) организации.

XVI съезд партии принял решение об упразднении округов и об укреплении района как основного звена социалистического строительства в деревне. Ликвидация в связи с этим окружных парторганизаций проводилась в интересах повышения роли, всемерного укрепления районных партийных организаций. Основные права и обязанности окружных партийных комитетов были переданы райкомам ВКП(б). 90 процентов работников окружкомов направлялись в районные комитеты партии.

Сельские районные парторганизации, райкомы партии сыграли историческую роль в укреплении влияния партии на селе, в перестройке сельской жизни на социалистической основе, в осуществлении аграрной политики партии, в развитии сельскохозяйственного производства, в социалистическом воспитании сельских тружеников.

В ходе проводившихся в начале 60-х гг. неоправданных перестроек советского, хозяйственного и партийного аппарата районные (сельские) партийные организации во многих регионах страны были упразднены. XXIII съезд КПСС восстановил сельские райкомы в качестве полноправных политических органов. Они вновь прочно заняли положение боевых и авторитетных проводников политики КПСС в деревне.

К XXVII съезду КПСС в составе КПСС действовало 2887 сельских районных парторганизаций. Они объединяют 6,4 млн занятых на селе коммунистов — третью часть состава партии, из которых непосредственно в сельскохозяйственном производстве трудятся 2 млн 967 тыс. членов и кандидатов в члены партии. Районные (сельские) партийные организации вносят большой вклад в осуществление Продовольственной программы СССР. Главное их внимание сосредоточивается на коренных вопросах обеспечения роста эффективности сельскохозяйственного производства, других отраслей агропромышленного комплекса, экономического и социального развития села.

Высшим органом районной партийной организации является районная партконференция или общее собрание коммунистов района. Конференция созывается раз в два-три года, заслушивает отчеты райкома, ревизионной комиссии, обсуждает по своему усмотрению другие вопросы общественной жизни, избирает райком партии, ревизионную комиссию и делегатов на областную, краевую конференцию или съезд компартии союзной республики.

РАЙОННЫЙ КОМИТЕТ (РАЙКОМ) ПАРТИИ — руководящий орган районной (сельской) партийной организации. Избирается партийной конференцией. Для руководства повседневной работой парторганизации избирает бюро, в том числе секретарей (как правило, трех). Райком создает первичные партийные организации, руководит их деятельностью, заслушивает их отчеты, ведет учет коммунистов.

.Районный комитет избирает бюро, в том числе секретарей комитета, утверждает заведующих отделами, редакторов газет. Он создает первичные организации, непосредственно руководит их деятельностью, систематически заслушивает их отчеты, ведет учет коммунистов. Пленумы райкома созываются не реже одного раза в три месяца.

Сельские райкомы непосредственно осуществляют партийное руководство колхозно-совхозным производством. На них лежит большая ответственность за осуществление аграрной политики партии, выполнение Продовольственной программы СССР. Главное в их деятельности — средствами организаторской и политико-воспитательной работы обеспечивать последовательную интенсификацию сельскохозяйственного производства на основе мелиорации, химизации и комплексной механизации, внедрения и широкого использования прогрессивных индустриальных технологий, улучшение материальных и культурных условий жизни сельского населения, коренное переустройство села, его облика и быта, содействовать преодолению существенных различий между городом и деревней.

РАССТАНОВКА КАДРОВ — размещение, распределение работников в различных отраслях, на конкретных участках партийной, государственной, хозяйственной и общественной деятельности на определенных должностях. Р. к. складывается не стихийно, а в результате постоянного регулирующего воздействия соответствующих руководящих органов.

Правильная, умелая Р. к. во многом предопределяет успех руководства. Поэтому партийные и другие руководящие органы стараются так расставить кадры, чтобы максимально полно использовать их потенциальные возможности в интересах общего дела, наилучшим образом обеспечить выполнение стоящих задач. В этих целях, когда требуется, производятся необходимые перемещения работников по вертикали и по горизонтали.

При этом учитываются как объективные потребности практики, так и способности, склонность каждого из работников к тому или иному делу, умение хорошо наладить его, что особенно важно, когда речь идет о руководящих, управленческих кадрах. «Всякая работа управления, учил В. И. Ленин,- требует особых свойств. Можно быть самым сильнейшим революционером и агитатором и совершенно непригодным администратором».

И партийные органы стремятся обеспечить такую Р. к., чтобы каждый из работников, как говорится, был на своем месте, а вместе взятые, они, подобно хорошо слаженному оркестру, представляли собой гармоничное целое, действовали как дружный коллектив, взаимно дополняя друг друга, сообща добиваясь успеха.

РАССТАНОВКА КОММУНИСТОВ - целенаправленно осуществляемое распределение коммунистов по различным отраслям, участкам производства, науки, культуры и других сфер общественной жизни, исходя из интересов общего дела, проведения партийно-политической работы среди трудящихся.

Вот как, к примеру, ныне в масштабах партии в целом выглядит Р. к. по отраслям народного хозяйства страны. Из всех занятых в нем коммунистов в отраслях материального производства работает 73,1 процента, в том числе: в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи- 47,1; в сельском хозяйстве — 19,9; в торговле, общественном питании, заготовках, материально-техническом снабжении и прочих отраслях материального производства- 6,1 процента. В непроизводственных отраслях трудится 26,9 процента коммунистов, в том числе: в науке — 4,2; в просвещении, высших учебных заведениях, здравоохранении, культуре и искусстве -11,5; в органах государственного и хозяйственного управления, в аппарате партийных   и   общественных  организаций- 9,1; в жилищном, коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании- 2,1 процента.

Р. к. имеет весьма серьезное значение с точки зрения оказания партийного влияния в той или иной сфере, в тех или иных трудовых коллективах. Поэтому партийные комитеты и организации следят за тем, как и насколько правильно, рационально она осуществляется. В случае необходимости они стараются укрепить партийные силы на отдельных участках за счет приема в партию из числа работающих там, а также путем направления туда коммунистов с других участков.

Высокая сознательность, дисциплинированность коммунистов позволяют партии умело маневрировать своими силами, в зависимости от складывающейся обстановки, потребностей практической работы наиболее целесообразно распределять и использовать их в интересах борьбы за общее дело. Это во многом помогает партии, ее организациям успешно решать встающие перед ними задачи.

РЕВИЗИОНИЗМ — враждебные марксизму течения в рабочем и коммунистическом движении, которые под предлогом творческого осмысления новых явлений действительности осуществляют ревизию коренных, подтверждаемых практикой положений марксистско-ленинской теории.

Р. возник в конце 70-х гг. XIX в. в германской социал-демократической партии, некоторые члены которой выступили в 1879 г. с пересмотром основных положений революционной теории

К. Маркса и Ф. Энгельса. Окончательно Р. оформился в 90-х гг. прошлого века, когда Э. Берн-штейн выступил «с наиболее цельным выражением поправок к Марксу, пересмотра Маркса, ревизионизма».

В начале XX в. Р. распространился в социал-демократическом движении ряда европейских стран и приобрел общее идейное содержание, выступил с пересмотром всех составных частей учения Маркса. В области философии ревизионисты выступали против диалектического материализма. Революционную диалектику к анализу действительности они заменяли эволюционизмом, истолковывали движение как простой процесс роста, не ведущий к новому качеству. В области политической экономии ревизионисты объявили «устаревшим» учение К. Маркса о победе крупного производства над мелким, об обнищании пролетариата в капиталистическом обществе, о непримиримости и обострении классовых противоречий. Ссылаясь на «новые данные хозяйственного развития», они утверждали, будто тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы, что расчеты на крушение капитализма нереальны, так как намечается тенденция к смягчению его противоречий. В области политики ревизионисты пытались доказать, что монополистический капитализм, развивая производительные силы, автоматически приведет общество к социализму. Они отбрасывали теорию революции, насильственный захват власти пролетариатом, марксистскую теорию классовой борьбы, теорию диктатуры пролетариата. «Конечная цель — ничто, движение — все», это крылатое словечко Бернштейна,- писал Ленин,- выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений».

По своему происхождению Р.- результат буржуазного и мелкобуржуазного воздействия на революционное рабочее движение, а по классовой природе — одна из форм идеологии мелкой буржуазии, рабочей аристократии, средних слоев. Классовая сущность ревизионизма сводится к обоснованию политики оппортунизма, реформизма, подчинению интересов пролетариата интересам буржуазии.

Поскольку Р. является теоретическим обоснованием оппортунизма, имеющего две главные формы — правый и левый оппортунизм, постольку и сам Р. тоже бывает «ревизионизмом справа», когда ревизуемые положения марксизма-ленинизма заменяются буржуазно-реформистскими взглядами, и «ревизионизмом слева», когда пересматриваемые положения заменяются анархистскими, волюнтаристскими установками.

В России ревизионистские взгляды отстаивали «легальные марксисты», «экономисты», а затем меньшевики, троцкисты, которые подвергали пересмотру идеологические, тактические и организационные принципы марксизма. В годы реакции (1907-1910 гг.) в России усилились попытки ревизии марксизма. В эти годы появилась целая группа писателей и философов, которые занялись критикой марксизма; усилились попытки ревизии марксизма в области философии.

В. И. Ленин, наша партия коммунистов-большевиков вели последовательную революционную борьбу против ревизионистов. Еще в 1899 г., выступая против программного документа русского экономизма — «credo», Ленин дал политическую оценку Р., который «означает попытку сузить теорию марксизма, попытку превратить революционную рабочую партию в реформистскую…». Большевистская партия довела борьбу с ревизионистами до конца, изгнала их из своих рядов и добилась осуществления на практике идей марксизма-ленинизма.

В послевоенный период внутри коммунистического движения массированная попытка ревизовать марксизм-ленинизм была предпринята в 50-е гг., когда в коммунистических партиях ряда стран появился ряд ревизионистских групп, которые пытались использовать благоприятную экономическую конъюнктуру, повышение заработной платы рабочих в ряде капиталистических стран для «обоснования» ревизии важнейших принципов марксизма-ленинизма. Современный Р. пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его «устаревшим» и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они отрицают руководящую роль марксистско-ленинской партии, требуют отказа от основных ленинских принципов партийного строительства, и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии в некое подобие дискуссионного клуба. При этом одни ревизионисты маскируют свою реформистскую сущность обильными ссылками на К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, другие предлагают отказаться от самого слова «марксизм», третьи пытаются представить ленинизм как национальное учение, не применимое к западным странам, отрицают международное значение ленинизма, наличие общих закономерностей перехода от капитализма к социализму, отвергают опыт реального социализма, проповедуют антисоветизм и национализм. Международное коммунистическое движение осудило Р. справа и слева, подвергло его всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от активных поборников Р.

РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ — один из руководящих органов республиканской, краевой, областной, окружной, городской и районной организации партии. В соответствии с Уставом КПСС и утвержденным ЦК КПСС Положением о ревизионных комиссиях республиканских, краевых, областных, окружных, городских и районных партийных организаций Р. к. п. о. избирается съездом компартии   союзной  республики или конференцией соответствующей партийной организации и отчитывается перед ними. Члены Р. к. п. о. не могут быть одновременно членами или кандидатами в члены соответствующих партийных комитетов.

Р. к. п. о. проверяют соблюдение установленного порядка прохождения дел, работу по рассмотрению писем, заявлений и жалоб трудящихся, поступающих в партийные органы, редакции партийных газет и журналов, партийных издательств соответствующих организаций партии.

В обязанности Р. к. п. о. входят проверки исполнения партийного бюджета, правильности расходования средств партийными организациями и подведомственным н им учреждениями и предприятиями, соблюдения ими бюджетной и финансовой дисциплины, состояния уплаты членских взносов коммунистами, постановки учета и отчетности денежных средств и материальных ценностей, выполнения директив ЦК КПСС и вышестоящих местных партийных органов по вопросам финансового хозяйства.

Р. к. п. о. республиканских, краевых, областных, окружных и городских партийных организаций оказывают методическую помощь ревизионным комиссиям нижестоящих партийных организаций. Руководство работой местных Р. к. п. о. осуществляется вышестоящим партийным комитетом.

Заседания ревизионных комиссий созываются в те же сроки, что и пленумы соответствующих партийных комитетов. Для руководства текущей работой Р. к. п. о. избирают председателя и его заместителя, а в наиболее крупных организациях — и секретаря Р. к. п. о. Для председателя Р. к. п. о. установлен как обязательный пятилетний партийный стаж. Вопрос о выводе членов Р. к. п. о. из состава комиссии решается на их заседании в соответствии с Уставом КПСС.

Положением о Р. к. п. о. за членами комиссий закрепляется право присутствовать на пленумах соответствующих партийных комитетов, а за их председателями и заместителями (в отсутствие председателей) — на заседаниях бюро.

Р. к. п. о. регулярно проводят документальные ревизии финансового хозяйства в партийных органах и партийных учреждениях, оказывают помощь партийным комитетам в постановке финансово-бюджетной работы и в устранении вскрытых при ревизии недостатков. При проведении своей работы члены Р. к. п. о. пользуются всеми документами, имеющими отношение к их деятельности, которые находятся в распоряжении соответствующих партийных комитетов и подотчетных им издательств, предприятий и учреждений. Штатного аппарата Р. к. п. о. не имеют, осуществляя возложенные на них обязанности на основе активного вовлечения в практическую деятельность каждого члена комиссии и привлекая в необходимых случаях специалистов из числа членов КПСС.

Для Р. к, п. о. компартий союзных республик, краевых, областных и окружных партийных организаций периодичность финансовых ревизий и проверок правильности прохождения писем, заявлений и жалоб трудящихся установлена два раза в год, для Р. к. п. о. городских и районных партийных организаций — один раз в квартал. Состояние уплаты, учета и отчетности по членским взносам все Р. к. п. о. должны проверять ежеквартально.

По итогам ревизий Р. к. п. о. в случае надобности составляют акты, которые доводятся до сведения соответствующих партийных комитетов. Ревизуемые органы, их предприятия и учреждения рассматривают эти акты и в обязательном порядке информируют Р. к. п. о. о реализации содержащихся в них замечаний и предложений.

Р. к. п. о. высылают акты ревизий в вышестоящий партийный комитет в установленные этим комитетом сроки. Акты ревизий Р. к. п. о. республиканских, краевых и областных парторганизаций, кроме входящих в состав республик и краев, представляются в ЦК КПСС и в копии — в Центральную Ревизионную Комиссию КПСС.

РЕГЛАМЕНТ — порядок работы, ведения заседания, собрания. Р. определяется отводимое для докладов, выступлений, дачи справок время, порядок подачи вопросов, ответов на них и т. п. Р. устанавливается самими участниками собрания, заседания по предложению председательствующего или президиума.

РЕГЛАМЕНТЫ РАБОТЫ ПАРТИЙНОГО АППАРАТА — утвержденные партийным комитетом правила, регулирующие порядок, организацию деятельности его аппарата.

Р. р. п. а. получили широкое распространение в последнее десятилетие. Сейчас они имеются в подавляющем большинстве ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов партии, во многих горкомах и райкомах.

Разработка и утверждение регламентов были связаны прежде всего со стремлением партийных комитетов повысить эффективность работы своего аппарата, упорядочить его деятельность, внести в нее большую четкость, что, в свою очередь, позволяло бы больше времени уделять изучению состояния дел в партийных организациях непосредственно на местах, оказанию им практической помощи, аналитической работе.

Наличие регламента способствует также лучшей организации совместной деятельности отделов партийного комитета, всего аппарата в строгих рамках единых правил, позволяет предъявлять к выполняемой работе одинаковые общие требования и улучшать координацию.

Наконец, регламент оказывает большую помощь новым работникам в овладении ими спецификой и деталями аппаратной работы.

Форма Р. р. п. а. произвольна, но общее содержание их во всех партийных комитетах в основном одинаково. Существующие в них различия несущественны и касаются лишь тех или иных деталей.

При составлении регламентов обязательно учитываются требования, содержащиеся в соответствующих инструкциях ЦК КПСС, а также практика, сложившаяся в данном партийном комитете.

Обычно в регламентах определяется порядок планирования работы партийного комитета и его отделов; подготовки и проведения пленумов, собраний партийного актива, заседаний бюро и секретариатов, совещаний, семинаров и других подобных мероприятий; организации контроля за исполнением принимаемых постановлений; изучения и проверки работы партийных организаций; работы с протоколами парткомов и документами, поступающими в партийный орган; работы с письмами, заявлениями трудящихся, организации приема посетителей.

В регламентах некоторых партийных комитетов предусматривается также порядок организации учебы работников аппарата, вызовов в партийный комитет руководящих работников, подведения итогов работы отделов и другие вопросы.

Как показывает опыт, внедрение регламентов реально способствует улучшению организации труда, повышению исполнительской дисциплины и ответственности работников партийного аппарата.

РЕГУЛИРОВАНИЕ РОСТА И СОЦИАЛЬНОГО СОСТАВА ПАРТИИ — целенаправленное воздействие, которое оказывают партийные организации на всю работу по приему в КПСС нового партийного пополнения, на изменение состава партийных рядов.

В процессе регулирования роста партийных рядов осуществляются задачи многопланового характера. Главная из них состоит в том, чтобы партия имела соответствующий ее природе, классовой сущности социальный и качественный состав.

С самого начала своего существования КПСС постоянно стремится, чтобы ее ряды пополнялись главным образом за счет рабочих. Это неизменная принципиальная линия в вопросах формирования состава партийных рядов, которую КПСС неуклонно проводит на протяжении всей своей истории. В зависимости от конкретной исторической обстановки партия использовала в этих целях различные меры организационно-политического характера, в том числе и массовые кампании по приему новых членов. Они проводились в наиболее острые периоды жизни партии и государства, когда требовалось наибольшее сплочение всех революционных сил для ликвидации военной опасности, возникала необходимость укрепления партийных рядов в связи с обострением внутрипартийной, классовой борьбы.

В 1919 г., когда вокруг молодой Советской республики все теснее сжималось кольцо белогвардейских полчищ, партией была объявлена «партийная неделя», в ходе которой производился массовый прием в партию рабочих и крестьян. За время «партийной недели» было принято в партию свыше 200 тыс. новых членов, большинство из которых являлись рабочими.

В 1924 г., когда умер В. И. Ленин, тысячи рабочих стали обращаться в ЦК с просьбой принять их в партию. Идя навстречу этому их стремлению, Центральный Комитет объявил массовый прием рабочих в партию. Он вошел в историю как ленинский призыв в партию. За время его поступили сотни тысяч заявлений с просьбой о приеме в партию. Свыше 240 тыс. рабочих стали коммунистами. В партию влились кадровые фабрично-заводские рабочие машиностроительной, горной, текстильной промышленности, транспорта и других отраслей индустрии.

В дни празднования десятилетия Советской власти по предложению партийных организаций крупнейших индустриальных центров страны был проведен широкий прием в партию передовых рабочих. За три месяца в партию было принято 108 тыс. человек, более четырех пятых из них были фабрично-заводские и транспортные рабочие.

Установки принципиального характера относительно регулирования социального состава партии были даны в резолюции XII съезда РКП(б) (1923 г.). Дабы исключить возможность проникновения в партийные ряды чуждых элементов, съезд признал необходимым «крупными организационными мерами, маневренного характера регулировать состав партии (прием в члены и пр.) с тем, чтобы систематически улучшать состав РКП». В связи с этим вплоть до 1939 г., когда на XVIII съезде были введены единые условия приема для всех трудящихся без различия их социального положения, рабочие пользовались определенными преимуществами при вступлении в партию. По сравнению с другими они представляли меньшее число рекомендаций, для них устанавливался менее продолжительный срок кандидатского стажа.

В. И. Ленин постоянно предостерегал партию от опасности проникновения в нее классово чуждых, карьеристских элементов, случайных, пассивных людей, не способных быть стойкими коммунистами. «Мы боимся чрезмерного расширения партии,- писал он вскоре после установления Советской власти,- ибо к правительственной партии неминуемо стремятся примазаться карьеристы и проходимцы…».

Следуя этим ленинским указаниям, партия стремилась постоянно держать свои ряды в чистоте, решительно избавлялась от подобных элементов. Для этого в первые годы Советской власти она прибегала к таким особым, чрезвычайным мерам, как массовые чистки, которые служили важным средством регулирования качественного и количественного состава партийных рядов.

Так, по решению VIII съезда в 1919 г. была проведена общая перерегистрация всех членов партии, которая, по существу, явилась первой чисткой. В соответствии с решениями X съезда во второй половине 1921 г. была проведена генеральная чистка партии. Во время этой чистки было исключено из партии до 170 тыс. человек, или почти четверть ее состава. По решению XVI партконференции в 1929 г. состоялась вторая генеральная чистка партии. Она проводилась с целью укрепить партию, усилить ее мобилизационную готовность в период социалистического наступления по всему фронту. В 1933 г. также проводилась массовая чистка партии, в результате которой из ее рядов было исключено 16,3 процента членов.

С победой социализма, ликвидацией эксплуататорских классов необходимость проводить массовые чистки отпала, и они были отменены XVIII съездом ВП(б) в 1939 г. Но и сегодня партия не ослабляет заботу о чистоте и улучшении качественного состава своих рядов, оказывает постоянное регулирующее воздействие на их рост. Ныне она осуществляет это организационно-политическими методами. Главными из них являются индивидуальный отбор в партию, тщательная проверка личных качеств вступающих, высокая требовательность к ним.

Регулируя рост и социальный состав партийных рядов, партийные комитеты и организации принимают во внимание изменения, происходящие в социальной структуре населения, особенности каждой области, города, района, специфику трудовых коллективов, необходимость усиления партийного влияния на различных участках хозяйственного и культурного строительства.

РЕДАКЦИОННАЯ КОМИССИЯ — рабочий орган, образуемый на партийных собраниях, конференциях,  съездах партии. Она создается, как правило, для подготовки постановлений и резолюций. Р. к. готовит проекты постановлений, учитывая при этом высказанные предложения и замечания, и вносит их на рассмотрение. Если в процессе обсуждения проектов возникнут какие-либо вопросы, то редакционная комиссия дает ответ на них. Вопрос о количественном и персональном составе комиссий определяется самими участниками собраний, конференций, съездов и решается открытым голосованием.

На съездах КПСС Р. к. образуется для подготовки материалов съезда к опубликованию в печати. Комиссии съездов для подготовки резолюций и постановлений по основным обсуждавшимся вопросам создаются отдельно.

РЕЗЕРВ КАДРОВ — перспективные работники, которые рассматриваются как возможные кандидаты на руководящие посты в различных отраслях и целенаправленно готовятся соответствующими органами для этого.

Партийные комитеты тщательно изучают их политические, деловые и моральные качества, проверяют в процессе практической деятельности, заботятся о том, чтобы они учились искусству руководства, работы с людьми. В этих целях работники, зачисленные в резерв, выдвигаются в выборные партийные, советские, профсоюзные, комсомольские органы, привлекаются к выполнению разного рода ответственных поручений, с тем чтобы они обретали необходимые навыки организаторской   и общественно-политической деятельности. Партийные комитеты стараются помочь им получить партийно-политическое образование, направляют на стажировку в соответствующие организации и учреждения, на передовые предприятия.

Кадры для различных участков партийной, советской, хозяйственной и общественной деятельности наиболее успешно формируются и растут там, где хорошо поставлена работа с выборным активом. Вот почему Центральный Комитет ориентирует на то, чтобы партийные комитеты как следует занимались этим, рассматривая выборный актив как важнейший резерв, школу подготовки и воспитания кадров.

С точки зрения создания надежного Р. к. важное значение также имеет то, чтобы каждый партийный, советский, хозяйственный руководитель заботливо растил, учил искусству руководства из среды своих ближайших помощников людей, которые при первой же необходимости могли бы прийти ему на смену и не менее эффективно вести дело.

Все это помогает более успешно растить кадры, загодя готовить необходимый резерв работников для выдвижения на определенный уровень и профиль руководящей работы. Наличие такого резерва позволяет все время пополнять состав руководящих кадров свежими силами, по мере надобности укреплять различные участки способными, энергичными организаторами, проявившими себя на живом деле.

Поэтому от местных партийных органов требуется планомерно, продуманно вести такую работу, заботиться о создании в каждой республиканской, краевой, областной, окружной, городской, районной партийной организации по-настоящему надежного, действенного Р. к., считать это непреходящей задачей, важной составной частью своей деятельности по осуществлению кадровой политики.

РЕЗОЛЮЦИЯ СЪЕЗДА — документ, в котором формулируется решение съезда партии по рассмотренному вопросу. Принимается делегатами съезда, как правило, простым большинством голосов, после чего приобретает силу общепартийной директивы, обязательной к исполнению всеми партийными организациями и коммунистами. Никто, кроме съезда партии, не может отменить такое решение или изменить его содержание.

Проект Р. с. обычно готовится комиссией, формируемой для этой цели съездом. Подготовленный проект комиссия вносит на рассмотрение делегатов, которые принимают его после обсуждения или, по общему согласию, без обсуждения. Иногда функции комиссии выполняет президиум съезда.

В истории КПСС были случаи (IV съезд РСДРП в 1906 г., X съезд РКП (б) в 1921 г. и др.), когда проекты резолюций готовились и вносились на съезд фракциями и иными группировками, существовавшими в партии. В таких случаях они приобретали характер платформ, выражавших взгляды и позиции фракций  по  важнейшим политическим вопросам, которые вызвали разногласия в партии. Процесс их обсуждения и принятия на съездах становился отражением острой внутрипартийной борьбы. С построением социализма, укреплением идейного и организационного единства партии подобные явления полностью исключены из жизни КПСС.

На ранних этапах развития партии утверждением резолюции завершалось рассмотрение большинства вопросов, входивших в повестку дня съездов. В последние десятилетия резолюции стали приниматься главным образом по отчету ЦК партии. Решения по другим вопросам формулируются в постановлениях съезда.

По форме Р. с. бывает развернутой, то есть такой, в которой подробно излагается и обосновывается принимаемое решение, или краткой, в которой съезд лишь одобряет политический курс и практическую деятельность ЦК, одобряет его отчетный доклад и обязывает все партийные организации руководствоваться выдвинутыми в нем положениями и задачами. XXVII съездом партии была принята развернутая Резолюция по Политическому докладу Центрального Комитета КПСС.

Резолюции, как и другие документы партийных съездов, имеют важное политическое, пропагандистское и организационное значение. Они дают четкие идейные и политические ориентиры партийным, государственным и общественным организациям, определяют основы всей руководящей деятельности КПСС. Публикуемые в периодической печати, в стенографических отчетах съездов и других партийных изданиях, эти документы широко используются для разъяснения коммунистам, всем трудящимся политики партии, мобилизации их на успешное осуществление планов и задач коммунистического созидания.

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В ПАРТИЮ — письменное заверение члена партии в том, что рекомендуемый им человек  находиться в рядах КПСС. Дается при вступлении кандидатом в члены КПСС и в члены КПСС. Согласно Уставу КПСС, давать рекомендацию для вступления в партию вправе члены КПСС, имеющие партийный стаж не менее пяти лет и знающие рекомендуемых по совместной производственной и общественной работе не менее одного года. Рекомендация обязательно пишется от руки. Вначале в ней указываются фамилия, имя, отчество рекомендующего, его партийный стаж (месяц и год вступления в члены КПСС), номер партийного билета, место работы и должность, говорится, с какого времени он знает рекомендуемого по совместной производственной и общественной работе. Далее в рекомендации дается развернутая, обстоятельная характеристика личных качеств вступающего в партию, его отношения к труду, к своим служебным обязанностям, его участия в общественной жизни.

Рекомендация заверяется секретарем первичной партийной организации, в которой состоит на учете член партии, дающий ее. В тех случаях, когда рекомендующий и рекомендуемый работают на разных предприятиях, в разных учреждениях или организациях, рекомендация, кроме того, заверяется секретарем райкома, горкома партии. Член партии несет ответственность за объективность характеристики политических, деловых и моральных качеств рекомендуемых (см. Ответственность рекомендующего). До того, пока рекомендуемый не будет принят в партию, за членом КПСС сохраняется право отозвать свою рекомендацию, если по каким-либо ранее неизвестным причинам он сочтет вступающего недостойным находиться в рядах партии.

РЕКОМЕНДАЦИЯ РАЙКОМА, ГОРКОМА КОМСОМОЛА — представляется вступающим в партию членом ВЛКСМ и приравнивается к рекомендации одного члена партии. Для получения такой рекомендации член ВЛКСМ подает заявление в первичную комсомольскую организацию, которая на своем собрании решает вопрос о том, рекомендовать его в партию или нет. Затем вопрос о рекомендации члена ВЛКСМ в партию рассматривается бюро райкома, горкома комсомола на основании постановления первичной комсомольской организации, где и принимается окончательное решение. К рекомендации райкома, горкома комсомола прилагается развернутая характеристика рекомендуемого.

ЦК КПСС требует, чтобы райкомы, горкомы ВЛКСМ, комсомольские организации тщательно и строго подходили к рекомендации членов ВЛКСМ для вступления в партию.

РЕКОМЕНДАЦИЯ ПАРТИЙНАЯ — своего рода поручительство коммуниста, партийной организации или комитета за того или иного товарища. Как правило, рекомендация дается членам партии. Зачастую партийная рекомендация нужна при выдвижении коммуниста на ответственную партийную, советскую, хозяйственную или общественную работу, поручении ему какого-либо важного дела, требующего особого доверия к человеку, наличия у него необходимых для этого данных. В большинстве случаев рекомендация дается в письменной форме. Она содержит развернутую характеристику политических, деловых и моральных качеств рекомендуемого, сильных и слабых сторон его как человека и работника. При выдвижении рекомендуемого на руководящую работу указывается, соответствует ли он по своим личным качествам той должности, которая ему поручается, способен ли справиться с делом, с теми обязанностями, которые должен будет выполнять. Давшие рекомендацию несут ответственность за то, насколько объективно они характеризуют рекомендуемых.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — территориальная организация КПСС, объединяющая коммунистов в границах советской социалистической республики как составной части Союза ССР. Руководствуясь Программой и Уставом КПСС, она проводит в пределах республики политическую и  организаторскую работу по осуществлению политики партии, решений Центрального Комитета КПСС, мобилизует трудящихся на выполнение задач коммунистического строительства, организует идейно-политическое воспитание масс, направляет деятельность Советов народных депутатов, профсоюзов, комсомола, других общественных организаций.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции, с установлением Советской власти на Украине, в Белоруссии, Латвии, Литве, Туркестане, других национальных районах страны возникла потребность иметь в образовавшихся здесь советских республиках организации РКП (б), объединяющие партийные силы на всей территории каждой из них. Организационной формой такого объединения стала коммунистическая партия республики.

VIII съезд РКП (б), рассматривая в этой связи вопросы партийного строительства, подчеркнул, что в отличие от государства, складывающегося на основе федерации советских республик, РКП (б) должна и впредь существовать как единая централизованная организация. Съезд установил, что коммунистические партии республик приравниваются во всех отношениях к областным организациям партии, то есть целиком подчинены ЦК РКП (б). В связи с образованием СССР Устав партии, принятый ее XIV съездом, подтвердил . интернациональный принцип образования ВКП(б), партийных организаций в национальных республиках. XVII съезд ВКП(б) закрепил их статус как республиканских организаций партии.

В состав КПСС входит ныне 14 республиканских партийных организаций, объединяющих в своих пределах коммунистов всех национальностей. Партийные организации автономных республик, краев и областей РСФСР непосредственно подчинены ЦК КПСС.

Высшим органом республиканской партийной организации является съезд компартии союзной республики. Очередной съезд республиканской партийной организации, как и съезд КПСС, созывается раз в пять лет. Уставом КПСС предусмотрена возможность созыва внеочередного съезда по решению ЦК компартии союзной республики или по требованию одной трети общего числа ее членов. В период между съездами ЦК компартии союзной республики может по мере необходимости созвать республиканскую партийную конференцию для обсуждения важнейших вопросов деятельности парторганизаций.

Съезд заслушивает отчеты ЦК компартии союзной республики, ревизионной комиссии, обсуждает по своему усмотрению другие вопросы партийного, хозяйственного и культурного строительства, избирает руководящие органы республиканской партийной организации и делегатов на съезд КПСС.

РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ СИЛА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА — понятие, отражающее закономерно сложившееся положение Коммунистической партии в нашей стране.

На роль руководящей и направляющей силы общества КПСС была выдвинута победой Октябрьской революции, всей историей Советского государства. Своей деятельностью еще в условиях буржуазно-помещичьего строя партия доказала, что только она способна быть настоящим политическим вождем, коллективным организатором борьбы рабочего класса, всего трудового народа за свое освобождение, за социализм и довести эту борьбу до победного конца. Пролетариат, широчайшие массы трудящихся и эксплуатируемых убедились в этом на опыте трех российских революций.

В то же время буржуазные и мелкобуржуазные партии России, претендовавшие на руководство массами, повели антинародную политику, оказались в лагере контрреволюции. В результате все они политически обанкротились и сошли с исторической арены. Коммунистическая партия после победы Октябрьской революции и установления диктатуры пролетариата стала единственной правящей партией в Советском государстве. Утверждение ее руководящей роли было, таким образом, не следствием насилия над народом, как утверждают клеветнически антикоммунисты, а закономерным итогом классовой борьбы, в ходе которой трудящиеся сознательно стали под знамя ленинской партии, оказали ей полное доверие, глубоко сознавая, что это всецело отвечает их жизненным интересам.

Выдвинутая народом к руководству обществом, КПСС оказалась на высоте  возложенной на нее ответственности за судьбы страны. После победы Октября возглавляемые партией советские люди построили государство диктатуры пролетариата, защитили его от нашествия империалистов и внутренней контрреволюции. В условиях мирного строительства партия вдохновила на созидательный труд многомиллионные массы трудящихся, подняла их творческую энергию и энтузиазм. Под ее руководством советские люди, преодолевая трудности и лишения, все препятствия, которые вставали на пути первопроходцев, успешно осуществили ленинский план построения социалистического общества в СССР. В суровые годы Великой Отечественной войны они отстояли завоевания социализма в жестокой борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Партия была вдохновителем и организатором этой всенародной борьбы, увенчавшейся всемирно-исторической победой. Она поднимала трудящихся и на героическую восстановительную работу в послевоенные годы. Упорный труд народа, достигнутые под руководством партии крупные успехи в экономике, социальной и политической сферах, науке и культуре вывели страну на новые исторические рубежи, открывшие этап развитого социализма.

Все это еще более упрочило тот высокий авторитет партии в массах, который она завоевала своей верностью коммунистическим идеалам, самоотверженной борьбой за интересы народа, всей своей политической и организаторской деятельностью, послужившей образцом правильного, научно обоснованного руководства строительством нового общества. Доверие рабочего класса, всех трудящихся к ленинской партии стало непоколебимым. Поэтому народ единодушно одобрил включение в Конституцию СССР специальной статьи, которая закрепила исторически сложившееся положение партии в обществе, его политической системе, основные принципы ее руководящей деятельности.

Вооруженная марксизмом-ленинизмом — самым передовым революционным учением эпохи, партия обеспечивает научное руководство созидательной деятельностью советского народа, всем процессом коммунистического строительства. Ее направляющая роль выражается прежде всего в том, что она определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР. Так действовала партия на всех этапах истории Советского государства, вырабатывая четкие, научно обоснованные ориентиры на пути продвижения страны к социализму и коммунизму.

Значение этой важнейшей функции КПСС еще ярче проявилось на нынешнем переломном этапе, когда ход событий поставил перед народом кардинальный вопрос о перспективах дальнейшего прогресса социализма в СССР. Опираясь на марксистско-ленинскую теорию, обогащая ее новыми положениями, партия глубоко и всесторонне обосновала вывод о том,   что   совершенствование построенного в СССР социализма и дальнейшее продвижение советского общества к коммунизму возможны только на путях существенного ускорения социально-экономического  развития страны и достижения на этой основе нового качественного состояния общества. Этот теоретический и политический вывод определил суть современного курса партии, получившего свое воплощение в решениях апрельского (1985 г.) Пленума ЦК и XXVII съезда КПСС, в новой редакции партийной Программы и других принятых съездом документах.

Стратегический курс партии предусматривает качественное преобразование всех сторон жизни советского общества: коренное обновление его материально-технической базы на основе достижений научно-технической революции; совершенствование общественных отношений, в первую очередь экономических; глубокие перемены в содержании и характере труда, материальных и духовных условиях жизни людей; активизацию всей системы политических, общественных и идеологических институтов. Все это нацелено на то, чтобы обеспечить качественно новый уровень народного благосостояния, всестороннее развитие человека, укрепление экономического и оборонного могущества страны, еще полнее и ярче раскрыть преимущество социализма. Такими целями определяются как внутренняя политика партии, так и ее внешнеполитическая деятельность, направленная на укрепление позиций мирового социализма, всех прогрессивных сил, на избавление человечества от угрозы термоядерной катастрофы.

В своей деятельности КПСС исходит из того, что определением перспективы и целей развития страны, выработкой партийной и государственной политики не исчерпывается призвание партии как руководящей и направляющей силы общества. Она должна еще добиться, чтобы выдвинутые ею новые установки и задачи были поняты и одобрены народом, восприняты им как собственное дело. Только при этом условии идеи и лозунги партии, овладев массами, могут превратиться в материальную силу, стать для миллионов людей руководством к активному практическому действию. Важно вместе с тем не только разъяснить трудящимся смысл и значение партийного курса, но и мобилизовать их на его осуществление.

В этом выражается роль КПСС как коллективного воспитателя и организатора масс, возглавляющего историческое творчество народа, придающего планомерный, целеустремленный характер его борьбе за победу коммунизма. Осуществление этой роли связано с огромной ответственностью. Оно требует полного использования творческого потенциала партии, неуклонного роста активности всех ее организаций, каждого коммуниста, повышения уровня ее политической и организаторской деятельности, совершенствования стиля и методов партийного руководства. Исходя из этого, КПСС придает первостепенное значение укреплению боеспособности своих рядов (см. Боеспособность партийных рядов, парторганизации), развитию внутрипартийных отношений на основе строгого соблюдения ленинских норм и принципов. Практика убедительно показывает: чем многообразнее, насыщеннее внутрипартийная жизнь, чем глубже демократизм в решении всех ключевых вопросов — от приема в партию до кадровой политики, тем сильнее и эффективнее воздействие партии на все общественные процессы.

Свою направляющую роль КПСС осуществляет как непосредственно, опираясь на партийные организации, их руководящие органы, на коммунистов, так и через Советы, профсоюзы, комсомол и другие организации трудящихся. Партия придает большое значение плодотворному функционированию государственных и общественных организаций, всемерно развивает и поощряет их собственную инициативу, добивается, чтобы они действовали при широком, заинтересованном участии трудящихся масс, способствуя развитию социалистического самоуправления народа. Как ядро политической системы советского общества, КПСС своим идейным влиянием и моральным авторитетом координирует и объединяет работу различных организаций и коллективов трудящихся. Именно партия, пользующаяся доверием народа, была и остается в нашей стране той единственной политической силой, которая в состоянии сплотить воедино всех советских людей, все государственные и общественные организации, мобилизовать и направить их энергию на общее дело коммунистического созидания. В этом — важнейшее проявление руководящей роли КПСС в жизни социалистического общества.

Залогом успешной деятельности партии по руководству трудящимися массами, их организациями и коллективами является развитие и укрепление ее связей и сплоченности с народом. Это обязывает партийные организации внимательно прислушиваться к голосу масс, хорошо знать настроения людей, постоянно проявлять заботу об удовлетворении их чаяний и нужд. Вопросами большой политики КПСС считает соблюдение ленинских норм в жизни партии и общества, открытую, бескомпромиссную борьбу с недостатками, со всем, что чуждо интересам народа.

«Авангард,- учил В. И. Ленин,- лишь тогда выполняет задачи авангарда, когда он умеет не отрываться от руководимой им массы, а действительно вести вперед всю массу». Следуя ленинским заветам, КПСС поднимает политическую сознательность, всемерно развивает творческую энергию советских людей, ведет их к новым свершениям. Со своей стороны трудящиеся конкретными делами, своим трудом и социальной активностью поддерживают внутреннюю и внешнюю политику партии, выражают решимость полностью претворить в жизнь ее предначертания. Эта всенародная поддержка — главное, на чем основывается руководящая и направляющая роль КПСС в советском обществе.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.