Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

О

ОБОБЩЕНИЕ — один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении признаков (свойств) предметов (явлений) и объединении их на основе общности существенных черт, а также его результат, к-рый закрепляется в языке, составляя понятие, выраженное в слове, «…Самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий (суждений, заключений..,) означает познание чело-вера все более и более глубокой объективной связи мира».

В учебном процессе О. осуществляется в единстве с др, процессами — анализом, синтезом сравнением, абстракцией. Напр., О. таких исторических событий, как восстания, революции и т. п., предполагает анализ соответствующих данных, дифференциацию отдельных черт событий, сравнение и вычленение наиболее существенного в них.

Научное 0. происходит на уровне абстрактно-теоретического мышления, на базе овладения научными знаниями. О. может выступать как завершающий этап рассмотрения конкретных фактов (индуктивный путь) либо предшествовать изучению конкретного материала. В последнем случае сначала дается О. в форме понятия, закона или правила, а затем раскрывается его содержание (дедуктивный путь). Полноценное О. формируется на большом фактическом материале.

ОБРАЗ — результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. О.- субъективное явление, возникающее в результате предметно-практической деятельности, а также ее специальных форм, таких, как восприятие, память, мышление. В О. представлены осн. свойства предметного мира: пространство, время, движение, форма, цвет и т. д. во взаимоотношениях между ними. В О. одномоментное отражается большое количество информации, для внешнего словесного выражения к-рой необходимо длительное время. Многие О. содержат эмоциональные компоненты, прекрасно хранятся в памяти и могут быстро восстанавливаться в достаточно полном виде при их словесном упоминании. Поэтому образная речь обладает высокой доходчивостью. О. выполняют функцию регулятора поведения и деятельности, ориентируя человека в окружающей действительности. В О. осознается в первую очередь то предметное содержание воспринимаемого или мыслимого объекта, к-рое соответствует смыслу возникшей перед субъектом задачи. Материальной формой воплощения О. выступают практические действия, язык, различные знаковые модели, произведения искусства и т.д. По содержанию О. объективен в той мере, в какой он адекватно отражает действительность.

ОБРАЗ ЖИЗНИ — дополнительная, научная характеристика общественно-экономической формации с т. зр. осуществляемой в ее рамках деятельности. История человечества — это история его многообразной деятельности, история сменяющих друг друга поколений, благодаря чему образуется преемственность в общественном развитии. Именно по способам деятельности, по отношению к ним один О. ж. отличается от др. О. ж. охватывает не один вид деятельности, а всю совокупность ее видов: трудовую, общественно-политическую, духовную, нравственную, познавательную, воспитательную и т. д. О. ж., согласно общепринятой трактовке в советском обществоведении, не сводим ни к одной из них. Вместе с. тем деятельность может характеризоваться систематичностью, широтой, интенсивностью, типичностью. В О. ж. об-ва, класса, социальной группы и личности одни виды деятельности могут быть более напряженными, др.- менее.

О. ж. тесно связан со способом производства, социально-экономическим строем данного об-ва. Он не существует вообще; есть О. ж. определенного об-ва, класса (социальной группы), личности. В соответствии с общественно-экономической формацией О. ж. и носит название: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. В свою очередь внутри антагонистической формации нет единого О. ж. Он связан с конкретным социально-экономическим строем, с деятельностью классов и носит классовый характер, напр., О. ж. буржуа и пролетариев со всеми присущими им классовыми и социально-психологическими характеристиками. В зависимости от этапов развития самой формаций О. ж. также может подразделяться, напр., на социалистический, соответствующий первой фазе коммунистической общественно-экономической формации — социализму, и коммунистический, присущий ее высшей фазе — коммунизму.

О. ж. зависит от условий жизни, к-рые его определяют. Влияние на О. ж. оказывают социальные, материальные условия жизни,; научно-технический  фактор и пр. Сопутствующее влияние — природные условия, воздействующее на быт и привычки людей. Тем но менее О. ж. не меняется автоматически в зависимости от влияния условий. Как показывает исторический опыт, требуется еще изменение самого носителя или субъекта О. ж., в качестве к-рых выступает само об-во, составляющие его классы (социальные группы), личность. Вот почему в материалах XXVI съезда партии обращается серьезное внимание и на изменение условий жизни, и на формирование нового   человека — носителя   О. ж.

Какой общественный строй способен создать наилучшие условия для полнокровной жизни, какими идеалами и ценностями он руководствуется, что несет с собой — эти вопросы находятся в центре современной идеологической борьбы. Всеобщей надеждой для человечества ныне является социалистический О. ж., исторически первую форму к-рого составляет советский О. ж. Задача пропагандиста — убедительно показать его преимущества, опираясь на богатый фактический материал, к-рый дает наша жизнь.

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — художественное отражение в сознании конкретных, типичных, обобщенных явлений жизни и черт характера человека в конкретно-чувственной форме; органическое единство конкретного, единичного,   общего   и   особенного, приводящее в активное состояние воображение человека его мыслительные способности всю его эмоциональную сферу О. х.-форма мышления в искусстве. О. х.- явление общественное. Он создается благодаря художественно-творческой деятельности человека, в результате осмысления и обобщения действительности. Это гл. инструмент, с помощью к-рого искусство исследует жизненные процессы. О. х,- основа художественного мышления.

С помощью О. х. может быть отражено и выражено любое явление действительности. Условно О. х. подразделяют на образы-обобщения действительности и образы-обобщения человеческого характера. О. х. создаются с помощью разнообразных приемов художественного творчества в зависимости от выразительных средств данного вида искусства. Глубинный смысл художественности состоит в жизненной правде образа, органически вбирающего в себя гл. общие тенденции развития характера, в подлинном единстве содержания и совершенной формы.

В различных видах искусства материал для создания О. х. различен. Он может быть создан с помощью слова, звука, красок, движения, различных природных материалов. Способность человека воспринимать различные О. х. расширяет возможности его мышления и творчества, развивает и формирует эстетическое отношение к действительности.

ОБРАЗОВАНИЕ — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Путь получения О.- обучение в различных учебных заведениях, самообразование, в т. ч. политическое, культурно-просветительная работа, участие в общественно-трудовой деятельности. О. подразделяется на общее, политехническое, специальное, политическое.

Общее О. дает знания, умения и навыки в области основ наук о природе, об-ве и мышлении, необходимые человеку для всестороннего развития, независимо от будущей специальности.

Специальное О. дает знания, умения и навыки, необходимые работнику определенной профессии и уровня квалификации. Имеет различные отрасли (индустриально-техническое, сельскохозяйственное, медицинское, педагогическое и т. д.).

В СССР закончен переход к всеобщему обязательному среднему О. В течение одной-двух пятилеток в соответствии с «Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы» будет достигнуто и всеобщее профессиональное О. молодежи.

Устанавливается     следующая структура общего среднего и профессионального О.: начальная школа — I-IV классы; неполная средняя школа — V-IX классы; средняя общеобразовательная и профессиональная школа -X- XI классы общеобразовательной школы, средние профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения (техникумы, педагогические, медицинские училища и др.). Высшее специальное О. дается в университетах и институтах различного профиля. Политехническое О., знакомящее в теории и на практике с гл. отраслями производства, осуществляется как з процессе общего, так и профессионального О.

О. как одна из осн. педагогических категорий тесно связано с воспитанием. В образовательном процессе на основе овладения знаниями о природе, об-ве и мышлении, в тесной связи с жизнью и трудом формируются научное мировоззрение и нравственно-волевые качества личности.

В условиях НТР все большее значение приобретают различные формы самообразования трудящихся.

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ — процесс и результат овладения системой знаний о научных основах современного производства, приобретения умения обращаться с наиболее употребительными орудиями ручного и механизированного труда,, развития технических способностей, творческого отношения к труду.

Впервые идея О. п. была научно обоснована К. Марксом и Ф. Энгельсом исходя из анализа крупной промышленности и развития общественного разделения труда. В. И. Ленин полностью разделял взгляды Маркса и Энгельса на политехническое обучение. Он сформулировал в Программе партии (1919) задачу проведения «общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет». Для лиц от 17-летнего возраста Программа предусматривала широкое развитие профессионального образования в связи с общими политехническими знаниями.

О. п. не заменяет профессионального. Являясь частью общего образования, оно служит основой для профессионального, создает предпосылки для сознательного и свободного выбора профессии, вплотную подводит к овладению ею.

В содержание О. п. входят знания о научных основах производства — его техники, технологии, организации и экономики, об объектах и процессах производства, ставших универсальными, получивших распространение в его гл. отраслях, а также общие трудовые умения, легко переносимые в новые ситуации,

О. п. осуществляется в процессе изучения основ наук, трудового обучения, разнообразной внеклассной деятельности, общественно полезного, производительного труда.

Проводимая в настоящее время реформа школы предусматривает включение учащихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный ТРУД — труд настоящий, необходимый об-ву.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ — понятие, означающее воздействие результатов функционирования к.-л. системы (объекта) на характер этого функционирования. Оно вошло в советскую педагогику в 60-х гг. XX в. для обозначения процесса и способов постоянного получения учителем информации о качестве усвоения учащимися преподносимого им учебного материала. Если рассматривать учебный процесс как систему «учитель — ученик» или «пропагандист — слушатель» и усвоение знаний как результат функционирования данной системы, то О. с- поступающая к пропагандисту (учителю) от слушателей (учеников) точная и своевременная информация о том, как они реагируют на его слова, понимают его рассуждения и т. д. Она помогает корректировать функционирование системы в сторону ее улучшения. Традиционные формы связи пропагандиста с аудиторией (стимулирование ее внимания, возбуждение интереса к изучаемым проблемам, учет реакции на выступление, речь пропагандиста, беседы, зачеты, экзамены и т.п.) являются и формами O.e., но недостаточно четкими и однозначными, чтобы стать объектами для точного кибернетического описания и введения в качестве элементов в строгую систему управления. Поиски путей алгоритмизация процесса обучения и попытки внедрения автоматизированного контроля качества обучения остаются еще в рамках научных экспериментов. В целом проблема О. с. от аудитории к пропагандисту требует дальнейших теоретических и экспериментальных исследований, а конкретных практических (методических) разработок для пропагандиста.

ОБУЧЕНИЕ — конкретный вид педагогического процесса, в ходе к-рого под руководством специально подготовленного лица (педагога, пропагандиста и пр.) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. О.- процесс двусторонний. В нем сливаются воедино преподавание (деятельность      преподавателя, пропагандиста) и учение (деятельность обучаемого). Без должной активности обучаемого, его упорной самостоятельной работы эффективное О. невозможно.

Задачи О. подразделяют три группы: учебно-обра80вятедьные, воспитательные и общего развития личности. Учебно-образовательные задачи — формирование знаний, специальных умений и определенного опыта практической деятельности в соответствующей области. Воспитательные — формирование коммунистического мировоззрения, идейно-политическое, трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Формирование мировоззрения предполагает одновременно и. атеистическое воспитание, а нравственное воспитание включает в себя и такие конкретные виды воспитательной работы, как патриотическое, интернациональное, военно-патриотическое, правовое, этическое воспитание. Задачи общего развития личности в процессе обучения предполагают развитие ее интеллектуальной, ; волевой и эмоциональной сфер, формирование навыков учебно-познавательной деятельности (умения рационально учиться), а также развитие разумных потребностей и способностей. Всо эти задачи реализуются в единстве.

О. реализуется с помощью разнообразных методов. Выделяют словесные (рассказ, лекция, беседа, звуковоспроизведение и др.), наглядные (показ иллюстраций, демонстраций), практические (упражнения, выполнение практических заданий и т. п.) методы. В зависимости от характера мыслительной деятельности различают репродуктивные и проблемно-поисковые методы О. Важное место в О. занимает метод самостоятельной работы. Применяются различные методы стимулирования учебной деятельности — дискуссии, деловые игры, создание ситуаций занимательности, эмоциональных н-реживаний и т. п. Используются также методы устного, письменного контроля и самоконтроля в О.

Успешному осуществлению процесса О. служат технические средства — радио, кино, телевидение, проекционная аппаратура, обучающие машины, устройства для программированного контроля, тренажеры и пр.

ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых каждому человеку независимо от его профессии. Осп. пути получения О. с. о. в СССР — обучение в общеобразовательной средней школе, в техникуме, в среднем профессионально-техническом училище.

В советской школе О. с. о. имеет своей задачей вооружение учащихся совокупностью систематизированных знаний основ наук о природе, об-ве и мышлении, а также соответствующих умений и навыков, к-рые необходимы для всестороннего развития личности, воспитания активных и сознательных строителей коммунизма, формирования у них основ диалектико-материалистического мировоззрения и коммунистической нравственности. Важнейшими сторонами О. с. о. являются политехническое образование и первоначальная профессиональная подготовка.

В дореволюционной России, по данным переписи 1897, грамотных в возрасте 9-49 лет среди мужчин было 28,4 %, среди женщин-16,6%. В. И. Ленин писал: «„.детей в школьном возрасте 22 %, а учащихся 4,7 %, то есть почти впятеро меньше!! (Это значит, что около четырех пятых детей и подростков России лишено народного образования!!» (т. 23, с. 127). Приводя эти расчеты, основанные на официальных статистических данных, Ленин делает вывод: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания,- такой страны в Европе не осталось пи одной, кроме     России».

С победой Великой Октябрьской социалистической революции положение коренным образом изменилось. За годы Советской власти в стране было осуществлено сначала всеобщее обязательное начальное обучение, затем неполное среднее. Ныне, как отмечалось на XXVI съезде КПСС, взят важный рубеж — завершен переход к обязательному всеобщему среднему образованию. СССР прочно занимает первое место в мире по относительной доле молодых людей, получающих полное среднее образование. Это огромное социальное и духовное завоевание развитого социализма.

Осуществляемая ныне реформа школы в перспективе приведет к сближению и объединению общеобразовательной и профессиональной школы, что явится дальнейшим воплощением в жизнь ленинских идей о- единой трудовой, политехнической школе.

ОБЩЕНИЕ — взаимоотношение людей, гл. условие и способ существования и развития каждого из них. Со дня рождения человек неотделим от тех, кто ставит его на ноги, участвует в развитии его жизненных способностей (в частности, таких, как речь, мышление и т.д.), кто вместе с ним осуществляет единый и целостный процесс истории человечества, ее способов, средств и форм О. людей или, что то же самое, истории их совместной деятельности, их общественного труда. Ребенку, чтобы стать человеком, надо в каждом, неповторимо особенном случае активного контакта со взрослыми овладеть способностью к О., без чего у него не разовьются и все др. человеческие способности, в т. ч. и способность разумного (осознанного) бытия. Только в О. человек начинает смотреть на себя, на свое собственное действие, как и на его предмет, глазами др. со стороны. Он отделяет себя от своей же собственной жизнедеятельности, превращая ее, т. обр., в предмет собственного внимания, в предмет контроля и коррекции. В О. возникает способность видеть свое действие во времени, предвосхищая его результат и оценивая ранее совершенные действия. О. может быть понято только как неотделимая от предметной деятельности ее форма, как совместимость деятельности. Именно объективное предметное содержание совместной деятельности людей определяет в конце концов характер и способы самой деятельности и ее форму — О. В О. находят свое реальное осуществление все общественные, особенно производственные отношения. Даже самые интимные внутренние акты человеческого сознания есть О. с собой, как с другим в себе, и сущность мышления есть диалог — реализация О.

ОБЩЕСТВЕННО — ПОЛИТИЧЕСКАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПРОПАГАНДИСТА — определение квалификации руководителя политических занятий, уровня его знаний, оценка его способностей, деловых и политических качеств. О.-п. а. п. — действенное средство улучшения качества пропагандистской работы, повышения ответственности парторганизаций за подбор, расстановку, воспитание пропагандистов, за состояние политической и экономической учебы в коллективе. Проводят О.-п. а. п. специально созданные комиссии, состоящие из партийных работников, наиболее опытных пропагандистов, членов методических советов. Они внимательно изучают, как работают руководители школ и семинаров, каковы сильные й слабые стороны каждого из них, определяют, какую помощь со стороны партийного комитета им надо оказать. В ходе индивидуальной беседы с пропагандистом в товарищеской обстановке оценивается его учебно-воспитательная деятельность, высказываются замечания и пожелания, В отдельных случаях комиссия может рекомендовать парторганизации временно не поручать товарищу вести пропагандистскую работу, чтобы дать ему возможность получиться, ликвидировать пробелы в теоретических и методических званиях. О.-п. а. п. обычно проводится раз в 4-5 лет.

ОБЩЕСТВЕННО — ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА — действенная форма связи изучения марксистско-ленинской теории с .жизнью, с решением актуальных задач коммунистического строительства, важное средство повышения результативности партийной учебы. Сущность О.-п. п. заключается в получении каждым слушателем в процессе учебы знаний, навыков и умений политической работы с людьми В своих коллективах, по месту жительства, с последующей специализацией в выбранном виде общественно-политической деятельности. Методологической основой О.-п. п. служат глубокие и прочные знания марксистско-ленинской теории, получаемые слушателями на занятиях в школах и семинарах и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками, документами КПСС, др. политической литературой. О.-п. п. — составная часть учебного процесса; организуется и проводится во всех формах партийной учебы дифференцированно, с учетом образовательного уровня, возраста, профессии, способностей и наклонностей слушателей, их личного желания.

Опыт показывает, что наиболее действенными формами практики являются следующие:

- участие в массово-политической работе в трудовом коллективе, по месту жительства в качестве лектора, политинформатора, агитатора;

- выполнение практических заданий по социально-экономическому анализу деятельности предприятий, учреждений и организаций;

- шефство, наставничество над молодыми рабочими, учебными классами и подшефных общеобразовательных школ и профтехучилищ;

- выполнение поручений парторганизации по анализу состояния идейно-Воспитательной работы, изучению общественного мнения на предприятии и по месту жительства;

- оказание помощи, личное участие в выпусках стенной и многотиражной газеты, передачах местного радиовещания; подготовка диаграмм, таблиц, схем, аналитического и справочного материала по общественно-политической и хозяйственно-экономической деятельности предприятия, цеха, бригады, фермы, участка, разработка и изготовление пособий по наглядной агитации и т. д.

В О.-п. п. условий можно выделить   два   этапа. Первый — подготовительный. На нем преследуется цель: в течение одного года или нескольких лет дать минимум теоретических и методических   знаний   слушателям; вовлечь их в активную работу школы или семинара; приобщить к систематическим выступлениям на занятиях  как  средству приобретения необходимого опыта для последующих самостоятельных    выступлений    перед  выбор   интересной  и приемлемой каждому  коммунисту сферы   своих знаний.   Второй — применение полученных знаний на практике. Специализация в избранном коммунистом   направлении общественной    работы.    Продолжение занятий   в   системе   партийной учебы.

Конкретная форма участия слушателей в практике определяется пропагандистом по согласованию с парторганизацией и самими слушателями. Общее организационное и методическое руководство О.-п. п. осуществляет пропагандист под руководством партийного комитета (бюро) первичной парторганизации. Ход и итога О.-п. п. рассматриваются на партийных собраниях, заседаниях партийных комитетов (бюро).

ОБЩЕСТВЕННОЕ   МНЕНИЕ — своеобразное проявление массового сознания, в к-ром опосредованно и обобщенно выражается реальное отношение народа, класса, социальной группы к фактам, событиям, явлениям и процессам объективной и субъективной действительности, затрагивающим их потребности и интересы. Становление и развитие О. м. происходит как целенаправленно — в результате воздействия политических организаций и социально-классовых институтов и учреждений на сознание масс, так и стихийно — под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, социального опыта и традиций.

Сложившееся О. м.- не механическая сумма отдельных мнений, а результат их взаимообмена, взаимообогащения, своего рода концентрированное выражение коллективного разума: Как . органическое единство рациональных, эмоциональных и волевых элементов, О. м. проявляется не только через оценочные суждения, но и практические действия масс. Сила авторитета и морально-политического влияния О. м. обусловлена его опорой на большинство. Если к тому же это большинство стоит на правильной т. зр., то0. м. оказывается зрелым, что поднимает его социальную значимость и  практическую  действенность.

В-условиях совершенствования развитого социализма О. м. принимает многообразные формы своего проявления, что определяется возросшими потребностями духовной жизни об-ва и социальной практики, постоянным совершенствованием социалистической демократии, условий для реализации творческой активности и самодеятельности народных масс. Выполняя оценочную, воспитательную, контрольную и консультативную функции, вырабатывая предложения и предписания, О. м. выступает в качестве важного регулятора общественных отношений.

Будучи по своей природе духовным образованием, О. м., воздействуя на отдельную личность, проявляет себя как объективная, реальная сила, ибо представляет устойчивый в конкретной временной ситуации элемент той социальной среды, в к-рой человек живет и трудится, растет духовно и физически. Под влиянием О. м. формируются моральные взгляды человека, становится более чувствительной, «очеловеченной» рациональная и волевая сферы его сознания, прививаются нравственные качества и привычки должного поведения, складывается «воспитывающий тип» отношений между людьми.

Поскольку О. м. не всегда правильно отражает реальные факты и процессы действительности и вытекает из глубокого осознания массами своих подлинных интересов, очень важно его и постоянно изучать, и целенаправленно формировать. Только высокая нравственная и политическая культура О. м. позволяет использовать его воспитательный потенциал в наиболее полном объеме.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ -духовная сторона жизни об-ва: . философские, политические, правовые, религиозные, нравственные, эстетические идеалы, взгляды, идеи и представления людей, развиваемые и обогащаемые в историческом процессе их предметной деятельности. О. с. есть не что иное, как отражение в духовной жизни людей их общественного бытия.

Нерасчлененное на отдельные формы, единое ритуальное сознание первобытного человека, коллективные представления, характерные для него, изменились под влиянием общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия) и вместе с разложением родового строя, появлением новых форм общности людей образовали предметное и функциональное различие особых своих форм. Классовое расслоение об-ва и разделение труда на умственный и физический окончательно оформили внутреннюю дифференциацию О. с. Исходная целостность О. с.- целостность процесса «производства идей, представлений, сознания» (К. Маркс) — сохраняется теперь в преемственности культур и во взаимовлиянии (взаимопроникновении) отдельных форм О. с. Так, политическая идеология при всей своей особенности пронизывает и правовые, и религиозные, и нравственные, и эстетические взгляды, идеи, представления и чувства людей. Каждая из форм О. с. точно так же проникает во все остальные, окрашивая в «свои тона» далекие от ее специфики знания, представления и эмоции.

Буржуазное общественное разделение труда социально ограничило производство каждой из форм сознания и противопоставило (в качестве профессиональных видов деятельности) их ДРУГ другу. Углубление профессионализма в сфере духовного производства отразилось и на характере подготовки к труду, на всей системе народного образования: оно постепенно приобрело характер обучения отдельным, не связанным друг с другом дисциплинам. Каждая из них превратилась и в базу для развития профессиональных навыков в отдельных сферах духовного производства, неявным стало  их генетическое единство и органическая связь в единой и целостной культуре. И паука, и искусство, а также. др. формы O.e. для большинства учащихся так и остаются подлежащими усвоению в какой-то мере формами — формами не их собственной деятельности и способности, а формами чужого сознания.

Советская школа  строит  всю свою работу на принципах связи обучения с общественно полезным   трудом,   опираясь   на марксистский принцип политехнизма. Органическая связь труда, жизни и культуры народа, отраженная в единстве и целостности всех форм О. с,- гл. содержание обучения, один из важнейших факторов развития гармоничной   и   всесторонне   развитой   личности.   Теоретической основой    освоения    учащимися форм О. с. в их единстве и целостности  служит   марксистско-ленинское учение о человеке и его истории. «Массовое изучение марксизма-ленинизма — важнейшая особенность развития общественного сознания на современном   этапе».

ОБЩЕСТВО — исторически конкретная совокупность людей, продукт их взаимодействия в процессе  разносторонней производственной деятельности  (добывания пищи,  топлива,  строительства жилья, производства одежды, других материальных благ), участия в осуществлении возложенных  на  них  функций как на индивидов, обладающих сознанием,  волей,  определенными способностями к труду. Люди не свободны в выборе той или иной общественной формы, ибо, появляясь на свет, застают ее в готовом виде как результат деятельности   прошлых   поколений. Поэтому в мире нет О. вообще, как это пытаются доказать н-рые буржуазные ученые, философы и социологи, а всегда есть исторически конкретное О., к-рому присущи как общие, так и специфические закономерности развития.   Возникновение   человеческого О. одна из крупнейших вех во всей мировой истории. Развитие О. от низшего к высшему есть естественноисторический, объективно обусловленный процесс, «которым управляют законы, не только не находящиеся в зависимости от воли, сознания и намерения человека, но и сами  еще  определяющие его  волю,  сознание  и  намерения…»   (Маркс К., Энгельс Ф., т. 23, с. 20). Этот процесс находит  наиболее  рельефное  выражение в смене общественно-экономических формаций, происходившей на протяжении многих веков.    Фундаментальную    его основу составляет труд человека, производственная    деятельность людей,   объединенных   общими целями   создания   необходимых условий для своего существования и воспроизводства. Труд человека, его производственная и иная деятельность имеют исторически-конкретный     характер, исторически обусловлены.

О. может быть рассмотрено и как конкретный тип социальной системы. В современном мире противостоят друг другу, развиваются на основе соревнования и борьбы две общественные системы — социализм и капитализм. Буржуазное О. раздирается непримиримыми антагонистическими противоречиями между трудом и капиталом; там нарастает революционная классовая борьба между буржуазией и рабочим классом, всеми трудящимися, возглавляемыми марксистско-ленинскими партиями. Капитализм — О., лишенное будущего. Развитие человеческого О. неуклонно, закономерно идет в направлении к коммунизму, первой (низшей) фазой к-рого является социализм.

Советское О. вступило в исторически длительный этап развитого социализма, находится в начале данного этапа. В Конституции СССР развитой социализм характеризуется как О., в к-ром» созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, постоянно растет благосостояние масс, складываются все более благоприятные условия для всестороннего совершенствования личности. Развитой социализм — это О. дружественных классов, зрелых социалистических производственных отношений, в к-ром сложилась новая многонациональная историческая общность людей — советский народ; О. высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся; законом жизни к-рого является забота   всех   о   благе   каждого   и забота каждого о благе всех. Оно отличается подлинным демократизмом, непримиримостью к недостаткам, все более активным и сознательным участием трудящихся   в   жизни   государства, единством реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед О. Все это, взятое в совокупности, обусловливает единство и сплоченность,   великую   творческую силу   нашего   О.   Всестороннее планомерное   совершенствование О. развитого социализма — стратегическая задача КПСС. Марксистско-ленинское учение об О., его   социально-классовой  структуре служит теоретическим обоснованием дифференцированного подхода к организации партийной  пропаганды,  информационной работы в массах.

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ   -  учебный предмет, преподаваемый в выпускных классах средней школы начиная с 1962/63 учебного г., а также на старших курсах средних специальных учебных заведений.  Назначение   курса  О.- формирование   у   обучающихся научного, коммунистического мировоззрения и  высоких  нравственных качеств советского человека. Программа курса О. предусматривает   изучение   исторических предпосылок возникновения марксизма, важнейших  положений диалектического и исторического   материализма,   политической экономии и т. д. Глубокое, вдумчивое изучение курса О. помогает обучающимся   правильно ориентироваться в жизни, с марксистских позиций оценивать явления   социальной   и   духовной жизни. Знание основ марксистско-ленинской  теории,  приобретенное в школе, играет существенную роль в дальнейшем политическом образовании и самообразовании   людей,   способствует успешному осуществлению принципа непрерывности образования.

ОБЪЯСНЕНИЕ  НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА — информирование слушателей о содержании новых понятий, фактов, явлений  с  целью  раскрытия   их сущности, осн. компонентов, признаков, связей, закономерностей, практических приложений и пр. О. н. у. м. осуществляется в единстве с его восприятием и осознанием, с помощью таких методов обучения, как рассказ, лекция, беседа и др. Эффективность его повышается путем применения наглядных методов, иллюстративных материалов: географических карт, репродукций, картин, схем, диаграмм, использования технических средств обучения — учебных    кинофильмов, диафильмов, диапозитивов и т. д.

Для активизации восприятия новой учебной информации пропагандисты стремятся вызвать интерес у слушателей к усвоению знаний, раскрывая их теоретическую и практическую значимость.

О. н. у. м. не идентично простому изложению его. При объяснении перед слушателями ставятся конкретные задачи, каждый этап изложения сопровождается подчеркиванием гл. мыслей, положений, завершается обобщением, выводом и т. д. Для большей убедительности, аргументированности объяснения используются .приемы сравнения, выявления общего и особенного, аналогии, анализ причинно-следственных связей, подбор примеров, иллюстраций. Активность слушателей повышается путем обращения к ним с вопросами, выясняющими степень понимания нового учебного материала, создания ситуаций новизны, занимательности, учебных споров, дискуссий. Если по мере контроля выясняются затруднения в усвоения ими нового материала, то в объяснение включаются разъяснения, более убедительные примеры и аргументы.

Положительная сторона О. н. у. м.- обеспечение ускоренного темна усвоения нового учебного материала, концентрация внимания на главном, на наиболее сложных моментах темы, создание условий для оперативного контроля за усвоением и степенью понимания слушателями новых знаний. Вместе с тем О. н. у. м. должно дополняться самостоятельной деятельностью слушателей по усвоению знании и умений.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ — логическая операция, направленная на разрушение   ранее    состоявшегося доказательства   путем   установления ложности или необоснованности   тезиса.   О.   строится тремя  способами.  Первый  способ — О. тезиса. Оно проводится прямым либо косвенным путем. Прямое О. осуществляется обычно при помощи приема «сведение к абсурду»: из тезиса выводят вытекающие из него следствия, затем сопоставляют их с фактами и, обнаружив противоречия между следствиями и реальной   ситуацией    заключают, что данный тезис ложен и потому опровергается. Косвенное О. проводится   следующим   путем: не подвергая   прямой   критике осн. идею, доводы и аргументацию оппонента,   все   внимание обращают на обоснование собственного тезиса, к-рый выступает альтернативой утверждению оппонента.    Достоверное    доказательство    собственного    тезиса служит основой для заключения о  несостоятельности   утверждения оппонента. Др. способ О.- критика  аргументов  оппонента. В этом случае показывают, что они   являются   ложными   либо недоказанными; тем самым считается необоснованным или сомнительным и тезис оппонента. Третий способ О.- критика демонстрации,   когда   показывают отсутствие    логической    связи между аргументами и тезисом, что также служит показателем необоснованности тезиса. В дискуссии и полемике каждый из этих способов может применяться самостоятельно либо в сочетании друг с другом.

ОПРОС СЛУШАТЕЛЕЙ — одна из форм устной проверки знаний. О. с. организуют так, чтобы опи не просто  воспроизводили факты, а объясняли их, приводили доказательства. При О. с. проверяются их умения пользоваться полученными знаниями для анализа актуальных проблем и явлений окружающей действительности. Готовясь к О. с, пропагандист   заранее    продумывает вопросы, формулируя их т. обр., чтобы вызвать обмен мнениями, дискуссию. В ходе О. с. добиваются, чтобы каждый из них глубоко усвоил учебный материал, хорошо разобрался  в  наиболее сложных вопросах темы. По качеству выступлений, по степени активности  участников  семинара, школы пропагандист определяет, кто и как усвоил пройденное, прочитал ли рекомендованную литературу, какие меры необходимо принять, чтобы у слушателей   не   было  пробелов в знаниях.   При   О. с.   важно   не допускать элементов формализма,  заботиться  о  создании   на занятиях творческой атмосферы.

ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ -противоположные    друг    другу мировоззренческие      принципы, характеризующие  взгляды  людей на ход мирового общественного развития, общественную и личную жизнь. О. тесно связан с идеей общественного и нравственного прогресса в человеческом об-ве и присущ передовым, революционным классам, партиям и личностям, олицетворяющим собой социальный прогресс. О.- это твердое убеждение и уверенность в лучшем будущем. Он стимулирует социальную активность человека, дает ему возможность развернуть свои способности и таланты в общественном применении, способствует воспитанию у него лучших нравственных качеств.

В противоположность О. П. рассматривает мир как торжество зла, в к-ром человек обречен на вечные страдания, рисует будущее в мрачных тонах. Пессимистические настроения особенно рельефно проявляются в переломные исторические эпохи, когда с исторической сцены сходят реакционные господствующие классы и социальные группы, их политические партии. Это находит свое отражение в идеологии, политике, в литературе и искусстве. Не случайно современная буржуазная литература и искусство потеряли веру в общественный прогресс, что отражает потерю исторической перспективы господствующим в капиталистическом мире буржуазным классом. Настроения обреченности и бесцельности существования имеют здесь самые тяжелые последствия и в личном образе жизни человека, нередко   приводят   его  к гибели.

Философия исторического О., утверждаемая марксистско-ленинским учением, основывается на открытых им закономерностях общественного развития, является основой сознательной борьбы за коммунистические идеалы. О.- одна из ярких граней социалистического образа жизни. Научный коммунизм с оптимистических позиций подходит к развитию человеческой цивилизации, исключающей войны как средство разрешения споров между государствами и народами. Он открыл перспективу развития человеческого об-ва, обосновал необходимость борьбы народов с социальным и моральным злом.

ОПЫТ — в домарксистской философии — совокупность чувственно воспринимаемых индивидом воздействий вещей или состояний собственного организма (души). О. рассматривался как единственный источник всякого знания (эмпиризм). При этом сторонники материалистического эмпиризма (Бэкон, Локк и др.) признавали объективный, независимый от сознания источник О. Однако понимание О. как результата пассивного восприятия индивидом внешних воздействий, что характерно для созерцательного материализма, приводило к неразрешимым противоречиям: во-первых, в индивидуальном О. часто содержатся знания, не соответствующие действительности (он часто подводит, обманывает человека);  во-вторых,  такой  О. не может обосновать всеобщий и необходимый характер знания, т. е. не обеспечивает постижения сущности   предмета;   в-третьих, представление  об   индивидуальном О. как единственном источнике знания противоречит тому факту,   что   опытному   знанию часто предшествуют положения (напр., аксиомы математики), не выводимые  из   собственного О. индивида. Как реакция на трудности и противоречия созерцательного  материализма  возникли, с одной стороны, рационализм, усматривающий источник и основание знаний не в О., а в мышлении, разуме  человека,  а с др. субъективно-идеалистическое  и  агностическое  понимание О. В этом последнем случае О. трактовался как состояние сознания индивида (его переживания, ощущения, восприятия ит.п.), а его источник либо вообще отрицался, либо признавался   принципиально   непознаваемым. В современной буржуазной философии О. чаще всего трактуется в духе субъективного идеализма.  Марксистское  пони- , мание О. основано на признании объективного   источника  всякого О., возникающего из взаимодействия общественного субъекта с внешним миром. Причем это осуществляется через практическое преобразование мира человекам. Поэтому .0. не может , быть понят как результат  пассивного   восприятия внешних воздействий сознанием индивида,   как   индивидуальное переживание   человеком   своего отношения к внешнему миру. О. есть и процесс взаимодействия человека с объективным миром, и результат этого взаимодействия; он включает формы и результаты практической деятельности об-ва, трудовые приемы и навыки,   открытые  в практике законы человеческой деятельности   и   развития   объективного мира. Так понимаемый О. является  общественным  достоянием и для индивида существует как нечто независимое от него, объективированное    в    созданных людьми  предметах,  в языке, в нормах морали, в эстетических и логических категориях и т. п. Чтобы действовать, индивид должен освоить этот О., т. е. включиться в систему общественных отношений, ибо только в общении человека с др. людьми объективированный О. может стать его   субъективным   достоянием, О. индивида может быть и результатом утилитарно-повседневной деятельности человека, его непосредственных    контактов с внешним миром и др. людьми, но такой О. «улавливает лишь обманчивую   видимость   вещей».  Ограниченность повседневного О. преодолевается путем включения индивида в общественно-историческую    .. деятельность человечества.. В этой деятельности индивид не только осваивает объективированный О. прошлых поколений, но и обогащает его, способствуя как прогрессу  об-ва,   так   и   развитию самого себя. С такой т. зр. находит свое объяснение и чувственный О. как форма и способ непосредственного  контакта человеческого сознания с внешним миром. Этот О. не изначален и не самостоятелен, он — момент и сторона   практической   деятельности, к-рая, как писал Ленин, «имеет   не   только   достоинство всеобщности, но и  непосредственной действительности». Чувственное созерцание внешнего мира, осуществляемое индивидом, не единственный источник и основание знания; оно становится таковым, лишь будучи    включенным   в   практико-теоретическую деятельность общественного   субъекта.   Последний и в самом чувственном созерцании  выступает  как  носитель общественно развитой способности восприятия, отнюдь не прирожденной ему как биологическому существу.

ОРАТОРСКОЕ    ИСКУССТВО  — мастерство устной речи,, публичного    выступления.    Овладение О. и.- необходимое   условие  повышения эффективности, результативности пропагандистской работы. Высочайший образец О. и.- речи В. Й. Ленина, выдающихся деятелей Коммунистической партии   и   Советского государства: В. В. Воровского, М. И. Калинина, С. М. Кирова, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, Я. М. Свердлова и др.

Действенность публичного выступления определяется идейно-теоретическим уровнем, научностью содержания, а также формой изложения материала. Особое   значение   имеет   идейная убежденность пропагандиста, его умение связать теорию с практикой, вести разговор о любой аудиторией убедительно, доходчиво, наступательно. Т. обр., гл. в   О. и.- содержание   выступления, отбор фактов, их аргументация.  Содержание  речи  неотделимо от ее формы. Форма изложения материала зависит от темы выступления, его цели, от характера  аудитории,  ее  уровня, запросов и т.д. Лекция, рассказ пропагандиста в политшколе, семинаре отличаются от лекции в массовой аудитории большей  разговорностью,  т. е.  простотой в построении фраз, отступлением от строгих грамматических норм,   использованием разговорной лексики и фразеологии,   непринужденностью,   задушевностью. Однако нельзя нарушать общепринятые языковые нормы. Правильность, богатство публичной   речи — одно   из   качеств, определяющих ее эффективность.

Изучение языковых закономерностей публичной речи, воспитание высокой речевой культуры, умения владеть словом — неотъемлемая часть подготовки. Желательно, чтобы  каждый  пропагандист  знал недостатки своей речи, настойчиво добивался их устранении. Важно освободить свою речь от слов,   противоречащих   нормам литературного    языка,  «паралитических»  слов  и частиц   (так сказать, значит, вот и т.п.), от штампованных,  казенных выражений.   Наряду  с  соблюдением грамматических  норм  или правил словоупотребления О.п.предполагает правильность произношения: дикция, интонация, темп рассказа.  С особым   вниманием надо   относиться   к  произношению   сокращений,    географических     названий,     собственных имен,  фамилий,  различных  наименований. В затруднительных случаях    рекомендуется    обращаться к соответствующим словарям и справочникам. Ясно и выразительно    звучащая    речь при условии выполнения требований к ее  содержанию и построению   обеспечивает   единство рационального и эмоционального воздействия на слушателей.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ — форма изучения    и    распространения опыта   работы   пропагандистов. О. з.   обычно  проводят  лучшие руководители политических школ, семинаров. На О. з. приглашаются др., прежде всего начинающие,    пропагандисты.    Широко используются тематические О. з. для изучения опыта проведения лекций, теоретических собеседований,  методики  использования технических средств пропаганды, наглядных пособий и т. и. Завершается О. з. коллективным обсуждением его достоинств и недостатков.

ОЩУЩЕНИЕ — простейший психический процесс, возникающий в результате воздействия предметов или явлений объективного мира на органы чувств (анализаторы) и заключающийся в отражении отдельных свойств этих предметов или явлений. Ленинская теория отражения рассматривает О. как субъективный образ свойств объективного мира. О.- источник всех знаний о мире. О. дают материал для сложных познавательных процессов: восприятий, представлений, процессов мышления. «Иначе, как через ощущения,- отмечал В. И. Ленин,- мы ни о каких вещества и ни о каких движения ничего узнать не можем…» (т. 18, с. 320). Самые факторы внешней среды (электромагнитные колебания, молекулы химических веществ и т. п.) возбуждают периферическую часть анализатора — рецептор; возбуждение в виде импульсов передается по нервным путям в центральную часть анализатора — кору головного мозга, где и возникает О. Т. обр., О. вторично по отношению к материальной действительности. В зависимости от специфики внешних раздражителей существуют виды О.: зрительные, осязательные,    слуховые,    вкусовые, обонятельные и др. Каждый вид обладает специфической — совокупностью качеств, не сравнимых с качествами О. др.   вида.   О.   характеризуются также    интенсивностью.    Лишь для   небольшого   числа   видов энергии  внешнего  раздражения вырабатывались   специфические органы чувств. О. многих свойств предметов или явлений объективного мира (напр., формы, величины и т. п.) возникают в процессе взаимодействия различных органов чувств. О. человека, в отличие от, опосредованы его предметно-практической деятельностью, всем процессом общественно-исторического развития.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.