Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

Научно-технический прогресс

Процесс развития науки и совершенствования техники и технологии в народном хозяйстве путем создания и внедрения новых и улучшения действующих орудий и предметов труда и повышение на этой основе производительности общественного труда. Прогресс науки и техники — это главный рычаг создания материально-технической базы коммунизма.

Н.-т. п. служит главным фактором роста производительности труда, снижения затрат труда на единицу продукции и увеличения выпуска в расчете на каждого занятого в производстве. Н.-т. п. выражается в более эффективном использовании производственных фондов, оказывает положительное воздействие на организацию производства и труда. Новая техника и технология в сочетании с передовой организацией труда и производства способствует повышению качества выпускаемой продукции. Прогрессивная техника и технология облегчают труд, меняют его характер, вытесняют ручной, неквалифицированный труд, заменяя его сложным, квалифицированным трудом во всех сферах трудовой деятельности людей. На XXVI съезде КПСС подчеркивалось: «Условия, в которых народное хозяйство будет развиваться в 80-е годы, делают еще более настоятельным ускорение научно-технического прогресса» (Материалы XXVI съезда КПСС).

Съезд определил на 11-ю пятилетку широкую программу дальнейшего развития научных исследований, ускоренное внедрение их результатов в производство, техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе проведения единой технической политики. В этих целях осуществляются 170 научно-технических программ.

Развитие науки и техники в текущей пятилетке еще в большей мере подчинено решению экономических и социальных задач советского общества, ускорению перевода экономики на путь интенсивного развития, повышению эффективности производства. На необходимость всемерного ускорения научно-технического прогресса, более активного использования его достижений прежде всего на тех участках, где трудовые затраты особенно велики, вновь обратил внимание Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов в статье «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР» и в речи на июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД — часть валового общественного продукта (по стоимости и в натуре), к-рая остается после возмещения израсходованных средств производства. Н. д.- единственный источник средств, используемых на накопление и потребление.

В 1982 г. валовой общественный продукт в СССР составил 1236,0 млрд. руб., произведенный национальный доход-523,4 млрд. руб. Из Н. д. на нужды текущего потребления было использовано 378,3 млрд. руб., а с учетом затрат на жилищное и социально-культурное строительство в 1982 г. почти 4/5 Н. д. использовано на народное благосостояние. Фонд накопления в целом в 1982 г. составил 134,0 млрд. руб.

В СССР Н. д. принадлежит трудящимся и используется в их интересах, в интересах всего общества. В 1982 г. Н. д., использованный на потребление и накопление, превысил 500 млрд. руб. При этом примерно 80% общей суммы Н. д. шло непосредственно на обеспечение народного благосостояния.

Н. д. социалистического общества возрастает вследствие действия двух факторов: повышения производительности общественного труда и увеличения численности работающих в сфере материального производства. Первый фактор является решающим в современный период, его роль будет и дальше возрастать. За счет повышения производительности труда должно быть в 1983 г. получено 95% прироста Н. д. На 1983 г. запланировано увеличить Н. д. на 3,3%, или на 15 млрд. руб. против 9 млрд. руб. в 1982 г. Почти весь прирост Н. д. направляется на потребление.

НЕЧЕРНОЗЕМНАЯ ЗОНА РСФСР — включает 29 областей и автономных республик Российской Федерации. Н. з.- край огромных возможностей, крупнейший промышленный, научный и сельскохозяйственный район страны. В зоне размещена почти половина промышленных предприятий и 10,5 тыс. колхозов и совхозов Российской Федерации.

В ближайшей перспективе роль Н. з. как индустриальной, научно-исследовательской, проектно-копструкторской, культурной и сельскохозяйственной базы страны еще более возрастет. В аграрной политике КПСС большое место отводится развитию сельского хозяйства Н. з. РСФСР.

Широкие перспективы развития сельского хозяйства Н. з. открыло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР» (1974).

В решениях XXVI съезда КПСС поставлена задача: «В Нечерноземной зоне РСФСР продолжить осуществление комплексной программы по превращению ее в район высокопродуктивного земледелия и животноводства и по развитию связанных с ними отраслей промышленности» (Материалы XXVI съезда КПСС). В соответствии с этим ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем развитии и повышении эффективности сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР в 1981-1985 годах», в к-ром определена широкая система мер, направленных на обеспечение роста производства валовой продукции сельского хозяйства в колхозах и совхозах на 30% по сравнению с уровнем, достигнутым в 10-й пятилетке.

В 11-й пятилетке на развитие сельского хозяйства Н. з. направляется 39,3 млрд. руб. капвложений, что значительно больше, чем в 10-й пятилетке. Для Нечерноземья будет поставлено 390 тыс. тракторов, 254,9 тыс. грузовых автомобилей, 104 тыс. зерноуборочных комбайнов, много мелиоративной и др. техники; поставку минеральных удобрений намечено довести в 1985 г. до 6,68 млн. т против 4,8 млн. т в 1980 г.

Главная здесь задача теперь — увеличить отдачу от капвложений, поднять продуктивность сельского хозяйства зоны. Особое внимание уделяется решению социальных проблем деревни, коренному улучшению условий жизни сельских тружеников. Четвертая часть всех выделяемых капвложений направляется на жилищное и культурно-бытовое строительство.

НОРМАТИВНАЯ ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ — нормативная, плановая величина затрат живого труда на производство единицы продукции; представляет собой оптовую цену изделия, уменьшенную на стоимость материальных затрат. Н. ч. п. утверждается предприятию министерством неизменной на 5 лет (Положение о Н. ч. п. и порядок ее расчета см.: Экономическая газета, 1979, № 40, 41).

ОБОРОТНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ — часть фонда потребления социалистического общества, используемая государством, предприятиями и общественными организациями для бесплатного или льготного удовлетворения определенных социально-культурных и бытовых потребностей и денежных выплат целевого назначения.

О. ф. п. используются на бесплатное образование и материальное обеспечение в старости, в случае болезни или потери трудоспособности, на бесплатную медицинскую помощь и т. д. За счет их осуществляются также расходы на бесплатное или льготное общественное содержание и воспитание детей, на содержание учреждений культуры, жилого фонда в части, не покрываемой действующей в СССР низкой квартирной платой, на бесплатное или льготное санаторно-курортное лечение и Отдых трудящихся и нек-рые др. цели. Из общей суммы выплат и льгот за счет О. ф. п. более 50% составляют денежные выплаты.

Выплаты и льготы, полученные населением из общественных фондов потребления, возросли с 41,9 млрд. руб. в 1965 г. до 128,3 млрд. руб. в 1982 г., а в расчете на душу населения — соответственно со 182 руб. до 475 руб. в год. Расходы государства на одного учащегося в расчете на год составляют: в общеобразовательных школах — более 200 руб., в средних специальных учебных заведениях-свыше 750, в высших учебных заведениях-более 1100 руб. На содержание одного ребенка в детских яслях в год расходуется около 600 руб., а в детских садах -свыше 500 руб., при этом 80% этих расходов оплачивается государством. Кроме того, на строительство жилищ, школ, медицинских и культурно-бытовых учреждений государство расходует в расчете на семью более 300 руб. в год.

В 9-й и 10-й пятилетках выплаты и льготы за счет О. ф. п. увеличились в 2 раза, что позволило осуществить крупные социальные мероприятия, намеченные XXIV и XXV съездами КПСС.

В 11-й пятилетке О. ф. п. увеличатся на 20%. При этом поставлены задачи: усилить роль выплат и льгот из О. ф. п. в решении производственных и социально-демографических проблем; увеличить государственную помощь семьям, имеющим детей, и молодоженам; улучшить питание и обслуживание детей в дошкольных учреждениях, школах-интернатах и детских домах; завершить введение бесплатного предоставления учебников учащимся общеобразовательных школ п др. Крупные мероприятия предусмотрены по дальнейшему улучшению условий труда, быта и отдыха работающих женщин, развитию сети детских садов и яслей, школ (групп) с продленным днем; совершенствованию социального обеспечения; по дальнейшему расширению и укреплению материальной базы народного образования, культуры, здравоохранения, общественного воспитания детей, физкультуры и спорта, отдыха трудящихся и т. д.

ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ-единые производственно-хозяйственные комплексы, в к-рых органически слиты наука и производство, широко развиты специализация и кооперирование. Создание объединений — это качественно новое явление в управлении производством, и по его совершенствованию XXVI съезд КПСС поставил ряд задач.

Формирование объединений и их деятельность направлены на ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства. В состав О. п. и н.-п. входят фабрики, заводы, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические и др. организации. Управление производственным объединением осуществляется аппаратом головного предприятия или самостоятельным аппаратом управления. Утверждены Положения о производственном объединении (комбинате) и о научно-производственном объединении. О. п. обеспечивают выпуск серийной и массовой продукции высокого качества, а О. н.-п. создают образцы новой техники и передают их в освоенном виде О. п.

В научно-производственном объединении функцию головной осуществляет научно-исследовательская организация; его деятельность соединяет воедино научный поиск, проектирование, изготовление опытных образцов и запуск в серию.

В 1982 г. в стране было 45 тыс. производственных и научно-производственных объединений, комбинатов и предприятий, состоящих на самостоятельном балансе. В промышленности насчитывалось 4,2 тыс. производственных и научно-производственных     объединений.

Удельный вес производственных и научно-производственных объединений во всей промышленности по объему реализации продукции составил 49%.

В 11-й пятилетке продолжается работа по развитию сети П. и Н.-п. объединений в отраслях народного хозяйства СССР и повышению их эффективности.

ОДИННАДЦАТЫЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СССР — государственный перспективный план развития экономики и культуры страны на 1981-1985 гг.; воплощает основные направления и задачи экономической и социальной политики КПСС, намеченной XXVI съездом партии, одобрен в основном ноябрьским (1981) Пленумом ЦК КПСС, утвержден Верховным Советом СССР, является законом жизни и деятельности всего советского народа.

Задания на 11-ю пятилетку определены в увязке с десятилетней перспективой на период до 1990 г.

Развитие важнейших отраслей народного хозяйства в 1.1-й пятилетке характеризуется такими данными:

Промышленная продукция -26-28%

Продукция сельского хозяйства (среднегодовое производство)                       -12-14%

Грузооборот ж/д транспорта  -14-15%

Капитальные вложения — 12-15%

Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли -22-25%

Национальный доход за пятилетие возрастет на -18-20%

Характерная черта новой пятилетки состоит в том, что в ней намечен опережающий рост конечных народнохозяйственных результатов в сравнении с увеличением трудовых и материальных затрат, в т. ч. и капитальных вложений. Это соответствует курсу на интенсификацию экономики страны. За пятилетие будет выполнена широкая программа дальнейшего повышения благосостояния советского народа.

Ноябрьский (1982) Пленум ЦК КПСС глубоко проанализировал ход выполнения плановых заданий в первые 2 года текущего пятилетия и наметил пути их реализации в последующие годы. Пленум целиком и полностью одобрил практическую деятельность Политбюро ЦК КПСС по претворению в жизнь выработанного XXVI съездом партии курса в области внутренней и внешней политики, осуществлению задач коммунистического строительства.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СССР — комплекс мероприятий, проводимых по охране атмосферы, почв, рек и морей, растительного и животного мира, по рациональному использованию природных ресурсов.

С первых лет Советской власти в нашей стране этим вопросам уделяется постоянное внимание. Огромное значение их решению придавал В. И. Ленин. Его указания об О. о. с. и бережном освоении естественного сырья последовательно осуществляются в ходе коммунистического строительства. На страже природы в нашей стране стоит государство. Ст. 18 Конституции СССР гласит: «В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».

Верховным Советом СССР были приняты имеющие огромное значение для защиты окружающей среды Основы земельного, водного законодательства, Основы законодательства о недрах, о здравоохранении. Они способствуют дальнейшей реализации программы О. о. с, намеченной постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» (1972) и «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов» (1978).

ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли также постановления о мерах по предотвращению загрязнения Каспийского моря, озера Байкал, бассейнов рек Волги и Урала, бассейнов Черного и Азовского морей. Советский Союз активно участвует в международных мероприятиях по О. о. с. Широкую программу мероприятий по улучшению О. о. с, усилению работы по сохранности сельскохозяйственных угодий наметил XXVI съезд КПСС. Предусмотрено усилить борьбу с эрозией почв, повысить темпы работ по рекультивации земель, ускорить строительство водоохранных объектов в бассейнах Черного, Азовского, Балтийского и Каспийского морей и в важнейших промышленных районах страны, усилить охрану морей, рек и др. водоемов Арктического бассейна от загрязнения; увеличить мощности систем оборотного и повторного использования вод; внедрять на предприятиях бессточные системы водоиспользования; улучшить охрану водных источников; принять меры по сокращению выбросов вредных веществ в окружающую среду; усилить охрану лесов от пожаров и их защиту; продолжать формирование сети заповедных территорий и национальных парков; совершенствовать государственное управление и усилить контроль в области природопользования и охраны окружающей среды, шире привлекать общественность к охране природы и т. д. Капиталовложения на мероприятия, связанные с охраной природы, составят только за 1983 г. 1,9 млрд. руб.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.