Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

Н

НАБЛЮДЕНИЕ — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Исторически Н. развивается как составная часть труда. С усложнением социальной действительности и трудовой деятельности Н. выделяется в относительно самостоятельный Процесс (научное II., восприятие информации на приборах, Н. как часть процесса художественного творчества и т.д.). С развитием науки Н. становится все более сложным и опосредованным. Осн. требования к научному Н. — однозначность замысла, объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторения Н., либо применения иных, более мощных методов исследования, прежде всего эксперимента. На первый план все больше выступает истолкование результатов Н.

Особую трудность представляет Н. в социальных науках, где его результаты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. В зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) Н., когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) Н., когда исследователь включается в определенную социальную ситуацию и анализирует события как бы «изнутри». Психологами установлено, что качество Н. обусловлено в осп. отношением к задаче и глубиной ее осознания. В психологии в качестве одного из методов исследования применяется самонаблюдение (интроспекция) , являющееся частным случаем Н.

Собственные яркие впечатления и Н. из той или иной жизненной сферы пропагандист использует для усиления содержательности и доходчивости изложения учебного материала. Вместе с тем он заботится о развитии наблюдательности у слушателей, побуждает их к планомерному, целесообразному восприятию окружающей действительности и социальных явлений, а также к использованию на занятиях результатов Н. НАВЫК — приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую, учебную или игровую задачу, оперируя орудиями труда и др. средствами деятельности с заданной точностью и скоростью; хорошо сформированное действие, в динамическую структуру к-рого входят такие компоненты, как образ рабочего пространства, образ исполнительного акта, программа действия и контроль (текущий и конечный) за его совершением, а также исполнительные (моторные) компоненты, включая процессы. При организации процесса обучения, напр., трудовым Н. необходимо уделять особое внимание формированию познавательных, а не только двигательных процессов, что обеспечивает выполнение целесообразных и разумных действий. К числу учебных Н., к-рые формирует пропагандист у слушателей, относятся П. самостоятельной работы с книгой и периодической печатью, П. извлечения смысла из устного изложения и прочитанного, Н. конспектирования и составления плана изложения, а также Н. публичных выступлений.

НАГЛЯДНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ — один из принципов дидактики, согласно к-рому обучение людей осуществляется на основе восприятия ими (зрительного, слухового и др.) тех или иных объектов, процессов материального мира или их изображений. Важность Н. о. подчеркивалась еще в трудах видных прогрессивных педагогов прошлого — Я. А. Коменского, Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Научное обоснование итого принципа   дает   материалистическая теория, указывающая на единство конкретного и абстрактного, рационального в процессе познания.

При изучении многих предметов, явлений их непосредственное наблюдение невозможно. В этом случае II. о. достигается посредством содержательного, яркого рассказа пропагандиста, при помощи различных наглядных пособий, возможность в известной мере восполнять отсутствующую ступень чувственного познания — живое созерцание. В связи с этим в совр. дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (примеры из жизни, литературные образы и т. п.) и внешнюю, пли предметную (натуральные предметы и их изображения, карты, диаграммы, схемы и т.п.). Поскольку Н. о. предполагает воздействие тех или иных объектов на органы чувств человека, под средствами наглядности в широком смысле подразумевается все то, что можно воспринимать не только посредством зрения (картины, изображения на экране, макеты и т.п. но и слуха (звукозапись) либо любого др. органа чувств.

Принцип Н. о. действует всех этапах учебного процесса: при изложении нового материала, самостоятельной работе слушателей, закреплении и проверке их знаний. Н. о. при всей ее важности отнюдь не самоцель, она играет вспомогательную роль, делая изучаемые теоретические положения более доступными, способствуя их лучшему усвоению, прочному запоминанию.

НАГЛЯДНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ — изображения (плоскостные или объемные) предметов и явлений, создаваемые в учебных целях. Н. у. п. бывают двух осн. типов: изобразительные (репродукции картин художников, фотографии, таблицы, схемы, географические карты и т.п.) и натуральные (природные, производственные объекты). Пропагандист, как правило, имеет дело с изобразительными Н. у. п., к-рые в свою очередь подразделяются на образные, показывающие предметы и явления в их реальном, образном виде, напр. репродукция картины художника П. Белоусова «В. И. Ленин среди делегатов III съезда РКСМ», ш условно-схематические, отражающие в предмете или явлении самое главное посредством условных обозначений, символики и раскраски — карта-схема «Пусковые стройки XI пятилетки».

Особую группу изобразительных Н. у. п. представляют экранные (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы) и звуковые пособия, к-рые объединяются общим понятием «технические средства пропаганды». П. у. п. должны удовлетворять следующим требованиям: соответствовать содержанию учебных программ и возрастным особенностям слушателей, иметь четкий план построения, а также хорошие демонстрационные данные.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — одна из самых существенных, кардинальных характеристик индивида с т. зр. положительного или отрицательного отношения к данному конкретному об-ву, целям и идеалам, к-рое оно выдвигает. В пределах одного и того же социально-экономического строя (капиталистического, социалистического)» индивид имеет ту или иную направленность, что зависит от идентификации целей личности и класса. Социалистическая Н. л. означает, что интересы советского об-ва, его социального и культурного прогресса стали собственными интересами человека, определяют его внутренние мотивы деятельности, жизненную позицию. Отождествление целей социалистической личности и рабочего класса, Коммунистической партии Советского Союза, когда программные установки партии становятся личными жизненными целями человека — характерная особенность социалистической Н. л. Последняя выражается в том, что человек, ставя на первое место интересы советского об-ва, не воспринимает это как какую-то жертву, как ущерб, ибо его образ действия — результат внутреннего веления, глубокого осознания необходимости поступать именно так, а не иначе. Социалистическая П. л. — качество, черта человека, в к-ром нашло свое отражение единство общественных, коллективных и личных интересов. В концентрированной форме Н. л. проявляется в устремленности к высоким целям, идеалам коммунизма, борьбе за их воплощение в жизнь. В системе партийной учебы Н. л. находит свое выражение в политической сознательности, стремлении овладеть марксистско-ленинской теорией, воплотить установки партии в реальную действительность.

НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ — одна из осн. форм массовой пропаганды, общественная учебная организация. Предполагает наличие стабильной аудитории, соответствующей программы обучения, к-рая позволяет дать людям определенную систему знаний. Существуют различные по своему профилю Н. у. — общественно-политических, технических, сельскохозяйственных, правовых, педагогических, медицинских знаний, эстетического воспитания, физкультуры и спорта и др. Всего в нашей стране действует свыше 53 тыс. Н. у. (1982). В них занимается 15 млн. слушателей.

Н. у. создаются при Дворцах культуры, клубах, а также непосредственно на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях. Общее руководство деятельностью Н. у. осуществляют Центральный совет народных университетов  при  Всесоюзном обществе «Знание» и республиканские, краевые, областные, городские и районные советы народных университетов. Во главе каждого II. у. стоит совет. В его составе — ведущие лекторы, представители слушателей и общественности. Совет утверждает тематические планы и учебные программы, осуществляет контроль за ходом занятий.

Гл. задача Н. у. — расширять культурный кругозор слушателей, вооружать их современными знаниями в различных областях науки, техники, искусства и на этой основе формировать у них коммунистическое мировоззрение, воспитывать непримиримость к буржуазной идеологии и морали. Эта мысль красной нитью проходит в постановлении ЦК КПСС «Об улучшении работы народных университетов» (1968). Необходимость расширения сети Н. у., повышения уровня их деятельности подчеркивалась в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений XXVI съезда КПСС» (1981).

НАСТАВНИЧЕСТВО — одна из форм участия передовых, обладающих богатым жизненным опытом рабочих, колхозников, специалистов в подготовке и воспитании молодых работников. Зародившись в среде рабочего класса, Н., благодаря большому вниманию к этому движению КПСС,   а   также    профсоюзов, комсомола, приобрело широкий размах, охватило практически все отрасли производства и непроизводственной сферы. Кроме индивидуального получило развитие и коллективное Н., когда обучением и воспитанием новичков занимается, по существу, весь коллектив (бригада и т.п.).

В отличие от индивидуально-бригадного ученичества, Н. характеризуется тем, что наставники не только передают молодежи производственный опыт, профессиональное мастерство, но и воспитывают ее на революционных, боевых и трудовых традициях Коммунистической партии и советского народа, прививают ей трудолюбие, гордость за свою профессию, чувство коллективизма, ответственное отношение к делу, помогают юношам и девушкам быстрее войти в коллектив, разумно организовать свой отдых, наладить учебу.

Большое значение имеет правильный подбор наставников — из числа людей авторитетных, способных учить и воспитывать только словом, но и прежде всего личным примером, умеющих найти правильный подход к молодежи, проявить терпеливость, тактичность, доброжелательность. Наставники нуждаются в планомерном и целеустремленном обучении искусству воспитания, в овладении знаниями основ педагогики, психологии, в обмене передовым опытом. Лучшие из них удостаиваются почетного звания «Заслуженный наставник молодежи», награждаются знаком ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Наставник молодежи».

Специфическая форма Н,- шефство опытных, высококвалифицированных работников идеологического фронта над молодыми пропагандистами, помощь им в повышении теоретического уровня и методического мастерства.

НАУКА — сфера человеческой деятельности, цель и функция к-рой производство званий как о внешнем мире, так и о самом человеке; одна из форм общественного сознания. Термином «Н.» обозначается также система развивающегося теоретического знания, делающая возможным объяснение тех или иных явлений природы, об-ва и предсказание их развития. Производство знаний, не совпадающее с производством вещей, возникло вместе с отделением умственного труда от физического и существовало в истории в различных исторически конкретных формах. Эти формы существенно отличаются одна от др., что обусловлено их местом в исторически определенной системе общественного производства и культуры в целом. При социализме, в условиях научно-технической революции Н. становится непосредственной производительной силой, превращается в достояние миллионов трудящихся и тем самым утрачивает характер внешней по отношению к человеку силы. Н. претерпевает существенные изменения. Ныне складывается облик Н. будущего, к-рая перестает быть сферой общественного разделения труда, начинает пронизывать все области общественной жизни, превращается в необходимый компонент деятельности каждого индивида, в условие его целостного развития. При коммунизме Н., как и производство, будет подчинена не целям создания вещного богатства, а задаче всестороннего развития человека. Создание новой Н., т. обр., связано с коммунистическим преобразованием об-ва. Но последнее немыслимо без широкого использования Н.

НАУЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ — принцип обучения в советской дидактике. Ов требует, чтобы содержание обучения включало бы в себя подлинно научные теории, законы, понятия, факты, раскрывающие современные достижения науки и перспективы ее развития. Соблюдение этого принципа гарантирует образование от упрощенчества, , исключает при изучении явлений природы суеверия, предрассудки, религиозные догмы.

И.о. реализуется при разработке учебных программ, учебников и учебных пособий. Предполагает ознакомление обучаемых с новейшими достижениями Науки,,   техники,   общественной жизни, литературы, искусства, формирование у них навыков научно-поисковой деятельности, ознакомление их со способами научной организации учебного труда, исследовательских работ, учебных дискуссий, широкого использования на занятиях научной, справочной, энциклопедической литературы, библиографических указателей и др. информационного аппарата.

Важнейшее направление реализации П. о.- формирование у обучаемых диалектико-материалистического мировоззрения, т.к. только оно подлинно научно отражает действительную картину мира, закономерности общественной жизни и природы. В ходе обучения поэтому необходимо выделять ведущие мировоззренческие идеи каждого курса, каждой темы, вскрывать диалектику развития научных взглядов, анализировать противоречия, присущие изучаемым явлениям. Все это способствует развитию научного диалектического мышления у обучаемых.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — начавшийся с середины XX в. этап развития науки и техники, знаменующий превращение науки в непосредственную производительную силу. Н.-т. р.- качественно новая ступень развития крупного машинного производства, означающая коренное преобразование производительных сил, в ходе к-рого наука  становится  их  ведущим элементом. Одна из гл. особенностей Н.-т. р. состоит в том, что преимущественно механические методы обработки предмета труда постепенно заменяются высокоэффективными физическими, химическими, биологическими, биохимическими, биофизическими методами. Происходящее в ходе И.-т. р. совершенствование старых и создание принципиально новых орудий труда предполагает использование непрерывной технологии, поддающейся автоматизированному контролю и управлению. Автоматизация — важнейшее направление Н.-т. р. В будущем возникнет комплексно — автоматизированное производство. Его относительно развитые формы уже существуют в космической технике, в отдельных звеньях энергетики, обрабатывающей промышленности, металлургии, транспорта. Неизбежность появления комплексно-автоматизированного производства целиком и полностью соответствует сущности Н.-т. р., характеру создаваемой сейчас в СССР материально-технической базы коммунизма, достижению социальных целей нашего строя. Н.-т. р. служит задачам совершенствования развитого социализма, строительства коммунистического об-ва. Она способствует кардинальному повышению производительности труда, преодолению существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, переходу к полной социальной однородности об-ва, является мощным рычагом всестороннего гармонического развития человека, обогащает содержание труда, придает ему все более творческий характер, ускоряет превращение труда в первую жизненную потребность. Партия указала на необходимость добиться максимально возможного использования достижений Н.-т. р. в процессе хозяйственного строительства и социального развития, органического соединения их с преимуществами социалистической системы хозяйства. Вывести все отрасли народного хозяйства на передовые рубежи науки и техники — такая цель намечена XXVI съездом КПСС на текущее десятилетие: именно в эти годы будет закладываться и создаваться народнохозяйственная структура, с к-рой наша страна вступит в XXI в. И потому очень важно осуществить тесную интеграцию науки с производством. Таково настоятельное требование совр. эпохи.

Проблемы, к-рые Н.-т. р. порождает в социалистическом об-ве, последнее решает планомерно и в интересах трудящихся. Ведущая роль здесь принадлежит единой технической политике, направленной на создание машин и технологии как нынешнего, так и завтрашнего дня. Одна из первейших задач — резкое сокращение ручного труда, прежде всего путем комплексной механизации, использования роботов и т. п.

В условиях капитализма Н.-т. р. несет с собой дальнейшее обострение всех антагонизмов этой общественно-экономической системы. Применение новейших технических средств сокращает потребность в рабочей силе, увеличивает безработицу, усиливает эксплуатацию трудящихся. Империализм ставит науку и технику на службу гонке вооружений, достижению реакционных целей финансовой олигархии по уничтожению реального социализма, подавлению национально-освободительного движения народов. В концепциях буржуазных ученых Н.-т. р. предстает в искаженном свете. Одни из них видят в пей общественное бедствие, к-рое приведет к разрушению окружающей человека среды, к гибели цивилизации. Др. придают Н.-т. р. функции защиты капитализма от коммунизма, третьи — функции социальной революции, способствующей якобы слиянию (конвергенции) двух противоположных систем на основе частной собственности на средства производства. В действительности же Н.-т. р. открывает безграничные перспективы развития человечества, исторической победы социализма в его соревновании с капитализмом, перехода к высшей фазе коммунизма.

НАУЧНЫЙ  КОММУНИЗМ — неотъемлемая составная часть марксизма-ленинизма. И. к. (пли научный социализм) в широком смысле классиками марксизма-ленинизма отождествляется со всем их учением в целом. Он содержит философское, экономическое и социально-политическое обоснование революционного преобразования капиталистического об-ва в коммунистическое. Именно потому, что такое понимание дает весь марксизм, а не одна к.-л. его сторона, К. Маркс и Ф. Энгельс в конкретных случаях употребляли понятие Н, к. для характеристики своего мировоззрения в целом. Это делалось также для того, чтобы подчеркнуть принципиальное отличие Н. к. от утопического социализма, для противопоставления его всем ненаучным воззрениям. Н. к. отражает внутреннее, органическое единство всего марксистско-ленинского учения как цельной, стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов. В узком плане Н. к. понимается как теория, предмет ЕС-рой — специальная разработка проблем, непосредственно касающихся революционного преобразования капиталистического об-ва в социалистическое и построения коммунизма. Именно в этом смысле Н. к. выступает как составная часть марксизма-ленинизма. Круг проблем, разрабатываемых им на основе выводов марксистской философии и политической экономии, сводится к следующим группам вопросов: он исследует закономерности мирового революционного процесса в целом, дает сравнительную характеристику участвующих в нем сил — мировой системы социализма, революционного движения рабочего класса, национально-освободительного движения, международного коммунистического движения; изучает непосредственные материальные, социальные и духовные предпосылки возникновения коммунизма, историческую необходимость и закономерности перерастания классового об-ва в бесклассовое; рассматривает качественное отличие коммунистической общественно-экономической формации от всех предшествующих; раскрывает исторические этапы, фазы развития коммунизма, закономерности развития мировой социалистической системы; разрабатывает общетеоретические проблемы научного управления и руководства развитием социалистического об-ва, исследует вопросы коммунистического воспитания трудящихся и борьбы с антикоммунизмом. Предмет II. к.- учение о классовой борьбе пролетариата и социалистической революции, о социально-политических закономерностях строительства социализма и коммунизма, о мировом революционном процессе в целом.

Как и всякая наука, Н. к. имеет свои категории (наиболее общие понятия), к-рыми он оперирует для характеристики различных процессов и явлений. Напевай узловая категория — ванр., пролетариат. Она раскрывается в таких понятиях, как международный рабочий класс, массовая борьба пролетариата, международное рабочее движение, руководящая роль рабочего класса, партия, международное коммунистическое движение. Эти понятия отражают структурные элементы, свойства, связи пролетариата в период борьбы за завоевание политической власти, подготовки и проведения социалистической революции. Др. категории раскрывают качественную особенность социализма как первой фазы коммунистической общественно-экономической формации, отражают различные степени зрелости социализма, его созидательные стороны, исторически преходящие черты социализма (существенные различия между городом и деревней, различия между умственным и физическим трудом и т. д.), качественные особенности социалистического, коммунистического образа жизни (способ жизнедеятельности масс и личности, социалистический коллектив, всестороннее развитие личности и т. п.).

Проблемы II. к. носят комплексный, обобщенный характер и требуют единого историко-партийного,   экономического   и философского подхода. Анализ проблем Н. к. служит углублению и конкретизации знаний в области политической экономии и философии, обоснованию политики партии, отработке навыков и умения подходить с позиций марксистско-ленинской науки к актуальным проблемам. Все это повышает роль теории И к. в современных условиях. Возрастание этой роли обусловлено характером современной эпохи как эпохи перехода от капитализма к социализму во всемирном масштабе; тем, что мировое социалистическое содружество стало мощным ускорителем общественного прогресса и возникает необходимость обобщения теоретического и практического опыта и учета специфических особенностей строительства социализма; тем, что объективные законы возникновения и развития коммунизма реализуются в результате сознательной деятельности масс. И, наконец, значение теории Н. к. возрастает в связи с острой идеологической борьбой между коммунистической и буржуазной идеологиями. Н. к. постоянно развивается, обогащаясь новыми положениями, носит творческий, партийный, интернациональный характер.

НАЦИОНАЛИЗМ — буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в вопросе об отношениях между нациями; Н. присущи: трактовка нации как высшей неисторической, надклассовой формы общественного единства, объединяющей якобы все социальные слои на основе гармоничной общности осн. интересов (при этом «общенациональными» неправомерно провозглашаются интересы класса, социальной группы, выступающих в данных исторических условиях носителями националистической идеологии и политики); идея превосходства одних — «высших», «избранных» наций над др.- «низшими», «неполноценными». Экономическая база Н,- капиталистические производственные отношения, частная собственность на средства производства.

Указывая на непримиримую противоположность буржуазного Н. пролетарскому интернационализму, марксизм-ленинизм подходит к оценке объективной роли Н. конкретно-исторически, с учетом исторического этана развития капитализма, общественной роли буржуазии, соотношения классовых сил в той или иной стране, положения данной нации в системе межнациональных отношений. В период зарождения и развития капитализма, формирования наций II., являясь идейным знаменем восходящей буржуазии в борьбе против феодализма и национального гнета, играл определенную прогрессивную роль. С наступлением эпохи сложившихся капиталистических отношений и перерастания капитализма в империализм утвердившая свое господство буржуазия использует Н. для притупления классового сознания пролетариата и разобщения его национальных отрядов, для порабощения и эксплуатации др. народов. В период империализма Н. монополистической буржуазии приобретает наиболее реакционный характер, выступая в качестве орудия империалистической и колониальной политики, подрыва интернационального единства революционного движения. Н. угнетенной нации содержит исторически прогрессивные элементы, направленные против империализма.

В социалистическом об-ве Н, не имеет социально-экономической основы. С отдельными его проявлениями, вызванными пережитками прошлого, влиянием буржуазной идеологии, марксистско-ленинские партии ведут борьбу посредством идейно-воспитательной работы. НАЧЕТНИЧЕСТВО — догматическое повторение и проповедование раз и навсегда заученных теоретических положений без учета жизненных требований. Начетчик, как правило, человек много читавший, но знакомый со всем прочитанным поверхностно и не усвоивший его по существу. В постановлении ЦК партии «О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений XXVI съезда КПСС»   (1981)   отмечается,  что в практике партийной учебы еще не до конца изжиты проявления начетничества и указаны конкретные меры по его искоренению. Н. в деятельности пропагандиста обнаруживается в приверженности к текстуальному повторению теоретических положений и выводов из книг, без комментариев и разъяснений применительно к интересам и запросам слушателей и требованиям общественной практики, В учебной деятельности слушателя Н, выражается в механическом запоминании книжных положений и выводов и неосмысленном воспроизведении заученного.

НЕОЛОГИЗМ — слово или оборот речи, представляющие языковое новшество и появляющиеся в языке для обозначения нового предмета или выражения нового понятия. Н.- не всякое новое слово (или словосочетание), а только что появившееся, новизна к-рого явственно осознается говорящими (аэробус, голография, дельтапланеризм, информатика и т.п.). Это уточнение важно потому, что пополнение словарного состава наблюдается в языке непрерывно. Новые слова, закрепившиеся в языке, становятся общим достоянием и перестают быть Н. (напр., слова «колхоз», «комбайн», «метро», «телевизор», «совхоз», «вуз», «вертолет», «космонавт» и др., конечно, новые, по они уже освоены языком, стали привычными, а потому их уже по считают П.).

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — неотъемлемая часть коммунистического воспитания. Его задача — сделать достоянием каждого члена об-ва принципы и нормы коммунистической морали, превратить их в глубокие нравственные убеждения, высоконравственные поступки и реальное поведение. В рамках Н. в. формируется нравственное сознанию личности, ее отношение к общественному долгу, к своим обязанностям. Н. в. включает в себя этическое просвещение и практическую работу социальных институтов воспитания по формированию совокупности нравственных качеств личности.

В этическом просвещении большую роль играет система партийной учебы, средняя общеобразовательная и профессионально-техническая школа, высшие учебные заведения, социалистические трудовые коллективы, общественность, семья. Они призваны способствовать нравственной закалке личности, подъему ее индивидуального морального сознания. Нравственные качества складываются в процессе непосредственного практического участия человека в коммунистическом созидании. Без борьбы, без реального участия в общественно полезном труде накапливается лишь книжное знание о коммунизме и его нравственных требованиях к человеку. Формирование нравственных качеств происходит в процессе преодоления негативных явлений, пережитков прошлого в сознании и поведении люден. Только таким путем можно воспитать действительно нравственного борца. На эту сторону нравственного воспитания обращено особое внимание в документах XXVI съезда КПСС, июньского (1983) Пленума ЦК партии, где поставлена задача способствовать искоренению всего, что мешает формированию нового человека.

В Н. в. большое значение имеет моральный авторитет того, кто воспитывает. Марксистское положение о том, что воспитатель должен быть прежде всего воспитан сам, центральный пункт Н. в..

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — одна из форм общественного сознания, к-рая наряду с сознанием политическим, правовым, эстетическим и др., отражает действительность, общественное бытие во взглядах и представлениях людей. Фиксирует в себе и отражает нравственную деятельность, нравственные отношения, к-рые, прежде чем сложиться, проходят через сознание людей. В структуру Н. с. входят такие компоненты, как идеалы, моральные нормы, нравственные ценности, моральная мотивация, оценка. Совокупность моральных норм и принципов, к-рьши руководствуется личность, находит свое выражение в ценностной ориентации личности, характеризует ее моральное сознание. Н. с. способно направлять поступки людей лишь постольку, поскольку перед ними раскрывается возможность свободного выбора того или иного поступка, и в основном относится к сфере индивидуального поведения. В применении к социальной практике оно иногда превращается в морализирование, хотя и способно, как подчеркивали основоположники научного коммунизма, угадывать логику исторического процесса, указывая на несправедливость к.-н. экономического факта, свидетельствуя о том, что он уже пережил сам себя, что находит свое выражение в Н. с. масс.

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — ориентиры в поведении классов, социальных групп, индивида, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны.

В сфере нравственных отношений поступки людей имеют моральную значимость потому, что они оказывают влияние на общественную жизнь, положительно или отрицательно воздействуют на нравственные основы об-ва. В нравственном одобрении или негодовании, в общественном мнении тот или иной поступок оценивается как высоконравственный или. В моральном сознании Н. ц. выступают как моральные идеалы, принципы, нормы, руководствуясь к-рыми человек предпринимает соответствующие действия. Об-во оценивает эти действия, как отвечающие нравственным требованиям и представлениям о добре и зле. В этом случае человек несет ответственность перед об-вом за свой моральный выбор.

Н. ц. пронизывают собой деятельность пропагандиста, слушателей, преломляясь в их мировоззренческих установках, закрепляясь в нравственном сознании, общепринятых нормах общения и поведения. В ходе партийной учебы происходит, при соответствующих благоприятных условиях, общее повышение уровня нравственного сознания, позволяющее человеку поступать в повторяющихся ситуациях положительным образом.

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА — эмоциональная сторона духовно-нравственной жизни личности. Занимают важное место в деятельности людей. Н. ч.- это гордость, честь, совесть, любовь, ненависть, ревность, самолюбие, стыд, тщеславие и т. и. Н. ч. представляют собой реакцию человека на различные ситуации. По своему же социальному содержанию они есть субъективное отношение к различным сторонам жизни, общественного бытия — к др. людям, самому себе, отдельным явлениям общественной жизни, к об-ву в целом. Н.ч. имеют социальный характер, и большинство из них оценивается нравственным сознанием как соответствующие качества личности, характеризующие ее моральный облик. В самом содержании Н. ч., в интенсивности их переживания выражается конкретное отношение к удовлетворению или неудовлетворению тех пли др. ее потребностей.

Моральные чувства возникают и в связи с познавательными процессами: ощущениями, восприятием, представлениями, мыслями и тесно связаны с разнообразной деятельностью человека. Н. ч. влияют на все формы жизнедеятельности человека, способствуют его социальной, познавательной и др. активности, усиливают побуждения личности. «…Без «человеческих эмоций»,—писал В. И. Ленин,- никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».

Читайте так же:

Комментарии запрещены.