Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

М

МАРКС И ЭНГЕЛЬС о воспитании и образовании. Великие основоположники теории научного коммунизма разработали вопросы образования и воспитания на базе диалектического и исторического материализма. В их трудах рассмотрен широчайший круг вопросов, связанных с данной проблемой. Это прежде всего классовый характер воспитания, положение детей трудящихся при капитализме, реакционное влияние церкви на школу, факторы умственного и физического развития детей, общее и политехническое образование и др. Марксизм впервые в истории человечества выдвинул и научно обосновал прогрессивные, гуманные, революционные идеи воспитания — всестороннего развития личности, общественного и бесплатного обучения всех детей, соединения обучения с производительным трудом учащихся, политехнического образования.

В «Инструкции делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам», подготовленной Марксом для Женевского конгресса I Интернационала, было указано, что будущее рабочего класса и, следовательно, будущее человечества всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения я что воспитание, в к-ром соединяются умственное образование, физическое развитие и политехническое обучение, должно поднять выше уровня господствующих классов рабочий класс, способствовать достижению успехов в его революционной борьбе за новый мир.

В теоретическом наследии М. и Э. важное место занимает проблема личности и ее всестороннего развития. Считая, что человек есть цель общественного развития, а материальное производство лишь средство его, оии научно обосновали идею гармонического развития личности, доказали, что при определенных общественно-исторических условиях оно становится объективной необходимостью прогресса об-ва. Развитие людей, утверждали М. и Э., зависит от совокупности социально-экономических условий их жизни — от разделения труда, круга и характера деятельности, общественных отношений, образования. Крупная промышленность объективно, ставит задачу замены частичного,   рабочего  .всесторонне развитым индивидуумом, для к-рого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности. Но капиталистический способ производства находится в остром противоречии с этой тенденцией.

Проблемы воспитания, педагогики М. и Э. рассматривали с учетом перспектив общественного развития и революционного преобразования капиталистического об-ва в коммунистическое. Установив социальную обусловленность человеческой природы, выяснив, что она подвергается постоянным изменениям в ходе исторического развития, они закономерно пришли к выводу, что только с установлением нового строя, с завоеванием рабочим классом политической власти может быть решена объективно продиктованная развитием об-ва и производства задача всестороннего, гармонического развития личности. Была сформулирована идея о коренном преобразовании воспитания после победы пролетариата в социалистической революции, о том, что лишь она позволяет разрешить противоречия в области воспитания и является закономерной, необходимой предпосылкой нового, невиданного в мире духовного роста и развития народных масс. Маркс считал, что наука может выполнить свою истинную роль только в «республике труда» и что только коммунизм принесет с собой «развитие богатства человеческой природы…».

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ — мировоззрение рабочего класса, его авангарда — коммунистической партии, стройная научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, рассматриваемых в единстве и постоянном развитии.

Марксизм возник в сере диве XIX в. как гениальное творение К. Маркса и Ф. Энгельса. Первый его программный документ — «Манифест Коммунистической партии» (1848). Марксизм был создан на базе критической творческой переработки всех достижений человеческой мысли, обобщения опыта революционной классовой борьбы, как научное выражение коренных интересов выдвинувшегося на историческую арену. «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно»,- подчеркивал В. И. Ленин (т. 23, С. 43). В новых условиях, в эпоху империализма марксистская теория, все ее составные части (политическая экономия, диалектический и исторический материализм, научный социализм) получили всестороннее развитие и обогащение в классических произведениях верного последователя и продолжателя дела К. Маркса и Ф. Энгельса В. И. Ленина, обобщившего опыт российского и международного рабочего, коммунистического и движения. Ленинизм — это марксизм эпохи империализма и пролетарских революций, крушения колониальной системы, эпохи перехода человечества от капитализма к социализму. Вне и помимо ленинизма марксизм в наше время попросту невозможен.

Великая преобразующая сила марксизма-ленинизма заключается в том, что его основу образует революционная, материалистическая диалектика, требующая конкретного анализа конкретной ситуация. Органическая связь с практикой, с реальной жизнью, последовательно научный подход к действительности составляют живую душу М.-л. В этом — секрет его вечной молодости, неувядающей свежести. Возникнув как научная идеология пролетариата, в корне противоположная буржуазной идеологии, М.-л. в ходе общественного развития закономерно превратился в революционную науку всех трудящихся, в их путеводную звезду. М.-л. занимает ключевые, авангардные позиции в мировой общественной мысли, является самым влиятельным идейным течением во всей истории человеческой цивилизации. Будучи учением творческим, непрерывно развивающимся и под воздействием революционной практики, М.-л. непримирим с догматизмом, начетничеством,      шаблонными безжизненными схемами. Пользуясь им, его научным методом партия находит решение актуальных проблем своей внутренней и внешней политики, строительства нового, социалистического образа жизни. М.-л. методологическая основа советской педагогики и психологии, основа воспитания трудящихся в духе коммунизма, пролетарского, социалистического интернационализма, новой, революционной морали. Он способствует всестороннему изучению и глубокому познанию закономерностей сложного многогранного учебно-образовательного и воспитательного процесса в его целостности, изучению сущности педагогических явлений и практики, вооружает методом управления ими. Широко организуя в СССР систематическое изучение теории М.-л., в частности в сети политического просвещения, партия помогает коммунистам, всем кадрам находить в М.-л. надежный метод решения вопросов хозяйственного и культурного строительства, формирования нового человека, к-рые выдвигает общественная практика.

МАТЕРИАЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБЩЕСТВА — совокупность вещественных элементов производительных сил (средств и предметов труда). Ведущее место среди них занимают средства труда. Их развитие определяет в конечном счете характер и уровень производительных сил, к-рые в свою очередь служат материальной основой перехода от одной общественно-экономической формации к др. «Экономические эпохи,- указывает К. Маркс,- различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда», М.-т. б. об., где господствует машинное производство, впервые стала складываться в условиях капитализма, в результате промышленного переворота конца XVIII — начала XIX в., когда машины стали производиться с помощью машин. Совершенствуя технику производства, средства и орудия труда, буржуазия осуществляет свою гл. историческую миссию — формирует объективные предпосылки социалистического об-ва. Машинное производство, созданное капитализмом, не обладает всеми экономическими, социальными, структурными особенностями, к-рые необходимы социализму. Это вытекает из коренной противоположности данных систем хозяйства. К тому же многие страны, вступающие на путь социалистического переустройства, располагают относительно слаборазвитой М.-т. б. В таких странах создание М.-т. б., знаменующей построение основ социализма, требует социалистической индустриализации. В нашей стране этот этап завершен примерно к концу 30-х гг., когда утвердилось безраздельное господство общественной собственности на средства производства. В дальнейшем развитие М.-т. б., производительных сил в целом, совершенствование производственных отношений знаменуют переход на рубеже 60-70-х гг. к развитому социалистическому об-ву, М.-т. б. к-рого отличается несравненно более высокой зрелостью и мощью, составляя материальную и техническую основу единого народнохозяйственного комплекса СССР, Процесс совершенствования экономики и социальных отношений зрелого социализма есть одновременно процесс построения коммунистического об-ва. В ходе укрепления М.-т. б. развитого социализма формируется М.-т. б. коммунизма. Ее создание — одна из гл. задач социалистического общенародного государства. На этом пути крупные сдвиги произошли в 70-х гг. Страна существенно продвинулась вперед на всех направлениях строительства М.-т. б. коммунизма, В 1982 объем промышленной продукции превысил довоенный уровень в 22 раза. Важную ступень на пути создания М.-т. б. коммунизма составляют 80-е гг. В этот период партия намечает осуществить переход на преимущественно интенсивный путь хозяйственного роста. Нище назрели глубокие  качественные  изменения в производительных силах. Непременное условие таких изменений — это дальнейшее усиление роли науки как Непосредственной производительной силы об-ва, ускорение научно-технического прогресса, совершенствование структуры общественного производства. Для этого необходимо добиться прочного соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства. Принятые XXVI съездом КПСС Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года включают в себя комплексную программу и ряд целевых программ научно-технического прогресса, намечают крупные сдвиги в структуре общественного производства, предусматривают усиление связи науки с производством- Построение М.-т. б. коммунизма — объективная основа перерастания социалистических производственных отношений в коммунистические, качественного изменения физического и умственного труда и их гармонического слияния, устранения существенных различий между городом и деревней, достижения полной социальной однородности об-ва, осуществления осн. принципа коммунизма «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям».

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ   СВЯЗИ — дидактический принцип и условие установления взаимосвязи между различными учебными предметами, изучающимися в том или др. учебном заведении, в т.ч. в системе политического просвещения. Необходимость М. с, обусловлена задачами формирования системы научных знании и убеждений, отражающих единство реального мира. М. с. на уровне циклов учебных предметов (естественнонаучных, общественно-исторических, гуманитарно-эстетических) включают ведущие, обобщающие идеи а взаимодействии природы, об-вя и человека. Эти идеи, заложенные в различных учебных курсах и предметах, объединяют их в целостную систему содержания образования. Важная роль принадлежит здесь мировоззренческой функции М. с, способствующей упорядочению, систематизации знаний, их самостоятельному и прочному усвоению. Благодаря М. с. устанавливаются связи между ведущими идеями, понятиями, фактами, методами научного познания, общими для ряда учебных предметов, курсов.

М. с обеспечивают решение ряда организационно-педагогических вопросов: устраняют дублирование, способствуют рациональному распределению учебного материала, объединению усилий преподавателей во имя совместной, согласованной работы.

МЕТОД — способ, с помощью к-рого обеспечивается достижение намеченной цели, осуществление научного исследования; определенным образом организованная деятельность людей, трудовых коллективов для решения поставленной задачи. В идейно-воспитательной работе — способ наиболее эффективного влияния на формирование научного мировоззрения, повышение сознательности и социальной активности масс с учетом конкретных обстоятельств, места и времени. Осн. М. в работе Коммунистической партии среди трудящихся, как неоднократно указывал В. И. Ленин,- М. убеждения.

М. только тогда является научным, когда он отражает и учитывает объективные законы самой действительности. А это предполагает органическую связь М. с постоянно развивающейся теорией. Всеобщий М. познания и революционного преобразования мира — диалектико-материалистический М. Он воплощает в себе наиболее общие законы развития природы, об-ва, мышления. Не отменяя и не подменяя М. др. наук, материалистическая диалектика выступает в качестве их философской основы. Опираясь на марксистско-ленинский диалектический М., достижения советской педагогики и психологии, идейно-воспитательная работа, партийная пропаганда органически связаны с конкретными историческими условиями, политическими задачами партии, духовным развитием об-ва и учитывают особенности различных категорий, людей, их интересы и запросы, особенности современного этапа.

МЕТОДИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ — система научно обоснованных методов, правил, приемов преподавания я изучения в системе партийной и комсомольской учебы марксистско-ленинской теории и политики КПСС, формирования на этой основе коммунистического мировоззрения людей, выработки у них навыков самостоятельного применения полученных знаний на практике.

М. п. о. опирается на марксистско-ленинскую теорию познания, на разработанные В. И. Лениным основополагающие принципы пропаганды, руководствуется изложенными в его трудах и документах КПСС указаниями, в к-рых четко сформулировав и цели, формы и методы партийной учебы. Для овладения М. п. о. неоценимое значение имеет изучение ленинского искусства политического просвещения, богатейшего опыта идеологической работы партии. Важную роль играют также анализ и обобщение современной практики пропагандистской работы.

М. п. о. учитывает данные педагогики, психологии, логики и ряда др. наук. Большую пользу приносит творческое применение принципов дидактики с учетом специфики содержания и форм политической учебы и особенностей взрослой аудитории. Выводы психологии позволяют лучше учитывать в учебном процессе такие свойства слушателей, как внимание, память, интерес и т. п. Логика вооружает пропагандиста знанием законов мышления, методов убеждения, способов научного доказательства выдвигаемых положений.

Являясь одним из средств реализации задач политического просвещения, М. п. о. призвана способствовать глубокому раскрытию объективного содержания изучаемых курсов и предметов, приобретению слушателями прочных, творчески осмысленных знаний марксизма-ленинизма, превращению этих знаний в личные убеждения и действия. Вырабатываемые М. п. о. рекомендации содействуют укреплению связи политической учебы с жизнью, развитию у слушателей творческого мышления, повышению их познавательной активности.

Процессу политической учебы, независимо от того, какой предмет изучается — история КПСС или политическая экономия, философия или научный коммунизм, присущи н-рые общие закономерности. Соответственно имеются и н-рые единые методы преподавания и изучения общественных наук. Однако каждая наука, составляющая содержание той или иной учебной дисциплины, накладывает отпечаток на методы ее разъяснения и усвоения. «Методика, правильно поставленная, должна вытекать из самой сущности предмета, базироваться на изучении истории развития данной отрасли знаний». Поэтому наряду с общей М. п. о. существуют предметные методики: философии, политической экономии, истории КПСС и т. д., к-рые тесно взаимосвязаны. Общая М. п. о. находит практическое воплощение в преподавании, изучении к.-л. конкретного предмета, учебного курса.

В соответствии с осн. стадиями учебного процесса в М. п. о. рассматриваются способы подготовки пропагандиста к занятиям; изложения нового материала; самостоятельной работы слушателей с литературой, выполнения ими учебных и практических заданий; проведения собеседований с ними, а также высказываются рекомендации об использовании наглядных пособий, технических средств пропаганды и т. п.

М. п. о. как предмет специально изучается на пропагандистских факультетах университетов марксизма-ленинизма, в различных школах и на курсах пропагандистов. Коренные проблемы М. п. о. рассматриваются на семинарах пропагандистов, методических конференциях.

МЕТОДИСТ — специалист в области методики политического образования, хорошо знающий и умело применяющий в системе партийной и комсомольской учебы способы, приемы преподавания и изучения марксистско-ленинской теории и политики КПСС, формирования на этой основе коммунистической идейности людей как сплава их знаний, убеждений и практических действий.

Независимо от занимаемой должности каждый организатор политической учебы, пропагандист призван быть хорошим методистом, обладать всесторонней теоретической подготовкой в области общественных наук, глубокими знаниями положений и выводов по вопросам политической пропаганды, содержащихся в трудах В. И. Ленина, партийных документах, произведениях руководителей партии, а также быть знакомым с основами педагогики, психологии, логики, ораторского искусства, с практическим опытом пропагандистской работы. Эти качества приобретаются годами в результате учебы в университете марксизма-ленинизма, на пропагандистских курсах и семинарах и гл. обр. путем самостоятельного изучения и творческого осмысления соответствующей литературы, анализа пропагандистской практики.

МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ — общественный орган управления методической деятельностью пропагандистов. М. с. организуются при Домах и кабинетах политического просвещения партийных комитетов, крупных партийных организаций. В их состав входят коммунисты, обладающие основательными теоретическими знаниями и опытом пропаганды марксистско-ленинской теории, политики КПСС,- ученые, партийные работники, квалифицированные методисты. С учетом местных условий М. с. создаются с разрешения горкома (райкома) партии и в др. партийных организациях при наличии в них большой группы пропагандистов и опытных методистов. М. с. по политическому образованию действуют под руководством соответствующих партийных комитетов на общественных началах.

В задачи М. с. входит разработка ж осуществление мероприятий по повышению идейно-теоретического уровня и эффективности политической учебы, Обсуждение вопросов содержания, методики и практики организации учебно-воспитательного процесса, участие в теоретической и методической учебе пропагандистских кадров (проведение семинаров, курсов, теоретических, научно-практических и научно-методических   конференций т.п.). М.с. готовит методические рекомендации к изучению конкретных тем, обобщает и систематизирует местные материалы, разрабатывает наглядные пособия, знакомит пропагандистов с новинками политической и методической литературы, изучает и обобщает опыт пропагандистской работы.

Структура, содержание и формы работы М. с. зависят прежде всего от состава действующей в данной партийной организации системы политического образования, специфики задач, к-рые решают данный партийный комитет Или организация. Так, М. с. в Домах политического просвещения обычно создаются при предметных кабинетах. При кабинетах политического просвещения действует в большинстве случаев единый М. с, внутри к-рого имеются секции или группы, занимающиеся методикой того или много предмета.

М.с. при кабинетах политического просвещения обеспечивают в основном информационно-методическую подготовку пропагандистов к очередным занятиям, осуществляют контроль за качеством учебного процесса в системе партийной учебы. Функций М.с. при Домах политического просвещения значительно шире. При наличии квалифицированных кадров они занимаются разработкой не только методических  рекомендаций по отдельным темам, но и целостных методик изучаемых предметов, исследованием различных аспектов эффективности партийной учебы и т. п.

В целях повышения квалификации членов М. с. партийные комитеты периодически проводят для них семинары, организуют их учебу в университетам марксизма-ленинизма, в школах пропагандистского мастерства. МЕТОДОЛОГИЯ — система приемов исследования, применяемых в к.-л. науке; учение о методах научного познания и преобразования мира. Стремление к созданию общенаучной М., как части философского знания, первоначально вызывается развитием естествознания и отражается в философии нового времени. В философских системах прошлого тот или иной метод, характерный для определенной области познания, часто выдавался за всеобщий принцип, В различное время абсолютизировались законы механики, логики, математики, биологии и т. д. Значительный вклад в учение о М. внесен Гегелем, к-рый впервые показал несводимость философского метода к методам конкретных наук и зависимость метода от содержания процесса познания. Однако в силу идеализма Гегеля закономерности внешнего мира оказались сведенными в его философии к закономерностям познания,

Преодолевая      историческую ограниченность существующих ранее философских систем, К. Маркс и Ф. Энгельс создали диалектический материализм, принципы к-рого вырабатывались в острейшей борьбе с идеализмом и метафизикой и проверялись на практике, применялись в едином процессе познания общих законов развития природы, об-ва и мышления. Созданием диалектического материализма завершился длительный исторический процесс формирования научной М. Метод материалистической диалектики является наиболее общей М. научного исследования для всех областей знания. Применительно к истории об-ва роль всеобщей М. играет диалектический материализм в единстве с историческим материализмом. Методологическую функцию по отношению к изучению общественных явлений выполняют все законы, открываемые марксистско-ленинской философией в процессе познания и преобразования мира. Напр., сформулированный историческим материализмом закон о роли классовой борьбы в истории об-ва — необходимый методологический принцип анализа общественных явлений.

Выполняя в об-ве важнейшую мировоззренческую функцию, марксистско-ленинская философия в то же время именно в силу этого играет роль всеобщей М..

МЕТОДЫ   ВОСПИТАНИЯ — способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и, направленные на решение задач воспитания. Ведущая роль в применении М. в. отводится воспитателю (пропагандисту), к-рый организует разнообразную деятельность слушателей, стимулирует их действия и поведение, оказывает активное влияние на формирование их сознания. В связи с этим выделяются три основные группы М. в. Первая — методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок): рассказ, беседа, лекция, диспут, показ наглядных пособий, кино-и диафильмов, видеофильмов, воспроизведение звукозаписей и др. Вторая — методы организации познавательной и практической деятельности и поведения (слушателей): поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных воспитывающих ситуаций в коллективе слушателей, направленных на формирование общественного мнения, и т. д. Третья — методы стимулирования деятельности и поведения слушателей: соревнование, поощрение, порицание и др. М. в. применяются всегда в определенных сочетаниях, т.к. для всестороннего развития личности важно одновременно влиять на ее сознание, деятельность и поведение, на мотивы и интересы. В каждой конкретной ситуации необходимо выбирать оптимальное сочетание

М. в., чтобы наилучшим образом за отведенное время решать поставленные воспитательные задачи в данном учебном коллективе,.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — способы взаимосвязанной деятельности педагога (пропагандиста) и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Советская дидактика выделяет три группы М. о.: 1) методы организации учебно-познавательной деятельности, 2) ее стимулирования и 3) контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. К первой группе, напр., относятся словесные, наглядные и практические М. о.: рассказ, беседа, лекция, демонстрация, организация практических упражнений, выполнение практических заданий и др. Каждый из этих методов может обеспечить индуктивное или дедуктивное усвоение учебного материала, и тогда их называют соответственно индуктивными или дедуктивными М. о. Точно так же любой из названных ранее методов может обеспечить воспроизводящую или проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, слушателей (репродуктивный и проблемный метод обучения).

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: учебные дискуссии, деловые игры, поощрение, создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний и др.

К методам контроля относят устную и письменную проверку знаний, умений, навыков. Для каждой конкретной ситуации избирается оптимальное сочетание М. о. в зависимости от задач занятия, содержания учебного материала, особенностей аудитории.

МЕЩАНСТВО — сословие в дореволюционной России, включавшее ремесленников, мелких торговцев, прислугу и др. категории городских жителей. В переносном смысле — образ мышления и поведения, к-рый отличают эгоизм, ограниченный политический и общественный кругозор, стяжательство, корысть, готовность ради достижения личного благополучия пойти на нарушение моральных норм и законов социалистического об-ва.

Сокровенный нравственный смысл М. укладывается в нехитрую схему: взять, присвоить, добиться наслаждения только для себя. Даже если в процессе такого потребления благ происходит развитие интеллекта или эстетического чувства (скажем, когда потребляются духовные ценности), то данное развитие ничего не дает др., оно бесплодно и противоречит внутренней сущности, содержанию потребляемого, ибо показателем духовности выступает полнота, с какой аккумулированные человеком знания, мысли и чувства «работают» на общее благо.

Для мещанского образа жизни характерна ориентация на престижное потребление, на выраженный потребительскими символами личный «успех». Ценность человека для мещанина всецело определяется набором «престижных» благ. Его привлекает не личность сама по себе с ее чувствами, мыслями, неповторимостью ее внутреннего мира, а связи и положение, звания и оклады, к-рые определяют в его глазах «меру уважения» к тому или иному человеку.

Поскольку понятие счастья отождествляется мещанином с потреблением, но не с деятельностью, он пассивен во всех сферах жизни, за исключением узких рамок эгоистического благополучия. Его типичный признак — отказ от участия в решении социальных и политических проблем, безразличие к нуждам коллектива, об-ва в целом.

Борьбу с мещанскими взглядами и поведением наша партия считает важной задачей воспитания нового человека. Здесь велико значение все более широкого включения трудящихся в управление производственными и общественными делами, развития коллективных форм организации труда, воспитывающих коллективистскую психологию и мораль, приучающих каждого заботиться обо всех и всех — о каждом. Изживанию мещанских проявлений служит  целенаправленное  формирование интересов и потребностей личности, воспитание культуры разумного потребления, несовместимой с поклонением деньгам и вещам, с престижным потреблением, эгоистическим бездуховным существованием.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — целостная, устойчивая система взглядов о мире и закономерностях его развития, о явлениях и процессах природы и об-ва, оказывающая глубокое воздействие на деятельность масс, классов, каждого человека. В качестве непременного источника М. выступает вся многогранная материальная жизнь, общественное бытие, взятые в целом. Представления людей о мире в зависимости от конкретных условий могут быть научно — материалистическими, истинными или же идеалистическими, извращенными, иллюзорными с массой оттенков, разновидностей и т.д. Такие представления обусловлены уровнем развития наук и техники, а также социальными факторами. В об-ве с противоположными классами, напр. в капиталистическом, нет и не может быть единого, свойственного всем его членам М., оно носит отчетливо выраженный классовый, партийный характер, независимо от того, в какой степени это осознается каждым конкретным индивидом. Опыт истории подтвердил, что в качестве господствующего выступает взгляд на мир и законы его развития, присущий классу, владеющему государственной властью и в силу этого располагающему необходимыми данными для активного распространения и внедрения своих идей, взглядов. Носителями передового, оптимистического М. выступают прогрессивные, восходящие классы; отживающие, умирающие же классы проповедуют реакционные, пессимистические теории, идеи, представления о природе и об-ве. Их действия направлены против прогресса, всего нового, передового, что рождается в  жизни.

Характерная черта идейной жизни современного мира, разделенного на противоположные общественные системы,- неутихающая острая борьба двух М.- пролетарского и буржуазного — как одна из осн. форм классовой борьбы. Пролетарское, коммунистическое М. носит научный характер, не совместимо ни с каким суеверием, предрассудками, классовым и национальным гнетом, эксплуатацией человека человеком. У марксизма-ленинизма, как научного М., есть поистине неиссякаемый источник жизненности и силы — современная революционная практика, взятая в целом. Наше М. постоянно развивается, обогащается новыми положениями и выводами, наполнено оптимизмом и глубокой верой в неизбежную победу дела рабочего класса, его революционного авангарда. Пролетарское М.- мощное оружие рабочего класса, всех трудящихся в борьбе против империализма, за утверждение в жизни нового, прогрессивного, коммунистического. Буржуазное М. стоит на страже исторически изжившего свой век капитализма, выступает за сохранение эксплуатации человека человеком, всех форм социального, национального и духовного гнета, проповедует насилие, войны между народами. В условиях все большего распространения в мире научного, подлинно гуманистического пролетарского М., достижения новых успехов реального социализма влияние буржуазного М. на сознание, умонастроение людей неуклонно падает. Но предстоит еще долгая, систематическая, упорная и решительная борьба против тлетворных идей и морали старого эксплуататорского строя. КПСС ставит и последовательно решает программную задачу формирования научного, диалектике — материалистического М. у всех советских людей, каждого нового поколения строителей коммунизма. «Именно оно делает коммунистов, трудящихся сознательными политическими бойцами, способными самостоятельно оценивать социальные явления, видеть связь текущих задач с нашими конечными целями, вести аргументированную полемику с любым идейным противником». В осуществлении задачи но формированию научного М. у трудящихся огромная роль принадлежит системе партийного и комсомольского образования, в к-рой большое место отводится изучению мировоззренческих вопросов.

МОРАЛЬ — форма общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей, согласования их действий во всех сферах жизни — в труде, быту, политике, науке, в семье и т. д. Осуществляет свою функцию наряду с др. регуляторами поведения, напр. правовыми нормами, обычаями и традициями. М. включает в себя прежде всего нравы, предписывающие индивиду и социальным общностям, как принято поступать. Нравы воспроизводятся постоянно силой массовой привычки, поддерживаются авторитетом общественного мнения, идейно обосновываются в представлениях о том, как нужно поступать, и находят свое словесное оформление в общепринятых нормах М., целесообразность к-рых обосновывается в более сложных формах — нравственных принципах, идеалах и т. д. М. включает в себя человеческое поведение и его мотивы, содержит оценку поступков в виде суждений, моральные Отношения между людьми,    идеологическую    сторону этих отношений (нравственное сознание). М., т. обр., складывается из осн. компонентов: нравственная деятельность, нравственные отношения, нравственное сознание.

М. носит исторический характер, и поэтому нет единой М., пригодной для всех времен и народов. В процессе смены одной общественно-экономической формации др. один тип М. закономерно сменяется др. В классовом об-ве М. носит классовый характер. Наряду с М. господствующего класса эксплуатируемый класс создает свою собственную М.

Высшая ступень нравственного прогресса на сегодняшний день — коммунистическая М. Ее сущность заключается в защите интересов трудящихся; она, как и марксистско-ленинская идеология, выражает социалистические интересы и коммунистические идеалы рабочего класса. Коммунистическая мораль заключает в себе и общечеловеческую нравственность, ибо объективной основой для превращения коммунистической морали в общечеловеческую служит то, что коренные интересы рабочего класса совпадают с требованиями исторической необходимости, с общественным, в т.ч. и нравственным, прогрессом. В совр. эпоху основные общедемократические требования — борьба за мир, демократию, гуманизацию человеческих отношений и др. приобрели широкое историческое звучание. Но только М. борцов за коммунизм придает этим общедемократическим требованиям глубокий смысл и ясную перспективу. Коммунистическая М., по определению В. И. Ленина, «служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда». Коммунистическая М., следовательно, выполняет прогрессивную роль, содействуя борьбе трудящихся за уничтожение всякой эксплуатации, за создание подлипни гуманных отношений между людьми и народами. Именно такая М. и служит прообразом будущей М. человечества.

В об-ве развитого социализма коммунистическая М. выполняет ряд функций. Она тесно связана с научным, коммунистическим мировоззрением. Мировоззрение и М. имеют общую классовую основу, отражая интересы рабочего класса и его авангарда — Коммунистической партии; принципы научного мировоззрения и М. являются для них общими (классовость, партийность, коллективизм, пролетарский интернационализм, гуманизм); коммунистическое мировоззрение и коммунистическая М. носят революционный, преобразующий характер. Т. обр., моральные взгляды — часть мировоззрения, и нравственные ценности, нравственные убеждения неотделимы от мировоззрения советского человека, от понимания им цели и смысла жизни. В условиях строительства нового об-ва коммунистическая М. выполняет воспитательную, педагогическую функцию. Ломка старых форм жизни, отживших традиций, привычек связана с изменением не только коренных экономических основ бытия, но и основ духовных, нравственных. Высокая нравственная культура — непреложное условие всей жизни и деятельности человека. Коммунистическая мораль выступает, по сути, в качестве особого «практического» знания, необходимого для утверждения высоконравственных отношений между людьми. Коммунистическая М. осуществляет регулирующую функцию во взаимоотношениях между людьми, оказывает глубокое влияние на характер поступков человека. Наконец, коммунистическая М. выполняет функцию, борьбы с буржуазной идеологией и М., учит человека противостоять чуждому влиянию. Возрастание роли нравственных начал в жизни советского об-ва свидетельствует об увеличении значения коммунистической М. в жизнедеятельности людей.

МОРАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА- более или менее устойчивая система явлений нравственного и психологического порядка, выражающих отношение членов коллектива к совместной деятельности и друг к другу.

Включает в себя коллективные потребности, интересы, взгляды, убеждения, позиции, эмоции, механизм непосредственного общения, психологические процессы и отношения. Его качественными характеристиками выступают сплоченность, дисциплина и ответственность, слаженность и согласованность действий членов коллектива, товарищеская взаимопомощь и взаимное уважение, общий психологический настрой. Сущность М.-п. к. к. наиболее ярко выражается в таких показателях, как стабильность и сплоченность коллектива, его способность действовать во имя общих целей. М.-п. к. к. присущ всем видам коллективов: производственным, научным, учебным, спортивным и т. д. Применительно к пропагандистской деятельности учебная группа (группа слушателей) также характеризуется определенными морально-психологическими отношениями. Отношения руководителя занятий и слушателей, отношения между самими слушателями влияют на морально-психологическую атмосферу в учебной группе. Помимо этих показателей ее морально-психологический климат может быть оценен с точки зрения познавательного интереса к изучению марксистско-ленинской теории, умения работать самостоятельно, активно участвовать в общественно-политической  практике.

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА — свод нравственных принципов, норм морали и правил поведения, научно обоснованная программа воспитательной деятельности. В нем воплощены общечеловеческие нормы нравственности, революционная мораль рабочего класса и этические требования, родившиеся в условиях строительства социализма, коммунизма. Он вобрал в себя все лучшее, что выработано моральной практикой человечества и современным этапом коммунистического преобразования мира. Отражая общечеловеческие нормы нравственности, М. к. с. к. имеет классовый характер — выражает интересы революционного рабочего класса, советского народа как новой исторической общности людей. В нем сформулированы принципы, выражающие отношение человека к об-ву, отношения между народами, отношение человека к человеку. Принципы отношения человека к об-ву включают в себя преданность делу коммунизма, добросовестный труд на благо oб-вa заботу каждого о сохранении и умножении общественного достояния, высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов. Принципы взаимоотношений между народами требуют укрепления дружбы и братства всех народов СССР, нетерпимости к национальной и расовой, провозглашают непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов, братскую солидарность с трудящимися всея стран, со всеми народами. Принципы взаимоотношений между людьми основаны на коллективизме и товарищеской взаимопомощи. Они гласят: «Каждый за всех, все за одного», «человек человеку — друг, товарищ и брат», требуют честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, взаимного уважения в семье, заботы о воспитании детей. В М. к. с. к. содержится ориентация личности на высокую социальную и нравственную активность во имя победы добра и борьбы с моральным злом. Партия поощряет все формы сознательной дисциплины граждан, ведущие к утверждению и развитию правил коммунистического общежития.

М. к.с. к. закрепил то, что достигнуто в нравственных отношениях, и сформулировал задачи нравственного воспитания, к-рые предстоит реализовать в будущем. В частности, пока что выдвинуто требование добросовестного труда, обязанности хорошо трудиться. Это связано с тем, что в процессе строительства коммунизма действует принцип: «От каждого — по способностям, каждому — по труду», предполагающий разумное сочетание материальных и моральных стимулов к труду. С переходом к принципу: «От — по способностям, каждому — по потребностям» — коммунистическая мораль будет ориентировать членов об-ва на добросовестное и добровольное отношение к труду как к первой жизненной потребности. Все большим содержанием наполняются и др. принципы М. к. с. к.

Свод правил знаменует собой новый этап в развитии нравственных между людьми. В нем нет противоречий между требованиями морали и реальной жизнью, характерных для моральных кодексов эксплуататорского об-ва. Соответствие его жизни подтверждается всей практикой коммунистического строительства. В системе политической учебы М. к. с. к. служит основой для нравственного воспитания слушателей. МОТИВ — внутренняя побудительная причина действий и поступков человека. Если цель определяет, что сделать, как поступить, то М. раскрывает, во имя чего совершается или совершен данный поступок. Деятельность человека может побуждаться одним или одновременно несколькими М.

Во многих случаях М. совпадает с целью, и тогда личность не испытывает угрызений совести, совершив поступок. Нередко М. не совпадает с целью, и в человеке идет внутренняя борьба (особенно когда он имеет возможность выбора того или иного поступка или действия, как это происходит, напр., при сознательном подчинении личного интереса общественному). Выявляется М., играющий доминирующую роль в поведении и дающий возможность понять поступок.

М. и действие следует рассматривать в единстве, взаимосвязи, где определяющим моментом выступают действия, поступки людей, направленные на осуществление социальных потребностей. Одновременно нельзя сбрасывать со счетов и М. поведения. Если личность руководствуется в своих действиях не моральным М., а лишь одними чувствами (гневом, страхом перед наказанием и т. п.) или соображениями эгоизма, карьеризма, тщеславия, то в определенных обстоятельствах она в состоянии совершить и антиобщественное действие.

Гражданские, моральные М. предполагают сознательное служение человека общественным интересам. Поэтому важно не только достижение частного, конкретного результата, определяемого данными обстоятельствами, а соответствие М. и действия критерию нравственного прогресса, согласно к-рому морально все то, что содействует коммунистическому строительству.

Знание М. деятельности слушателя имеет большое значение для оценки его нравственного и психологического облика, применения активных форм обучения. В свою очередь, в процессе партийной учебы формируются, закрепляются и развиваются познавательный интерес слушателей, в основе к-рого лежит М. к пополнению собственных знаний и самообразованию.

МОТИВАЦИЯ — система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения. Зависит от структуры нравственного сознания, ценностной ориентации, уровня общей культуры, способности к критическому осмыслению ситуации, волевых качеств человека. М. отличается от мотивировки, выполняющей функцию рационального обоснования и оправдания избранной линии поведения, в к-рой истинные мотивы не всегда получают адекватное отражение или сознательно маскируются. По М. поведения человека судят о его мировоззренческих установках, принципах, к-рыми он руководствуется в практической деятельности. Она включает в себя моральную оценку поступков и самооценку человека, совершающего эти поступки, помогает личности осуществлять самоконтроль и самовоспитание. М. выступает как выражение самостоятельности, суверенности личности, она тесно связана с социально-исторической практикой, вырастает на ее почве и имеет общественно-политическое содержание, включена в различные» виды нравственней регуляции поведения человека. Правильное понимание М. деятельности слушателей — необходимая предпосылка эффективной работы пропагандиста. Опытный руководитель занятий на ее основе стремится углубить познавательный интерес к изучаемому предмету.

МУЗЕЙ — учреждение, осуществляющее сбор, изучение, хранение и экспонирование разнообразных документов истории, культуры и техники. По содержанию коллекции и направлению деятельности М. делятся на отраслевые, комплексные (краеведческие) и мемориальные. Отраслевые М. в свою очередь подразделяются на исторические, художественные, литературные и т. д. В практике партийного й комсомольского образования чаще всего используются исторические М., пропагандирующие памятники и документы истории. К этому роду М. относятся также историко-революционные М., такие, напр., как Музей К. Маркса И Ф. Энгельса в Москве, Центральный музей В. И. Ленина в Москве и его филиалы в Ленинграде, Ульяновске, Ташкенте, Тбилиси и др., Центральный музей Революции СССР и др. В последние годы широкое распространение получили М. предприятий, колхозов, совхозов, создаваемые и действующие на общественных началах. В учебном процессе   системы политического образования широко используются экскурсии в М. Цель их — закрепить, углубить знания, полученные слушателями на занятиях, в процессе самостоятельного изучения материала. Наиболее целесообразно проводить экскурсии в М. после прохождения курса в целом или части его.

МЫШЛЕНИЕ — активный процесс отражения объективной действительности; образование, движение и развитие знаний в форме понятий, суждений, умозаключений, теорий и т. п. М.- субъективная сторона чувственно-предметной, преобразующей деятельности человека и в этом своем качестве — непременное условие и предпосылка целесообразного изменения реальной действительности.

В деятельности людей объективные свойства и возможности ее предметов отражаются и становятся общезначимыми, осознаются, получают форму знания. С др. стороны, сама целесообразность и целенаправленность человеческой жизнедеятельности обусловлена способностью М. использовать и преобразовывать объективное содержание субъективных образов, их общезначимый смысл и значение. М. поэтому есть не только результат, но и предпосылка предметно-практической деятельности людей, их осознанного бытия. Целенаправленное использование, развитие и приращение знаний также входит в функцию М. Мысленное конструирование нового способа и новых средств разрешения противоречий как в объективном предмете деятельности людей, так и в уже имеющихся способах его осмысления приводит к формированию нового знания. На основе знаний объективных свойств и возможностей действительности человек практически изменяет объективные условия своей жизни, средства и предметы своего бытия, формируя тем самым и себя, и все свои способности. «…Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления, — писал Ф. Энгельс, — является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая…».

Важную роль в образовании и становлении способности М. играет общение людей, средства общения, а поэтому — и речь. М. всегда предметно. В процессе практической деятельности или перед ее осуществлением люди мысленно включают предмет своей деятельности в новые для него отношения и связи, изменяют его образ, совершенствуют форму, стремясь найти и определить соответствующие их потребностям и целям новые способы и средства практического использования данного предмета. Такая работа мысли направлена на разрешение объективных противоречий в условиях и способах человеческой жизнедеятельности. Поэтому М. как способность обнаружения реальных противоречий действительности, поиска способов их разрешения по самой природе своей есть творческая способность — способность к продуктивному диалогу с др. людьми и с самим собой.

Развитию М., в частности, в системе политического образования способствует проблемное обучение, его диалогический характер, мобильность его форм и методов. В диалоге друг с другом, с пропагандистом слушатели обнаруживают для себя впервые (уже раскрытые историей познания) противоречия-проблемы, учатся тем самым самостоятельно формулировать и осознавать еще не разрешенные противоречия и проблемы. Т. обр. развивается способность М,.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.