Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

М

МАНДАТ ДЕЛЕГАТА СЪЕЗДА, ПАРТИЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ- документ, удостоверяющий, что коммунист является полномочным делегатом съезда, конференции. Вручается после проверки полномочий делегатов избранной съездом, конференцией мандатной комиссией в обмен на временное удостоверение.

МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ- коллегиальный орган, избираемый партийной конференцией, съездом для проверки полномочий делегатов. Выборы производятся открытым голосованием. Количественный состав комиссии определяется самой конференцией, съездом. М. к. по документам проверяет результаты голосования по каждому избранному делегату, а также соответствие общего числа делегатов от каждой парторганизации установленной норме представительства. При необходимости комиссия запрашивает дополнительные материалы, относящиеся к выборам делегатов, в том числе протоколы счетных комиссий отчетно-выборных партсобраний и конференций. О результатах проверки полномочий делегатов комиссия докладывает конференции, съезду, которые утверждают их. После этого делегаты получают мандаты.

МАРКСИЗМ — ЛЕНИНИЗМ — научная идеология рабочего класса, коммунистических и рабочих партий, учение о законах развития природы и общества, о революции угнетенных и эксплуатируемых масс, о победе социализма и строительстве коммунистического общества. Основоположниками идеологии пролетариата являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Продолжателем их дела и учения явился В. И. Ленин, развивший марксизм в новых исторических условиях. В современную эпоху развитие М.-л. осуществляют КПСС и другие братские коммунистические и рабочие партии.

Марксизм возник в 40-х гг. XIX в., когда в странах Западной Европы уже сложился капиталистический строй и обострились противоречия буржуазного общества, когда на арену исторической борьбы выступил самый прогрессивный, до конца революционный класс — пролетариат. Учение Маркса является научным выражением коренных интересов пролетариата и в то же время закономерным результатом предшествующего идейного развития общества, «оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма». Вместе с тем марксизм явился величайшим революционным переворотом в развитии общественной мысли человечества, так как он вскрыл объективную, материальную основу и закономерности общественного развития, решающую роль народных масс в истории, всемирно-историческую миссию пролетариата как могильщика капитализма и создателя нового, коммунистического общества, то есть принципиально по-новому подошел к решению всех проблем и дал научный ответ на важнейшие вопросы, поставленные развитием самой жизни и сформулированные передовыми умами прошлого.

Марксистская теория состоит из трех органически связанных друг с другом составных частей: философии — диалектического и исторического материализма, политической экономии и научного коммунизма.

Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания того, что мир материален, что все существующее в природе представляет собой различные формы движущейся материи, рассматривая при этом сознание как свойство высокоорганизованной материи, функцию мозга, отражение объективного мира; она называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нем самом внутренних противоречий.

Распространив положения диалектического материализма на изучение общественной жизни, К- Маркс и Ф. Энгельс создали теорию исторического материализма, которая учит, что история общества-это история развития производительных сил и производственных отношений людей, что она представляет собой естественноисторический процесс развития общественно-экономических формаций. Исторический материализм обосновал закономерность смены этих формаций, неизбежность торжества коммунизма.

Марксистская политическая экономия возникла на основе диалектико-материалистического анализа К. Марксом современного ему капиталистического общества. К- Маркс глубоко разработал и обосновал трудовую теорию стоимости, вскрыл сущность капиталистической эксплуатации пролетариата, показал, что источник этой эксплуатации состоит в том, что рабочий на капиталистическом предприятии не только производит стоимость своей рабочей силы, но, сверх того, создает еще прибавочную стоимость. Учение о прибавочной стоимости составляет, по выражению В. И. Ленина, «краеугольный камень экономической теории Маркса».

Стремление к безграничному увеличению прибавочной стоимости побуждает капиталистов во все больших масштабах расширять свое производство. Централизация средств производства и обобществление труда ведут к тому, что по мере развития капитализма обостряются его противоречия, особенно основное противоречие — между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением продуктов этого производства. Капитализм создает материальные условия для более высокого способа производства, объединяет массы пролетариата и тем самым подготовляет революционный переход к социализму.

Теория научного коммунизма исследует вопросы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма и коммунизма. В органической связи с философией и политэкономией научный коммунизм показывает, что капиталистический строй таит в себе непримиримые противоречия, которые могут быть разрешены только социалистической революцией, уничтожающей господство буржуазии и устанавливающей власть рабочего класса. К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что силой, которая призвана ликвидировать капитализм и утвердить социалистический строй, выступает рабочий класс, союзниками которого являются другие слои трудящихся. Великой заслугой К. Маркса и Ф. Энгельса было обоснование необходимости для пролетариата создания самостоятельной политической партии. Маркс и Энгельс обосновали учение о диктатуре пролетариата, развили положение о необходимости переходного периода от капитализма к социализму, конкретизировали понятие коммунистической формации, которая в своем развитии проходит две фазы — социализм и коммунизм,- и дали их общую характеристику.

К. Маркс и Ф. Энгельс были не только гениальными теоретиками, но и вождями рабочего класса. Они основали Союз коммунистов, заложили основы революционной партии рабочего класса и создали Международное товарищество рабочих  Интернационал. В результате деятельности основоположников научного коммунизма процесс распространения марксизма в рабочем движении в XIX в. получил значительный размах. Новый этап в его развитии связан с деятельностью В. И. Ленина, который защитил революционные принципы марксизма от ревизионистских и оппортунистических извращений, творчески развил его в условиях новой исторической эпохи, обогатил принципиально важными открытиями все составные части марксизма.- Ленинизм- это марксизм современной эпохи, единое, целостное, непрерывно развивающееся учение международного рабочего класса.

В. И. Ленин значительно обогатил теоретические основы марксизма — диалектический и исторический материализм. Он разработал теорию отражения, теорию познания, учение об истине, углубил понимание законов и категорий диалектики. Он развил учение о единстве и борьбе противоположностей как ядре материалистической диалектики, о закономерностях общественного развития в период империализма и социалистических революций, о двух фазах коммунистического общества и др. Ленин дал развернутую критику идеалистических течений конца XIX и начала XX в.- неокантианства, махизма, эмпириокритицизма и др. а также вульгарного материализма.

В. И. Ленин внес неоценимый вклад в экономическую теорию марксизма. Он показал, что капитализм перешел в последнюю, высшую стадию своего развития — империализм, раскрыл его специфику, экономическую и политическую сущность. Он открыл закон неравномерности развития капиталистических стран в эпоху империализма и установил, что государственно-монополистическая ступень развития капитализма является материальной подготовкой революционного перехода к социализму. Ленин вскрыл закономерности перехода от капитализма к социализму, разработал основы политической экономии социализма: изменение цели производства и характера труда в результате ликвидации эксплуатации и установления общественной собственности на средства производства, планомерный характер развития экономики, демократический централизм в социалистическом хозяйствовании, принципы социалистической организации труда и материальной заинтересованности, сочетание материальных и моральных стимулов к труду и др.

С именем Ленина связан новый этап в развитии теории научного коммунизма. В. И. Ленин сделал вывод о возможности победы социалистической революции первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране, конкретизировал марксистскую теорию гегемонии пролетариата, показал необходимость руководства рабочего класса борьбой трудящихся масс в новую историческую эпоху не только в социалистической революции, но и вообще во всякой народной революции, а также в условиях социалистического и коммунистического строительства. Развивая учение о диктатуре пролетариата, В. И. Ленин открыл новый тип пролетарского государства, воплотившегося в России в форме Советов, раскрыл соотношение между борьбой за демократию и борьбой за социализм, показал связь национально-освободительного движения с социалистической революцией. В. И. Ленин развил положение о необходимости союза рабочего класса с крестьянством. Он считал этот союз, руководимый рабочим классом, высшим принципом диктатуры пролетариата. Основываясь на положениях К. Маркса и Ф. Энгельса о будущем коммунистическом обществе и двух фазах его развития, В. И. Ленин разработал вопрос об основных чертах переходного периода от капитализма к социализму, о путях и средствах построения социализма и коммунизма.

Исходя из положений о партии, данных К. Марксом и Ф. Энгельсом, и обобщив опыт рабочего движения, В. И. Ленин создал целостное учение о партии нового типа, разработал идеологические и организационные основы Коммунистической  партии,  нормы  и принципы партийной жизни. Под руководством В. И. Ленина рабочий класс России создал партию нового типа — Коммунистическую партию Советского Союза.

То обстоятельство, что революционное учение рабочего класса ныне всеми именуется марксизмом-ленинизмом, как раз и выражает признание великого творческого вклада В. И. Ленина в марксистскую теорию. М.-л. является великим интернациональным учением, истинность которого все более и более подтверждается всем ходом развития мировой истории. Руководствуясь всепобеждающим учением марксизма-ленинизма, вырабатывая на его основе правильную политику, КПСС привела рабочий класс и всех трудящихся нашей страны к победе Великой Октябрьской социалистической революции, обеспечила построение социализма в СССР и успешно ведет советский народ к коммунизму. Именно М.-л. освещает путь братским странам социализма. Марксистско-ленинской теорией руководствуются коммунистические и рабочие партии капиталистических стран в борьбе за освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации. Именно эта наука воодушевляет авангардные отряды национально-освободительного движения в их антиимпериалистической борьбе, за развитие своих стран по пути социального прогресса.

Сила и непобедимость марксистско-ленинского учения заключается в том, что оно есть результат обобщения непрерывно развивающейся общественной практики.

Выводя теорию из практики, подчиняет ее интересам революционного преобразования мира. Единство теории и практики — одна из основных черт М.-л. Раскрывая закономерности общественного развития, марксистско-ленинская теория дает возможность научно объяснить прошлое, понять настоящее и предвидеть будущее. Именно органическая связь теории и практики, умение понять тенденции развития общества, указать верные пути революционного действия делают эту теорию столь притягательной для миллионов трудящихся. Овладев умами миллионов людей во всех странах и на всех континентах, идеи М.-л. стали материальной силой, направленной на революционное преобразование мира, на переустройство общества в интересах трудящихся масс.

Всю свою деятельность КПСС строит в соответствии с требованиями М.-л., который помогает сознательно направлять движение советского общества в соответствии с объективными потребностями развития его материальной и духовной жизни. В верности М.-л. и постоянном творческом овладении этой наукой — сила и источник успешной деятельности кадров КПСС и Советского государства, коммунистов всех стран.

Распространение идей научного социализма осуществляется в бескомпромиссной борьбе с буржуазной идеологией. «…Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология,- подчеркивал В. И. Ленин.- Середины тут нет… Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной». Эта важная мысль сохраняет свою актуальность и в наши дни. В современную эпоху ожесточаются нападки на М.-л. идеологов буржуазии, оппортунистов и ревизионистов, которые стремятся выхолостить революционную сущность М.-л. Поэтому важнейшей задачей КПСС, всех братских коммунистических и рабочих партий является борьба за чистоту М.-л.

Важнейшей особенностью марксистско-ленинской теории является ее творческий характер. М.-л. как наука непрерывно развивается и совершенствуется, обогащается новым историческим опытом. Большой вклад в развитие М.-л. вносит КПСС. Наша партия теоретически разработала и практически решила крупные и сложные экономические и социально-политические проблемы социалистического общества в СССР. Прокладывая неизведанные пути к коммунизму, она вскрывает закономерности строительства нового общества, активно участвует в разработке вопросов международного коммунистического и рабочего движения, национально-освободительной борьбы. Жизнь и труд советских людей, созидающих под руководством партии Ленина новый мир, осмысление всего происходящего в стране и в мире, обобщение новых явлений бытия — таковы источники, питающие творческое развитие марксистско-ленинской теории.

Именно на основе реалистического анализа процессов, происходящих внутри нашей страны и на мировой арене, новая редакция Программы КПСС, утвержденная XXVII съездом партии, творчески развивает и обогащает марксистско-ленинскую теорию, дает четкую и развернутую характеристику стратегических направлений работы партии и Советского государства по совершенствованию социалистического общества, исходя из коммунистической перспективы его развития, и в этом — огромное идейно-теоретическое, политическое и практическое значение этого программного документа КПСС.

М.-л.- это величайший источник силы и вдохновения для коммунистических и рабочих партий, для пролетариата и всех трудящихся в их борьбе за свое национальное и социальное освобождение. Он прошел суровую проверку временем и убедительно доказал свою непреоборимую силу и жизненность.

МАРКСИСТСКО — ЛЕНИНСКОЕ УЧЕНИЕ О ПАРТИИ — важнейшая составная часть теории научного коммунизма, обосновывающая необходимость пролетарской партии нового типа, раскрывающая ее идейные и организационные принципы, научные основы политики и историческую роль в руководстве классовой борьбой пролетариата и всех трудящихся по революционному преобразованию общества на началах социализма и коммунизма.

К. Маркс и Ф. Энгельс первыми  в  истории освободительной борьбы трудящихся сформулировали идею о революционной партии рабочего класса. Обосновав неизбежность замены капитализма социализмом, они выявили и ту общественную силу, которая способна ниспровергнуть эксплуататорский строй и построить в союзе с другими трудящимися социалистическое общество. Такой силой является рабочий класс, который сможет выполнить эту историческую миссию только при условии сплочения его авангарда в самостоятельную политическую партию. Наиболее полно и отчетливо эту мысль Маркс и Энгельс сформулировали в 1848 г. в «Манифесте Коммунистической партии», само название которого более чем убедительно свидетельствует о внимании основоположников научного коммунизма к созданию пролетарской партии и разработке ее программы. Позднее, возвращаясь к данному вопросу, Энгельс писал: «Для того чтобы пролетариат в решающий момент оказался достаточно сильным и мог победить, необходимо — Маркс и я отстаивали эту позицию с 1847 г.,- чтобы он образовал особую партию, отдельную от всех других и противостоящую им, сознающую себя как классовая партия». К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали роль и значение коммунистической партии в классовой борьбе, в созидании нового общества. Коммунисты, указывали они, решая революционным путем социальные проблемы в национально-государственных рамках, в то же время отстаивают общие, интернациональные интересы пролетариата. У коммунистов нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата. Коммунисты на практике являются «самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения».

В конце XIX — начале XX в., когда мировой капитализм вступил в свою высшую и последнюю стадию — империализм и все больше превращался в тормоз общественного развития, являлся кануном социалистической революции, когда началась новая революционная эпоха, полоса могучего революционного движения пролетариата, всех трудящихся, эксплуатируемых и надо было всесторонне подготовить их к борьбе за завоевание власти, а социал-демократические партии, зараженные оппортунизмом, оказались неспособными возглавить революционную борьбу рабочего класса, возникла необходимость в пролетарской партии нового типа, которая повела бы вперед рабочий класс в его борьбе за политическую власть, за коренное преобразование общества, построение социализма и коммунизма. А это потребовало разработки на основе творческого развития марксистской теории стройного, цельного учения о партии. Решение этой задачи огромного исторического значения выпало на долю В. И. Ленина.

Одной из самых характерных черт партии нового типа В. И. Ленин считал беззаветную преданность своему классу, в лице которого она «имеет вполне определенный и строго классовый базис». Классовый характер партии определяется прежде всего ее марксистско-ленинской идеологией, целями и программой борьбы, социальным составом, направлением всей деятельности. По всем этим объективным критериям наша партия имеет четко выраженный классовый, пролетарский характер. В условиях социализма КПСС, как передовой отряд рабочего класса, стала партией всего народа. Но при этом она не утратила классовой природы, то есть остается по своей сущности партией рабочего класса, потому что, как и прежде, борется за осуществление коммунистических идеалов рабочего класса, которые воспринял ныне весь советский народ.

С классовой природой партии нового типа связана такая ее коренная черта, как революционная сущность: защита интересов, целей и задач пролетариата невозможна на путях реформизма, она обязывает партию быть партией социальной революции, направленной против капиталистического строя и открывающей путь к социализму и коммунизму. В. И. Ленин справедливо считал, что партии реформистские не способны повести рабочий класс на штурм старого мира. Когда, например, в 1917- 1918 гг. в ряде стран Западной Европы сложилась революционная ситуация, но рабочий   класс не смог взять и удержать власть, В. И. Ленин писал: «Величайшая беда и опасность Европы в том, что в ней нет революционной партии. Есть партии предателей… Нет партии революционной». Важнейшая особенность КПСС как партии нового типа состоит в том, что она всегда выступала и выступает как партия революционной мысли и революционного действия. Вместе с другими марксистско-ленинскими партиями она является могучей силой революционного обновления мира, с честью несет знамя социального прогресса.

Классовая природа и революционный характер партии нового типа определяют ее руководящую роль в социалистической революции, строительстве социализма и коммунизма. Коммунистическая партия — это боевой политический штаб, чье руководство является необходимым условием революционного обновления мира. Предвидя, какой сложной и трудной будет борьба за победу нового общественного строя, В. И. Ленин писал: «Без партии, железной и закаленной в борьбе, без партии, пользующейся доверием всего честного в данном классе, без партии, умеющей следить за настроением массы и влиять на него, вести успешно такую борьбу невозможно». КПСС с честью выполняет роль боевого авангарда советского народа, является руководящей и направляющей силой советского общества.

В трудах В. И. Ленина убедительно показано, что положение партии в обществе, ее успешная деятельность по руководству революционной борьбой пролетариата и всех трудящихся прежде всего определяются верностью теории научного коммунизма, научным уровнем политической линии и практической деятельности. Как писал В. И. Ленин, «крепкой социалистической партии не может быть, если нет революционной теории…». Историческая роль марксистско-ленинской теории состоит в том, что она дает возможность понимать внутреннюю связь происходящих событий и направление их развития, правильно оценивать обстановку и делать необходимые выводы для классовой борьбы пролетариата. Марксистская теория, указывал В. И. Ленин, выяснила настоящую задачу революционной социалистической партии — «организацию классовой борьбы пролетариата и руководство этой борьбой, конечная цель которой — завоевание политической власти пролетариатом и организация социалистического общества». Марксизм-ленинизм — вернейшее теоретическое оружие рабочего класса и всех трудящихся в борьбе за свое освобождение. Только это учение могло явиться и явилось теоретической основой пролетарской партии нового типа, что и обеспечило решающие предпосылки для ее успешной революционной деятельности. Раскрывая значение революционной теории для деятельности коммунистической партии, В. И. Ленин настойчиво требовал проявлять верность марксизму, защищать и отстаивать его принципы, неустанно бороться со всякими попытками ревизии пролетарского учения. Непримиримая борьба с оппортунизмом, учил В. И. Ленин, является законом развития пролетарской партии нового типа.

Подлинная революционность пролетарской партии, учил В. И. Ленин, определяется не только ее идейностью, теоретической вооруженностью. Чтобы идеи обрели преобразующую силу, необходима еще высокая организация. «…Только при условии великолепной организации,- писал В. И. Ленин,- может наша моральная сила превратиться в материальную». Это обусловливается тем, что общественные теории только тогда могут оказать активное воздействие на ход истории, когда они организуют, сплачивают массы на практические дела. А вне организации сознательная деятельность масс, направленная на достижение определенной цели, невозможна. Поэтому В. И. Ленин считал, что сила идей должна подкрепляться и умножаться силой организации.

В. И. Ленин не только всесторонне обосновал необходимость высочайшей организованности пролетарской партии, но и сформулировал конкретные принципы партийного строительства, обеспечивающие высокий уровень партийной организации. Организованность, боеспособность партии, ее политический, идеологический и нравственный потенциал в первую очередь зависят от ее состава и определяются высокими качествами членов партии, их идейностью,    дисциплинированностью.

Поэтому В. И. Ленин учил умению «оберегать твердость, выдержанность, чистоту нашей партии», потому что «чистота партии — вот в чем суть». Последовательное осуществление ленинских принципов членства в партии, неустанная забота об улучшении своего качественного состава, повышение активности коммунистов как политических бойцов партии придает ей силы, повышает ее влияние на все стороны жизни общества.

В ленинском учении о партии четко сформулированы также положения о том, что наряду со строгим подходом к формированию состава партии, важнейшим условием, обеспечивающим высокую организованность революционной партии, является верность демократическому централизму. Партия твердо соблюдает централизм, обеспечивает целеустремленность всех членов партии и парторганизаций, высокую мобильность партии, эффективность действий всех ее отрядов, четкую партийную дисциплину, соблюдение всеми коммунистами норм партийной жизни, их активное участие в выполнении решений партии, осуществлении ее политической линии. Наряду с централизмом партия всячески развивает демократические начала, активность партийных масс, добивается, чтобы все дела партии вели, прямо или через представителей, все члены партии, на равных правах и без всякого исключения на основе строгого соблюдения коллективности работы, развития критики и самокритики.

Важнейшей стороной ленинского учения о партии является положение об идейном и организационном единстве ее рядов. Высокая организованность и единство партии — неразрывно связанные понятия. Как писал В. И. Ленин, организованность есть единство действия, единство практического выступления. Идейное и организационное единство партии определяется задачами совместных и согласованных действий пролетариата в борьбе за политическую власть и построение нового общества.

Одна из главных особенностей партии нового типа состоит в том, что она постоянно укрепляет связи с массами, опирается на массы. И этим она отличается от оппортунистических партий, которые, вставая на путь соглашательства с буржуазией, не могут обеспечить связь с народом. А коммунистическая партия есть партия масс, их авангард. Но «авангард,- учил В. И. Ленин,- лишь тогда выполняет задачи авангарда, когда он умеет не отрываться от руководимой им массы, а действительно вести вперед всю массу».

Вся деятельность пролетарской партии, указывали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, строится на основе пролетарского интернационализма, как объективной необходимости в борьбе рабочего класса за свое освобождение, за социализм и коммунизм. Поскольку господство капитала носит интернациональный характер, постольку и борьба рабочего класса каждой нации вливается в общий революционный процесс. Силе и солидарности капитала должны быть противопоставлены сила и солидарность пролетариев разных наций и народностей. Поэтому, писал В. И. Ленин, «в вопросах борьбы с самодержавием, борьбы с буржуазией всей России мы должны выступать как единая, централизованная, боевая организация, мы должны опираться на весь пролетариат, без различия языка и национальности…».

Марксистско-ленинское учение о пролетарской партии, основные принципы ее построения нашли свое подтверждение и воплощение в деятельности созданной В. И. Лениным Коммунистической партии Советского Союза, в деятельности братских коммунистических и рабочих партий. Это учение имеет международное значение, так как его разработка — результат осмысления опыта всего революционного рабочего движения, взятого в его наиболее обобщенном виде. Общность коренных черт и особенностей пролетарской партии определяется интернационализмом рабочего класса и коммунистического движения, наличием у них единых целей и коммунистических идеалов, осуществление которых с необходимостью требует строго определенных принципов построения революционной партии рабочего класса, которые наилучшим образом обеспечивают ее боеспособность, революционную сущность.

Проникнутое живым, творческим духом, марксистско-ленинское учение  о партии постоянно развивается и конкретизируется КПСС, братскими коммунистическими и рабочими партиями в соответствии с новыми историческими условиями, с задачами, стоящими перед рабочим классом, трудящимися той или иной страны. Вместе с тем основополагающие принципы жизни и деятельности партии, разработанные К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным, остаются непреложным руководящим началом для всех коммунистических партий.

Марксистско-ленинское учение о коммунистической партии является могучим оружием рабочего класса и всех трудящихся в их борьбе за освобождение от капитализма и построение нового общества.

МАССОВО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА — составная часть идеологической работы. Имеет своей целью распространение политических и естественнонаучных знаний, разъяснение политики и решений партии, событий внутренней и международной жизни, популяризацию достижений хозяйственного и культурного строительства, передового опыта во всех сферах, пропаганду социалистического образа жизни, советских законов, принципов и норм коммунистической нравственности среди самых широких масс трудящихся, всего населения в интересах расширения политического и культурного кругозора, коммунистического воспитания, повышения информированности и сознательности, развития трудовой и общественной активности людей.

Для  проведения М.-п. р. используются широко доступные для всех, наиболее доходчивые формы и средства идейно-воспитательного воздействия — беседы, популярные лекции и лектории, кинолектории, тематические вечера, встречи с ветеранами партии и труда, Великой Отечественной войны, с писателями, учеными, воинами Советской Армии и Флота, занятия в клубах по интересам, различные виды наглядной агитации и т. п.

М.-п. р. проводится под руководством партийных организаций и комитетов профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями, культурно-просветительными учреждениями, соответствующими подразделениями различных министерств и ведомств с привлечением широкого идеологического актива из среды самих трудящихся. Партийные организации призваны координировать их усилия, оказывать направляющее влияние на содержание массово-политических мероприятий, вне зависимости от того, кто их проводит, добиваться, чтобы они отличались высоким идейным уровнем, необходимой политической направленностью и заостренностью, вызывали живой интерес у людей.

МЕСТНЫЕ ПАРТИЙНЫЕ ОРГАНЫ — руководящие органы территориальных партийных организаций (республиканских, краевых, областных, окружных, городских, районных). М. п. о. принадлежит важная роль в жизни и деятельности партии, в решении задач коммунистического строительства. Они составляют одно из ключевых звеньев партийного руководства. На М. п. о. лежит главная ответственность за проведение в жизнь политики партии на местах. Они организуют выполнение директив и решений партии, указаний Центрального Комитета КПСС всеми государственными и общественными организациями.

Уставом КПСС на М. п. о. возлагаются следующие основные обязанности: проводить политическую и организаторскую работу в массах по мобилизации их на решение задач ускорения социально-экономического развития на основе научно-технического прогресса, повышение эффективности общественного производства, выполнение и перевыполнение государственных планов, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, обеспечение неуклонного роста материального благосостояния и культурного уровня трудящихся.

М. п. о. организуют идеологическую работу, ведут пропаганду марксизма-ленинизма, осуществляют руководство местной печатью, радио и телевидением, контроль за деятельностью учреждений науки, культуры, народного образования.

Важной обязанностью М. п. о. является руководство Советами народных депутатов, профсоюзами, комсомолом и другими общественными организациями через коммунистов, работающих в них. М. п. о. обеспечивают все более широкое вовлечение трудящихся в работу этих организаций, всячески способствуют развитию самодеятельности и творческой активности масс как необходимого условия дальнейшего углубления социалистической демократии.

М. п. о. проводят кадровую политику, воспитывают кадры в духе коммунистической идейности, нравственной чистоты, высокой ответственности перед партией и народом за порученное дело.

М. п. о. организуют в пределах своей республики, края, области, округа, города, района различные учреждения и предприятия партии, руководят их деятельностью, распределяют в своей организации средства партии.

Успешное выполнение возложенных на М. п. о. задач в большой мере обусловливается стилем их работы. Поэтому Устав КПСС требует от них строго соблюдать ленинские принципы и методы руководства, утверждать ленинский стиль в партийной работе, во всех сферах государственного и хозяйственного управления. Они призваны обеспечивать единство идеологической, организаторской и хозяйственной деятельности, укрепление социалистической законности, порядка и организованности на всех участках.

Нижестоящие М. п. о. обязаны систематически информировать вышестоящий партийный орган и отчитываться перед ним.

Всей своей многообразной деятельностью М. п. о. оказывают постоянное большое влияние на осуществление социально-экономического развития своих регионов, повышение политической сознательности и трудовой активности масс. По инициативе и предложениям М. п. о. рассматриваются и решаются многие вопросы общегосударственной значимости.

Центральный Комитет КПСС придает важное значение постоянному совершенствованию деятельности М. п. о., направляет и контролирует ее, поощряет и поддерживает их инициативу, положительный опыт, решительно вскрывает допускаемые ими недостатки и пробелы в работе. В принимаемых ЦК КПСС постановлениях по отчетам партийных комитетов в развитие уставных положений о функциях М. п. о. даются конкретные указания и рекомендации относительно улучшения различных сторон их деятельности, в зависимости от складывающейся обстановки определяются задачи, которые они должны решать в тот или иной период. Это положительно сказывается на их работе, стимулирует их действовать все активнее, усиливать партийное воздействие на решение социально-экономических проблем.

«МОЛНИЯ» — одна из форм стенной печати, разновидность «Боевого листка». Обычно выпускается для того, чтобы оперативно привлечь внимание к какому-либо событию или факту, имевшему место в жизни трудового коллектива, с целью распространить положительный опыт либо возбудить общественное мнение против того или иного отрицательного явления. В «М.» обычно приводится конкретный факт, подкрепляемый призывом к людям поддержать передовое начинание, последовать лучшему примеру или же осудить какое-либо   негативное   явление, человека, совершившего дурной поступок.

МОЛОДОЙ КОММУНИСТ — человек, недавно вступивший в партию. Обычно М. к. считаются члены партии, имеющие партийный стаж до трех лет. Для того чтобы помочь им как можно быстрее и лучше на практике усвоить принципы и нормы внутрипартийной жизни, выработать в себе необходимые партийцу качества, партийные организации уделяют особое внимание М. к., их идейно-политической и партийной закалке, ведут целеустремленную работу с ними. В этих целях в партийных организациях создаются школы молодых коммунистов, с первых же дней пребывания в партии их стараются приобщать к выполнению разного рода партийных и других общественных поручений. Важное значение в этом плане имеют периодические встречи и беседы секретарей, членов бюро парторганизаций с М. к., заслушивание их отчетов на собраниях партийных групп, цеховых и первичных организаций, заседаниях партбюро и парткомов. Все это оказывает существенное влияние на процесс формирования М. к. как политических бойцов партии, помогает активно вовлекать их в повседневную деятельность партийных организаций, в проведение работы среди трудящихся.

МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ — форма общественного сознания и социальной практики, высшая ступень нравственного прогресса. М. к. выполняет функцию регулирования поведения людей, согласования их действий во всех сферах жизни социалистического общества с помощью нравственных принципов, норм и идеалов. Исполнение требований М. к. побуждается лишь формами духовного воздействия, морального стимулирования (общественное одобрение или осуждение, оценка поступка или действия). М. к. выражает социалистические интересы и коммунистические идеалы рабочего класса. В этом состоит ее классовый характер. Сущность М. к. заключается в защите интересов трудящихся, и в этом отношении ее направленность совпадает с общечеловеческой моралью, с теми нравственными ценностями, которые служат общественному прогрессу.

М. к.- конкретная форма общественного сознания, обусловленная производственными отношениями социалистического способа производства. Ее регулирующее действие в поведении и отношениях людей служит ускорению социально-экономического развития страны, продвижению вперед к достижению, по словам В. И. Ленина, «полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества».

М. к.- самая человечная, справедливая, благородная, основанная на верности целям революционной борьбы, идеалам коммунизма. Она впитала в себя как простые, общечеловеческие моральные ценности, так и нормы поведения людей и отношений между ними, которые рождены народными массами в многовековой борьбе против эксплуатации, за свободу и социальное равенство, за счастье и мир. Как подчеркивается в новой редакции Программы партии, М. к., за утверждение которой выступает КПСС,- это:

- мораль коллективистская. «Один за всех, все за одного» — таков ее основополагающий принцип. Она несовместима с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием, гармонично сочетает общенародные, коллективные и личные интересы;

- мораль гуманистическая.

Она возвышает человека труда, проникнута глубоким уважением к нему, нетерпима к посягательствам на его достоинство. Она утверждает подлинно человеческие отношения между людьми — отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательность, честность, простоту и скромность в личной и общественной жизни;

- мораль активная, деятельная. Она побуждает человека к новым трудовым и творческим свершениям, к заинтересованному участию в жизни коллектива и всей страны, активному неприятию всего, что противоречит социалистическому образу жизни, к настойчивой борьбе за коммунистические идеалы.

М. к. опирается на экономический базис, органически связана с ним, многие нравственные нормы ее обусловливаются экономическими законами социализма. Например, все возрастающее значение в социалистическом производстве имеет моральное стимулирование высокопроизводительной и высококачественной   работы,   но оно не противопоставляется материальному стимулированию. Более того, само социалистическое распределение по труду, как наиболее справедливая на современном этапе развития производительных сил форма распределения материальных благ, имеет исключительно большое нравственное значение.

М. к. тесно связана с научным, коммунистическим мировоззрением. Они имеют общую классовую основу. Моральные взгляды, нравственные ценности и убеждения неотделимы от мировоззрения советского человека, от понимания им цели и смысла жизни. В условиях строительства нового общества М. к. выполняет также и воспитательную функцию. Ломка старых форм жизни, устаревших традиций, привычек связана с изменением не только коренных экономических основ, но и основ духовных, нравственных. М. к. выступает, по сути, в качестве особого фактора, направленного на утверждение высоконравственных отношений между людьми. Она является мощным оружием в борьбе с буржуазной идеологией и моралью, с антиподами коммунистической нравственности, за искоренение таких нередко бытующих еще в нашей жизни враждебных социализму уродливых пережитков прошлого, как стяжательство и взяточничество, пьянство и хулиганство, бесхозяйственность и расточительство, бюрократизм и бездушное отношение к людям и некоторых других.

По мере планомерного и всестороннего совершенствования социализма, дальнейшего продвижения советского общества к коммунизму значение нравственного фактора в жизни общества постоянно возрастает. Восприятие общественных интересов как собственных, патриотизм, коллективизм, чувство долга и другие воспитанные партией и нашей действительностью качества все в большей степени становятся нормой поведения и жизни большинства советских людей. М. к. тесно связана с правом. Перед ними в социалистическом обществе стоят тождественные в своей основе социальные задачи. Поэтому нравственное регулирование должно обязательно сочетаться и взаимодействовать с другими формами регулирования жизни и деятельности людей, и прежде всего с правом. Моральное регулирование взаимоотношений между людьми оказывает большое влияние на соблюдение ими правовых установлений, а правовые санкции и нормы в свою очередь имеют большие морально-воспитательные последствия.

М. к. знаменует собой новый этап в развитии нравственных отношений между людьми. Партия и государство своей деятельностью и отношением к различным явлениям жизни активно воздействуют на формирование нравственных норм и правил, проявляют постоянную заботу о том, чтобы соблюдение требований М. к. было органически присуще каждому советскому человеку, чтобы они определяли его действия и поступки, служили надежной основой для повышения сознательности, инициативы и творчества в труде на благо нашей Родины.

МОРАЛЬНЫЙ ОБЛИК КОММУНИСТА — нравственные устои и качества, проявляющиеся в поведении коммуниста. Как и моральный облик всех советских людей, М. о. к. определяется прежде всего принципами и нормами коммунистической морали (см. Мораль коммунистическая).

М. о. к. складывается из его идейной убежденности, из того, как он относится к труду, общественной собственности, насколько расположен, чуток и внимателен к людям, как ведет себя в быту, семье. Моральные качества коммуниста получают свое яркое выражение в патриотических делах и поступках, коллективизме и интернационализме, в принципиальности и справедливости, непримиримости ко всему, что противоречит нашему советскому образу жизни.

Утверждение коммунистической нравственности является одной из важнейших программных целей партии. Поэтому она требует от своих членов всей своей жизнью и деятельностью, личным примером максимально содействовать этому. Устав КПСС обязывает члена партии строго соблюдать нормы коммунистической морали, утверждать присущие социализму принципы социальной справедливости, ставить общественные интересы выше личных, проявлять скромность и порядочность, чуткость и внимание к людям, своевременно откликаться на запросы и нужды трудящихся, быть правдивым и честным перед партией и народом.

Люди оценивают коммунистов не только по тому, к чему они их призывают, а прежде всего по их делам и поступкам, по тому, насколько дельной в нравственном отношении натурой каждый из них является. Это обязывает члена партии быть очень требовательным к себе, во всем проявлять порядочность, честность, подлинный гуманизм, обладать высокоразвитым чувством товарищества, ни в чем не допускать разрыва между словом и делом. Как советовал М. И. Калинин, коммунисту «во всем надо поступать так, чтобы люди, окружающие тебя, чувствовали  твою  искренность  и честность. Лицемерие от масс никак не скроешь, и поэтому изо всех сил избегайте этого. Массы не обманешь, и если люди заметят, что человек лицемерит, ему никогда больше не будут верить».

В высоком М. о. к. заключается одно из важных условий авторитета партии в народе, успеха всей ее работы в массах. И КПСС неустанно добивается, чтобы каждый коммунист являл собой честный и чистый облик партийца, по всей строгости взыскивает с тех членов партии, которые допускают какие-либо отклонения от норм коммунистической морали.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.