Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

Л

ЛЕКТОРИЙ — учреждение, ведающее организацией публичных лекций, а также соответствующим образом оборудованное помещение для их чтения. Л. создаются Всесоюзным обществом «Знание» и его организациями, республиканскими педагогическими обществами, профсоюзами, а также различными научными учреждениями, высшими учебными заведениями, школами, Дворцами и Домами культуры, клубами и т. д. К чтению лекций в Л. привлекаются ученые и государственные и общественные деятели,  учителя, врачи и др. представители интеллигенции новаторы производства. Специальные Л. организованы во многих местах после XXVI съезда КПСС для пропаганды его решений.

ЛЕКЦИЯ — систематическое, последовательное изложение учебного (учебно-методического, научного и др.) материала; в системе политического просвещения — составная часть учебного процесса. Л. бывают установочные, обзорные, цикловые и т. д. Осн. дидактические требования к Л. — высокий идейно-теоретический уровень; целостное раскрытие темы или к.-л. ее раздела, курса в целом; анализ конкретных фактов и явлений в их взаимосвязи, их обобщение; ясность аргументации и научная доказательность выводов; эмоциональность изложения и т. д.

К Л. в полной мере относятся требования, к-рые выдвинуты в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979): научность, связь с жизнью, наступательность.

ЛЕНИН о воспитании и образовании. Гениальный ученый и величайший революционер, основатель Коммунистической партии и Советского государства, В. И. Ленин внес огромный творческий вклад в марксистскую теорию воспитания и образования. Рассматривая строительство социализма как комплексную задачу, в к-рой решение экономических и социально-политических задач связано с формированием нового человека, с подготовкой всесторонне, гармонически развитой личности, В. И. Ленин создал теорию культурной революции, разработал программные требования Коммунистической партии в области просвещения, основы развития советской системы народного образования и коммунистического воспитания подрастающих поколений.

Народное образование и школу В. И. Ленин всегда рассматривал в неразрывной связи с революционными политическими задачами пролетариата, как необходимую составную часть борьбы за социализм, как орудие воспитания всего подрастающего поколения в духе коммунизма, как мощный фактор переустройства жизни об-ва на социалистических началах. В. И. Ленин раскрыл сущность классовой буржуазной школы, обосновал цели и задачи социалистической школы и педагогики — обеспечение подрастающему поколению широкого общего образования и политехнического кругозора, соединение обучения с производительным трудом, формирование у молодежи коммунистического мировоззрения, воспитание всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать.

Разработав теорию национального вопроса, В. И. Ленин возглавил гигантскую работу Коммунистической партии и Советского государства по просвещению национальностей, созданию и развитию в национальных регионах страны новой, советской системы народного образования.

Особое значение придавал В. И. Ленин революционному движению молодежи и активному участию ее в социалистическом строительстве. «Перед вами,- говорил В. И. Ленин молодежи,- задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы» (т. 41, с. 308).

В. И. Ленин призывал молодежь вдумчиво изучать марксизм, законы развития человеческого об-ва, нашу действительность, активно участвовать в общем труде народа, в строительстве нового об-ва. Он рассматривал труд как мощное средство воспитания, непременное условие всестороннего развития личности. «…Нельзя себе представить,- писал В, И. Ленин,- идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания».

В. И. Ленин подчеркивал, что дело воспитания, образования и учения современной   молодежи должно служить воспитанию в ней коммунистической морали. КПСС свято выполняет заветы Ильича о воспитании и образовании молодежи, широких масс трудящихся.

ЛЕНИНСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПАРТИЙНОЙ ПРОПАГАНДЫ — коренные отправные ее позиции, непреходящие фундаментальные требования, знание и соблюдение к-рых — непременное условие успеха в пропаганде революционной теории, политики КПСС, в коммунистическом воспитании трудящихся. Такие требования — объективная необходимость, обусловленная в конечном счете историческим призванием рабочего класса и его коммунистического авангарда, Л. п. п. п. — это научность, партийность, связь с жизнью, общественной практикой. Они находятся в неразрывном единстве и взаимообусловленности, достаточно полно характеризуют марксистско-ленинскую пропаганду, раскрывают ее глубокую противоположность буржуазной пропаганде, бесспорные преимущества перед ней. Научность партийной пропаганды определена тем, что она помогает трудящимся овладевать объективной истиной, несет в массы творчески развивающееся диалектико-материалистическое учение, к-рое «полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета». Партийность коммунистической пропаганды состоит в решительной и последовательной защите, отстаивании в теории и. на практике, в процессе противоборства двух противоположных мировых общественных систем и идеологий коренных интересов рабочего класса, дела социализма и коммунизма, в непримиримости к буржуазной идеологии и морали, оппортунизму, ревизионизму, к идейной расплывчатости и аморфности. Вследствие этого партийность нашей пропаганды полностью совпадает с ее классовостью, с научной достоверностью. Связь с жизнью как принцип коммунистической пропаганды вытекает из самого существа теории марксизма-ленинизма, исторически возникшей и развивающейся как идеология рабочего класса, как выражение назревших потребностей революционного переустройства об-ва, строительства социализма, коммунизма. Каждодневная практика созидания нового об-ва, упрочения всех его устоев усилиями миллионов людей под знаменем и руководством КПСС есть не что иное, как реализация фундаментальных положений, выводов теории марксизма-ленинизма, политики партии; в то же время это благодатная почва для творческого развития самой теории. Л. п. п. п., взятые во взаимосвязи, обусловливают в  свою  очередь такие черты пропаганды и важные требования к пей, как деловитость, настунательность, доступность, эмоциональность, убедительность, дифференцированный подход к аудитории. Их значение в повышении действенности пропаганды, партийного образования, массовой политической учебы подчеркнул июньский (1983) Пленум ЦК КПСС. Партия постоянно заботится о том, чтобы в пропагандистском процессе последовательно и неуклонно осуществлялись фундаментальные Л. п. п. п. и тем самым достигались ее высокий идейный уровень, хорошая результативность. Партийный долг каждого пропагандиста — настойчиво овладевать Л. п. п. п. и умело претворять их на практике.

ЛЕНИНСКИЙ ЗАЧЕТ — одна из форм идейно-воспитательной работы среди молодежи, проверки ее политической зрелости и готовности к труду на благо народа и коммунизма. Цель Л. з.- обеспечение единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания подрастающего поколения, формирование у него активной жизненной позиции. Каждый комсомолец разрабатывает в ходе подготовки к Л. з. личный комплексный план «Учимся коммунизму, строим коммунизм!», в к-ром предусматривается его конкретный вклад В трудовые достижения коллектива, повышение своего общеобразовательного и политического уровня, участие в общественной Жизни. Л. з. проводится комитетами ВЛКСМ при участии ветеранов партии и комсомола, руководителей коллектива, наставников молодежи в форме индивидуальных бесед с юношами и девушками. В Л. з., посвященном подготовке к XXVI съезду КПСС, участвовало более 40 млн. юношей и девушек.

ЛЕНИНСКИЙ УРОК — специфическая форма массово-политической работы среди молодежи, ее марксистско-ленинской закалки. Участники Л. у. изучают произведения В. И. Ленина, важнейшие партийные документы, труды руководителей партии и Советского правительства, документы ВЛКСМ. В процессе Л. у. комсомольцы под руководством пропагандиста, комсомольских активистов рассматривают актуальные проблемы современности, анализируют практику коммунистического строительства, задачи своего коллектива. В Л. у. органически сочетаются учеба с работой по практическому выполнению важных производственных, общественных дел. Темы Л. у. включаются в учебные программы комсомольских политкружков и семинаров. «Знать учение Левина, уметь жить и бороться по-ленински» — девиз участников Л. у. В нем принимают участие миллионы комсомольцев. Участники Л. у. встречаются с ветеранами партии и комсомола, новаторами производства,

ЛИЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОПАГАНДИСТА — документ, на основе к-рого строится его деятельность, направленная на идейно-политическое воспитание слушателей, формирование у них активной жизненной позиции. В то же время это и его программа-обязательство систематически заниматься самообразованием, постоянно расти духовно и политически. Первые Л. т. п. п. были разработаны в 1973 в парторганизации Московского электромеханического завода имени Владимира Ильича. В настоящее время по таким планам работают сотни тысяч пропагандистов системы политического и экономического образования. Обычно Л. т. п. п. составляется на учебный год при активном участия слушателей, рассматривается партийным комитетом, бюро. В плане отражаются конкретные задачи учебно-воспитательной и организаторской деятельности пропагандиста, намечаются формы и методы обучения, развития у людей навыков политического самообразования, повышения их трудовой, общественно-политической активности, формирования коммунистической нравственности. Предусматривается также совершенствование теоретической, методической подготовки самого пропагандиста. Составлению Л. т. п. п. предшествует изучение индивидуальных особенностей слушателей, их интересов, запросов.

ЛОГИКА — наука о законах и формах функционирования человеческого мышления. Исторически Л. дифференцировалась на две относительно самостоятельные науки — Л. формальную и Л. диалектическую, к-рые изучают человеческое мышление с различных сторон и различными методами, чем и обусловлено различие предметов этих наук. Л. формальная изучает структуру мышления — законы и формы правильного рассуждения, обеспечивающие достижение истинных результатов в процесса познания. В ее основу легли идеи Аристотеля — его учение о силлогистических рассуждениях и доказательствах. В новое время Л. формальная пополнилась системой индуктивных рассуждений Бэкона — Милля. В совокупности они составили основу общеобразовательной дисциплины, к-рая в течение многих веков была обязательным элементом европейской системы университетского образования и получила название «аристотелевской» или «традиционной» Л. С конца XIX в. Л. формальная широко использует функциональный метод анализа мыслительных структур, алгебраические модели и методы исчисления. От Л. формальной отпочковалась с начала XX в. Л. математическая, представляющая собой теорию математического и доказательства. Современная формальная Л, для точного анализа логических структур широко использует формализованный язык. Осн. ее разделами являются: теория дедуктивных рассуждений — Л. высказываний, Л. предикатов, модальная Л.; индуктивная Л., представляющая собой теорию эмпирических рассуждений; учение о понятийной форме мышления; теория аргументации, включающая учение о доказательстве и опровержении. Л. формальная включает также различного рода приемы и способы анализа рассуждений в естественном языке. В последние десятилетия большое развитие получили приложения Л. к конкретным областям знаний, напр. к анализу релейно-контактных систем, программированию, правовой области, педагогике и т. д. Особое значение в совр. условиях обострения идеологической борьбы приобретает логическая подготовка пропагандистских кадров — овладение наукой и искусством аргументированного и убедительного рассуждения. Марксистско-ленинская теория опирается на Л. как одно из важнейших средств, обеспечивающих определенность, непротиворечивость, последовательность и доказательность рассуждения в процессе пропаганды передовой идеологии, политики и морали.

Л. диалектическая — составная часть марксистско-ленинской философии. Она представляет собой  применение  диалектики к процессу познания на ступени абстрактного мышления. Выражая диалектику мышления, она изучает, как проявляются в нем общие законы бытия и сознания, а также специфические законы, нормы и методы развития и … функционирования человеческих знаний, логические переходы от незнания к знанию, от знания менее глубокого к знанию более полному и более глубокому. Осн. методологические требования диалектической Л.: объективность и всесторонность познания, принцип историзма, раздвоение единого на противоположности и познание их взаимосвязи и, восхождение от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического в логического, анализ и синтез; определяющая роль практики в познании, принцип конкретности истины и др. Л. диалектическая изучает также развитие и субординацию между формами мышления- понятием, суждением, умозаключением. Она уделяет особое внимание категориальной структуре   научного   мышления.

Поскольку Л. формальная изучает структуру мыслей и соответствующие им формы рассуждений, а Л. диалектическая исследует методы и принципы развития мышления, постольку они тесно взаимодействуют, взаимодополняют друг друга. Это находит отчетливое проявление в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формальнологический аппарат, так и принципы диалектической логики. Результаты развития обеих наук находят наиболее продуктивное применение в комплексной дисциплине — Л. научного познания, к-рая, опираясь на методологический фундамент Л. диалектической и применяя строгие методы Л. формальной, вычленяет общенаучные приемы и методы познавательной деятельности.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ — активное познавательное отношение человека к ч.-л., носит более общий характер, чем интерес, и не обязательно связана с определенным предметом или родом деятельности человека. Л. проявляется у людей уже в раннем детском возрасте и продолжается на протяжении всей их жизни; повышает общую культуру человека, расширяет кругозор, способствует его всестороннему развитию, .служит формированию разумных интересов. Л.- не раз навсегда данная величина, она в определенных условиях может плодотворно развиваться или же угасать. Это учитывается педагогом, пропагандистом. Долг пропагандиста — внимательно относиться, в частности, к вопросам своих слушателей, давать на них исчерпывающие ответы. Развитию Л. способствует тесная связь учебы с жизнью, самостоятельное применение знаний на практике, активные формы обучения, в частности проблемное обучение.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.