Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

Контрреволюция

Реакционные действия свергнутого (иди свергаемого) в ходе социальной революции класса, направленные на сохранение или реставрацию старого, отжившего общественно-политического строя. Исторический опыт свидетельствует, что К. может принимать различные фор,-мы — открытые, вооруженные и замаскированные («тихая», «ползучая» К). Социальная база К — реакционные эксплуататорские классы, лишающиеся власти в результате революции. Для осуществления целей К. они обычно опираются на политически отсталые слои из рядов эксплуатируемых классов, ибо лишь при относительно широкой массовой базе К. может, нанести серьезные удары по революции. Чаще всего благодатной почвой для К. служит мелкая буржуазия, к-рая в периоды обострения классовой борьбы «колеблется между революцией и контрреволюцией».

В широком историческом плане К. обречена на провал, однако она способна создать серьезную угрозу новому строю в той или иной исторической ситуации. Внутренняя К. обычно опирается на поддержку международной реакции, к-рая не упускает возможности для экспорта К. Именно так произошло в Чили, где заговор местной реакции был спланирован и оплачен иностранным империализмом. Поддержка империализма- основной фактор деятельности К. против народов Афганистана, Кампучии, Никарагуа, Сальвадора й др. стран.

КОНФЕРЕНЦИЯ КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИЙ ЕВРОПЫ -состоялась 29- 30 июня 1976 г. в столице ГДР — Берлине. В ней приняли участие представители 29 коммунистических и рабочих партий социалистических и капиталистических стран Европы.

К. приняла развернутый итоговый документ «За мир, безопасность, сотрудничество и социальный прогресс в Европе». В этом документе коммунисты Европы, опираясь на учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, дали глубоко классовую характеристику положения дел в Европе, выдвинули конкретную программу дальнейшей борьбы за мир, безопасность и разрядку в Европе.

КОНФРОНТАЦИЯ — противостояние, противопоставление, столкновение лицом к лицу. В современном политическом лексиконе понятием К. обозначают обычно опасное для дела мира между народами состояние напряженности (в политической, военной области) между государствами двух мировых общественных систем — социалистической и капиталистической, являющееся результатом «холодной войны» против социалистических стран, к-рая была развязана силами международного империализма; стремившимися не допустить утверждения на международной арене принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем:

В последнее время реакционными, империалистическими кругами, подчеркивается в принятой в Праге Политической декларации, государств — участников Варшавского Договора, «развязана широкая кампания против социалистических стран, национально-освободительного и других прогрессивных движений, цель которой — оправдать политику конфронтации и гонки вооружений, независимости различных , государств, вмешательства в их внутренние дела, осложнения условий их экономического развития, противодействия процессу разрядки. Эта политика идет вразрез с законными, общепризнанными, правами всех людей и народов, и прежде всего — их правом на жизнь».

КООРДИНАЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА стран социалистического содружества — неотъемлемая составная часть многогранной деятельности братских коммунистических и рабочих партий, необходимое условие упрочения международных позиций как отдельных братских стран, так и всего содружества в целом.

Осуществляется К. в. к. в различных формах. Регулярно проводятся двусторонние и многосторонние встречи руководителей коммунистических и рабочих партий социалистических государств, осуществляется обмен партийно-правительственными делегациями. Вошли в практику совещания секретарей ЦК по вопросам международных отношений,- идеологической и организационно-партийной работой;

Важнейшим органом К. в. к. стран социалистического содружества является Политический консультативный комитет (ПКК) Организации Варшавского Договора.

Товарищ Ю. В. Андропов, отвечая на вопрос газеты «Руде право» относительно значения состоявшегося 4-5 января 1983 г. в Праге совещания ПКК государств — участников Варшавского Договора, подчеркнул, что оно проходило в духе сложившихся братских традиций между социалистическими странами: «На совещании доминировало стремление к сплоченности, к углублению взаимопонимания и координации внешнеполитических действий».

Именно К. в. к. стран социалистического содружества предопределила успешное решение ряда важнейших международных проблем и прежде всего позволила добиться в 70-е гг. существенных успехов на пути разрядки международной напряженности, обуздания гонки вооружений и разоружения, утверждения принципов мирного сосуществования в практике международных отношений, в первую очередь в Европе. Благодаря К. в. к., укреплению единства и сплоченности братских стран и сегодня, несмотря на негативные явления, проявившиеся в начале 80-х гг., международное положение социалистического содружества, как подчеркивалось на июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС и сессии Верховного Совета СССР (июнь 1983 г.), остается прочным и надежным.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА -межгосударственное сотрудничество в области обеспечения политических, экономических и гражданских прав населения, а также в целях борьбы с международными преступлениями, осуществляемое на основе двусторонних и многосторонних договоров и соглашений. Большая часть международных договоров, деклараций и соглашений в области прав человека (всего их более 50) заключена в рамках ООН. Это прежде всего Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Пакт о гражданских и политических правах, Декларация прав ребенка, Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о предупреждении преступления апартеида и наказании за него. В наиболее общей форме принцип уважения прав человека выражен в Уставе ООН и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Советский Союз, др. страны социалистического содружества неуклонно придерживаются и последовательно отстаивают принципы международного сотрудничества в области обеспечения прав человека. Империалистические державы, напротив, нередко попирают эти принципы, пытаются использовать соответствующие международные соглашения для ограничения суверенитета государств в определении правового положения населения, для вмешательства во внутренние дела др. стран под предлогом защиты прав человека. «Спекулируя на вопросе о правах человека, реакционные, империалистические круги стремятся таким способом прикрыть свое пренебрежение к элементарным правам трудящихся и жизненным интересам народов»,- подчеркивается в Политической декларации государств — участников Варшавского Договора, принятой в Праге в январе 1983 г.

Только при социализме обеспечивается уважение политических, гражданских, экономических, социальных, культурных и др. прав, свободный доступ всех членов общества к труду, образованию, культуре, науке, к участию в управлении государством. Знамя прав и свобод человека — это знамя социализма.

МЕЖДУНАРОДНОЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ — коммунистические и рабочие партии стран мира, руководствующиеся принципами марксистско-ленинского учения, действующие в качестве авангарда борьбы за мир, демократию и социализм. «К рубежу 80-х годов,- указывалось на XXVI съезде КПСС,- международный рабочий класс и его политический авангард — коммунистические и рабочие партии — подошли уверенной поступью… Коммунистическое  движение  продолжало расширять свои ряды, укреплять свое влияние в массах». Каждая коммунистическая партия порождена рабочим движением страны, где она действует. Она отвечает за свои действия прежде всего перед трудящимися собственной страны. Отстаивание коренных интересов пролетариата создает основу международной солидарности коммунистов, объединенных принципами пролетарского интернационализма, добровольного сотрудничества братских партий при строгом соблюдении равноправия и независимости каждой из них. Число стран, в к-рых действуют компартии, за 70-е гг. выросло с 88 до 95, а общая численность коммунистов за этот период увеличилась с 50 мли. до почти 78 млн.

Наиболее крупным и влиятельным отрядом М. к. д. являются коммунистические и рабочие партии стран социализма, идущие в авангарде социалистического и коммунистического строительства: Развивается тесное сотрудничество стран социализма, основа к-ро-го — нерушимый боевой союз их коммунистических партий. «По всем крупным проблемам социально-экономического развития, международной политики у нас утвердилось принципиальное единство взглядов. Это — результат постоянного взаимодействия братских коммунистических партий, наше общее достижение»,- говорилось на XXVI съезде КПСС при характеристике наших отношений со странами- социалистического содружества.

Одним из знаменательных явлений, характеризующих усиление роста влияния компартий в капиталистическом мире, стал рост их численности. В целом численность коммунистов вне границ социалистического мира за 70-е — нач. 80-х гг. увеличилась более чем на 1,5 млн., в т. ч. в развитых капиталистических странах (Западная Европа, Северная Америка, Япония, Австралия) — более, чем на 1 млн.

Об успехах М. к. д. говорит тот факт, что программа антиимпериалистических действий, выдвинутая международным Совещанием коммунистических и рабочих партий 1969 г., во многих пунктах выполнена. Таким образом, путь и основные направления борьбы выбраны верно, совместная работа на благо народов находит широкий отклик в массах, дает полезные результаты.

Коммунисты разных стран с интересом и вниманием следят за работой друг друга. Между ними могут подчас возникать различия во мнениях, в подходах к тому или иному вопросу. Однако марксисты-ленинцы подходят к таким вопросам с позиций интернационализма, заботясь об укреплении всего М. к. д., обсуждают возникающие проблемы в духе товарищества, в рамках общепринятых норм взаимоотношений между компартиями. Высоко держит знамя пролетарского интернационализма КПСС, осуществляя руководство коммунистическим строительством в нашей стране, последовательно отстаивая на международной арене дело мира и социального прогресса народов.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОВЕЩАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИЙ -одна из форм сотрудничества братских партий, соответствующая современному этапу развития мирового коммунистического движения. Наряду с двусторонними встречами и консультациями -между отдельными компартиями М. с. к. и р. п. имеют большое значение для развития интернационалистских связей между коммунистами, согласования усилий компартий разных стран в выработке политической линии, в идеологической борьбе. М. с. к. и р. п. могут быть всемирными (такие совещания состоялись в 1957, 1960, 1969 гг.) и региональными. Региональных совещаний (конференций) в период после Совещания 1969 г. состоялось около 50. Регулярно встречаются руководители компартий стран социалистического содружества с целью разработки совместных позиций по актуальным проблемам международных отношений, братского сотрудничества между странами социализма. Важное значение имело Совещание компартий стран Латинской Америки и Карибского бассейна с участием компартий США и Канады (Гавана, июнь 1975 г.).

Крупным событием в жизни международного коммунистического движения    явилась  Берлинская конференция коммунистических и рабочих партий Европы (1976). Новый стимул борьбе против военной опасности дала парижская Встреча коммунистических и рабочих партий Европы (Париж, ап- рель 1980 г.). Она способствовала активизации борьбы народных масс континента против серьезной опасности, нависшей над Европой в связи с решением блока НАТО о размещении в Западной Европе новых американских ракет с ядерными зарядами.

М. с. к. и р. п. явились яркой демонстрацией неиссякаемой жизненной силы, интернациональной солидарности коммунистов. МЕРЫ ДОВЕРИЯ -согласованные на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе и зафиксированные в его Заключительном акте мероприятия, к-рые направлены на уменьшение опасности возникновения вооруженных конфликтов и охватывают определенные по согласованию между заинтересованными сторонами географические районы земного шара. Среди них — уведомление заранее о военных учениях сухопутных войск общей численностью, как зафиксировано в Заключительном акте, более 25 тыс. человек, приглашение на них наблюдателей из других стран, обмены по приглашению между военным персоналом, включая визиты военных делегаций.

Как отмечалось на XXVI съезде КПСС, М. д. в общем неплохо служат цели предупреждении возникновения военных-очагов. Практически осуществлялись они на территориях европейских государств, включая западные районы СССР. В Программе мира на 80-е гг. выдвинуты конкретные предложения по расширению М. д. Во-первых, СССР выразил готовность уведомлять об учениях не только сухопутных, но также военно-морских и военно-воздушных сил, а также о крупных передвижениях войск. Во-вторых, Советский Союз выступил С предложениями о расширении и зон применения таких мер. Он, прежде всего, выразил готовность распространить М. д. на всю европейскую часть СССР — при условии соответствующего расширения зоны М. д. и со стороны западных государств. Кроме того, СССР выразил готовность провести со всеми заинтересованными странами конкретные переговоры по М. д. на Дальнем Востоке — регионе, где соседствуют такие державы, как СССР, Китай, Япония, и где имеются американские военные базы. Выдвигая эти далеко идущие предложения по М. д., Советский Союз исходил из того, что осуществление таких предложений будет содействовать прогрессу и в деле разоружения. Поэтому они были представлены на рассмотрение участников советско-американских переговоров в Женеве по ограничению и сокращению стратегических вооружений.

Но если Советский Союз видит смысл М. д. в том, чтобы не допускать, предотвращать возникновение опасных и кризисных ситуаций, способных довести дело до военных конфликтов, то выдвинутые Вашингтоном предложения по М. д. не только не ставят целью ограничить военную деятельность сторон, но сводятся практически лишь к обмену информацией о нек-рых видах такой деятельности.

Неконструктивность подобного подхода становится еще более очевидной, если учесть то обстоятельство, о к-ром говорил Ю. В. Андропов в докладе «Шестьдесят лет СССР». Для того чтобы атмосфера взаимных подозрений действительно рассеялась, подчеркивал Ю. В. Андропов, чтобы восстановилось доверие государств друг к другу, самих по себе М. д. мало. Необходимо нечто большее: нормализация обстановки, отказ от проповеди вражды и ненависти, от пропаганды ядерной войны. И конечно же главный путь к доверию, к предотвращению всякой войны, в т. ч. и могущей возникнуть случайно,- это прекращение гонки вооружений, возвращение к спокойным, корректным отношениям между государствами, к разрядке. СССР считает это важным для всех регионов планеты, но особенно важным для Европы, где любая вспышка может привести к всемирному взрыву.

Вопрос о М. д. в этом регионе будет рассматриваться на Конференции по мерам укрепления доверия, безопасности и разоружению в Европе, решение о проведении к-рой с 17 января 1984 г. в Стокгольме (Швеция) было принято на мадридской встрече представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. МИЛИТАРИЗМ — неотъемлемая черта империализма, проявление его растущей реакционности. М. пронизывает всю общественную жизнь капиталистических государств — экономику, политику, идеологию, науку. Современный М. выполняет две основные функции — внутреннюю и внешнюю. Для него остается правильной ленинская характеристика: «…милитаризм есть результат капитализма. В обеих своих формах он — «жизненное проявление» капитализма: как военная сила, употребляемая капиталистическими государствами, при их внешних столкновениях… и как оружие, служащее в руках господствующих классов для подавления всякого рода (экономических и политических) движений пролетариата…». Вместе с тем внешняя функция современного М. расширилась: по-прежнему отражая процесс межимпериалистической борьбы за передел мира, за сферы влияния, в эпоху существования и борьбы двух противоположных социальных систем он в первую очередь направлен против Советского Союза и др. социалистических стран, против национально-освободительного движения, всех прогрессивных сил современности.

Своего рода ядром М. являются военно-промышленные комплексы, сложившиеся практически во всех ведущих капиталистических государствах. Они сосредоточили в своих руках не только огромную экономическую, военную, научно-техническую мощь, но и оказывают прямое воздействие на формирование и осуществление политического курса этих государств.

Особенно заметно воздействие М. на внешнюю политику нынешней вашингтонской администрации. Отражая интересы наиболее милитаристских и агрессивных сил американского империализма, она проводит курс на подрыв самих основ процесса разрядки международной напряженности, на новую конфронтацию с Советским Союзом и миром социализма в целом, подстегивание гонки вооружений, на к-рую выделяет на пятилетний срок 2,25 трлн. долл., на широкое использование силы в практике международных отношений. В результате такой политики международная обстановка существенно обострилась.

Положение осложняется тем, что в условиях нерешенности острых социальных проблем в капиталистическом мире М, означает непроизводительную растрату огромных материальных средств, научного и технического потенциала, углубление социальной пропасти между трудящимися и эксплуататорскими классами буржуазного общества.

Интересы упрочения всеобщего мира, общественного прогресса настоятельно требуют усиления борьбы против М. во всех его формах и проявлениях.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.