Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

К

КАБИНЕТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ — центр теоретической и методической помощи пропагандистам системы политического и экономического образования, лекторам, политинформаторам и агитаторам, действующий при горкоме, райкоме партии, парткоме крупной парторганизации. Его осн. функции — теоретическая и методическая учеба идеологических кадров (курсы, семинары, конференции, индивидуальные и групповые консультации и т. п.), разработка методических рекомендаций, составление тематических подборок материалов (в т. ч. местных), изучение и обобщение лучшего опыта, внедрение его в массовую агитационно-пропагандистскую практику, библиографическая помощь идеологическим кадрам, слушателям школ и семинаров в их политическом самообразовании.

Работу К. п. п. возглавляет заведующий (в горкомах и райкомах партии он одновременно является заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации). Во всей своей деятельности он опирается на нештатный актив — методические советы и группы, руководителей пропагандистских семинаров, консультантов. Учебно-материальную базу К. п. п. составляют его библиотека, а также информационно-справочный фонд. Во многих парторганизациях  создаются К. п. н., действующие на общественных началах, к-рыми руководят наиболее подготовленные в теоретическом и методическом отношений коммунисты данной организации. В качестве учебно-материальной базы они используют фонды массовых (профсоюзных и сельских), а также технических библиотек, материалы местных организаций Всесоюзного общества «Знание», периодической печати.

КАРТОГРАММА — карта, на к-рой посредством штриховки (различной густоты) или окраски (различной интенсивности) отражается средняя величина к.-л. показателя по отдельным районам (напр., плотность населения, размах забастовочного движения в годы первой революции в России и т. п.).

КАРТОДИАГРАММА — карта, на каждой единице территориального деления к-рой нанесена диаграмма,  показывающая суммарную величину (иногда также структуру, динамику) к.-л. статистического показателя (напр., количество населения, численность парторганизации, валовая продукция отраслей народного хозяйства и т. д. Пропагандисты в качестве практических заданий поручают наиболее подготовленным слушателям самостоятельно готовить К. по изучаемым темам.

КАРТОТЕКА ПРОПАГАНДИСТА — собрание карточек, систематизированных в к.-л. отношении. Многие пропагандисты ведут личные К. политической литературы, журнальных и газетных статей, кинофильмов. На карточку, предназначенную для описания книги, заносятся фамилия и инициалы автора, произведения, издательство, год издания, количество страниц. При описании журнальной (или газетной) статьи кроме фамилии и инициалов автора, названия статьи указывается наименование издания, год, номер, месяц и число.

Для удобства пользования карточками К. п. их располагают в алфавитном порядке по фамилиям авторов без разграничения на смысловые рубрики. Др. способ храпения — тематический. К. п. в этом случае состоит из ряда рубрик. Напр.: «Экономическая политика КПСС», «Аграрная политика партии на современном этапе», «СССР и мировой революционный процесс», «Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ)», «Идеологическая борьба»

КАРТЫ УЧЕБНЫЕ — один из видов наглядных пособий. Обширный познавательный материал, наглядность делают К. незаменимым пособием в обучении. «Историческое событие… ход которого я могу провести по карте, врезывается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из нее гораздо легче, чем то, которое совершается для меня на воздухе, в каких-то неопределенных пространствах».

В политическом образовании используются главным образом политические, экономические, исторические К. На них посредством различных условных знаков, раскраски, штриховки отражаются политико-административное деление мира, отдельных регионов или стран, месторождения полезных ископаемых, размещение хозяйственных и культурных объектов, события и явления прошлого и современности. Применяются как на лекциях, собеседованиях (стенные К. большого формата), так и при самообразовании (атласы и К., содержащиеся в учебной литературе и наглядных пособиях книжного формата).

КАТАЛОГ БИБЛИОТЕЧНЫЙ — перечень книг, брошюр и др. произведений печати, имеющихся в библиотеке, в т. ч. личной библиотеке пропагандиста. К. б. дает представление о фонде библиотеки, его идейно-политической и культурно-просветительной направленности. По группировке материала К. б. бывают систематические, предметные, алфавитные и др. В систематических К. б. дается описание произведений печати, к-рые группируются по отделам различных отраслей знания. В предметных — описания даются не по отраслям, а в алфавитном порядке предметов, о к-рых идет речь в печатных изданиях. Описания произведений печати в алфавитных К. следуют в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий. По форме К. б. бывают карточными или книжными. Первые наиболее распространены, т. к. позволяют библиотечным работникам (владельцу личной библиотеки) оперативно вносить в К. изменения и дополнения.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, или качественная сторона образа жизни,- интегральная характеристика положения человека в различных социальных системах, выражающая степень его социальной свободы (или несвободы), возможности (или препятствия) для всестороннего развития, содержания культурных и духовных ценностей, представленных в его распоряжение. К. ж. относится не только к сфере надстроечных, идеологических отношений, в первую очередь оно связано с трудовой  деятельностью  личности и непосредственно определяется типом производственных отношений, целью общественного производства. К. ж. людей отражает в конечном счете качественную определенность данной общественно-экономической формации, ее существенные и необходимые признаки. И хотя качественная сторона образа жизни не всегда может быть выражена, подобно количественной стороне, в числовых показателях, она является вполне объективной и важной характеристикой жизнедеятельности людей. Понятие К. ж. требует классового, конкретно-исторического подхода. Нельзя говорить о К. ж., абстрагируясь от коренного различия В социальном положении классов в антагонистическом об-ве, от противоположности двух социальных систем, двух образов жизни — социалистического и буржуазного.

Качественная сторона социалистического образа жизни отражает существенные и необходимые признаки социализма как первой фазы коммунистической общественно-экономической формации. «…Обобществление средств и предметов труда — необходимый и действенный фактор формирования присущего именно социализму общественного климата, в к-ром человек никогда не знает гнетущего чувства неуверенности в завтрашнем дне и смело смотрит в будущее, в к-ром всегда господствуют коллективистский дух и товарищеская взаимопомощь, нравственное здоровье и социальный оптимизм. В совокупности все это и означает принципиально новое К. ж. трудящихся масс. Примечательно, что оно отнюдь не сводится к материальному комфорту, а вбирает в себя весь спектр полнокровного человеческого бытия.

Сопоставление К. ж., положения людей труда при социализме и капитализме выявляет коренные преимущества нового строя. В социалистическом об-ве оно характеризуется подлинным народовластием, братской дружбой народов, уверенностью каждого честного труженика в завтрашнем дне, выступает как обобщенный синтетический показатель социалистического гуманизма. В буржуазном же об-ве К. ж. человека труда органически связано с эксплуатацией, социальным, национальным и духовным гнетом, его бесправным положением.

КЛАССИФИКАЦИЯ — логическая систематизация теоретических или эмпирических знаний путем одноступенчатого или последовательно-многоступенчатого распределения множества однородных объектов на виды. В основе К. лежит логическая операция деления объема понятия, когда выделяются по определенному признаку (основанию) все виды этого понятия. По значимости признаков, лежащих в основании деления, различают К естественные и искусственные Для первых характерно выделение видов по существенным признакам, что позволяет упорядочить множество объектов по только путем их координации, но и наметить принципы субординации между видами (напр., К. животных в зоологии, растений в ботанике, элементов в химии — таблица Менделеева и др.). Для вторых — распределение множества объектов на виды по их любым практически значимым признакам (именной библиотечный каталог). Логически правильное построение К. предполагает соблюдение следующих правил: объекты на каждой ступени К. распределяются иа виды по одному основанию (признаку); эти виды должны исключать друг друга и в совокупности составлять объем исходного понятия; многоступенчатая К. строится последовательно, чтобы исключить смешение различных видов, расположенных на различных уровнях К.

В педагогическом процессе, пропагандистских выступлениях К. выполняет важную функцию дидактического средства обобщения и систематизации рассмотренного конкретного материала. Представляемая в виде схемы, К. выполняет также мнемоническую роль, облегчающую восприятие и сохранение в памяти сложной системы классифицируемых объектов.

КЛАССОВЫЙ ПОДХОД ~ марксистско-ленинский принцип рассмотрения социальных явлений с позиций рабочего класса — самого революционного класса об-ва, историческая судьба к-рого совпадает с объективным ходом общественного развития, К. п. в пропаганде, политическом просвещении проявляется в соблюдении принципа партийности и требует: во-первых, рассматривать любой социальный факт с т. зр. интересов рабочего класса, всегда ставить вопрос: «Кому, какому классу это выгодно?»; «в политике не так важно, кто отстаивает непосредственно известные взгляды. Важно то, кому выгодны эти взгляды, эти предложения, эти меры»; во-вторых, бороться против всего, что наносит ущерб рабочему классу, трудящимся и льет воду на мельницу классового противника; в-третьих, знать по существу этого противника, его приемы и методы борьбы против пролетариата, трудящихся, против идеалов коммунизма; в-четвертых, в идейной борьбе с противником занимать наступательную позицию.

К. п. воплощается не только в сфере идеологической, но и во всех др. сферах как принцип деятельности ленинской партии во имя интересов советского народа.

КНИГА — печатное или рукописное произведение; источник знаний, одно из важнейших средств человеческого прогресса. «Книга — огромная сила» (В. И. Ленин). Одной из первых забот Коммунистической партии после победы Великого Октября было продвижение К. в самые широкие слои населения, в гущу народных масс. Американский писатель Джон Рид в К. «10 дней, которые потрясли мир» писал: «Вся Россия училась читать и действительно читала книги по политике, экономике, истории — читала потому, что люди хотела знать… Жажда просвещения, которую так долго сдерживали, вместе с революцией вырвалась наружу со стихийной силой. За первые шесть месяцев революции из одного Смольного института ежедневно отправлялись во все уголки страны тонны, грузовики, поезда литературы. Россия поглощала печатный материал с такой же ненасытностью, с какой сухой песок впитывает воду».

В результате неуклонного подъема материального и культурного уровня советского народа, развития издательского дела К. в нашей стране стала действительно достоянием всех трудящихся. За годы Советской власти в СССР издано свыше 3 млн. наименований К. общим тиражом около 50 млрд. экз. Каждая пятая К., выпускаемая сегодня в мире,- советская. Многомиллионными тиражами издаются у нас произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И, Ленина, труды руководителей партии и государства.

КОЛЛЕКТИВИЗМ — характерная особенность общественных отношений, основанных на общественной собственности на средства производства и отсутствии эксплуатации человека человеком; один из осн. принципов коммунистической нравственности, раскрывающий взаимоотношения об-ва и индивида, коллектива и личности. Социалистическое об-во основано «на началах коллективизма, на общем владении средствами производства…».

К» противостоит индивидуализму и как моральный принцип возникает на заре рабочего движения в среде промышленного пролетариата. Он дает ему возможность осознать общность классовых интересов и целей борьбы, чему немало способствуют условия совместного труда рабочих. На собственном жизненном опыте они убеждаются, что добиться успеха в борьбе с капиталистом можно, лишь объединив свои усилия. Деятельность авангарда рабочего класса — коммунистических и рабочих партий — всемерно способствует укреплению К.

С завоеванием власти рабочим классом, в процессе строительства социализма К. утверждается во всех сферах жизни об-ва. Товарищеская взаимопомощь, высокое осознание и отношение к выполнению общественного долга, правильное сочетанию общественных интересов с личными, ответственность коллектива за личность и личности за дела коллектива — осн. требования, вытекающие из К. В развитом социалистическом об-во К. становится принципом поведения для всех.

По мере роста коммунистической сознательности людей возрастает степень самостоятельности и личной свободы каждого гражданина в исполнении им общественного долга. К. не имеет ничего общего с нивелировкой личности, ее обезличиванием, как пытаются изобразить это наши идейные противники. Наоборот, только в коллективе личность получает наибольшие возможности для своего всестороннего развития и может полностью раскрыть свои способности и дарования. На достижение этой цели ориентирует Закон СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» (1983).

КОММУНИЗМ — 1) общественно, экономическая формация, сменяющая капитализм; 2) высшая фаза коммунистической общественно-экономической формаций. К.- «это бесклассовый общественный строй о единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут ц производительные силы на основе постоянно развивающейся науки, и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого « по способностям, каждому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное. Общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа».

К. непосредственно вырастает из социализма, есть его продолжение и развитие. Путь к высшей фазе лежит через всестороннее раскрытие и использование возможностей и преимуществ социалистического способа производства. Для социалистической и коммунистической ступеней производства общим является то, что они основаны на общественной собственности на средства производства, а производство подчинено обеспечению полного благосостояния и всестороннего развития личности каждого члена об-ва. Наряду с общими чертами социалистическая и ступени производства имеют свои особенности. К., к отлично от социализма, развивается на собственной основе и поэтому представляет собой высшую ступень зрелости производства. В результате создания материально-технической базы коммунизма обеспечивается изобилие предметов потребления, позволяющее шире удовлетворять растущие потребности всесторонне развитых людей. При полном коммунизме утвердится единая всенародная собственность, а труд станет первой жизненной потребностью  каждого.

В процессе строительства нового об-ва изменяется его социально-классовая структура в направлении все большей социальной однородности, сближения классов и социальных групп, создания бесклассового об-ва.

К. представляет собой высшую форму организации общественной жизни. Социалистическое общенародное государство, выполняя свои функции, подготавливает необходимые условия для перехода к общественному коммунистическому самоуправлению. Происходит всесторонний расцвет, все большее сближение наций на основе общности экономических, политических и духовных интересов. Советский народ как новая историческая общность развивается в направлении дальнейшего упрочения братской дружбы и сотрудничества.

В процессе строительства К. формируется личность коммунистического типа с высокой сознательностью, преданностью общему делу, добросовестным отношением к труду, замечательными нравственными качествами. Окончательно станут очищаться от материальных расчетов семейно-бытовых отношения, повысится ценность и роль семьи в общественной жизни, разовьются ее духовно-нравственные основы. На коллективных началах перестроится уклад жизни, в нем утвердятся подлинно коммунистические формы общежития. При К. будет достигнуто полное коммунистическое равенство, означающее одинаковое отношение членов об-ва к средствам производства, равные условия труда и распределения, участия в управлении общественными делами.

«КОММУНИСТ» — теоретический и политический журнал ЦК КПСС. Издается с 1924. В приветствии ЦК КПСС в связи с 60-летием со дня выхода первого номера журнала говорится: «Основанный по решению Центрального Комитета РКП (б) журнал «Большевик», а затем «Коммунист» сыграл выдающуюся роль в идеологической деятельности партии, всегда был трибуной передовой марксистско-ленинской мысли, страстным пропагандистом революционной теории и политики партии» (Правда, 1984, 24 апреля). Осн. задача «К.» — пропагандировать и творчески развивать марксистсколенинское учение, бороться за претворение в жизнь генеральной линии КПСС, за построение в СССР коммунистического об-ва. На страницах журнала напечатано немало не публиковавшихся ранее ленинских работ, писем, документов, а также неизвестные и впервые переведенные на русский язык произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, подготовленные к публикации Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

«К.» рассчитан на партийный, советский и хозяйственный актив, научных работников, преподавателей и студентов вузов, на широкие круги интеллигенции. Журнал систематически печатает важнейшие документы КПСС и международного коммунистического движения, освещает вопросы философии, политической экономии, экономики промышленности и сельского хозяйства, теории и практики партийного строительства, истории, культуры, искусства и т. д. Периодичность журнала — 18 номеров в г. Тираж (1984) — более 900 тыс. экз.

«КОММУНИСТ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ» — военно-политический журнал Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота. Издается с 1920. Выходил в свет под различными названиями, в т. ч. «Пропагандист и агитатор Красной Армии». Рассчитан на офицерский   состав   Вооруженных

Сия СССР. Регулярно публикует теоретические и методические статьи и др. материалы в помощь пропагандистам армии и флота, по педагогическим и психологическим основам агитационно-пропагандистской работы в частях и на кораблях, преподавания общественных наук в военно-учебных заведениях, освещает опыт и практику партийно-политической работы в Вооруженных Силах СССР. Периодичность издания -24 номера в г.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА (КПСС) -боевой испытанный авангард советского народа, объединяющий на добровольных началах передовую, наиболее сознательную часть рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции СССР; высшая форма общественно-политической организации, руководящая и направляющая сила советского об-ва, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций.

Основатель и вождь Коммунистической партии — В. И. Ленин. С I съезда (1898) партия называлась РСДРП, с 1917 — РСДРП (б), VII съезд (1918) переименовал ее В РКП (б), XIV съезд (1925)-в ВКП(б), XIX съезд (1952) — в КПСС. Возникшая как партия российского пролетариата, КПСС, оставаясь партией рабочего класса, в результате победы социализма в СССР и укрепления социального и идейно-политического единства советского об-ва стала партией всего народа. На 1 января 1984 КПСС насчитывала около 18,5 млн. коммунистов. Теоретическая основа КПСС-. марксизм-ленинизм, творческого развитие к-рого партия сочетает с непримиримым отношением к любым проявлениям оппортунизма, ревизионизма и догматизма, с борьбой против буржуазной идеологии. Руководствуясь своей конечной целью — построением коммунизма, партия определяет очередные и перспективные задачи, пути и способы их решения.

Вооруженная марксизмом-ленинизмом, КПСС намечает генеральную перспективу развития об-ва, линию внутренней и внешней политики, руководит созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. В условиях развитого социализма руководящая роль КПСС возрастает.

Внутренняя политика партии направлена на создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и воспитание нового человека, на неуклонное повышение материального и культурного уровня жизни парода. Внешняя политика — на обеспеченно благоприятных международных условий для построения коммунизма в СССР, защиту государственных интересов Советского Союза, укрепление позиций мирового социализма, поддержку борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс, на предотвращение агрессивных войн и последовательное осуществление принципа мерного сосуществования государств с различным социальным строем. КПСС — неотъемлемая, составная часть международного коммунистического и рабочего движения — активно способствует укреплению его единства на основе марксизма-ленинизма, пролетарского    интернационализма.

КПСС строит свою работу на основе неукоснительного соблюдения ленинских норм партийной жизни, принципа коллективного руководства, всестороннего развития внутрипартийной демократии, активности и самодеятельности коммунистов, критики и самокритики. Нерушимый закон жизни партии — идейное и организационное единство, монолитность ее рядов, высокая сознательная дисциплина всех коммунистов. Руководящий принцип ее организационного строения — демократический централизм. Верховный орган КПСС — съезд партии. Со времени ее создания состоялось 26 партийных съездов (6 — до Великой Октябрьской социалистической революции и 20 -после Октября). В промежутках между съездами Деятельностью партии руководит Центральный Комитет. Генеральный секретарь ЦК КПСС — К. У. Чернепко.

Весь славный путь КПСС подтверждает    великую    правоту марксизма-ленинизма.   Изучение истории партии, ее деятельности на современном этапе коммунистического  строительства имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует выработке научного мировоззрения, формированию активных и самоотверженных борцов за дело коммунизма. Курс истории КПСС, а также отдельные историко-партийные     проблемы широко   изучаются   В   системе партийной учебы. При этом с учетом уровня общеобразовательной и политической подготовки слушателей  упор   делается  на Самостоятельную работу с произведениями К. Маркса, Ф. Энгельса,  В.  И.  Ленина, партийными документами, трудами руководителей партии. Осн. учебными пособиями служат многотомная «История Коммунистической партии Советского Союза» (в 6-ти т. М., 1964-1980, т. 1-5) и «История   Коммунистической партии  Советского  Союза»  (7-е изд. М., 1984). Издал также ряд методических и наглядных пособий. В ходе учебы используются мемуарная    и    художественная литература, материалы и краеведческих музеев, документальные и художественные кинофильмы.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ  УБЕЖДЕННОСТЬ — важнейшее    качество личности, базирующееся на твердых      идейно-политических принципах строителя коммунизма. В основе К. у.- глубокая уверенность личности в победе коммунизма,   активная   жизненная позиция в борьбе за построение коммунистического   об-ва.   К. у. человека проявляется на практике, в системе социальных отношений, в его труде, общественно-политической деятельности. Считая К. у. непременным качеством        борца-революционера, Ф. Э, Дзержинский писал: «Он должен в душе обладать святыней более широкой и более сильной, чем святое чувство к матери или к любимым, близким, дорогим людям. Он должен суметь полюбить идею,- то, что объединит его с массами, то, что будет озаряющим светом в его жизни… Это святое чувство сильнее всех других чувств, сильнее своим моральным наказом: «Так тебе следует жить, и таким ты должен быть» (Дзержинский Ф. Дневник. Письма к родным. М., 1958, с. 206-207).

В современных условиях К. у, находит свое выражение в славных делах во имя коммунистического созидания. По призыву партии, велению своего сердца советские люди едут на стройки Севера и Дальнего Востока, осваивают Нечерноземье, самоотверженно борются за реализацию Продовольственной и Энергетической программ СССР и т. д. Сила К. у. в том, что она основана не на слепой вере, не на мечте и разглагольствованиях о лучшем будущем, а на научном фундаменте, на знании законов общественного развития, знании марксизма-ленинизма.

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД -в узком и строгом смысле слова бесплатный труд на пользу об-ва, труд добровольный, даваемый без расчета на вознаграждение, труд по привычке трудиться на общую пользу, труд как потребность здорового организма.

Уровень развития материального производства при социализме еще не создает условий для К. т. в узком смысле слова. Поэтому сохраняется строжайший контроль за мерой труда а мерой потребления, за претворением в жизнь социалистического принципа оплаты по труду. Но уже в условиях социализма проявляется коммунистическое отношение к труду — сначала у передовиков производства и впоследствии, по мере создания необходимых предпосылок, у большинства трудящихся. Свидетельство этому — коммунистические субботники, массовое движение за коммунистическое отношение к труду, социалистическое соревнование.

Воспитание коммунистического отношения к труду  насущная задача пропагандиста в работе со слушателями.

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленное  воздействие в духе коммунистических идеалов на сознание и поведение людей, целостная система, составные элементы к-рой преследуют цель формирования личности коммунистического типа. К. в. связано с экономическими, политическими, социальными и др. отношениями социалистического об-ва. В процессе его развития изменяются цели, задачи, формы и методы воспитания и оно носит конкретно-исторический характер.

Осн. направления К. в.- идейно-политическое, трудовое, нравственное, эстетическое, атеистическое, физическое. На этих направлениях у человека формируется научное, марксистско-ленинское мировоззрение, к-рое является основой К. в., коммунистическое отношение к труду и общественной собственности, активная жизненная позиция, высокие нравственные качества, развитые эстетические вкусы, атеизм, физическое совершенство. Эти задачи реализуются при комплексном подходе к воспитанию, к-рый в самой общей форме означает решение двух проблем: формирование целостной личности со всеми качествами, присущими коммунистическому типу личности, и использование всех средств воспитательного воздействия на личность,

В К. в. участвуют социальные институты воспитания: КПСС, общенародное государство, профсоюзы, ВЛКСМ, творческие общественные организации, трудовые коллективы, школа, семья. Руководит всей воспитательной деятельностью КПСС. Она разрабатывает программу, цели и задачи воспитания, обеспечивает их реализацию на практике. Важное значение имеет самовоспитание, направленное на выработку самодисциплины, самоорганизованности, самостоятельности и др. положительных черт личности, позволяющих ей ответственно относиться к собственным делам и поступкам, укреплять единство слова и дела в трудовой, общественной и личной жизни.

Успех воспитания нового человека, подчеркнул XXVI съезд КПСС, обеспечивается лишь тогда, когда оно опирается на прочный фундамент социально-экономической политики. На первом месте в ней находится стабильный рост экономики и культуры социализма, составляющий материальную основу повышения уровня жизни советских людей, расширяющий их возможности для духовного развития. Через реальные результаты коммунистического строительства осознаются, оцениваются на практике те высокие цели и идеалы, ради к-рых трудятся люди и добиваются успеха. Аналогично всякая созидательная деятельность основывается на определенном понимании человеческих отношений, целей и интересов об-ва. Последние должны быть так или иначе осмыслены личностью прежде, чем она определит свой подход к ним, соотнесет с ними собственные помыслы и желания. Эту работу мысли и чувства, свой выбор человек совершает в соответствии с теми представлениями, к-рые выработались у него благодаря его жизненному опыту, воспитанию в семье, школе, трудовом коллективе. Благодаря воспитанию складывается и определенная ценностная ориентация личности.

Воспитание  тесно  связано  о обучением   и   развитием   личности. В работе пропагандиста обучение и воспитание — единый процесс формирования личности слушателя. Добиться его высокой    результативности    можно лишь на основе единства идейно-теоретической,   политико-воспитательной,      организаторской и   хозяйственной   работы.   Для обеспечения такого единства необходима тесная связь изучаемых  теоретических  проблем  с жизнью, с практикой коммунистического строительства, с решением коллективом производственных и общественных задач. Способствуют укреплению единства, связи учебы с жизнью такие активные формы учебы, как практические   задания,   общественно-политическая     практика, участие слушателей в общественной работе и» др. Тем самым партийная   политика   сливается   о деятельностью  масс,  а партийное просвещение и его гл. фигура — пропагандист учит людей «действовать так, как того действительно коммунизм требует».

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД к ИДЕЙНО — ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ — обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных социальных трудящихся. К. п. к и.-в. р. обусловлен необходимостью решения практической задачи коммунистического строительства — формирования всесторонне развитой личности. Его идея была обоснована на XXV съезде партии. Дальнейшее, всестороннее развитие она получила в постановлениях ЦК КПСС по идеологической работе и на июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС.

Масштабность экономических, социально-политических и духовных преобразований, осуществляемых в условиях совершенствования развитого социализма, требует нового качественного уровня воспитательной работы, усиления ее влияния на все стороны жизни и деятельности советского народа. К. п. к и.-в. р., как показала практика партийных организаций, это путь, следуя к-рому можно добиться повышения эффективности всего дела коммунистического воспитания трудящихся. К. п. и и.-в. р. включает в себя!

а) единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания; б) взаимосвязанное решение экономических, социально-политических и идеологических задач; в) высокий уровень организации воспитательной работы, скоординированность действий партийных, государственных и общественных организаций, средств массовой информации и пропаганды, учреждений культуры, школы, семьи, трудовых коллективов; г) учет особенностей различных групп населения, их духовных запросов, трудовой и общественной деятельности. Все это поднимает партийное руководство воспитательной работой на новый, более высокий уровень, становится реальным фактором массовой практики.

В осуществлении К. п. к и.-в. р. большую роль играют учет объективных и субъективных условий и факторов воспитательной работы, обеспечение системного подхода к ее планированию и организации, руководству ею, рациональное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитания в трудовом коллективе и по месту жительства, целенаправленная работа по мобилизации средств всего идеологического фронта на решение стоящих задач. Важное значение в реализации К. п. к и.-в. р. имеет получившая распространение в партийных организациях практика составления и осуществления комплексных планов социально-экономического развития и идеологической работы, включающих в себя и такие разделы, как развитие системы политической и экономической учебы, политического, трудового, нравственного, интернационального, эстетического и атеистического воспитания людей. В связи с К. п. к и.-в. р. роль пропагандиста как воспитателя и организатора людей возрастает.

К. п. к и.-в. р. требует единства слова и дела, тесной связи идейно-теоретической, политико-воспитательной, организаторской и хозяйственной работы. Указывая на необходимость К. п. к Й.-в. р., июньский Пленум ЦК КПСС подчеркнул: «Партийный комитетам настойчиво добиваться единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, улучшения координации средств идеологического воздействия, усилий общественных организаций, трудовых коллективов, семьи и школы, охватывать идейным влиянием все социальные группы. Систематически распространять лучший опыт работы, повысить в этом роль идеологических комиссий».

КОНКРЕТИЗАЦИЯ — необходимый момент познавательной деятельности, состоящий в переходе от абстрактных к конкретным определениям предмета познания. В этом смысле К. совпадает с методом восхождения от абстрактного к конкретному. К. означает углубление научного знания, его уточнение или пополнение путем анализа эмпирического материала и исследования всего многообразия связей   и   отношений   изучаемого предмета   в  их  единстве.  Несколько в ином смысле о К. говорят,   когда    рассматривается вопрос о практической реализации теории. В этом случае надо учитывать все те условия и обстоятельства, в том числе внешние и случайные, от к-рых ученый отвлекается, создавая теорию. Поэтому   здесь   происходит   К. теории  применительно   к  этим обстоятельствам. В формальной логике под К. понимается операция ограничения объема понятия, переход от понятия более общего к менее общему.

КОНСПЕКТ — краткое письменное изложение содержания к.-л. произведения,   статьи,  доклада, лекции, включающее в сжатой форме осн. и их обоснования фактами, цифрами, примерами.       Конспектирование — один  из  способов  активизации познавательном      деятельности слушателей  системы  политического образования. Поэтому очень важно научить слушателей выделять главное из прочитанного или услышанного, кратко записывать осн. содержание. «Надо записывать только самое необходимое, в виде тезисов, соблюдая подразделение на части… От обширных тетрадок, на переписку в которые многих страниц книги затрачено было немало времени, разобраться в которых не может сам владелец их, проку мало. Зато чрезвычайно полезны тетрадки с сжатыми, четко написанными наглядными записями, позволяющими сразу же вспомнить прочитанное и ориентироваться в цифровом и всяком другом материале».

К.- сложная форма записи. Вначале требуется уяснить смысл прочитанного текста, разделить его на осн. части, т. е. мысленно составить план, вычленив осп. вопросы, рассматриваемые в данном тексте, перечислить их в логически обоснованной последовательности; затем кратко сформулировать гл. идеи, осн. положения текста — составить тезисы. План и тезисы, дополненные фактическим материалом — примерами, цифрами, таблицами и т. д., представляют собой К. Каждый К. отражает индивидуальные особенности конспектирующего: направленность, самостоятельную работу его мыслей.

КОНСТИТУЦИЯ СССР — Основной Закон Советского государства, определяющий основы общественно-политического и экономического строя, осн. права, свободы и обязанности граждан, национально — государственное устройство СССР, систему государственных органов, принципы их организации и деятельности. В К. законодательно закреплены общественные отношения и порядки, наиболее полно выражающие интересы трудящихся и отвечающие задачам коммунистического строительства.

Первая советская конституция — Конституция РСФСР 1918 Закрепила завоевания Октябрьской революции и определила классовую сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата. В 1924 была принята К. СССР, определившая принципы образования союзного социалистического государства. К. СССР 1936 законодательно закрепила победу в Стране социалистических общественных отношений и привела в соответствие с этим всю систему органов власти и управления, а также порядок выборов.

7 октября 1977 после всенародного обсуждения была принята новая К. СССР. В ней отражены великие победы социализма, зафиксированы основополагающие общие принципы советского строя, осн. черты развитого социалистического об-ва, раскрыта перспектива коммунистического строительства.

8 новой К. СССР дана развернутая характеристика руководящей и направляющей роли КПСС, подчеркнут общенародный характер Советского государства, указано, что его высшая цель — построение коммунизма. Зафиксировано расширение и углубление  социалистической  демократии. Дальнейшее развитие получили демократические принципы формирования и деятельности Советов,   предусмотрено   усиление их роли в решении актуальных вопросов жизни об-ва. Отражена большая роль, к-рую играют в жизни страны профсоюзы, комсомол, кооперативные и др. массовые   общественные   организации. Не только провозглашены, но и гарантированы советским гражданам широкие демократические права и свободы во всех областях хозяйственной, политической   и   культурной   жизни, сформулированы обязанности советских людей, подчеркнута неразрывная связь между правами граждан  и  их  обязанностями. В К. СССР содержится специальная глава, характеризующая осн. принципы     и     закрепляющая миролюбивый характер внешней политики Советского Союза. Особая глава посвящена защите социалистического Отечества.

К. СССР имеет большое международное значение. Она показывает всему миру, как развивается социалистическое государство, проявляющее неустанную заботу о постоянном росте благосостояния и культуры всего народа, о развитии социалистической демократии, раскрывает ее суть, разнообразные формы и огромный размах постоянно растущего реального участия широких народных масс в управлении делами государства и об-ва, чего не знают буржуазные страны и конституции.

К. СССР изучается в системе партийной и комсомольской учебы. Кроме занятий по специальным программам «Конституция развитого социализма», «Конституция СССР. Проблемы теории и политики» важнейшие положения Основного Закона рассматриваются при изучении всех др. курсов и проблем. Изданы соответствующие учебные, методические и наглядные пособия. Глубокое усвоение советскими людьми новой К. СССР призвано способствовать более основательному уяснению ими особенностей и задач экономического, политического, социального развития в условиях совершенствования зрелое социализма, воспитанию трудящихся в духе социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма, повышению их общественно-политической и трудовой активности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ — печатное или устное разъяснение специалиста, преподавателя, пропагандиста, методиста по сложному и актуальному теоретическому, политическому, методическому вопросу, проблеме. К. важная форма учебной работы в системе политического образования, необходимая предпосылка плодотворного самостоятельного изучения той или иной темы. Применяется как в процессе теоретической а методической учебы пропагандистских кадров, так и в работе пропагандистов со слушателями. К. могут быть индивидуальными и групповыми. Большое место в деятельности пропагандиста занимают К. по методике самостоятельного изучения первоисточников и политической литературы, выполнения учебных и практических заданий, подготовки рефератов, докладов, выступлений на конференциях и т. п. Выбор тематики для К. производится с учетом сложности тех или иных проблем учебного предмета, их значения в свете событий, происходящих внутри страны и на международной арене. Особое значение в учебном процессе имеют обзорные К., организуемые перед итоговыми собеседованиями, конференциями, зачетами, экзаменами. В качестве консультантов выступают ученые, квалифицированные специалисты народного хозяйства, партийные, комсомольские, советские и хозяйственные работники, методисты.

КОНТРПРОПАГАНДА — активное и оперативное противодействие идеологическим диверсиям классового противника, оппортунистическим и ревизионистским наскокам на реальный социализм, извращениям теории научного коммунизма. Осуществляется К. всеми средствами идеологической работы, во всех ее сферах и направлениях как внутри страны, так и на международной арене.

К. внутри страны направлена на разоблачение буржуазной клеветнической пропаганды, лживости ее содержания, коварства се методов и приемов. Она призвана показывать реакционную сущность и историческую обреченность буржуазной идеологии, развенчать научную несостоятельность ревизионистских и реформистских антимарксистских теорий. Осн. содержание К. составляет разъяснение идей марксизма-ленинизма, преимуществ нового общественного строя, социалистического образа жизни, исторических достижений реального социализма, гуманности внутренней и внешней политики КПСС.

. К. на международной арене (внешнеполитическая пропаганда) призвана доносить до сознания широких народных масс в капиталистических и развивающихся странах правду о социализме, о Советском социалистическом государстве, его миролюбивой внешней политике, формировать вокруг нее объективное общественное мнение, преодолевая антисоциалистические предрассудки и предубеждения, насаждаемые империалистической пропагандой. Осн. требования к внешнеполитической пропаганде: и классовая бескомпромиссность, аргументированность и оперативность выступлений, правдивость и публицистичность пропагандистских материалов, доходчивость и конкретность показа социалистического образа жизни, его осп. черт, гуманизма нашего социального строя, миролюбивой интернационалистской политики СССР.

К. имеет упреждающий и разоблачающий аспекты. Упреждение в К.- это вся система политико-воспитательной  работы  по формированию коммунистической убежденности,     гарантирующей невосприимчивость      советских людей к воздействию враждебной идеологии,  умения  разоблачать и опровергать доводы идеологических   диверсантов.   В   повседневной практике пропагандиста это означает опережение противника в формировании у аудитории знаний, мнений, оценок и классовой позиции по отношению к актуальным событиям и явлениям.   Разоблачающее   воздействие К.- это дискредитация уже провозглашенных противником взглядов и оценок по актуальным вопросам, а также систематический    показ    лживой сущности всей системы буржуазной  пропаганды,  принципов   и приемов  «психологической войны» империализма. Оба аспекта К. взаимосвязаны, выступают в неразрывном единстве.

Эффективность К. проявляется В повышении политической бдительности и идейной стойкости советских людей, а также в создании у трудящихся несоциалистических стран правдивого представления о социализме, о Советском Союзе, о благородных целях его борьбы за светлое будущее всего человечества.

«Активный отпор антисоветизму и антикоммунизму — это постоянное направление деятельности партийных комитетов, средств массовой информации,- сказано в постановлении июньского (1983) Пленума ЦК КПСС. Необходима хорошо продуманная, единая, динамичная и эффективная система контрпропаганды».

КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ — форма коллективного изучения и обсуждения психолого-педагогических проблем, вопросов методики политического образования на основе конкретного и взыскательного анализа опыта работы парторганизаций, пропагандистов. Ее цель — повышение теоретического уровня, образованности, методической вооруженности пропагандистских кадров, обобщение опыта реализации в системе партийной и комсомольской учебы требований теории партийной пропаганды и современных достижений педагогических наук, методики политического просвещения, практики оптимального использования руководителями занятий наиболее эффективных форм и методов работы со слушателями.

К. н.-м. готовят и проводят партийные комитеты, Дома и кабинеты политического просвещения. В их подготовке принимают участие ученые, партийные работники, идеологический актив. Обычно по заранее разработанной программе тщательно изучают опыт решения той или иной психолого-педагогической, методической проблемы. Нередко такая работа ведется одновременно на нескольких уровнях (в первичной, районной, городской, областной, краевой, республиканской парторганизации), а ее итоги последовательно обсуждаются сначала на К. н.-м. в первичных организациях, затем на К. н.-м. районных, городских, областных, краевых, республиканских.

На основе коллективного изучения и обсуждения К. н.-м. вырабатывают рекомендации, направленные на дальнейшее повышение идейно-теоретического уровня и эффективности политической учебы, совершенствование методики политического воспитания и образования слушателей, к-рые обычно публикуются в печати и используются пропагандистами в их практической деятельности.

КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ — форма коллективного изучения и обсуждения актуальных проблем практики партийной работы. Ее цель — руководствуясь марксистско-ленинской теорией, указаниями партии, всесторонне проанализировать, как решаются те или иные важные вопросы в данной парторганизации, сформулировать на основе такого анализа предложения, способствующие более успешному решению стоящих перед ней задач, наметить меры по их реализации. Нередко К. н.-п. посвящаются актуальным вопросам идейно-воспитательной работы партийных комитетов, анализу организации, содержания и методов марксистско-ленинской учебы коммунистов.

К. н.-п. оправдывает свое название, если в ходе ее подготовки и проведения коммунисты глубоко изучают и осмысливают теоретическое содержание проблемы, анализируют накопленный опыт ее решения в данной парторганизации и на этой основе определяют предложения, направленные на улучшение дел.

КОНФЕРЕНЦИЯ ТЕОРЕТИ-ЧЕСКАЯ — форма коллективного Изучения и обсуждения в системе политического образования актуальных проблем марксистско-ленинской теории, политики КПСС на основе глубокой самостоятельной работы с произведениями классиков марксизма-ленинизма, документами партии, трудами руководителей КПСС и Советского государства в тесной связи с практикой коммунистического строительства. Проведению К. т. предшествует тщательная подготовка. Партийные комитеты, Дома и кабинеты политического просвещения, опираясь на идеологический актив, с учетом   интересов   коммунистов и накопленного опыта, определяют   тему   очередной   К. т., разрабатывают  план  ее  подготовки, намечают темы докладов и   выступлений,   выделяют   докладчиков, организуют консультации,   библиографические   обзоры, выставки литературы и т. п. Для  выступлений  на  К. т.  нередко  рекомендуются  слушатели — авторы   рефератов,   к-рые были   признаны   лучшими   при их   обсуждении   на   занятиях. После К. т. выступления ее участников   могут   быть  использованы в качестве материала для докладов и бесед в производственных коллективах и по месту жительства трудящихся, опубликованы в печати в виде сборников,   отдельных   статей   и   др. К. т.- эффективная  форма  подведения  итогов   учебы  за  год.

КРУГОЗОР — объем интересов, знаний человека. Формирование у слушателей широкого К.- важная задача    марксистско-ленинской учебы, пропагандиста.  Гл. средство достижения этой цели — развитие навыков самообразования, любознательности, потребности в постоянном    пополнении знаний, в т. ч. и из области педагогики,    психологии,    логики. В системе партийной и комсомольской учебы, экономического образования последовательно расширяется политический, научный К. слушателей. Большое значение имеет широкий К. пропагандиста. Этим во многом определяется его авторитет у слушателей. В личном творческом плане пропагандиста предусматриваются мероприятия, направленные на расширение его политического, научного К.

КУЛЬТУРА — содержание общественно-исторического процесса, влияющее на формирование человека как творческой, активной личности; совокупность материальных И духовных ценностей, созданных и развитых человечеством в ходе его истории. Реальное бытие К.- в неповторимо индивидуальных творческих способностях людей, формирующихся и проявляющихся в непосредственном деятельном их общении и воплощающихся в способах, средствах, орудиях и продуктах их деятельности. К. делится на материальную и духовную. К первой относятся состояние производительных сил, трудовые навыки людей. Ко второй — состояние просвещения, науки, искусства и т. д., развитие к-рых определяется материальными условиями жизни об-ва. Духовная К. всегда была и остается К. определенной эпохи, народа, класса. Вместе с тем К. любого класса опирается на достижения предшествующих поколений. После победы Великого Октября в нашей стране стала бурно развиваться социалистическая К.: социалистическая по содержанию, национальная по форме.. Ее основные   черты — партийность и коммунистическая идейность, народность, гуманизм, социалистический патриотизм и пролетарский интернационализм.

Всестороннее развитие личности, воспитание творческих способностей и активности людей есть условие и результат прогресса социалистической К., важнейшая задача культурной политики КПСС. Отсюда то большое внимание, к-рое уделил XXVI съезд партии вопросам создания всех необходимых условий для гармонического развития личности, для обеспечения дальнейшего подъема народного образования и К.

КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ — способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение его выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления. Развитие мышления происходит вместе с развитием исторических способов практической и духовно-практической деятельности (труда, производства). Каждая эпоха, каждая определенная ступень развития формирует и свои особенные формы (или каноны) мышления, в к-рых осуществляются два гл. всеобщих способа познания, выраженных такими понятиями в философии, как рассудок и разум. Рассудочное мышление обеспечивает решение многих житейских, производственных, социальных и научных задач, условия к-рых можно алгоритмизировать, выразить в виде функциональной..   взаимозависимости. Успешное развитие рассудочной способности осуществляется при обучении, цель к-рого — овладение учащимися готовыми к применению и утилитарному использованию, застывшими в своей полезной истинности знаниями, умениями и навыками, правилами поведения, моральными нормами и т. п. Разум же (как диалектическое мышление, способное к исследованию противоречивого развития предмета) развивается при обучении и воспитании, цель к-рых — овладение учащимися собственными способностями к духовно-практическому и теоретическому творчеству. Т. обр., К. м. — это способность индивидуального мышления к саморазвитию от рассудочных форм к формам диалектического разума.

Человек в своем индивидуальном развитии последовательно овладевает историческими формами и канонами мышления, и гл. цель педагога, пропагандиста, участвующего в формировании К. м. учащихся, слушателей, заключается в том, чтобы способствовать освоению ими все более и более сложных форм мышления в его движении к Диалектическому разуму. Всеми педагогическими средствами он должен предотвращать губительную для К. м. удовлетворенность -рассудочным, стандартным решением жизненных и познавательных задач, формировать умение мыслить самостоятельно» решать возникающие проблемы путей последовательного восхождений от рассудочных к разумным формам и методам мышления.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (в социалистическом об-ве) — поступки и формы общения людей, основанные на коммунистической нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении норм и правил социалистического общежития. Истинная К. п. — органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, регламентированной правилами ситуации. Проявление К. п. —вежливость, основанная на уважении к людям, точность, привычка не опаздывать, выполнять данное обещание в срок, обязательность, надежность и др.

Важнейший показатель К. п. — чуткость и такт по отношению к окружающим, основанные подлинном гуманизме, внимание к людям, забота о них. Культурный человек всегда скромен. Он относится к окружающим как к равным, уважает их знания и опыт, прост и естествен в обращении, умеет слушать людей. К. п. включает знание основных требований и правил социалистического общежития, умение и привычку выполнять эти правила.

Осн. путь формирования К. п. — воспитание коммунистической нравственности, волевых качеств   личности    (выдержки, самообладания, умения владеть собой),, самовоспитание. Важное средство воспитания К. п. — формирование эстетических вкусов и идеалов, культуры речи.

Овладение нравственно-эстетической культурой всегда связано с включением индивидов в активную продуктивную деятельность. Вне процесса общения поколений, занятых реально необходимым им делом, нет и не может быть ни нравственного, ни эстетического воспитания.

КУЛЬТУРА РЕЧИ — в теоретическом плане — раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь об-ва в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком; в практическом — нормативность речи, ее правильность, соответствие требованиям, предъявляемым к языку, умение  творчески использовать языковые средства в зависимости от условий общения, цели и содержания выступления. Нормативность речи предполагает соблюдение норм произношения, словоупотребления, формообразования, построения предложений. К. р. включает в себя также такие качества, как точность, ясность, чистота. Культурная речь отличается богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью. Правильная манера изложения материала, грамотная, культурная, эмоциональная речь, богатая содержанием,- неотъемлемые качества пропагандиста. Неряшливость и отступление от норм литературного языка во многом снижают эффективность пропагандистского воздействия. Как бы хорошо ни продумал пропагандист содержание своего выступления, он не добьется успеха, если забудет о форме изложения материала. Его речь должна быть глубокой по смыслу, убедительной, последовательной и логичной, правильной и эмоциональной.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СССР — неотъемлемая составная часть социалистических преобразований, коренной переворот в духовной жизни об-ва, в результате к-рого сформировалась социалистическая культура, а идеологией всех классов и социальных групп стал марксизм-ленинизм.

Необходимость К. р. в СССР обосновал В. И. Ленин. Он отмечал, что в России политический переворот создал условия для подъема культуры широких народных масс, отвечающего задачам строительства социализма. Без К. р. невозможно было развивать экономику, повышать производительность труда, осуществить социалистическую перестройку деревни, вовлечь трудящихся в управление государством, всеми делами об-ва, обеспечить расцвет и сближение наций и народностей страны, преодолеть влияние буржуазной идеологии и культуры, сформировать новый, социалистический тип личности, утвердить социалистический образ жизни.

Принципиальное значение для определения характера и содержания К. р. в СССР имели ленинские   указания о том, что социалистическая культура создается не путем огульного отрицания   культурного   наследия прошлого, а на основе усвоения и критической переработки всех лучших достижений отечественной и мировой   культуры; при этом народ не только приобщается к духовным ценностям, но и все активнее участвует в их создании. В стране, где до Великого Октября около населения было  неграмотным,  одним из важнейших направлений К. р. стала ликвидация неграмотности. Был открыт доступ к образованию и культуре трудящимся и их детям. В 1930 было введено обязательное для всех детей четырехлетнее, в 1937 — семилетнее, в 1958 — восьмилетнее школьное обучение; в настоящее время осуществляется всеобщее обязательное   среднее   образование молодежи.    Получила    широкое развитие сеть клубов, библиотек, музеев и др. культурно-просветительных учреждений.

Перевоспитывая старую интеллигенцию, Советская власть вместе с тем развернула огромную работу по подготовке кадров новой, подлинно народной интеллигенции, вышедшей из рабочих и крестьян. Этому способствовали создание рабфаков, расширение сети средних специальных и высших учебных заведений, бесплатность получения образования, выплата стипендий студентам и т. д.

Органические составные части К. р. в СССР — развитие литературы и искусства социалистического реализма, всесторонний расцвет советской науки. Ранее угнетенные народы, многие из к-рых до революции не имели даже своей письменности, совершили стремительный взлет к вершинам образования, культуры, науки. Выросли кадры национальной интеллигенции, значительную часть к-рой составляют кадры педагогического фронта. Советская культура развивается как социалистическая по содержанию, многообразная по национальным формам, интернационалистская по духу и характеру,

Все эти преобразования сочетаются с идеологическим воспитанием народных масс, преодолением несоциалистических взглядов и нравов, утверждением коммунистической идеологии и морали.

Опыт многих стран показал, что К. р. в ее ленинском понимании — общая закономерность строительства социализма. Конкретное же ее содержание зависит от особенностей тех или иных стран (уровня их экономического  и культурного  развития, численности интеллигенции

КУРСЫ       ПРОПАГАНДИСТОВ (двухнедельные) — одна из эффективных форм теоретической и методической учебы руководителей политических школ, теоретических семинаров. Обычно проводятся перед началом учебного года в системе политического образования с отрывом от производства. В программе К. п. — лекции, консультации и семинарские занятия по осн. темам и проблемам, намеченным к изучению в предстоящем учебном году, а также по научным основам пропаганды, методике политического образования. Планируются выступления ученых, руководящих партийных и советских работников по актуальным вопросам внутренней и внешней политики КПСС и Советского государства, о насущных задачах хозяйственного и культурного строительства, идейно-воспитательной работы в трудовых коллективах, политического образования коммунистов и беспартийного актива. Программы К. п. предусматривают изучение передового производственного опыта и опыта идейно-воспитательной работы, встречи с деятелями науки и культуры, экскурсии, демонстрации кинофильмов, обсуждение новинок политической литературы и т. п. Учеба на К. п. создает хорошие предпосылки для последующего самостоятельного изучения руководителями политических занятий марксизма-ленинизма, научных основ и методики преподавания конкретных учебных курсов.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.