Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

И

ИДЕАЛ — представление, образ совершенного, самая высокая цель, оказывающая глубокое влияние на действия масс, классов, коллектива, личности. В виде И. люди создают для себя образ совершенного об-ва (общественный идеал), человека, обладающего совокупностью высокоморальных черт и качеств личности (нравственный идеал) и т. д.

Прогрессивные И. играют большую роль в жизни об-ва. Они зовут людей вперед, вдохновляют их на изменение об-ва и самих себя. И. выводятся из реальной действительности. В зависимости от того, насколько правильно и полно отражают И. действительность, они могут быть осуществимыми или несбыточными. История об-ва наглядно показывает, какую большую роль в борьбе с устаревшими порядками и отношениями между людьми играют прогрессивные И.

В И. находит отражение противоречивая ситуация, возникающая между назревшими, но еще не удовлетворенными потребностями об-ва, составляющих его классов, социальных групп и индивидов, и возможностями об-ва. Разрешение данного противоречия происходит в процессе достижения И., и оно представляет собой действительное движение, к-рое приближает об-во к желаемому будущему. В И. заключен один из источников социальной активности людей.

Системой идей, представляющей коммунистический И., является коммунистическое мировоззрение. Лишь оно выводит свои И., опираясь на научный анализ общественных отношений, и определяет высоконравственные средства их достижения.

ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — одно из гл. направлений в коммунистическом воспитании. В его русле решается кардинальная задача — формируется марксистско-ленинское мировоззрение трудящихся, повышается их политическая сознательность и социальная активность. В процессе И.-п. в, происходит осмысление людьми классовой сущности общественных явлений, у них формируются политические взгляды и представления, вырабатываются навыки управления общественными и государственными делами, развиваются такие неотъемлемые качества социалистической личности, как идейная убежденность, глубокое   осознание   общественного долга, высокая ответственность и непримиримость к антиобщественным явлениям.

Система И.-п. в. функционирует на разных уровнях — от идейно-политического воспитания в стране в целом до воспитательной работы в каждом трудовом коллективе. Она включает в себя активное участие трудящихся в политической жизни, в решении задач коммунистического строительства, марксистско-ленинское образование, политическое информирование. Все эти и др. элементы системы И.-п. в. направлены на формирование политической сознательности масс как важнейшего источника силы социалистического об-ва.

Эффективность И.-п. в. зависит от актуальности содержания, соответствия современным запросам и потребностям людей. Вся идейно-воспитательная работа должна вестись живо и интересно, без штампованных фраз и стандартного набора готовых формул. Поэтому формы воспитательной работы все время совершенствуются, приводятся в соответствие с возросшим уровнем образованности и информированности советских людей. Задача актуализации содержания и совершенствования форм И.-п. в.- непреходящая. На каждом новом историческом этане развития социалистического об-ва Она усложняется, отражая возрастающие требования об-ва к человеку, его мировоззрению, к убеждениям, жизненной позиции. На   повышение    эффективности И.-п. в.  ориентируют  документы июньского (1983) и последующих Пленумов ЦК КПСС.

ИДЕЙНОСТЬ — сознательная приверженность человека определенному   учению,    общественному идеалу, к-рая находит свое выражение в его жизненном поведении, образе мыслей, оценках окружающей    действительности. И. жизненной позиции человека зависит от возможности реализации    общественного    учения, к-рым   он   руководствуется, на практике, что, в свою очередь, требует    соответствия    данного учения объективным законам общественного развития. Исторически высшей формой И. является   коммунистическая   И.- верность       марксистско-ленинской теории, коммунистическому идеалу   в   решении   социальных и нравственных проблем, встающих перед людьми в их общественной жизни.

Существенный признак И.-1 единство слова и дела, теоретической и практической позиции человека. Простое знание теоретических положений, не превратившееся у индивида во внутреннюю убежденность, не ставшее основой его практических решений и поступков, еще не есть И. Точно так же не является И. и пассивное, бездумное следование принятым в об-ве нормам и установлениям. Если человек   глубоко   не   разобрался в идейном смысле, теоретическом обосновании этих норм и установок, он не гарантирован от их ошибочного применения, от извращения их подлинного общественного содержания.

И.- фактор, определяющий активность жизненной позиции человека. Она стимулирует творческую энергию людей, мобилизует и направляет ее на решение важнейших проблем, возникающих в ходе их общественно-преобразующей деятельности. От уровня И. масс непосредственно зависит сама возможность научного, целенаправленного управления процессами общественного развития. «…Даже самая Передовая идеология становится реальной силой только тогда, когда, овладевая массами, она побуждает их к активным действиям, определяет нормы их повседневного поведения».

Коммунистическая И, противостоит, с одной стороны, обывательскому безразличию к реальным проблемам общественного развития, а с др. узкому практицизму, делячеству, забвению коренных целей ради сиюминутной выгоды. Она требует от человека умения оценивать перспективы и задачи своей работы с позиций интересов общего дела, предполагает наличие у индивида высокоразвитого чувства гражданской ответственности, широту общественных интересов.

Антиподом коммунистической И. выступают безыдейность, отказ от целостности марксистско-ленинских мировоззренческих принципов, попытки эклектические соединять их с ненаучными, чуждыми марксизму положениями и теориями. Коммунистической И. враждебен и догматизм, отказ от самостоятельности мышления. Идейная принципиальность достигается в результате творческого усвоения марксизма, овладения его революционно-критическим методом, осмысления диалектики общественного развития. Все это требует высокого уровня общего культурного развития людей.

В деле коммунистического воспитания проблема И. обнаруживает себя в двояком плане. Во-первых, формирование И. у воспитуемого — одна из важнейших целей учебно-воспитательного процесса, в т. ч. системы партийного образования. Во-вторых, необходимое условие успешности, эффективности такой работы — высокая И. самого воспитателя, пропагандиста, обнаруживающаяся прежде всею в единстве его слова и дела, пропагандируемых им идей и убеждений и его собственных жизненных поступков.

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА — одна из осн. форм классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией, социализмом и капитализмом. Противостояние и борьба антагонистических классов и различных социальных систем охватывает экономику, политику, духовную жизнь. Трем осн. сферам общественной жизнедеятельности соответствуют и три гл. формы классовой борьбы — экономическая, политическая и идеологическая. Эти формы имеют свои особенности, свои специфические методы и средства.

Каждый класс придает особое значение проведению своей идеологической линии в духовной жизни, влиянию на массы. Исторически всегда побеждает тот класс, к-рый способен вести за собой большинство населения. Поэтому в духовно-идеологической сфере всегда идет борьба эа умы людей.

В совр. мире стержневой .осью классового противоборства является борьба двух идеологий — коммунистической и буржуазной, отражающая коренные глобальные противоречия нашей эпохи — между трудом и капиталом, между социализмом и капитализмом, между силами социального прогресса и империалистической реакции.

В борьбе с буржуазной идеологией и ревизионизмом не может быть компромиссов. Идеологическую форму классовой борьбы прежде всего отличает бескомпромиссность. Это вытекает из того, что идеология выражает стратегические, программные интересы, задачи и цели класса. Всякая уступка в духовно-идеологической сфере оборачивается ревизией принципиальной линия и политического курса класса. Идеологические принципы выступают критерием, служат границей, к-рая определяет допустимую меру конкретных компромиссов в иных сферах общественной жизни — политической, экономической и международной. Если затрагиваются идеологические принципы, формулирующие общеклассовые интересы, то это означает, что пытаются пересмотреть коренные политические цели класса. Поэтому в сфере идеологии нет и не может быть середины, нейтральной полосы. Либо коммунистическая, либо буржуазная идеология. Третьего не дано.

Весь опыт классовой борьбы показывает, что атаки на реальный социализм начинались с попыток размыть его идеологические устои, чтобы затем подорвать руководящую роль партии, открыть путь антисоциалистическим силам к командным высотам в экономике и политике. Рассуждения о возможном нейтрализме в идеологическия; вопросах в корне чужды марксизму-ленинизму. Своим острием они направлены на разоружение партии как носителя коммунистической идеологии. «Пренебрежительное отношение к теории, уклончивость и виляние по отношению к социалистической идеологии, указывал В. И. Ленин, неминуемо играет на руку идеологии буржуазной».

Закономерно, что, чем слабее становится идейное влияние буржуазии на массы, тем больше она прибегает к лжи и клевете, избегая открытого противопоставления взглядов и принципов. Идеологические диверсии, провокации, дезинформация, игра на самых темных инстинктах возведены ныне в ранг ведущей доктрины буржуазной пропаганды, и было бы неправильно их недооценивать в конкретно-политическом плане. Исторические достижения реального социализма, рост влияния и авторитета идей марксизма-ленинизма, глубокий кризис буржуазной идеологии, современного капитализма привели к резкому обострению идеологической борьбы на мировой арене. «Поэтому,- подчеркивается в постановлении июньского (1983) Пленума ЦК КПСС,- особую важность сегодня приобретают классовая закалка трудящихся, бескомпромиссная борьба против буржуазной идеологии».

Фронт борьбы между коммунистической и буржуазной идеологиями проходит по всем актуальным проблемам современности. В то же время, как бы ни были остры и непримиримы классовые противоречия между различными мировоззрениями, они не должны служить препятствием для мирного сосуществования  государств  с различным общественным строем. Коммунисты, убежденные сторонники научного, марксистско-ленинского мировоззрения, последовательные борцы за прочный мир, за разрядку международной напряженности,- противники того, чтобы споры и разногласия в подходе к самым сложным международным проблемам решались силой оружия.

ИДЕОЛОГИЯ — теоретическое сознание класса, представляющее систему политических, правовых, философских, эстетических, этических взглядов и идей, обобщающих его программные, стратегические задачи, цели и идеалы. И,- форма самопознания класса, определения его места и роли в существующей системе общественных отношений. Различают И. научную и ненаучную (религиозную, напр.). Последовательно научный и революционный характер носит И. марксизм-ленинизм.

Каждый класс выдвигает своих представителей, к-рые выступают в качестве его мыслителей, активных, способных к обобщениям идеологов. Исторически И. возникает вместе с расколом об-ва на враждебные, антагонистические классы и борьбой между ними. И. класса, господствующего экономически и политически, является господствующей в об-ве. В антагонистических формациях она служит средством духовного подавления трудящихся, дополняя социально-экономические и политические формы порабощения и насилия.

Всякая И. носит классовый характер, имеет четкую партийную направленность. От характера, содержания И. зависит и тип пропаганды, формы и методы влияния на массы. Двум противоположным И. соответствуют две противоположные пропагандистские практики — социалистическая и буржуазная.

И., будучи частью надстройки, духовным отражением экономического базиса, оказывает активное воздействие на все общественные процессы — от экономики и политики до тончайших явлений духовной жизни.

В общественной жизни И. выполняет три осн. функции — познавательную (определение места и роли класса, его интересов), социально организующую (сплочение класса на базе определенных мировоззренческих принципов) и социально ориентирующую (выработка политической программы, обоснование проекта будущего). Органическое единство эти функции получили впервые в И. рабочего класса — марксизме-ленинизме.

Для буржуазных и ревизионистских концепций И. типично сведение ее содержания к иллюзорному, извращенному сознанию, абсолютное противопоставление идеологических взглядов научному знанию, утверждение, что с ростом значения науки в современном    обществе   падает роль И. Подобные концепции, отражая   кризис   буржуазной И., направлены прежде  всего против   марксистско-ленинской   И..

ИДЕОЛОГИЯ БУРЖУАЗНАЯ -система идей, выражающая цели и интересы господствующего в капиталистическом об-ве эксплуататорского класса. Возникла на рубеже XVIII-XIX вв. как прогрессивное   для   того   времени мировоззрение, духовное оружие восходящего   класса   в   борьбе против феодально-аристократической реакции. С утверждением капиталистического строя и обострением его противоречий, подъемом пролетарского революционного движения и возникновением социалистической,    коммунистической  идеологии  И. б.  приобрела реакционный, антинаучный характер. Она представляет собой извращенное  сознание, затемняющее правильное понимание объективной действительности. К. Маркс и Ф. Энгельс, раскрывая   истоки   кризиса   И. б., писали: «Чем больше форма общения данного общества, а следовательно и условия господствующего класса, развивают свою противоположность  по  отношению к ушедшим вперед производительным силам,   чем   больше вследствие этого раскол в самом господствующем   классе,   как и раскол между ним и подчиненным классом,- тем неправильный становится, конечно, и сознание, первоначально соответствовавшее этой форме общения, т. е. оно перестает быть сознанием, соответствующим этой последней; тем больше прежние традиционные представления этой формы общения, в которых действительные личные интересы и т. д. и т. д. формулированы в виде всеобщих интересов, опускаются до уровня пустых идеализирующих фраз, сознательной иллюзии, умышленного лицемерия».

Возникнув как относительно оптимистическое мировоззрение, И. б. постепенно утратила это качество. Ее характерными чертами стали исторический пессимизм, полный отказ от идеи социального прогресса, все более растущий иррационализм, неверие в человеческий разум.

Свою апологетику капиталистического строя И. б. прикрывает флагом «беспартийности», претензиями на надклассовую т. зр., тщетно пытаясь скрыть связь с интересами крупного монополистического капитала. Этому служат различные буржуазные концепции, задача к-рых состоит в том, чтобы представить капиталистическое об-во свободным от влияния какой бы то пи было идеологии, т. е. замаскировать господство буржуазии.

Чем более идейно и теоретически нищает И. б., тем более она обращается к лжи и клевете, разжиганию  самых низменных эмоций. Воинствующий антисоветизм и антикоммунизм, централизация и концентрация средств пропаганды, их сращивание со спецслужбами, планирование идеологических диверсий в международных масштабах — таковы  наиболее усиливающиеся тенденции в сфере идеологии государственно-монополистического капитала. Своим острием они направлены на соответствующую обработку общественного мнения, на подавление всякого инакомыслия внутри страны, на развязывание психологической войны против реального социализма.

ИДЕОЛОГИЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ — система идей, выражающая цели и интересы самого передового класса современности — рабочего класса и его авангарда — коммунистической партии. И. к.- это марксизм-ленинизм. Она противоположна идеологии буржуазной! всем формам иллюзорного сознания, утопиям и мифам. И. к. оказывает все возрастающее воздействие на мировое общественное развитие.

Создание И. к.- величайший научный и революционный подвиг К. Маркса и Ф. Энгельса. В новую историческую эпоху их учение творчески развил В. И. Ленин. Он определил это учение как идеологию научную. Тем самым было подчеркнуто, что создание   и   творческое   развитие

И. к. опирается на весь фундамент человеческого знания, предполагает систематическую теоретическую работу, а ее изучение подчиняется общим закономерностям овладения наукой, т. е. требует не механического запоминания и заучивания готовых формул, а продумывания, развития способности мыслить, анализировать, обобщать. Смысл изучения И. к. состоит в том, чтобы научиться «действовать так, как того действительно коммунизм требует».

И. к. есть сознание научное, правильно раскрывающее закономерности общественного развития. Гл. в И. к.- научно обоснованный вывод о всемирно-исторической роли рабочего класса как творца нового об-ва. Коммунистические идеи, отмечали Маркс и Энгельс, «являются лишь общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы, выражением совершающегося на наших глазах исторического движения» (т. 4, с. 438). Это движение развивается через революционную борьбу от капитализма к социализму и к коммунизму. В И. к. совпадают поиск объективной истины и защита коренных интересов рабочего класса. Это совпадение объясняется тем, что социальные позиции данного класса обеспечивают прогресс научного знания. Рабочий класс заинтересован в глубоком, беспристрастном анализе социальной действительности, в научном объяснении прошлого и настоящего, в предвидении будущего.

В классовом подходе пролетариата, в его интересах нет ничего своекорыстного. Они исключают социальную узость или национальную ограниченность. И. к. носит интернациональный характер, имеет четкую партийную направленность. Как отметил XXVI съезд КПСС, революционная идеология рабочего класса и его мораль, коллективистская психология, интересы и идеалы становятся ныне достоянием всех слоев советского об-ва.

И. к.- духовное оружие рабочего класса в революционном преобразовании об-ва. Его авангард — марксистско-ленинская партия есть соединение научной идеологии и рабочего движения. Партия разрабатывает и вносит коммунистические идеи в стихийное рабочее движение. Только овладев сознанием миллионов людей, идеи превращаются в материальную силу, оказывающую активное воздействие на весь ход истории.

КПСС придает первостепенное значение дальнейшему совершенствованию идеологической работы в совр. условиях, когда рост образованности, культуры, социально-политического опыта трудящихся, обострение идеологической борьбы на международной арене  предъявляют все более высокие требования к сфере идеологии, общественного сознания и воспитания.

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА — составная часть учебного процесса в общеобразовательной школе,, в средних и высших учебных заведениях, в системе политического просвещения. В ходе лекции (рассказа) пропагандист не просто излагает слушателям очередную  тему  занятия, сообщает те или др. теоретические положения и выводы, статистические данные и т. д., а разъясняет их, раскрывает их связь с предыдущим  материалом. Отсюда к И. п. м. предъявляются следующие    требования:    высокий идейно-теоретический      уровень (пропагандист   всесторонне рассматривает новые процессы, явления, события во взаимосвязи, анализирует их, подводит  слушателей к пониманию темы с марксистско-ленинских позиций); использование тщательно проверенного,   доброкачественного   в научном  отношении  материала; доступность (пропагандист хорошо  должен   знать  слушателей, быть в курсе их общеобразовательной и политической подготовки, интересов и т. д.); логичность и последовательность изложения.

Готовясь к занятию, пропагандист разрабатывает план И. н. м., тщательно продумывает его содержание, последовательность изложения, определяет наглядные пособия, технические средства пропаганды, к-рые помогут ему наилучшим образом довести до сознания слушателей те или др. идеи.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ — то, что подтверждает, дополняет, поясняет положение, высказанное в печатном или устном выступлении. И. бывает словесная — конкретный пример, факт действительности, статистические данные, документ, литературный образ, отрывок из мемуарной, художественной литературы — и наглядная — рисунок, фотография, схема, диаграмма, экранное и звуковое пособие и др. виды наглядных пособий. Применение И. имеет большое значение в учебном процессе, способствует эмоциональному восприятию, лучшему пониманию, усвоению и запоминанию изучаемого материала. Целесообразно сочетать словесные и наглядные И., разнообразить их. При использовании И. в пропагандистской практике важно обращать внимание на их достоверность, эмоциональную насыщенность.

ИНДИВИДУАЛИЗМ — тип мировоззрения, принцип поведения, характерный для некоммунистической идеологии и морали. Его смысл сводится к тому, что признается превосходство индивида над коллективом и об-вом, отдельный человек рассматривается как осн. движущее начало в об-ве, как автономная единица, к-рая якобы самостоятельно в состоянии разрешить все проблемы, возникающие между об-вом, коллективом и личностью.

И. проявляется как в различных   теоретических   концепциях {философских,       политических, педагогических, этических и т. д.), так и в реальном практическом поведении. Возникнув в классовом  об-ве,  И.  наиболее  извращенную форму принимает в условиях   капитализма,   становится основой мировоззрения и морали господствующего буржуазного класса. Его социальная база — частая собственность, разобщающая людей и приводящая к глубоким противоречиям общественных  и  личных  интересов. И. способствует развитию в человеке   многих   отрицательных качеств,  ведет к  анархизму и беспринципности,  к  нежеланию признавать нормы общественной морали.   Он   ориентирует личность   руководствоваться   лишь своими вкусами и личными намерениями,   порождает   у   нее эгоизм и высокомерие, стремление во всем видеть только личную выгоду, игнорируя интересы др. людей, благоприятствует развитию мещанских черт характера,  потребительского  отношения  к  жизни.  В  современных условиях И. стал типичной характерной чертой личности буржуазного типа. Ему противостоит коллективизм   рабочего   класса, находящий  выражение   в  солидарности и взаимопомощи.

В социалистическом об-ве целостное  самостоятельное  развитие личности  осуществляется на основе подлинного коллективизма. В борьбе за коммунизм условием   свободного   развитии всех становится свободное развитие каждого индивида, и это находит   свое   законодательное закрепление    в    Конституции СССР.   Как   пережиток   старой идеологии, мировоззрения и морали И. проявляется в поведении отдельных людей,  его  порождают гл. обр. недостатки в семейном, школьном воспитании, особенно подрастающего поколения. В этой связи борьба с И. остается насущной задачей идеологической,     политико-воспитательной работы.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — неповторимое своеобразие человеческой личности, высшая ступень развития ее способности воссоздавать и совершенствовать общечеловеческие ценности.

В отличие от биологического индивида, получающего в наследство вместе с организацией тела осп. программу жизни и гл. средства ее осуществления, человеческий индивид физически существовать как человек может лишь, осваивая в общении с др. людьми формы, способы и средства творения общечеловеческой культуры.

Эксплуатация человека человеком, породившая множество видов нетворческого, репродуктивного труда, сдерживала и искажала развитие И. многих миллионов тружеников, обрекала их на беспросветную нужду, тяжелый монотонный и однообразный труд, чуждый им и по целям и по характеру его выполнения. Но и в этих условиях люди не могли не проявлять гл. качества своей общественной природы: способности впитывать в себя, хранить и развивать культурно-исторические ценности своего народа, всегда своеобразно, «по-своему» превращать их в средства своей жизни, деятельности и общения.

Свободное, всестороннее развитие личности как уникально неповторимой, творческой И.- гл. цель коммунистического преобразования общественных отношений, ликвидирующего возможность использовать человека в качестве средства достижения, осуществления своекорыстных интересов собственников. Различие в видах труда, общая и профессиональная подготовка нового поколения к каждому из них не только не мешает развитию И., но и является одним из обязательных условий такого развития: каждый человек, чтобы стать развитой И., должен прежде всего стать мастером своего дела в самом высоком значении данного понятия. Всесторонне и гармонично развитая личность, наиболее полно выраженная И,- есть прежде всего развитая гармония всеобщих (т. е. интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических) способностей данного индивида, превращающая его жизнь в индивидуально-особенный процесс преобразования и развития исторической культуры человечества. Поэтому для выполнения гл. цели и задачи советской системы образования так важна (наряду с профессиональной) общекультурная и политехническая подготовка человека к жизни, подразумевающая развитие именно всеобщих его способностей.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД (к слушателям) — учет в процессе обучения индивидуальных особенностей слушателей: уровня их образовательной и политической подготовки, интересов, жизненного опыта и т. д. В соответствии с дидактическим принципом оптимального сочетания фронтальных (аудиторных), групповых и индивидуальных форм обучения в каждом конкретном случае надо находить наиболее рациональную мору индивидуализации обучения. И. п. осуществляется как непосредственно во время учебных занятий, так и в ходе консультаций, собеседований и пр. Он опирается на результаты систематического изучения слушателей пропагандистом путем наблюдений, анализа их учебной деятельности, общественной и трудовой активности, отношения к учению, работоспособности и т. д. Проявляется И. п. в дифференциации объема и сложности учебных заданий слушателям, в предоставления   им   большей   или меньшей самостоятельности в выполнении этих заданий, в характере стимулирования учения путем поощрения одних и повышения требовательности к др.

Особое внимание уделяется развитию способностей слушателей, проявляющих живой интерес к политической учебе и испытывающих известные затруднения в учебе.

ИНДУКЦИЯ — один из видов умозаключений и метод познания от частного к общему, когда на основе устойчивой повторяемости определенного признака у отдельных явлений приходят к выводу о его принадлежности всему классу явлений. И. опирается на наблюдения и эксперимент. Познавательная функция И.- получение эмпирических обобщений в каждодневной практике и научных исследованиях. И. лежит в основе многих научных открытий и обобщений.

Различают полную И. и неполную И. В первом случае вывод о классе явлений строится на основе изучения каждого представителя этого класса (напр., если каждое предприятие отрасли выполнило производственный план, зпачит, вся отрасль выполнила его); во втором  на основе изучения лишь некоторых его представителей (напр., если выборочная проверка показала, что многие районы области высевают один и тот же сорт, то заключают, что вся область   пользуется   этим   сортом). Выводы в полной И. всегда носят достоверный характер, но применяется она только тогда, когда элементы класса поддаются полному перечислению.  Вывод в неполной И. протекает при незаконченном   опыте,   поэтому она дает лишь проблематичные заключения, к-рые нуждаются в последующей  проверке.  Неполная И. бывает двух видов: популярная   и  научная.   Первая строится через простое перечисление без противоречащих случаев и отличается малой вероятностью, степень к-рой определяется   числом   и   разнообразием условий  наблюдения.  Вторая — через систематический отбор и исключение   и   протекает   при тщательном   анализе   явлений, установлении   возможных   причинных связей между ними, исключении случаев, не подтверждающих причинной связи. Научная И. проводится с использованием специальных методов — сходства, различия, сопутствующих изменений и метода остатков. Она дает высоковероятные заключения, к-рые после дополнительной проверки могут превращаться   в   достоверное   знание.   В   реальном   познании И. всегда сочетается с дедукцией.

Несмотря на проблематичность, правильно построенные индуктивные рассуждения обладают большой убеждающей силой и потому успешно применяются в процессе обучения и пропаганды. Используя И., пропагандист строит изложение материала от частного к общему, От фактов к обобщениям. Он анализирует конкретные события и явления, показывает их существенные сходства и различия, раскрывает причинные связи между ними и подводит слушателей к правильным обобщениям и оценкам. Вместе с тем пропагандист стремится развить у Слушателей умение пользоваться И.! расчленять сложные события на составляющие факторы, отделять случайное от необходимого, существенное от несущественного, корректно строить индуктивные выводы, не допускать поспешных обобщений.

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ — важнейшая составная часть коммунистического воспитания. И. в. заключается в целенаправленном и систематическом формировании у трудящихся, особенно подрастающего поколения, верности идеям пролетарского, социалистического интернационализма; классовой солидарности с трудящимися всех стран; глубокого уважения к правам и национальной независимости больших и малых» народов; чувства дружбы, равенства и взаимопомощи народов и наций, вставших на путь социализма; чувства неразрывного единства советских народов, общенациональной гордости советского человека. «Братский союз наций и народностей СССР, их совместный труд, прогрессирующее сближение, взаимообогащение национальных культур — важнейшие факторы укрепления сплоченности советского народа, успешного решения задач воспитания в духе социалистического интернационализма. Надо вести его широко, настойчиво, в органической связи с патриотическим воспитанием, выступать с позиций партийной принципиальности и непримиримости к любым проявлениям национальной ограниченности или национального нигилизма, бережно относиться к чувствам и достоинству людей всех национальностей»,- указывается в материалах июньского (1983) Пленума ЦК КПСС.

Содержание И. в. в советском об-ве определяется тем, что пролетарский интернационализм выступает как марксистско-ленинская идеология общности интересов и целей рабочего класса в его борьбе за построение коммунизма; характеризуется применением идей интернационализма в государственном, хозяйственном и культурном строительстве, в законодательстве и повседневной деятельности партийных, государственных и общественных органов и организаций, в жизни и труде народных масс. Важнейшим элементом И. в. является систематическая борьба против национализма и шовинизма, значение к-рой в условиях усилившегося противоборства двух идеологий возрастает,

Проводимое под руководством партийных организаций, И. в. базируется на социально-экономической основе социализма, обеспечивается социалистическим образом жизни, для к-рого характерны расцвет и взаимообогащение национальных культур, укрепление единства и сплоченности советского народа — новой социальной и интернациональной общности. Важную роль в И. в. играют социалистическая интеграция, расширение межнациональных связей, совместная трудовая деятельность людей различных национальностей (интернациональные стройки: БАМ, газопровод Сибирь — Западная Европа и др.).

И. в. осуществляется всеми формами и средствами идеологической работы. Значительную роль в И. в. играют система народного образования, трудовые коллективы, семья. В И. в. широко используются средства массовой информации и пропаганды, литература и искусство, различные формы массово-политической работы. Среди популярных форм И. в.- клубы интернациональной дружбы, Дни породненных городов, Месячники дружбы, экспедиции, походы, туризм, переписка, совместный труд детей и молодежи разных национальностей и т. п.

Большая работа по И. в. советских людей ведется в системе партийной и комсомольской учебы. Изучаемые здесь курсы позволяют раскрывать марксизм-ленинизм как великое интернациональное учение в действии, способствуют воспитанию людей в духе непримиримости к национализму и шовинизму, в духе пролетарского, социалистического интернационализма.

Успех И. в. во многом зависит от семьи. Поэтому пропагандист, раскрывая сущность И. в., подчеркивает роль личного примера родителей, их дружеских и сердечных отношений к людям др, национальностей (и в сфере производственной деятельности, и в быту), их непримиримости к пережиткам национализма, влияниям буржуазной пропаганды в воспитании подрастающего поколения.

Методы И. в.» убеждение, практика межнациональных отношений, воспитание интернациональных чувств и норм поведения.

ИНТУИЦИЯ — способность постижения  истины  путем  непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. В психологии И. рассматривается с т. зр. механизма ее возникновения в процессе решения творческой задачи. Решения по И. внешне выглядят как неожиданные,    предшествующие логическим. Данные экспериментальных психологических исследований говорят о том, что интуитивное решение в виде внезапной догадки («Эврика!») приходит к  тому,  кто   достаточно долго «бился» над логическим решением задачи, но «вдруг» какой-то побочный продукт его действий подсказал верный ответ, Факты говорят о том, что в голову И. не приходит. Именно об этом свидетельствуют легенды о яблоке, «подсказавшем» Ньютону закон всемирного тяготения, о ванне, позволившей Архимеду найти опосредованное решение мучившей ого задачи, и др.

Т. обр., И. может быть результатом ранее приобретенного опыта и предшествующей мыслительной работы. Связь этого опыта с решаемой задачей до поры до времени не осознается индивидом. Только в тот момент, когда у него накопленный опыт связывается с его актуальной поисковой деятельностью, и возникает И. В повседневной практике пропагандиста И. может проявиться, когда при ответах на неожиданные вопросы, требующие объяснения к.-л. жизненных явлений, он опирается не только на багаж теоретических знаний, но и на свой практический жизненный опыт. Ответ, подсказанный И., затем должен быть подтвержден логическим доказательством.

ИНФОРМАЦИОННО — СПРАВОЧНЫЙ ЦЕНТР — составная часть учебно-материальной базы информационной, агитационно-пропагандистской работы партийного комитета. Его фонд составляют систематизированные тематические материалы. Один из них отражают итоги и перспективы экономического и культурного развития страны и данного региона (республики, края, области), достижения общества развитого социализма в области социально-политического и духовного развития. Др. иллюстрируют неуклонный подъем братских социалистических стран и всестороннее укрепление их сотрудничества, дальнейшее развитие международного коммунистического и национально-освободительного движения в современных условиях. Третьи посвящены вопросам организации, содержания и методики партийной учебы, экономического образования, политической информации и агитации. В фонде представлены и местные материалы.

Фонд И.-с ц. создается силами работников партийных комитетов, партийного, идеологического актива. Он постоянно обновляется и пополняется. Это позволяет оперативно и качественно обеспечивать партийных работников, лекторов, пропагандистов, политинформаторов, агитаторов необходимыми справочно-аналитическими материалами.

Для формирования и систематизации материалов используется единая система хранения, учета, тематического распределения и оперативного поиска носителей информации.

Большую помощь в использовании материалов И.-с. ц. оказывают пропагандистам, др. активистам консультанты, члены методических советов. Каждый из них обычно специализируется в определенной отрасли знания, направлении идеологической работы, ведет групповые и индивидуальные консультации по методике эффективного использования материалов И.-с. ц., применения наглядных и технических средств.

ИНФОРМАЦИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — система сведений о развитии всех отраслей теории и практики обучения, воспитания и развития личности, используемых педагогической наукой и распространяемых с помощью специальных изданий, технических средств и пр. В нашей стране выпускаются серии библиографических указателей по всем отраслям педагогической пауки. Издательство «Педагогика» регулярно выпускает сборники «Новые исследования в педагогических науках», с помощью к-рых общественность информируется о новостях педагогической науки. При НИИ общей педагогики АПН СССР функционирует отраслевой центр научно-педагогической информации, выпускающий подписную экспресс-информацию о новостях науки и педагогической практики, о развитии педагогики за рубежом. Эти материалы широко используются Домами политического просвещения, многими пропагандистами.

ИНФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — одно из важных средств марксистско-ленинского воспитания трудящихся, распространение коммунистических идей, сообщений но вопросам общественно-политической жизни внутри страны и за рубежом. Осн. каналы, через к-рые поступает И. п. в массы,- печать, радио, телевидение, устная и наглядная агитация, лекционная пропаганда, система политического просвещения. После XXIII съезда КПСС в стране создан институт политинформаторов. Политическое информирование ведется по четырем осн. направлениям: экономическая, политическая, культурная жизнь страны, международное положение. В соответствии с ними специализируются и политинформаторы. И. п. строится на сочетании центральной и местной информации.

Дальнейшему совершенствованию И. п. служат также такие документы партии, как постановления ЦК КПСС «О повышении роли устной политической агитации в выполнении решений XXV съезда КПСС» (1977), «О руководстве Томского обкома КПСС средствами массовой информации и пропаганды» (1977), «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979), «О работе Саратовского обкома КПСО (1983) и постановление «июньского (1983) Пленума ЦК КПСС «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии».

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ — степень осведомленности человека о явлениях действительности (фактах, событиях, процессах), об идеях и теориях, имеющих то или иное общественное значение, о задачах, стоящих перед об-вом, коллективом, о законах и закономерностях общественного развития и т. д.

И.- необходимая, но недостаточная основа для формирования убеждений и взглядов личности. При всей широте и разносторонности она может не иметь достаточной глубины и не будет помогать человеку видеть закономерности развития наблюдаемых им явлений, тем более оценить их тенденции, перспективы и социальную значимость. Партийная пропаганда и устная политическая агитация призваны информировать население, но не ограничиваться этим, а, опираясь на имеющийся уровень его И., объяснять социально-политический смысл всего важного для человека и человечества из происходящего в мире.

Уровень И. населения постоянно повышается благодаря средствам массовой информации и пропаганды, что изменяет условия действенности устной пропаганды и агитации. Высокий уровень И. слушателей обостряет их восприимчивость, создавая пропагандисту, лектору благоприятную психологическую атмосферу, позволяя вести с ними интеллектуальное общение на правах равных партнеров и на доверительной основе. Это облегчает задачу пропаганды и агитации. Но, с др. стороны, это же обстоятельство и усложняет ее, требуя от идеологических кадров постоянно быть на голову выше своих достаточно информированных слушателей, чтобы иметь возможность углублять, систематизировать их знания, придавать им характер убеждений и взглядов, позволяющих человеку уверенно ориентироваться в причинно-следственных связях общественных явлений, в перспективах и тенденциях их развития.

ИСКУССТВО — форма общественного сознания, с помощью к-рой люди отражают объективную реальность и выражают свое отношение к ней; концентрированное выражение эстетического отношения человека к миру. В отличие от науки, отражающей мир в абстрактных обобщениях — понятиях, И. отражает действительность в художественных обобщениях — образах. Оно также представляет собой способ индивидуального самовыражения художника. И. и наука неразрывно связаны между собой, т. к. обе формы общественного сознания исследуют своими средствами жизненные процессы. Наука исследует и доказывает истину. И. исследует и показывает истину в образах, сосредоточивает общее в единичном и особенном, абстрактное, теоретическое — в конкретном. И. связано и с др. формами общественного сознания. Политическая идеология, право, мораль, религия ищут в И. союзника для эффективного внедрения в сознание человека своих идей, норм, правил, понятий,

В жизни об-ва И. выполняет ряд важных функций. Эстетическая его функция состоит в том, чтобы пробудить и развить в человеке эстетическое, идейно-эмоциональное отношение к действительности, что возможно только в том случае, когда в произведении И. органически сочетается глубокая идейность и совершенная художественная форма. В результате общения с подлинно художественными произведениями человек становится способным К эстетическим переживаниям, несущим ему радость и наслаждение, печаль и страдание. Не менее важна познавательная функция И. Подлинное И. отражает жизнь, исследует действительность художественными средствами в конкретно-исторических условиях и раскрывает художественную истину. И. обладает феноменальным свойством возвращать человека в далекое прошлое или переносить его в будущее. Художественные образы порождают в сознании реальность исторических событий,  наполняют  плотью  и кровью человеческое предвидение, фантазию, мечту. С познавательной функцией И. неразрывно связана функция воспитательная. Сила эмоционального воздействия произведений И. на человека настолько велика, что способна влиять на формирование мотивов поведения, интересов и духовных потребностей, непосредственно побуждать к действию. Чрезвычайно важной является проблема осн. направлений содержательного развития И. Так, социалистический реализм поднимает темы революции, воссоздает образы пламенных революционеров, рисует картины героической истории Родины. В поле зрения художников — образ современника, внутренний мир личности, ее нравственные искания. КПСС решительно выступает против произведений безыдейных, порочащих нашу действительность. Наконец, большое значение имеет и функция развивающая. Общение человека с И. требует высокого напряжения всех его психических и духовных сил. Чтобы войти в мир художественного произведения, постичь его, необходимо активизировать мыслительную деятельность, привести в движение всю силу воображения, включить в работу эмоционально-волевую сферу. Вовлечение в активную деятельность сущностных сил (интеллекта, речевого аппарата, воображения, речи, мышления и т. д.)  содействует развитию общих   личности.

И. как форма общественного сознания в классовом об-ве отражает классовые противоречия и само испытывает на себе влияние классовых отношений и интересов. Эстетические оценки людей и событий, отражаемых в художественных произведениях, и эстетический идеал, утверждаемый художником, зависят от его классовой позиции. Крупные прогрессивные художники, способные увидеть и понять передовые тенденции своего времени, создают непреходящие художественные ценности, отражающие красоту человека и его передовых устремлений. Вместе с тем в условиях классово антагонистического общества формируется И., обслуживающее господствующий класс, отвлекающее трудящихся от социальных проблем. Таково современное буржуазное массовое «искусство», пропагандирующее насилие, ужас, секс, безысходность жизни. Социалистическое И. продолжает и развивает лучшие демократические, прогрессивные традиции и способствует осуществлению коммунистического воспитания. Т. обр., в классовом об-ве И. всегда партийно. Оно выражает существенные интересы тех или иных общественных сил, классов независимо от степени осознания этого самим художником.

ИСКУССТВО ПРОПАГАНДЫ -. система способов, приемов, подходов пропагандиста, лектора к разъяснению объективной истины, теории марксизма-ленинизма политики партии и социалистического государства с учетом конкретных условий и обстоятельств, особенностей, интересов, психологии различных слоев населения. Перед идеологическими кадрами стоит задача «уметь и пропагандировать, и организовать, и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно, наиболее ясно и живо как для городской, фабричной «улицы», так и для деревни».

И. п. состоит в умении сделать ту или иную истину как можно глубже усвояемой, наиболее прочнее и тверже запечатлеваемой, добиться, чтобы знания превращались в стойкие убеждения, находили сознательное применение в целенаправленных общественно полезных действиях человека. «Вся идейно-воспитательная работа должна вестись живо и интересно, без штампованных фраз и стандартного набора готовых форм». Июньский (1983) Пленум ЦК КПСС поставил перед идеологическими работниками партии задачу настойчиво овладевать ленинским искусством пропаганды, решительно освобождаясь от формализма, шаблона, робости и лености мысли, увлекать и убеждать аудиторию глубиной проникновения в жизнь, аргументированностью доводов. Необходимо учиться доверительному общению с людьми, откровенному разговору о волнующих их делах и вопросах. И. п. основано на неразрывной связи рационального и чувственного в процессе познания человеком окружающего мира. И. п, коммунистической принципиально противоположно приемам и методам,. к-рыми широко пользуется реакционная буржуазная пропаганда для манипулирования сознанием людей. Оно несовместимо с различными импровизациями, внешними эффектами, артистичностью, предполагает глубокое знание пропагандистом, лектором проблемы на совр. уровне развития науки и практики, убежденное, популярное, эмоционально окрашенное ее изложение. И. п. коммунистической — плод многолетних усилий поколений пропагандистов ленинской партии. Каждый из них вносит свой неповторимый вклад в его развитие, и этот вклад будет тем значительнее, чем настойчивее пропагандист овладевает современными знаниями, законами и категориями педагогики, психологии, логики, приемами популяризации науки, совершенствует методическое умение.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — метод обучения, при к-ром слушатели самостоятельно решают учебно-исследовательские задачи при направляющем  влиянии  пропагандиста. Он выдвигает перед слушателями определенную задачу, для решения к-рой они должны самостоятельно осуществить операции сравнения, выявления причин и др., высказать гипотезы, проверить их, насколько возможно, на основе анализа фактов или путем проведения опытов, наблюдений, выбрать из ряда гипотез наиболее рациональную и сделать определенные выводы. В результате применения И. м. о. слушатели самостоятельно пополняют свои знания, но не путем простого усвоения информации, а с помощью доступного для них исследования учебного материала.

И. м. о. применяется во всех формах системы политической учебы, но особенно широко в теоретических и методологических семинарах. Конкретным примером использования И. м. о. является применение деловых игр, в ходе к-рых слушатели находят самостоятельные решения тех или др. экономических задач, отыскивают оптимальные варианты управления, анализируют статистические материалы, таблицы, диаграммы, сравнительные обзоры, вскрывают недостатки в деятельности того или иного производственного коллектива, сообща разрабатывают способы их устранения.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — составная часть марксистские -ленинской философи и; наука,  к-рая дает  объяснение общественным явлениям, жизни и истории об-ва, рассматривает наиболее общие законы и движущие силы его развития. И. м. возник как результат обобщения общественно-исторической практики людей и достижений конкретных наук. Оценивая выдающуюся роль К. Маркса в разработке революционной теории, В. И. Ленин писал: «Углубляя и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества. Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий…» (т. 23, с. 44), И. м. с научных позиций решил гл. вопрос о том, что материальная жизнь об-ва, общественное бытие являются первичным, определяющим, а духовная жизнь, общественное сознание — вторичным, производным. И. м. установил, что способ производства материальных благ — определяющая сила общественного развития. Он охватывает производительные силы об-ва и производственные отношения и есть воплощение их единства. К первым относятся сродства производства и люди, обладающие производственным опытом и навыками к труду; ко вторым — отношения людей друг к другу в процессе производства. Совокупность производственных отношений образует экономический строй, базис об-ва. Он имеет соответствующую ему надстройку — политические, правовые, религиозные, философские, этические взгляды, отношения, связанные с ними организации а учреждения, к-рые активно влияют на породивший их базис. С развитием и изменением производительных сил развиваются и изменяются производственные отношения.

Ключевая категория И. м.- общественно-экономическая формация, к-рую образует исторически определенный способ производства с соответствующей экономическому базису надстройкой. История знает пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На определенном этапе развития антагонистической формации возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Появляется необходимость смены старого способа производства новым, более прогрессивным. Она происходит революционным путем, на основе ломки и уничтожения старых производственных отношений и их надстройки, политических институтов и создания новых, адекватных новому строю.

Дальнейшее творческое развитие И. м. получил в трудах В. И. Ленина, документах КПСС и др. марксистско-ленинских партий. Крупным вкладом в И. м. является разработка КПСС концепции развитого социализма, определение путей его планомерного и всестороннего совершенствования, а значит, и дальнейшего продвижения к коммунизму.

И. м. — наука партийная, он органически связан с борьбой пролетариата и всех трудящихся за революционное преобразование об-ва, социальный прогресс и коммунизм. И. м, составляет методологию развития общественных наук. Знание его законов дает возможность правильно разбираться в сложных процессах общественной жизни, преобразовывать ее в интересах народных масс. В современных условиях И. м. выступает мощным оружием в борьбе коммунистических партий против буржуазной идеологии и ревизионизма.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.