Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

Г

ГИПОТЕЗА — форма   развития научных   знаний,   представляющая собою   обоснованное   предположение, выдвигаемое с целью объяснения   причин,   свойств и существования явлений действительности.    «Формой    развития естествознания,   поскольку   оно мыслит,- писал Ф. Энгельс,- является гипотеза». При этом под Г. имеют в виду не любую догадку или фантазию,   а   лишь   предположение, опирающееся на конкретные эмпирические данные. В зависимости от объекта различают Г. общие и частные. По целям объяснения — атрибутивные,   структурные,    причинно-генетические, функциональные. Особое место в науке принадлежит т. наз. рабочим Г.- условным допущениям, выдвигаемым на первых этапах в целях первичной систематизации наблюдений и не претендующим на окончательное их объяснение.

Развитие знаний через Г. включает два этапа: построение и проверку Г. Построение Г. происходит на основе анализа исходных данных, их сопоставления, выявления существенных связей и синтеза. Аналитико-синтезирующий подход позволяет выдвинуть наиболее обоснованное предположение, согласующееся с законами науки и способное не только объяснить известные явления, по и предсказать новые. Проверка Г. осуществляется путем дедуктивного выведения вытекающих из нее следствий и сопоставления их с фактическим положением вещей. Тем самым Г. выступает средством целенаправленного научного поиска, методологической основой рациональной организации научных исследований. Проверка Г. приводят либо к ее опровержению, либо к подтверждению. Опровержение имеет место тогда, когда обнаруживают противоречие между фактическими данными и выведенными из Г. следствиями. Это, приводит к перестройке Г., ее уточнению или отбрасыванию. Г. подтверждается, если дедуктивно выведенные из нее следствия совпадают с вновь обнаруженными фактами. При этом, чем больше следствий выведено из Г. и чем они разнообразнее, тем правдоподобнее и конкурентоспособнее будет само предположение.

В процессе дальнейших исследований Г. может превратиться в  достоверное  знание.  Доказательство Г. может протекать непосредственным либо логическим путем. Непосредственное доказательство связано с обнаружением предположенной в самой Г. причины. Логический способ доказательства Г. протекает в одном случае по методу множественных причин, когда выдвигают исчерпывающий ряд Г. и последовательно опровергают их, за исключением одной. В др. случае Г. доказывают системой взаимосвязанных фактов, специфические свойства к-рых указывают на их происхождение от единственной возможной причины и исключают любое иное объяснение. Смена и борьба Г. приводит ко все более полному овладению объективной истиной.

При использовании Г. в публичных выступлениях следует иметь в виду проблематичность выраженного в них знания. Поэтому при сопоставлении конкурирующих Г. речь может идти не о достоверности, а лишь о большей или меньшей степени вероятности той или иной Г. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ — одно ин ведущих идейно-нравственных качеств личности, формирующихся в системе коммунистического воспитания, процессе разнообразной трудовой, познавательной и общественно-политической деятельности. Сущность Г. в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга (перед Советским государством, об воя и народом), разумном использовании своих гражданских прав, точном соблюдении Основного Закона Страны Советов — Конституции СССР, правил социалистического общежития; в готовности к борьбе против нарушения отдельными гражданами норм правопорядка, невыполнения своих священных обязанностей.

Г. формируется в процессе усвоения идейно-нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, достойных гражданина социалистического государства; она является результатом политико-воспитательной, идеологической работы партии, всех социальных институтов воспитания — школы, семьи, трудовых коллективов, общественных организаций.

Г. тесно связана с такими качествами личности, как социа диетический патриотизм и интернационализм, коммунистическое отношение к труду, гуманное отношение к людям.

Одна из осн. задач системы политического просвещения состоит в воспитании Г. у слушателей — коммунистов и беспартийных.

ГУМАНИЗМ — совокупность взглядов, основанных на признании человека высшей ценностью, учение, защищающее достоинства и права человека, свободу в всестороннее развитие личности. Как более или менее оформленное культурно-идейное течение Г. возник в эпоху Возрождения и служил выражением интересов идущей к власти буржуазии. Гуманисты выступали против религиозного аскетизма, за свободу человеческой личности, за право человека на удовлетворение потребностей, соответствующих его «природе». Ограниченность домарксистского Г. связана с его абстрактным характером, т. е. с попыткой вывести гуманистические идеалы из вечной и неизменной «природы человека». А т. к. последняя связывалась с частной собственностью а индивидуализмом, то Г. становился предвосхищением особенностей буржуазного об-ва. С победой капитализма такой Г. стал средством маскировки античеловеческой природы этого строя, что не исключает, однако, известного прогрессивного содержания во взглядах буржуазных гуманистов (выступления против войны, милитаризма, расизма и т. п.). Очень рано в рамках Г. выделяется учение утопического социализма, к-рый связывал расцвет человеческой личности с ликвидацией частной собственности и социального неравенства.

Новый этап в развитии Г. начался с возникновением марксизма. Марксистский Г. наследовал все лучшие достижения гуманистической мысли прошлого, в т. ч. идею ценности человека как личности. Он носит научно обоснованный и практически действенный характер. Марксизм-ленинизм разработал программу реализации идеалов Г., предусматривающую ликвидацию частной собственности, эксплуатации человека человеком, национального гнета, социального и политического неравенства путем осуществления социалистической революции. С победой социализма в СССР и др. странах в них происходит гуманизация всей системы общественных отношений. Целью общественного производства становится все более полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей; гуманизируются характер и содержание труда; расширяются возможности участия всех членов об-ва в управлении делами об-ва и государства, утверждается и реализуется социалистический принцип распределения; достижения науки и культуры ставятся на службу человеку, создаются все более благоприятные условия для гармоничного развития личности. Наиболее полное воплощение идеалы Г. найдут при коммунизме, к-рый Маркс называл реальным, практическим Г..

Идеи Г. находятся сегодня в центре идеологической борьбы на мировой арене.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.