Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

Ф

ФАКТ — непосредственно  воспринимаемое человеком событие или явление реальной действительности. Термин «Ф.» употребляют   также   для   обозначения суждения о единичном событии или .  явлении,    выполняющего роль знаний о Ф. В практической  деятельности  сведения  о фактическом  положения  вещей предопределяют правильность и эффективность оценок и принимаемых на их основе решений. В научном исследовании доставляемое наблюдением знание о Ф. входит в эмпирический фундамент науки. В пропагандистском выступлении знание о Ф. выполняет  роль  аргументов  доказательного рассуждения. Сила Ф.- в их объективности и непредвзятости. Вместе с тем гносеологическая   природа   знания   о Ф.- отражение единичного явления на ступени чувственного познания — всегда      предполагает интерпретацию   Ф.   с   позиций определенной теории, к-рая объясняет и оценивает  его.  Один и тот же Ф. может быть предметом различных, в т. ч. и диаметрально       противоположных, оценок в зависимости от т. зр. и позиции оценивающего. Основанная на Ф. аргументация приобретает    доказательную    силу лишь в случае соблюдения требований диалектической логики при  оперировании  Ф.  Важнейшее из них — требование взаимосвязи, когда используют не отдельные,   изолированные   Ф.,   а опираются на всю систему знаний о Ф. В. И. Ленин требовал особого   отношения   к   такому виду аргументов, как фактические данные в социально-политической   области.   Он   писал: «Факты, если взять их в их целом, в их связи, не только «упрямая», но и безусловно доказательная вещь. Фактики, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочны и произвольны, являются именно только игрушкой или кое-чем еще похуже» (т. 30, с. 350). Используемые  в  качестве  аргументов изолированные Ф. всегда обладают   малым   весом,   поскольку допускают   различное   истолкование. Если же Ф. взаимосвязаны и подкрепляют друг друга, то вес такой системы доводов возрастает   и   определяется  не просто суммой, а произведением составляющих. Не случайно говорят, что изолированный Ф. весит как перышко, а связанные Ф. давят с тяжестью жернова.

ФИЛОСОФИЯ — форма общественного сознания, выражающая в теоретически развернутом виде понимание закономерностей бытия и сознания в их отношении друг к другу. В соответствии с этим осн. вопрос философии есть вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному. В зависимости от его решения все философские учения, теории, школы делятся на два осн. направления — материализм и идеализм. Материализм исходит из признания первичности материи и вторичности сознания, т. е. утверждает, что материя (природа, бытие) существует вне и независимо от сознания, что сознание возникает лишь на определенной ступени развития материи и по своему содержанию представляет собой отражение внешнего мира. Идеализм исходит из признания первичности сознания, идей, рассматривая мир либо как результат деятельности индивидуального сознания (субъективный идеализм), либо как форму существования некоего сверхиндивидуального сознания, всеобщего духа и т. д. (объективный идеализм). Стихийное убеждение людей в реальном существовании объективного мира обосновывается материалистической Ф., данными науки и практики. Борьба материализма и идеализма составляет важнейшую закономерность истории Ф. Возникнув   в   рабовладельческом   об-ве,   Ф.   первоначально включала   в   свой   состав   всю совокупность человеческих знаний о мире и о месте в нем человека. С прогрессом общественно-исторической  практики  и накоплением   научных   знаний происходит процесс постепенного выделения из Ф. отдельных наук и   одновременно   формирования ее как особой науки, исследующей формы и способы отношения человека и его сознания к внешнему миру. Вместе с тем стремление  к  целостному  знанию мира при недостатке конкретных  знаний приводило  Ф. к замене недостающих связей и закономерностей    вымышленными, что порождало представление о Ф. как науке наук. Четкое понимание содержания Ф., ее   места   в   составе   духовной культуры об-ва достигнуто лишь в     марксистско-ленинской     Ф. (диалектический     материализм, исторический        материализм), представляющей   собой   развернутое, диалектико-материалистическое решение осп. вопроса Ф. Это решение позволяет Ф. выступать  в  роли всеобщего  метода познания и преобразования внешнего мира, в качестве теоретической    основы    научного мировоззрения.   И   если   мировоззрение  «должно  найти  себе подтверждение и проявить себя не в некоей особой науке наук, а в реальных пауках» (Маркс К,, Энгельс Ф., т. 20, с. 442), то все же   именно   Ф.,  выступая   как самосознание науки, дает возможность понять и оценить действительное место научного открытия в развивающейся культуре и тем самым в составе мировоззрения. Тесная связь Ф. с др. науками особенно обнаруживается в области педагогики, т. к. именно Ф. формулирует понимание сущности человека и целей его воспитания.

ФИЛЬМОТЕКА — специальное учреждение или помещение, предназначенное для хранения пленок художественных, хроникально-документальных, научно-популярных и любительских фильмов. Ф. имеются на киностудиях, в органах кинопроката, н-рых учебных заведениях и музеях. Крупнейшая Ф. страны — Госфильмофонд СССР организован в 1948. Ф. создаются также при Домах и кабинетах политического просвещения. Хранящиеся в них кинофильмы широко используются на проводимых курсах, семинарах, конференциях пропагандистов и т. д., на занятиях в системе партийной и комсомольской учебы, экономического образования.

ФОНОТЕКА — собрание документальных, учебных, литературных, музыкальных и др. звукозаписей. Существуют государственные, общественные и личные фонотеки. Широкое распространение Ф. получили в Домах и кабинетах политического просвещения. Осн. их содержание  составляют  записи  докладов, речей и выступлений руководителей нашей партии и правительства, выступлений руководящих работников местных партийных и советских органов, крупных ученых страны, новаторов и передовиков производства, ветеранов партии и труда, участников гражданской и Великой Отечественной войн, методистов, пропагандистов. Особое место в Ф. занимают записи речей и выступлений В. И. Ленина, его соратников.

Для ускорения поиска и удобства пользования Ф. в Домах и кабинетах политического просвещения создаются алфавитные и предметные каталоги, отводятся специальные места для прослушивания записей и отбора нужного материала. ФОРМАЛИЗМ — предпочтительное отношение к соблюдению формы, при пренебрежении к содержанию, соблюдение внешних формальностей в ущерб делу; Ф. в пропаганде — предпочтение, отдаваемое форме и количеству мероприятий за счет их содержательности, качества. Наиболее распространенные виды Ф.: преподнесение слушателям готовых выводов науки без органической связи их с жизнью, практикой, чтение лекций, не отрывая глаз от текста при полном пренебрежении к реакции аудитории; предварительное распределение вопросов между слушателями, в результате чего каждый   готовится   только   по своему вопросу «от сих до сих», не участвует в обсуждении темы в целом; оценка качества самостоятельного изучения слушателями первоисточников марксизма-ленинизма по одному внешнему признаку — наличию конспекта и т. д.

Со стороны слушателя Ф. проявляется, напр., в механическом переписывании текстов из книг, вместо их вдумчивого изучения (конспектирования); в выступлении на семинаре, собеседовании «по бумажке» (громкое чтение конспекта); в стремлении к дословному воспроизведению заученных теоретических выводов без их глубокого понимания и т.д.

В организации пропаганды Ф. выражается чаще всего в стремлении провести побольше разнообразных мероприятий ради «галочки», в ущерб их качеству. В ( самой пропагандистской деятельности зачастую обнаруживается в контроле и оценке ее по внешним, несущественным, т. е. формальным, показателям. Искоренение Ф. во всех его видах — важная задача партийных организаций, пропагандистов.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.