Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

Э

ЭГОИЗМ — нравственный принцип, признающий приоритет частного интереса над интересами об-ва и окружающих людей, превращающий этот интерес в осн. мотив деятельности. Э.- наиболее открытое проявление индивидуализма. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что эгоизм есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждения индивидов. Он органически присущ любому эксплуататорскому об-ву, но приобретает характер общественной необходимости в условиях капитализма, к-рому свойственны тотальная конкуренция и обострение всех антагонистических противоречий. Только социализм, уничтожающий классовые антагонизмы, устраняет и наиболее глубокие причины, к-рые вносят разлад между интересами личности и интересами об-ва. Закономерной тенденцией развития нашего об-ва является вытеснение принципа Э. принципом коллективизма, восприятие преобладающей массой советских людей общественных интересов как своих собственных.

Гармонизация общественных, коллективных  и   личных   интересов предполагает последовательное осуществление воспитательных мер, формирование коммунистически мыслящей и действующей личности, чуждой эгоистических побуждений и проявлений.

ЭКЗАМЕН -одна из форм итоговой проверки и оценки знаний учащихся, слушателей системы политического образования.

Э.- неотъемлемая часть учебного процесса в университете марксизма-ленинизма. Они организуются здесь, как правило, в середине или конце учебного года, после изучения одного из разделов учебной программы или программы в целом. Обычно перед Э. в помощь слушателям проводятся обзорные лекции, консультации, экскурсии. Э. проводятся по заранее разработанным письменным билетам, к-рые включают в себя осн. вопросы изученного курса. Принимает Э. преподаватель, ведущий данный курс, или комиссия, назначенная руководством университета.  Ответ слушателя на Э. должен быть правильным, полным и обоснованным, изложен логически последовательно, содержать необходимые обобщения и выводы, показать умение применить полученные знания к анализу конкретных явлений общественной жизни. При оценке знаний учитывается также, как тот или иной слушатель занимался в течение года.

ЭКЛЕКТИКА — способ рассуждения, выражающийся в смешении существенного и несущественного, случайного и необходимого, что приводит к мешанине из противоречивых идей, теорий, взглядов или стилей. История и опыт идеологической борьбы учат, что Э. нередко пытаются выдавать за диалектический подход под видом всестороннего охвата сложных социальных явлений. В. И. Ленин решительно выступал против замены диалектики эклектицизмом, часто практикуемой оппортунистами социал-демократического толка. Он писал: «При подделке марксизма под оппортунизм подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и прочее, а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития».

ЭКОЛОГИЯ    СОЦИАЛЬНАЯ — область знания, изучающая закономерности взаимоотношения об-ва и природной окружающей среды. Термин «экология» — греческий, буквально означает «учение о месте обитания». Проблемы Э. с. приобрели ныне особую актуальность, стали объектом острейшей идеологической борьбы. Буржуазные идеологи и политики широко используют их в демагогических целях. Они заявляют, что преодолеть экологический кризис возможно, только прекратив классовую борьбу, установив классовый мир. Пытаются обосновать необходимость объединения человечества, конвергенции противоположных социальных систем . посредством «новой экологической идеологии», способной якобы осуществить «экологическую революцию» и спасти цивилизацию.

Капиталистические отношения неизбежно порождают хищническую расточительную эксплуатацию природных ресурсов. В погоне за максимальными прибылями транснациональные монополии особенно жестокому разграблению подвергают природные богатства развивающихся стран, прежде всего (уголь, нефть, руду). Стремясь разместить в этих странах наиболее загрязняющие окружающую среду производства, монополии фактически осуществляют экологический геноцид. Современный экологический кризис выступает как составная часть общего кризиса капитализма. Проблема преодоления экологического кризиса имеет в первую очередь социальный характер.    Научно-технический    прогресс создает технологические условия для ее решения (возможность создания мало- и безотходного производства, повышения сроков использования изделий, более широкого применения источников энергии и т. п.). Но рациональное использование научно-технического прогресса в необходимых для оптимизации отношений человека и природы масштабах возможно только в условиях социалистической цивилизации. Социализм, преодолев антагонистические частнособственнические отношения, способен контролировать развитие общественного производства, отношения с природой, осуществлять эффективную природоохранительную политику в государственном масштабе. Большое значение для гармонизации взаимодействия об-ва и природы имеет экология. Э. с, опираясь на данные экологии биологической, изучающей взаимоотношения организмов с окружающей средой и друг с другом, разрабатывает научно обоснованные программы рационального использования природных ресурсов, охраны природы, усиления ее оздоровительных и эстетических качеств, максимального предотвращения и преодоления отрицательных экологических последствий НТР. Проблемы Э. с. находятся в СССР в центре внимания партийных, государственных организаций и ведомств, научных учреждений и учебных заведений. Важное значение приобретает в настоящее время экологическое воспитание, пропаганда среди населения экологических знаний, направленные на воспитание отношения к природе как источнику уникальных материальных и духовных ценностей.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ — составная часть многогранной работы по коммунистическому воспитанию советского народа, формированию научного мировоззрения членов об-ва. Э. о. т. призвано давать знания объективных экономических законов социализма, экономической стратегии и политики партии. Это имеет важное значение для повышения научного уровня хозяйствования, обеспечения активного участия трудящихся в управлении производством, воспитания коммунистического отношения к труду и социалистической собственности, последовательного осуществления режима экономии и бережливости. Э. о. т. партия уделяет большое внимание, т. к. в условиях социализма экономика, по образному выражению В. И. Ленина,- это для пас самая интересная политика.

Массовая экономическая учеба в стране развернута на основе постановления ЦК КПСС «Об улучшении экономического образования трудящихся» (1971). Этим    документом    определены содержание, система и организации Э. о. т., раскрывается механизм руководства им. В основу положено изучение экономической политики КПСС, закономерностей экономического развития об-ва, ленинских принципов и методов хозяйствования, социалистического хозяйственного механизма, экономики и организации производства, труда и передового опыта, путей повышения эффективности производства и качества работы, ускорения научно-технического прогресса в органической связи с деятельностью трудовых коллективов, с выполнением задач экономического и социального развития. В стране ежегодно свыше 35 млн. человек, занятых в сфере материального производства, углубляют и расширяют свои экономические знания.

Непременное требование к организации массовой экономической учебы — соблюдение дифференцированного подхода к слушателям, изучение ими программ, к-рые учитывают характер их работы, особенности производства, уровень подготовки. В постановлении ЦК КПСС. Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся» (1982) подчеркивается, необходимость усиления практической направленности экономического образования. «Изучение теории   и   экономической   политики,- указывается в документе,- вести в тесной связи с жизнью, с конкретными задачами коллективов, подчинить более полному использованию преимуществ и возможностей развитого социализма».

В свете решений июньского (1983) Пленума ЦК КПСС осуществляется дальнейшее совершенствование системы Э. о. т., повышение ее действенности, более тесное соединение ее с производственным обучением. Решается задача о всецелом подчинении экономической пропаганды и экономического воспитания потребностям интенсификации народного хозяйства, выработке современного экономического мышления, социалистической предприимчивости и деловитости. Особый акцент делается на усилении воспитательных последствий учебы, на развитии у каждого слушателя умения применять знания в борьбе за повышение производительности труда, укрепление трудовой дисциплины и организованности, осуществление режима экономии, внедрение хозрасчетных методов хозяйствования, научно-технических достижений и передового опыта. Руководство Э. о. т. осуществляют     партийные     комитеты.

Организуют его министерства, ведомства, руководители предприятий, строек, колхозов, совхозов и совместно с партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями. В целях координации учебы, повышения ее уровня и органической связи с жизнью при партийных комитетах созданы советы по экономическому образованию, к-рые разрабатывают перспективные планы экономической учебы, осуществляют контроль за качеством, оказывают регулярную   методическую   помощь.

Э.о.т. оказывает непосредственное воздействие на развитие социалистического соревнования. Многие пропагандисты помогают слушателям экономически грамотно обосновывать социалистические обязательства, встречные планы, анализировать хозяйственную деятельность, искать и находить резервы производства.

В качестве преподавателей и пропагандистов Э. о. т. привлекаются наиболее теоретически подготовленные коммунисты, опытные хозяйственные руководители, специалисты народного хозяйства, работники экономических служб, преподаватели учебных заведений и научные работники.

ЭКСКУРС — отступление от гл. темы изложения для освещения побочного или дополнительного вопроса. В пропагандистском выступлении Э. возможны и целесообразны для изложения истории рассматриваемой проблемы (теории, идеи), для показа связи ее с пограничными вопросами из др. наук и областей знания, для демонстрации вариантов практического применения теории к жизненным ситуациям (разбор, анализ самих ситуаций) и т. п. Э. помогает пропагандисту разъяснить теоретический вопрос более понятно, доходчиво, убедительно, т. к. позволяет показать его роль и место во времени (исторический Э.) и пространстве (Э. в соседние области знаний). Однако при всей полезности Э. нельзя ими чрезмерно увлекаться, чтобы побочный, дополнительный материал, призванный выполнять служебную роль, не заслонил собой гл. темы разговора.

ЭКСКУРСИЯ — одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. В практике политической учебы широко используются Э. в музеи, на тематические выставки, промышленные предприятия, стройки, в колхозы, совхозы, по историческим и памятным местам. Образовательное значение Э. состоит прежде всего в том, что они переносят процесс обучения в обстановку непосредственного созерцания предметов, находящихся в окружающей среде или собранных в музеи. По экспонаты музеев разнообразны: исторические документы, подлинные вещи участников революционных событий, защитников Родины в годы гражданской, Великой Отечественной войн, образцы промышленных изделий и сельскохозяйственных продуктов, отражающих экономику и культуру края, области, города, района. Экскурсовод, пропагандист останавливают внимание слушателей прежде всего на тех экспонатах, к-рые наилучшим образом помогают им закрепить, углубить знания, полученные в процессе учебы. Отсюда наиболее целесообразно проводить Э. после того, Как изучена вся тема. Однако Э. могут проводиться и перед изучением новой темы, предваряя лекцию, рассказ пропагандиста.

ЭКСПЕРИМЕНТ — способ познавательной деятельности в науке, состоящий в активном воздействии на исследуемое явление путем преобразования (комбинации и варьирования) или изоляции тех или иных условий его существования. Э.- форма практической чувственно-предметной деятельности, наиболее отчетливо связанная с теорией, т. к. цель Э. не в достижении н-рого практического эффекта, а в получении знаний. Поэтому Э. выступает как источник познания, как способ развития и интерпретации теории, как критерий истинности полученных знаний. Будучи тесно связанной с, экспериментальная деятельность существенно зависит от практики, от производства,  ибо последнее  обусловливает как задачи, решаемые с помощью Э., так и средства решения этих задач (в частности, экспериментальную технику). По мере превращения пауки в непосредственную производительную силу и ликвидация социальных антагонизмов само производство становится экспериментальной наукой. На этой основе происходит сближение научного и производственною, более того, социального Э.

ЭМОЦИИ особый класс психических процессов и состояний, возникающих при выполнен любой деятельности и в связи с ней, а также под влиянием внешних и внутренних воздействий и обстоятельств. Э. проявляются в виде удовольствия, неудовольствия, радости, страха и т. д. Э. отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений, ситуаций и одним из гл. механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации).

К эмоциональным процессам в широком смысле относятся аффекты, собственно Э. (положительные и отрицательные) и чувства. Кроме того, выделяются состояния особой эмоциональной напряженности (стресса). Аффектами называются эмоциональные  процессы,  стремительно  и бурно овладевающие человеком и имеющие характер сравнительно кратковременных вспышек. Таковы, напр., взрывы гнева, отчаяния, страха. В сравнении с аффектами собственно Э. представляют собой более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешней деятельности. Развитие Э. связано с тем, что определенные объекты и ситуации, предшествовавшие непосредственно возникновению Э., приобретают способность вызывать их. С этим связана и предвосхищающая функция Э. Они способны предвосхищать (нередко ошибочно) события и ситуации, к-рые еще не наступили, и могут возникать в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Э. влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, различаясь при этом степенью осознанности.

Важнейшая особенность Э. состоит в способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем его опыт индивидуальных, он формируется также в результате эмоциональных, возникающих в общении с др. людьми. Сам способ выражения Э. приобретает черты социально формирующегося, исторически изменчивого «эмоционального языка», о чем свидетельствуют, напр., многочисленные  этнографические описания. Собственно Э. находятся в ином отношении к личности и сознанию, чем аффекты: последние воспринимаются субъектом как состояния, происходящие «во мне», первые — состояния моего «я».

Формирование Э. человека — важное условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Высший продукт развития Э. человека — чувства, к-рые возникают в онтогенезе как результат обобщения конкретных ситуативных Э.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — научное или научно-популярное справочное издание, дающее систематизированное, краткое изложение всей совокупности знаний (универсальные Э.- Большая Советская Э., Малая Советская Э. и др.) или свод знаний по конкретной области (специальные Э.- педагогическая, историческая, техническая, медицинская и т. п.). Так, «Педагогическая энциклопедия» (в 4-х т. М., Советская энциклопедия. 1964-1968) содержит около 3500 статей, посвященных осн. психолого-педагогическим проблемам воспитания и образования подрастающего поколения: вопросам коммунистического воспитания, общим проблемам педагогики, дидактике, методике обучения и др. Ряд статей снабжен списком литературы, к-рая может помочь читателям глубже изучить заинтересовавший их вопрос. Различные Э., словари, справочники имеются в книжных фондах библиотек, в т. ч. и массовых, широко используются при самостоятельном чтении литературы, написании слушателями рефератов и т. д.

ЭРГОНОМИКА — научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве. Э. возникла в связи со значительным усложнением технических средств и условий их функционирования в современном производстве, существе иным изменением трудовой деятельности человека, в ней многих трудовых функций. Э. сформировалась на стыке наук — психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. В условиях научно-технической революции резко возросли стоимость технических средств и «цена» ошибки человека при управлении сложными системами. Поэтому при проектировании повой и модернизации существующей техники особенно важно заранее учитывать возможности и особенности людей, к-рые будут ею пользоваться. При решении такого рода задач необходимо согласовать между собой отдельные   рекомендации   психологии, физиологии, гигиены труда, социальной психологии и т. п., соотнести их и увязать в единую систему требований к тому или иному виду трудовой деятельности человека. Оси. объект исследования Э.- система «человек — машина». Э. изучает характеристики человека, машины и среды, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия, разрабатывает методы учета этих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, изучает проблемы целесообразного распределения функций между человеком и машиной, функционирования человеко-машинных систем, определения критериев оптимизации таких систем с учетом возможностей и особенностей работающего человека (группы людей). Ряд эргономических проблем связан с задачами производства технически сложных товаров широкого потребления, а также с проектированием рабочих мест и условий трудовой деятельности, с использованием  новой  техники.

Э. опирается на комплекс наук, предметом исследования к-рых является человек, и развивается в тесном взаимодействии с инженерной психологией, кибернетикой, системотехникой, исследованием операций, технической эстетикой, а также с научной организацией и охраной труда, ЭРУДИЦИЯ — глубокие, всесторонние познания, широкая об окружающем мире и законах его развития. В политическом просвещении высоко ценится Э. пропагандиста, проявляющаяся в готовности в любой момент умело и эффективно использовать знания из различных областей науки и жизни, творчески применять знания закономерностей, усвоенных им на одних явлениях, для объяснения более широкого круга др. явлений, аналогичных с первыми в рассматриваемом отношении. Э. отличается от простой начитанности. Последняя может выражаться в широте знаний и хорошей памяти, но не сопровождаться творческим складом мышления.

ЭСТЕТИКА — философская наука о сущности и закономерностях развития эстетических предметов и явлений в природе, об-ве, человеческой деятельности, прежде всего в искусстве. Познание человеком объективной реальности представляет собой не только проникновение в сущность явлений с помощью разума. Действительность дана людям в ощущении, вместе с тем в целостном эмоциональном восприятии. Наше познание не зеркально-равнодушное отражение, а чувственно-понятийный и образно-эмоциональный, активно преобразующий действительность процесс. Все явления реального мира существуют в состоянии определенного соотношения содержания и формы. Человек познает не только абстрактную, теоретическую сущность явлений, но и их целостный образ, совершенство или несовершенство, состояние соотношения формы и содержания, вызывающее в нем идейно-эмоциональное, собственно эстетическое отношение и переживание. Совершенство предмета или явления, гармоническое единство идейного содержания и соответствующей формы доставляют человеку эстетическое наслаждение.

Осн. категориями Э. являются: прекрасное — конкретно-историческое проявление совершенства формы и содержания в предметах и явлениях природы и общественной жизни; безобразное — несоответствие формы и содержания, ведущее к разрушению совершенного и гармонического в конкретно-исторических условиях; трагическое — гибель одни и торжество др. начал — результат борьбы противоположностей; комическое — несовершенное, объективно или субъективно претендующее быть совершенным, подменить собой прекрасное, утвердиться в своем несовершенстве. Осн. категории Э. тесно взаимосвязаны между собой и отражают реально существующие эстетические объекты, явления, процессы, порождающее в человеке эстетическое отношение и переживания.

Э.- наука многоотраслевая. Существует промышленная 3., художественное     конструирование, художественное моделирование, Э. труда ит. д. Осн., центральное звено Э. как науки — Э. искусства как формы общественного сознания. В зависимости от социально-классового положения в об-ве, от господствующих концепций искусство выполняет в жизни либо прогрессивную, либо реакционную роль.

Искусство социалистического реализма направлено на решение задач коммунистического строительства, формирование всесторонне, гармонически развитой коммунистической личностию.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс формирования у человека эстетического, отношения к искусству и действительности. Его целью в условиях социалистического об-ва является эстетическое развитие и образование личности, приобщение ее к духовным ценностям, а также к художественно-творческой деятельности. Осн. звено Э. в.- художественное воспитание средствами искусства и путем вовлечения в художественно-творческую деятельность. Огромную роль в Э. в. играют эстетические явления действительности: природы, труда, быта, окружающей, общественных и межличностных отношений. Э. в. средствами искусства и действительности формирует у, человека эстетическое сознание и посредством его эстетическое отношение к прекрасному и безобразному, комическому и трагическому. Э. в. неразрывно связано с политическим и нравственным воспитанием, с формированием общественно-политических и нравственных идеалов личности, понимания красоты поведения. Э. в. развивает чувство и понимание красоты труда и является для человека мощным стимулом к трудовой деятельности. Воспитание коммунистического отношения к труду неразрывно связано с Э. в. отношения к нему. Э. в. развивает в человеке способность образного мышления, глубокого эмоционального переживания, творчества и поведения по законам красоты. Осуществляя такое воспитание, следует показывать воспитуемым художественные ценности, созданные передовой, прогрессивной культурой, воспитывающие коммунистическую идейность и обогащающие духовную жизнь человека. Вместе с тем необходимо разоблачать буржуазное искусство, направленное на подавление в массах прогрессивного общественного сознания, отвлечение их от острых социальных проблем, формирование развлекательно-потребительского отношения к искусству.

В совр. условиях значение Э. в. в общем процессе формирования коммунистической, гармонически развитой личности сильно возросло. В связи с широким распространением средств массовой информации и пропагандой произведений искусства по этим каналам потребность повышения эстетической грамотности людей стала носить всеобщий характер.

Э. в. имеет и непосредственное народнохозяйственное значение. Подготовка эстетически грамотных участников социалистического производства позволяет повысить качество выпускаемой продукции. «Государство,- записано в Конституции СССР,- заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического. воспитания советских людей, повышения их культурного уровня».

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — осознанная людьми совокупность социально обусловленных идей, теорий, взглядов, критериев, отражающих конкретно-историческое эстетическое отношение человека к действительности и искусству. В Э. с. органически включается эстетический идеал — социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, об-ве, человеке и искусстве. Содержание Э. с.- объективно-эстетические категории (такие, как прекрасное, трагическое, комическое и безобразное), помогающие эстетическому восприятию  и осмыслению явлений, процессов действительности и искусства. В единстве с эстетическим чувством оно включает в себя понятие художественного вкуса и суждения — способности человека к оценке предметов, явлений, ситуаций, их эстетических качеств с позиций эстетического идеала. Социальная обусловленность Э. с. порождает в различные, нередко противоположные эстетические концепции и идеалы. Формирующееся Э. с. развивает в человеке способность эстетического суждения, эстетической оценки, содействует накоплению знаний о критериях художественных оценок. Эстетическое суждение, основывающееся на развитом Э. с, есть доказательная, обоснованная идейно-эмоциональная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы. Э. с. человека развивается в процессе его непосредственного общения с эстетическими явлениями социальной действительности, природы, искусства, а также в активной художественно-творческой деятельности. Решающую роль в формировании Э. с. играет целенаправленное эстетическое воспитание, последовательно и систематически осуществляемое художественно-эстетическое образование. Благодаря развитому Э. с. человек получает возможность глубже проникать в сущность эстетических явлений действительности и искусства, совершенствовать эстетическое чувство, творчески трудиться, жить богатой духовной жизнью.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО — эмоциональное состояние человека, возникающее в процессе эстетического восприятия явлений действительности или произведений искусства. Э. ч. есть социально обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету. В зависимости от состояния и соотношения формы и содержания, от сущности и значимости идейного содержания (напр., в произведениях искусства), его отношения к форме эстетические явления способны возбуждать в человеке чувство духовного наслаждения или отвращения, глубокое переживание возвышенных чувств или ужаса, страха, а также чувства, порождаемые комическим,- словом, все те эмоции, к-рые сопровождают общение с прекрасным, безобразным, комическим, трагическим. Э. ч., все вместе или каждое в отдельности, способны вводить человека в психическое состояние эмоционального потрясения, просветления и духовного подъема. Именно через глубокое эмоциональное переживание Э. ч. с нравственным. Влияя на нравственные человека, Э. ч. способствует его нравственному совершенствованию. Роль Э. ч. в формировании духовного мира людей состоит еще и в том, что эмоциональные переживания составляют основу возникновения н-рых физических и особенно духовных потребностей. Человек только тогда развивает в себе потребность в духовном общении с эстетическими ценностями, когда он под их влиянием неоднократно переживал Э. ч., наслаждался ими, развил в себе способность тонкого реагирования на прекрасное или безобразное, проявляющееся в реальной действительности и искусстве.

ЭТИКА. — философская наука, объектом изучения к-рой является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин «Э.» был введен Аристотелем.

Марксистско-ленинская Э. формировалась вместе с развитием революционной пролетарской морали, а затем социалистической и коммунистической и была призвана осмысливать и теоретически защищать эту новую мораль в ожесточенной классовой, идеологической борьбе. С т. зр. революционно-практических задач рабочего класса и его партии ученых-марксистов интересовало не столько исследование этических категорий, логический анализ «морального языка», история этических учений, сколько проблемы становления и развития пролетарско-коммунистического морального сознания и поведения.

Вопрос о внутренней структуре марксистско-ленинской Э. как науки имеет важное методологическое значение. Э. включает в себя такие разделы морального знания: историю этических учений; историю нравственности; методологические основы и проблемы марксистской Э.: определение предмета Э., сущности и специфики морали, специфически моральную проблематику; систему   общих   категорий   Э.; коммунистическую мораль, историю, принципы; нормативную 3., критику современных буржуазных и ревизионистских этических концепций. Э. выясняет соотношение бытия и морального сознания, вырабатывает практические рекомендации, касающиеся поведения человека в конкретных условиях, и тем самым оказывает существенное воздействие на воспитание трудящихся, особенно молодежи.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.