Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

Д

ДЕДУКЦИЯ — один из видов умозаключений, а также метод познания и систематизации научных знаний. Д. как умозаключение — логически      необходимый переход   от   известного   общего знания к новому частному знанию. Ее типичная форма — подведение частного случая под общее правило, когда общие свойства класса переносятся (или не переносятся)   на отдельных  его представителей.       Дедуктивное умозаключение состоит из двух посылок   (большей  и меньшей) и заключения.В качестве большей  посылки  могут  выступать законы    науки,    эмпирические обобщения,   нравственные   или правовые   нормы   поведения, а также   очевидные,   не нуждающиеся в особом доказательстве аксиоматические положения. Применяя их к конкретным фактам, событиям,  явлениям,   выраженным в меньшей посылке, получают   новое   выводное   знание, к-рое наз. заключением. Так, из общего положения о том, что во всех   социалистических   странах господствующая форма собственности — общественная   собственность на орудия и средства производства, а также из конкретного факта, что ЧССР — социалистическая страна, с необходимостью следует: господствующая форма собственности в этой стране — общественная собственность на орудия и средства производства.

Д. включает такие виды умозаключений: категорические, условные,   разделительные   и др. Методологические требования  к Д. выражаются в том, что в процессе  умозаключения  необходимо точно описать исходное теоретическое    или    эмпирическое обобщение, а также достоверно представить конкретное событие или явление.   При   соблюдении логических,  правил   вывода Д. дает точные и несомненные результаты.   Ф.   Энгельс   писал: «Если паши предпосылки верны и если мы правильно применяем к ним законы мышления, то результат  должен соответствовать действительности…». Д. тесно связана с индукцией, с помощью к-рой формируются научные   и  практические обобщения.

Дедуктивный метод широко используется в процессе обучения. Опираясь на него, пропагандист вначале излагает исходные положения науки, ее законы, эмпирические обобщения, а затем применяет их к конкретным фактам, событиям, явлениям, в результате чего они получают обоснованное объяснение или научную оценку. Это способствует развитию у слушателей навыков строгого дедуктивного рассуждения. В дальнейшем Д. помогает им при анализе и оценке конкретных ситуаций, когда требуется применение усвоенных теоретических положений и научных законов. Д. выступает одной из логических форм, обеспечивающих рациональный переход от теории к практике.

ДЕМОНСТРАЦИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ — способ наглядно-чувственного ознакомления слушателей (учащихся) с изучаемым предметом, явлением, процессом; один из эффективных приемов обучения. Основан на единстве рационального и чувственного в процессе познания объективной истины. Д. в. п. применяется для большей ясности и доказательности излагаемого материала, более прочного запоминания. «Кто не замечал вад собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания, и что к такой, врезавшейся в нас, картине мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро?». Эффективность Д. н. п. зависит от правильного выбора демонстрируемых пособий, их качества, умелого сочетания рассказа пропагандиста с обращением к репродукциям картин, таблицам, схемам, картам, диаграммам, диапозитивам, кинофильмам и т. д.

ДЕНЬ ПРОПАГАНДИСТА — одна из форм подведения итогов работы системы партийной учебы и поощрения партийных пропагандистов. Практика ежегодного проведения Д. п. получила поддержку в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений XXVI съезда КПСС» (1981).

Д. п. проводится в канун нового учебного года в системе партийной учебы. В этот день по всей стране проходят торжественные собрания, слеты пропагандистов, где чествуют руководителей политических занятий, лучших награждают Ленинскими Почетными грамотами, настольными медалями, грамотами партийных комитетов, ценными подарками, имена наиболее отличившихся заносятся в Книги почета.

Д. п. не только праздник, но и смотр готовности к началу учебного года партийных организаций, учебно-методической базы пропаганды — Домов и кабинетов политического просвещения, партийных библиотек. В этот день средства массовой информации — газеты, радио, телевидение посвящают свои страницы и передачи   лучшим, опытнейшим мастерам  пропаганды марксистско-ленинской теории, политики КПСС, рассказывают о методах работы,   «секретах»   успеха. В партийных комитетах организуются встречи пропагандистов с ветеранами партии, руководителями различных ведомств и учреждений, передовиками и новаторами производства, деятелями науки, литературы и искусства. Проведение Д. п. создает у руководителей политических занятий, методистов,   организаторов партийной  учебы  хороший  настрой, способствует дальнейшему совершенствованию политического образования   и   воспитания коммунистов,  всех  трудящихся.

ДЕТЕРМИНИЗМ — философское учение о всеобщей, объективной и закономерной взаимосвязи, причинной обусловленности всех явлений. Осн. содержание Д.- признание   объективного   существования причинности. Домарксистский Д. сводил причинность только к   ее   механической   форме, отождествлял причинность с необходимостью.   Отрицая   объективный характер случайности, он вел к механицизму при изучении органической природы, к фатализму в сфере познания об-ва. Современная      идеалистическая буржуазная философия противопоставляет Д. индетерминизм — учение, отрицающее всеобщность и объективность причинной обусловленности явлений — материального и духовного мира. Диалектический материализм, строго научно трактуя соотношение необходимости и случайности, причинности и закономерности, обобщив данные общественных и естественных наук, преодолел ограниченность механистического Д., распространил Д. на области наук об об-ве и мышлении. Марксизм подчеркивает, что Д. не только не предполагает фатализма, а, напротив, дает почву для активного действия. В. И. Ленив писал, что идея Д. устанавливает необходимость человеческих поступков, «отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, пи совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка…». Д.- важный принцип научного подхода к решению задач строительства нового об-ва, в т. ч. и коммунистического воспитания трудящихся.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание к-рой составляет целесообразное его изменение и преобразование. Осн. видом Д., сыгравшим, согласно учению классиков марксизма-ленинизма, решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд, с к-рым связаны др. виды человеческой Д. (игра, учение,  общение  и т. д.).  на основе физического труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный, как особая общественно необходимая  теоретическая  Д.

Анализ структуры как материальной, так и духовной Д. обнаруживает следующие оси, элементы, составляющие ее предметное содержание: мотивы побуждающие субъект к Д.; цели, на достижение к-рых она направлена; сродства — с помощью н-рых Д. осуществляется, и ее результаты. Более детальный анализ предполагает еще выделение того или иного вида конкретной Д. (напр., труд, учение, игра и т. д.), имеющей собственную мотивацию; целенаправленных действий и, наконец, их автоматизированных компонентов — операций, обеспечивающих использование имеющихся средств и условия для достижения необходимого результата.

В ходе исторического развития изменяются условия, содержание и технические средства Д. человека, что определяет и формирование его сознания. На каждой ступени возрастного развития определенная Д. приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности.

Пропагандисту полезно иметь представление о структуре учебной Д. с целью формирования ее навыков у слушателей, а также развивать у себя способности  к  таким   формам  Д.,  как лекционная работа и непосредственное общение со слушателями.

ДИАГРАММА — графическое изображение, наглядно показывающее посредством линий, геометрических фигур или рисунков соотношение между разными величинами; один из типов наглядных пособий. В зависимости от способа изображения сравниваемых показателей употребляются следующие Д.: 1) линейные (графики) — нанесенные на координатное поле отрезки определенной длины, верхние концы к-рых соединены ломаной линией; 2) прямоугольные — последовательный ряд прямоугольников одинаковой ширины, расположенных вертикально (столбиковые) или горизонтально (ленточные); 3) круговые, или секторные,- круги, разделенные на секторы; 4) иллюстрированные — ряд схематических изображений определенной величины. Первый и второй виды Д. используются при анализе изменений определенного показателя у разных объектов в одно и то же время (напр., добыча нефти в таких-то странах в … г.) либо у одного и того ate объекта разное время (добыча нефти в одной стране 8а ряд лет). Круговые Д. служат для показа состава целого, его подразделения на части (классовый состав населения, структура государственного бюджета и т. п.). Простейшие Д. пропагандист обычно рисует на классной доске в ходе изложения нового материала.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИА ЛЙЗМ — одна из составных частей марксистско-ленинского учения, философская основа мировоззрения пролетариата и его партии. Являясь наукой о материальности мира, наиболее общих законах развития природы, человеческого об-ва и мышления, познания и революционного преобразования мира, Д. м. основывается на обобщении данных различных наук и исторической практики.

Создание Д. м. как целостного, органически связанного стройного учения относится к 40-м гг. XIX столетия. Его основоположники — К. Маркс и Ф. Энгельс. Они критически переработали достижения предшествующей философии, к-рая получила наивысшее развитие в материализме Фейербаха и диалектике Гегеля, отбросили метафизическую ограниченность первого и идеализм второго, доказали, что материализм может быть научным, до конца последовательным, только став диалектическим, а диалектика подлинно научной — став материалистической, распространили Д. м. на процесс общественной жизни. Дальнейшее творческое развитие это учение получило в трудах В. И. Ленина, Документах КПСС и др. марксистско-ленинских   партий.

Д. м. исходит из признания материальности мира, его непрерывного изменения и развития. Д. м. учит, что мир материален и существует объективно, независимо от сознания людей, что он познаваем. В противоположность идеализму он утверждает первичность материального и вторичность духовного, считает сознание продуктом материи, отражением  внешнего мира.

Марксистско-ленинская     диалектика основана на материалистическом понимании закономерностей развития природы и об-ва, мышления  и  познания.  В  ней органически  сочетаются  законы развития   бытия   и   познания. Основополагающая категория материалистической   диалектики — противоречие как движущая сила и источник    всякого   развития, к-рое   происходит   путем   перехода количественных изменений в  качественные,  скачков,  отрицания и повторения на более высокой основе п-рых первоначальных    черт.    Д. м.- философский метод исследования процессов  развития природы  и об-ва. Он непримирим со всем тем, что тормозит общественный прогресс, развитие науки, передовой практики.

Возникновение Д. м. означало революционный переворот в философии. Д. м. глубоко партийная наука. Он стал мощным идейным оружием рабочего класса, коммунистических и рабочих партий, всех прогрессивных сил в борьбе с буржуазной идеологией, оппортунизмом и ревизионизмом, идеалистическим  и религиозным мировоззрением.

ДИАТЕКА — помещение или место для   хранения   диафильмов, диапозитивов, др. видов наглядной статической проекции. Широкое распространение Д. получили   в    Домах   и   кабинетах политического       просвещения. Структурно   каждая   Д. состоит из  нескольких  секций-разделов: диафильмы,  диапозитивы,  фотографии,  пленочные  транспаранты, альбомы книжного формата и др. наглядные пособия, применяемые   через   кодосконы, эпидиаскопы,     диакадропроекторы. Для   удобства  пользования   наглядными материалами разработана поисковая система,  включающая  в себя предметно-тематические     картотеки, каталоги. В н-рых библиотеках Домов и кабинетов политического просвещения имеются специально оборудованные места для просмотра и отбора материалов. ДИДАКТИКА — отрасль  педагогической   науки,   раскрывающая теоретические  основы  образования и обучения в их наиболее  общем виде. Д. выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения, в т. ч. и в политическом просвещении. Д. изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и др. системах обучения.

Основоположник дидактики в ее наиболее систематизированном виде — Я. А. Коменский (1592-1670), выдающийся чешский педагог-гуманист, автор широко известной книги «Великая дидактика».

В отечественной педагогика крупный вклад в Д. внесли К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев и др. В советский период — М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Л. В. Занков и др.

Важнейшая цель Д.- раскрытие закономерностей обучения, связей между потребностями об-ва и конкретными целями и задачами обучения, между задачами обучения и содержанием образования, их методами, формами, а также достигаемыми результатами. Обобщая многочисленные виды закономерных связей, Д. формулирует принципы обучения, соблюдая к-рые учитель (пропагандист) может обеспечить оптимальное построение учебного процесса. В последние годы советская Д. разработала теорию оптимизации процесса обучения, позволяющую более осознанно и целенаправленно избирать в каждом конкретном случае наилучший вариант обучения с т. зр. его эффективности и рациональной нагрузки обучаемых и обучающих.

На каждом историческом этапе с учетом общественных потребностей Д. обосновывает задачи обучения, критерии отбора содержания образования, принципы разработки учебных планов, программ, учебников, учебных пособий, дидактических материалов для различных типов учебных заведений, систем образования.

Д. исследует методы обучения, классифицирует их по различным основаниям, разрабатывает новые методы и методические системы на основе опытно-экспериментальной работы и обобщения передового педагогического опыта. Напр., изучены , проблемно-поисковые методы обучения, к-рые в рациональной мере применяются во всех типах учебных заведений, включая и занятия в сети политического образования.

Специальный раздел Д. посвящается формам и средствам обучения, в частности, разнообразным техническим средствам преподавания ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ — особый вид пособий для учебных занятий, использование к-рых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени. Д. м.- географические карты, атласы, диафильмы, диапозитивы, учебные карточки, диаграммы, грампластинки, альбомы по истории КПСС, политэкономии, научному коммунизму, справочники и т. п.- используется не только на занятиях, но и во время самостоятельной работы слушателей.

ДИКЦИЯ — произношение, манера выговаривать слова. Хорошая Д. предполагает отчетливое произношение отдельных звуков и звукосочетаний и является важным элементом культуры речи. Недостатки Д.- шепелявость, картавость, гнусавость, проглатывание окончаний слов, торопливость,  невнятное  произношение и т. п. обычно объясняются небрежностью, слабым вниманием оратора к культуре своей речи. Совершенствование Д. имеет большое значение для пропагандистов, лекторов, докладчиков. Правильная Д. усиливает воздействие речи на аудиторию. Главное отчетливо знать те или иные недостатки своей Д. и настойчиво добиваться их устранения.

ДИСКУССИЯ — коллективное обсуждение спорного вопроса, проблемы, составная часть политического занятия. Д. в научном познании — один из активных способов достижения объективной истины. Предметом Д. на занятиях в системе политического образования могут стать проблемы, возникающие как выражение противоречия между знанием и незнанием, а также между полным и неполным знанием, между научным и житейским знанием, между умением и неумением применять знания на практике. Основа Д.- различие в понимании, в толковании, в степени усвоения теории слушателями. В изучаемой науке может быть одна бесспорная т. зр. на тот или иной вопрос. Однако в понимании его сути, особенно применительно к реальной жизни, у слушателей могут обнаружиться и различия, несколько т. зр. Дидактическая познавательная цель Д. в том и заключается, чтобы обнаружить эти различия в понимании вопроса и в товарищеском споре установить истину, прийти к единой, научно достоверной т. зр.

Особенно продуктивна Д. по узловым темам политической учебы. Она способствует активному формированию у людей научного мышления и научного мировоззрения, умения вести наступательную пропаганду, оттачивает у них качества полемистов, страстных, непримиримых борцов за чистоту идей.

Ведение Д. требует от пропагандиста не только глубокого знания предмета, но и педагогического такта, умения создать творческую атмосферу на занятии, помогающую каждому слушателю почувствовать себя участником коллективного поиска истины. Особенно важен такт, когда высказываются спорные или ошибочные мнения. Пропагандист не спешит сам исправить ошибку, стремится сделать это с помощью слушателей, чтобы они сами сообща пришли к правильному ответу на вопрос, учит людей полемизировать, отстаивать в споре верную т. зр., свои взгляды и убеждения.

ДИСПУТ — публичный спор, одна из активных форм идейно-воспитательной работы. Обычно Д. посвящается обсуждению злободневных теоретических, н-рых политических, нравственных проблем, а также книг, статей, кинофильмов, спектаклей, радио- и телепередач, Д. не отвлеченный сПор, а конкретное и действенное обсуждение к.-л. проблемы в тесной связи с реальной жизнью, политическим и жизненным опытом его участников. Хорошо подготовленный и организованный Д. дает возможность его участникам высказать свою оценку тех или иных событий, явлений общественно-политической жизни внутри страны и за рубежом, сопоставить имеющиеся т. зр. по обсуждаемым вопросам.

Чтобы Д. прошел успешно, его тщательно готовят, учитывая при этом особенности, интересы и запросы конкретной аудитории. Большое значение имеют правильный выбор темы Д., четкая формулировка осн. вопросов для обсуждения, подбор соответствующей литературы, организация консультаций. Полезно приглашать на Д., особенно в молодежные аудитории, авторитетных людей — передовиков и новаторов производства, деятелей науки и культуры, ветеранов революции, войны и труда. Успех Д. во многом зависит от ведущего, его умения вызвать живой обмен мнениями, подвести его участников к правильным обобщениям и выводам. В заключение Д. подводятся итоги, отмечаются ошибочные взгляды и мнения, обращается внимание на то ценное и полезное, что дал Д. его участникам.

ДИСЦИПЛИНА УЧЕБНАЯ — обязательное для всех членов учебного заведения, в т. ч. и системы политического просвещения, соблюдение установленного порядка, подчинение существующим правилам. Д. у. вытекает из требований общественной дисциплины труда вообще, предполагает добросовестное и сознательное исполнение обязанностей, выработанных и принятых в учебном коллективе.

В др. значении Д. у.- учебный предмет, курс.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая индивидуальность человека, т. е. совокупность относительно устойчивых психических черт, отличающих людей друг от друга и создающих уникальность, неповторимость каждого человека. Индивидуальные особенности проявляются в любом психическом процессе — в памяти, мышлении, внимании, в двигательной сфере и т. д. Индивидуальный характер носит проявление любой общей психологической закономерности. Индивидуальны и личностные черты. Учет психологических особенностей каждого человека важен не только в разработке теоретических проблем психологии, но, в частности, и в практике воспитания и обучения.

Изучение индивидуальных различий предполагает классификацию людей по их психологическим особенностям. Основой классификации могут быть, в зависимости от ее задач, особенности любого   психического   процесса или явления, напр. памяти, двигательных реакций, личностных черт и т. д., т. е. собственно психологические особенности человека. В современной психологии существует ряд подобных классификационных схем. Др. подход заключается в том, что в основу классификации кладутся осп. свойства нервной системы, т. е. психофизиологические особенности, оказывающие влияние на психологический облик индивида, в значительной мере определяющие динамические характеристики психических процессов — темп, ритм, объем и т. д.

ДОБРОВОЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ — один из осн. принципов организации политического просвещения.

Для члена КПСС овладение марксистско-ленинской теорией, повышение своего теоретического уровня — уставная обязанность. В то яге время он вправе изучать те общественно-политические дисциплины и проблемы, в знании к-рых испытывает наибольшую потребность. Стремление слушателей к знаниям — непременное условие эффективности учебного процесса,  способствующее повышению их познавательной активности, более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала.

При комплектовании системы марксистско-ленинского образования партийные комитеты и бюро, учитывая наличие квалифицированных пропагандистов, профессиональные интересы и духовные запросы коммунистов, помогают им правильно определить направленность и форму политической учебы, соответствующую как их индивидуальной подготовке, так и общим задачам, стоящим в данный период перед партийной организацией.

ДОГМАТИЗМ — способ мышления, основанный на признании не зависящих от развития пауки и практики понятий и формул (догм) и оперирующий ими без учета конкретных обстоятельств места и времени. Исторически Д. возник вместе с религией, требующей безусловной веры в положения вероучения (догматы), принимаемые без доказательства и не подлежащие никакой критике. В философии и науке Д. связан с метафизикой, с отрицанием конкретной истины, с абсолютизацией конечных результатов познания, с отрывом теории от практики, с попыткой попять новые явления жизни, исходя формул и положений, возникших в совершенно др. условиях. Догматическое мышление приводит к серьезным ошибкам в политической деятельности, т. к. не учитывает    изменившихся    обстоятельств и пытается сохранить в неизменности формы, методы и сродства   борьбы,   возникшие в прошлом. Наряду с ревизионизмом Д. представляет   большую опасность  для   международною коммунистического   и   рабочего движения.  Он  ведет  к  слепой вере в авторитеты, к игнорированию опыта масс, к сектантству, к отказу от творческого развитая     марксистской     теории. Марксизм   ведет   решительную борьбу с Д., абсолютно несовместимым с творческим духом революционной теории. «Не может быть догматизма там,- писал Ленин,- где верховным и единственным критерием доктрины ставится — соответствие ее с действительным процессом общественно-экономического     развития…». В условиях коммунистического строительства борьба с Д. приобретает особую актуальность.   Воспитание   личности коммунистического    типа,    для крой творчество — способ ее бытия,   несовместимо   с   любыми проявлениями   Д.   Исключительное значение это имеет для работы с молодежью, ибо все дело обучения и воспитания подрастающего поколения должно быть построено как творческое овладение культурой  и  формирование на этой основе разносторонних способностей личности, чему ;  советская    педагогика    уделяет большое внимание.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО   -   логическая операция установления истинности к.-л. положения с помощью др. истинных и связанных с ним суждений. Доказательное рассуждение — непременная черта научного стиля мышления. В противоположность религиозно-идеалистическим и прагматическим  спекуляциям  буржуазной идеологии марксистско-ленинская теория и идеологическая практика в процессе убеждающего воздействия на массы опираются на рациональные, научно   обоснованные   методы Д. К. Маркс придавал особое значение Д. в идеологическом процессе. «…Теория становится материальной      силой,- указывал К. Маркс,- как только она овладевает массами. Теория овладеть   массами,   когда   она доказывает…». Не слепая вера и не внушение, а доказательное      рассуждение — основа   формирования   научных убеждений.    Отсюда — важность овладения тактикой и методологией Д. в пропагандистской практике. Операция Д. включает три составных элемента: тезис — положение, к-рое нуждается в обосновании;  аргументы, или доводы,- ранее установленные истинные суждения;  демонстрация — логическая тезиса с аргументами.   Логика   предъявляет ряд требований к каждому элементу   Д.   Тезис — гл. элемент Д.- должен быть ясным и определенным, не изменяться в процессе аргументации. Смысл употребляемых при формулировании тезиса терминов должен быть доступен слушателям, иначе они не уяснят основную идею сообщения. Новые термины всегда разъясняются слушателям через определение соответствующих понятий. Требуется также логически точная и недвусмысленная формулировка суждения, выражающего тезис. Сложный тезис обычно разбивают на ряд существенных пунктов. Они становятся объектом самостоятельного обсуждения и, если обнаруживаются расхождения в их оценке, выступают пунктами разногласий но данному тезису. В пропагандистских выступлениях тезис, как правило, формулируется в начале речи, чтобы слушатели имели ясное представление о цели выступления. Аргументы роль оснований Д., поэтому требуется точная информация об их истинности, непротиворечивости, автономном от тезиса обосновании и достаточности для данного рассуждения. Демонстрация — это различные типы употребляемых в процессе аргументации умозаключений (дедуктивных, индуктивных, аналогии). Соблюдение правил вывода в соответствующих умозаключениях обеспечивает логическую правильность Д.

По способу аргументации различают Д. прямое и косвенное. Первое — обоснование тезиса такими аргументами, из к-рых тезис вытекает без к.-л. дополнительных построений. Второе — обоснование тезиса путем указания на ложность противоречащего ему суждения — антитезиса. Если устанавливают, что противоречащее тезису положение оппонента неверно или сомнительно, то отсюда заключают об истинности или большей вероятности тезиса. Косвенное Д. применяется лишь в случае альтернативного отношения между тезисом и антитезисом, когда действует принцип: третьего не дано.

Операция Д. с равным успехом применяется как в науках естественных и технических, так и в науках общественных, производственной и каждодневной практике. В этих областях рассуждений, как правило, действуют специфические методы, приемы и стандарты обоснования. Вместе с тем в каждой из них достижимы достоверные результаты, если в процессе рассуждения соблюдают правила аргументации. Особое значение имеют Д. в процессе партийной пропаганды. В. И. Ленин называл политической невоспитанностью неумение вести доказательное рассуждение по важным историческим вопросам, когда вместо обоснования ссылаются на заверения и клятвы.

ДОКЛАД как метод — публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы; один из видов самостоятельной работы слушателей системы партийного образования. Широко используется в теоретических и методологических семинарах, университетах марксизма-ленинизма и школах партийного актива. Темами Д. обычно служат актуальные теоретические вопросы, связанные с осн. содержанием изучаемого материала, а также узловые вопросы внутренней и внешней политики КПСС и Советского государства.

Подготовка доклада требует от слушателей углубленного анализа избранной темы, умелого использования первоисточников и др. политической литературы, систематизации и обобщения местных материалов, опоры на жизненный опыт.

Для успеха Д. очень важны четкий план, логически связное, проблемное изложение вопросов, убедительное обоснование выдвигаемых положений, доступный язык, верные обобщения и выводы.

Пропагандист помогает товарищам в составлении плана Д., подборе литературы. Как показывает опыт, обсуждение Д. проходит более организованно и активно, если руководитель политических занятий позаботится о том, чтобы слушатели заранее ознакомились с тезисами Д., соответствующей литературой.

Подготовка и обсуждение Д. способствуют расширению и углублению познавательных интересов слушателей, формированию у них устойчивых навыков самостоятельного исследования проблем общественной жизни, повышению интереса к политическому самообразованию.

ДОМ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ — идеологическое учреждение, центр марксистско-ленинского образования и устной политической агитации. Работает под руководством соответствующего партийного комитета.

Осн. задачи Д. п. п.: содействие глубокому целостному изучению коммунистами в системе партийного образования составных частей марксизма-ленинизма, произведений К, Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, истории и политики партии, документов и решений КПСС, трудов ее руководителей; теоретическая и методическая подготовка и переподготовка пропагандистов системы партийной учебы; совершенствование форм и методов партийного просвещения в целях повышения его качества и результативности; вооружение кадров устной политической агитации знаниями теории и методики массово-политической работы; оказание методической помощи комсомольским организациям, профсоюзным и хозяйственным органам в работе с пропагандистами комсомольской политической учебы и экономического образования; методическое руководство кабинетами политического просвещения горкомов, райкомов КПСС, первичных парторганизаций. В Д. и. п. организуются курсы и постоянно действующие семинары, проводятся теоретические и методические конференции, совещания по обмену опытом, групповые и индивидуальные консультации, готовятся методические разработки, подбираются фактический материал, наглядные пособия, устраиваются тематические выставки и т. п.

В Д. п. п. имеются, как правило, лекционные залы и аудитории для групповых занятий, предметные кабинеты, кабинет технических средств пропаганды, библиотека. В работе Д. п. п. широкое участие принимает внештатный актив — ученые, преподаватели общественных наук, опытные пропагандисты. Из их числа формируются методические советы (либо общие, либо по формам учебы и предметам, изучаемым в системе марксистско-ленинского образования), подбираются руководители пропагандистских семинаров, консультанты и т. д. В последние годы много сделано по строительству новых, современных помещений для Д. п. п., укреплению их материальной, а также учебно-методической и технической базы. По решению июньского (1983)

ДОМИНАНТА (в физиологии) — временно  господствующий  очаг возбуждения в центральной нервной системе. Для доминирующего нервного центра характерна способность вбирать в себя возбуждения, приходящие в центральную нервную систему, и тормозить работу др. нервных центров. Д. представляет собой функциональное объединение нервных центров. Осн. черты Д.- повышенная возбудимость, способность стойко удерживать это состояние, суммировать в себе возбуждения от последовательно приходящих нервных импульсов. Психологическое выражение Д.- формирование обобщенных образов и стойкой направленности внимания человека, обеспечивающих выполнение целесообразной деятельности.

Пропагандисту важно выработать у себя Д. не только но отношению к предмету изложения, но и к аудитории, заботиться о том, чтобы у слушателей развивалась Д. к предметному содержанию занятий.

ДОСТОВЕРНОСТЬ — форма существования истины, обоснованной к.-л. способом (напр., экспериментом, логическим доказательством), для познающего субъекта. Основа и критерий Д.- общественно-историческая практика. В пропаганде Д. сообщения имеет убеждающую силу, особенно если она опирается на логическое доказательство. В качестве показателя Д. пропагандируемой истины могут служить ссылки на признанные авторитеты (ученых и специалистов), на официальные документы, свидетельства очевидцев и участников событий ит. п. Высказывания классиков марксизма-ленинизма относятся к разряду наиболее убедительных аргументов истинности суждения. Психологическое объяснение действенности пропаганды, построенной на такой аргументации, заключается в вере людей в общепризнанные авторитеты, а также в понимании ими невозможности и нецелесообразности каждый раз все и вся доказывать непосредственно, когда мнение лица, авторитетного в данной области знаний, вполне достойно веры (отсюда — «достоверность»). Однако во всех случаях, когда у слушателей возникает сомнение или неуверенность в  знаниях, пропагандист призван их убедить методом логического доказательства.

ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ — дидактический принцип, к-рый предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм обучения возможностям обучаемых, учитывает уровень их образовательной подготовки, развития навыков учебно-познавательной деятельности, , степень работоспособности. Д. о.- непременное условие успешного выполнения требований учебных программ. Средства обеспечения Д. о.: оптимальный объем и сложность учебных заданий, рациональная методика обучения, соблюдение логики ее раскрытия от простого к сложному, от известного к неизвестному, ясность и четкость изложения и т. д..

Читайте так же:

Комментарии запрещены.