Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

А

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ — понятия, обозначающие, соответственно, частичное, одностороннее, неразвитое и целостное, развитое, многостороннее. С диалектика-материалистической х, зр. К. обозначает не только предмет в его развитой целостности, во всем богатстве его сторон и связей, но и развернутое полное знание об этом предмете, отражающее единство многообразных его свойств. А. же обозначает момент, сторону, этап развития самого К., неразвитое, я развернувшееся, односторонне представленное К. Поскольку целью научного является воспроизведение в сознании объекта во всей его конкретности, постольку соотношение А. и К.- важнейшая проблема теории и методологии познания, разрешаемая при помощи метода от А. к К. «Конкретное потому конкретно,- писал по этому поводу К. Маркс,—что оно есть синтез многих определений, следовательно единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляв собой действительный исходный  пункт  и,  вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления». Следовательно, К.исходный пункт познания (чувственное К.) и вместе с тем итог исследования, характеризующий изучаемый предмет в виде целостного знания о нем (мысленное К.). Что касается А., то оно представляет собой момент движения познания к мысленному К. В ходе этого движения А. одностороннее знание, фиксирующее отдельные свойства и стороны объекта, конкретизируется, т. е. обогащается, уточняется путем синтеза А. определений, свойств и сторон объекта. Этот синтез не означает простого суммирования отдельных научных абстракций, а представляет собой способ их связывания в систему, воспроизводящую действительные связи сторон объекта в их целостности. Это и есть способ (метод) восхождения от А к К., являющейся всеобщей формой воспроизведения в теории достаточно сложных, развивающихся объектов.

АБСТРАКЦИЯ НАУЧНАЯ — одни из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном выделении и самостоятельном рассмотрении тех или иных свойств предметов или отношений между ними. При этом речь идет лишь о тех из них, в которых выражается существо исследуемого явления, когда оставляются в стороне все обстоятельства, не вытекающие из его имманентных (внутренне присущих) законов. Именно так трактуется А. н. в «Капитале». Напр., рассматривая процесс абстрактно, К. Маркс сумел получить объективно-научное понимание стоимости. Аналогично обстоит дело и в др. науках. Так, один из основателей термодинамики — С. Карно обосновал взаимопревращение теплоты и механического движения, теоретически настроив идеальную паровую машину, т. е. взяв изучаемый процесс в чистом, независимом, неискаженном виде. А. н, выражает сущность явления, закон его существования, служит задаче воспроизведения конкретного в теоретическом мышлении. Говоря о значении А. н. для познания, В. И. Ленин писал: «…все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее».

АВТОРИТАРНОСТЬ — разновидность волюнтаризма, проявляющаяся как стремление отдельного лица — руководителя любого ранга — сосредоточить в своих руках всю систему управления деятельностью подчиненных лиц и коллективов, подведомственных учреждений, служб и т. д., начиная от принятия всех решений и кончая контролем их исполнения. А,- недемократический, неэффективный и потому порочный стиль руководства, когда разъяснение, коллективное обсуждение подменяются администрированием; коллективно выработанное и научно обоснованное решение — единоличными указаниями; критика и самокритика- разносом и взысканиями; разумная требовательность — грубостью; гласность, прислушивание к голосу масс — бюрократическим отгораживанием от них и т. п. В пропаганде А. проявляется, когда порой руководство ею сводится лишь к повторению общих указаний, а вот деловая помощь исполнителям не оказывается. В системе политического просвещения А. может иметь место, когда пропагандист стремится организовать учебу слушателей только с помощью указаний и требований, упуская при. этом из виду такие действенные средства, как демонстрация образца выполнения задания, обучение приемам самостоятельной работы с книгой, консультация, конкретные методические рекомендации по изучению темы и т. п.

АВТОРИТЕТ — общепризнанное значение, влияние, крое имеет в «илу определенных качеств, заслуг то или иное яйцо, социальный институт, система идей, зависимости от сферы, где осуществляется такое влияние, различают А. политический, нравственный, религиозный и т. п. Как общественное отношение А. возникает из коллективного характера человеческой деятельности, нуждающейся в организации, а тем самым и в А.. В классово антагонистическом А. выступает в форме политической власти, дополняемой и маскируемой религиозным и моральным оправданием господства эксплуататоров. При социализме и в процессе коммунистического строительства А. утрачивает насильственно-принудительный характер, влияние же тех или иных лиц, учреждений, основанное на их действительной роли в общественном прогрессе, не препятствует, а, наоборот, способствует развитию творческой инициативы и самодеятельности трудящихся. Коммунистическое воспитание не может быть основано на слепом подчинении А. и предполагает сознательное отношение к нему, как к одному из условий целеустремленной деятельности, ответственности и дисциплинированности личности, «АГИТАТОР» — журнал ЦК КПСС. Основав в 1923, Освещает вопросы внутренней и внешней политики КПСС и Советского государства, опыт и методику массово-политической работы. На страницах «А.» публикуются статьи, информации и др. материалы о политической, экономической, культурной жизни страны и международном положении. Журнал популяризирует передовые методы труда в промышленности и сельском хозяйстве, помещает консультации, статьи по психолого-педагогической тематике, ответы на вопросы читателей, публикует критико-библиографические и справочные материалы. Постоянные рубрики журнала: «Решения XXVI съезда КПСС выполним!», «Экономике быть экономной», «Пример знаменосцев», «Продовольственная программа — дело всех и каждого», «Животноводство — ударный фронт», «Культура и мораль», «Комплексный подход в массово-политической работе», «Международная жизнь», «Практика и методы политической агитации», «Наглядная агитация» и др. «А.» выходит 2 раза в месяц. Тираж (1984) — более 1,5 млн. экз.

АГИТАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — средство политического воздействия на сознание и настроение масс путем коллективных и индивидуальных бесед, выступлений на митингах, собраниях, посредством печати, радио, телевидения с целью побудить их к общественно-политической   активности.

КПСС использует A.n. для повышения политической сознательности советских людей, мобилизации их на решение задач коммунистического строительства. Ее назначение — оперативно разъяснять им политику КПСС и Советского государства, убедительно раскрывать преимущества социалистического строя, советского образа жизни, вести непримиримую борьбу с буржуазной идеологией и моралью. А. п. тесно связана с пропагандой. В настоящее время одна из важнейших задач пропаганды и агитации, подчеркивается в постановлении июньского (1983) Пленума ЦК КПСС «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии»,- всемерно способствовать решению кардинальных народнохозяйственных: интенсификации производства, быстрейшему внедрению достижений науки и техники, осуществлению Продовольственной и Энергетической программ, обеспечению рационального использования производственного потенциала страны, подъему производительности труда и на этой основе — дальнейшему укреплению экономического и оборонного могущества нашей Родины, росту народного благосостояния.

За последние годы обогатились содержание и формы A.n. Она ведется более дифференцированно среди различных групп трудящихся на производстве и по месту жительства. Прочно вошли в практику такие формы А. п., как единые политдни, выезды на места информационно пропагандистских групп, журналы, встречи за «круглым столом», вечера вопросов и ответов, собрания и сходы граждан и т. п. В А. п. активное участие принимают руководящие партийные, советские, хозяйственные работники, наиболее подготовленные кадры партии.

При формировании агитколлективов, групп политинформаторов и докладчиков парторганизации учитывают политические и деловые качества идеологического актива, теоретическую подготовку, способности, склонность к работе с людьми. Сумму таких качеств, обязательных для товарищей, ведущих A.n., В. И. Ленин в работе «Лучше меньше, да лучше» определил как «характер агитатора». Он подчеркивал, что только лица, обладающие способностью агитаторов, будут в состоянии посвятить себя всецело этому делу,- к выигрышу и для агитации и для остальных сторон партийной работы.

Среди основополагающих качеств людей, ведущих A.n.,- теоретическая подготовка, партийная принципиальность, ответственность за положение дел в трудовом коллективе, стремление создать в нем благоприятный морально-психологический климат.

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС СТРАНЫ (АПК) — важное  структурное  подразделение экономики СССР, связанное с производством продуктов питания и предметов широкого потребления из сельскохозяйственного сырья, доведением их до потребителя. АПК — это производственно-экономическая форма соединения сельского хозяйства и промышленности для производства конечных продуктов потребления в едином технологическом потоке. Сельское хозяйство и связанные с ним отрасли экономики, которые участвуют в создании, транспортировке, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, в своей совокупности и образуют АПК. Гл. роль в нем принадлежит сельскому хозяйству и промышленности, поставляющей селу материально-технические средства и осуществляющей переработку продукции земледелия и животноводства в готовые для потребления продукты. Важное значение в АПК имеют сферы производственной и социальной инфраструктуры.

По своей экономической сущности АПК представляет собой единую целостную производственно-экономическую систему, охватывающую ряд отраслей народного хозяйства, специализирующихся на производстве продукции земледелия и животноводства, ее переработке в готовые продукты и их реализацию, на производстве средств производства для сельского хозяйства и связанных с отраслей, а также занимающихся материально-техническим обслуживанием села.

С учетом межотраслевых связей в этом комплексе, конкретных требований технологического, экономического и социального характера можно выделить следующие сферы, входящие в АПК:

- производство средств производства для отраслей АПК (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, для легкой и пищевой промышленности, а также производство минеральных удобрений и др. средств химии, комбикормовая и микробиологическая промышленность);

- непосредственно сельскохозяйственное производство (отрасли растениеводства и животноводства), рыбное и лесное хозяйство;

- предприятия и организации, обеспечивающие хранение и переработку сельскохозяйственной продукции (пищевая, мясо-молочная и мукомолъно-крупяная промышленность, легкая промышленность, занимающаяся первичной переработкой сельскохозяйственного сырья, заготовительная система, элеваторно-складское хозяйство, организации, связанные с реализацией продукции);

- предприятия и организации мелиорации и водного хозяйства, производственно-технического обеспечения, агрохимической Службы,   строительные, транспортные и др. организации.

О масштабах и народнохозяйственном значении АПК дают представление следующие показатели: его конечные продукты, источником которых служит сельскохозяйственное сырье, составляют почти 75 % розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, в том числе продовольственные — более 50 %. В этом комплексе сосредоточено 30 % осн. производственных фондов страны, занято более 40 % всех работающих в народном хозяйстве, создается 42 % национального дохода. Осн. задачей АПК, как подчеркнул XXVI съезд КПСС, является падежное обеспечение страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. АПК принадлежит первостепенная роль в успешном выполнении Продовольственной программы, одобренной майским (1982) Пленумом ЦК КПСС. Поэтому развитие и укрепление АПК имеет огромное в экономическом и социальном прогрессе советского об-ва, способствует укреплению союза рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции, сближению двух форм общественной социалистической собственности, преодолению существенных различий между городом и деревней, формированию социальной однородности об-ва.

Осп. направления дальнейшего развития АПК и его эффективного функционирования определены на Всесоюзном экономическом совещании по проблемам агропромышленного комплекса (март, 1984).

АДАПТАЦИЯ — процесс приспособления к условиям существования. А. физиологическая — совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды. Большое биологическое значение имеет А. анализаторов (называемая иногда А. рецепторов или органов чувств) к действию специфических раздражителей, напр. зрительного анализатора — к свету или темноте и т. п. Социальная А.- приведение поведения человека (группы людей) в соответствие с господствующей в данном об-ве, классе, социальной группе системой норм поведения.

АКАДЕМИЗМ — чисто теоретическое направление, следование традициям в науке, образовании, искусстве. В переносном смысле — оторванность научных исследований, школьного или политического образования от жизни, общественной практики. В пропаганде А. проявляется в чрезмерной приверженности некоторых лекторов, консультантов, пропагандистов к чисто теоретическим выступлениям без показа того, как применять научные положения при решении жизненных проблем. А. в пропаганде приводит в итоге к формализму, нередко толкает слушателей к механическому зазубриванию тех или иных положений без глубокого осмысления услышанного в лекции или прочитанного самостоятельно.

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР (АПН СССР) — высшее научное учреждение в СССР, объединяющее ведущих ученых в области педагогики, психологии и др. наук, разрабатывающих проблемы обучения и воспитания, а также видных деятелей народного образования. Состоит при Министерстве просвещения СССР.

Создана в 1943 как Академия педагогических наук РСФСР; в 1966 преобразована в Академию педагогических наук СССР. Имеет отделения: теории и истории педагогики; дидактики и частных методик; психологии и возрастной физиологии; педагогики и психологии профессионально-технического образования. В состав АПН СССР входят 13 научно-исследовательских институтов, а именно: общей педагогики; общей и педагогической психологии; общих проблем воспитания; дошкольного воспитания; содержания и методов обучения; физиологии детей и подростков; школьного оборудования и технических средств обучения; художественного воспитания; трудового обучения и профессиональной ориентации; преподавания русского языка в национальной школе; дефектологии; общего образования взрослых; профессионально-технической педагогики. В систему АПН СССР входят также Институт повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин университетов и педвузов, Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д, Ушинского, экспериментальные школы.

Программа деятельности научно-исследовательских учреждений АПН СССР строится на основе постановлений партии и правительства по вопросам народного образования, культуры, науки и идеологической работы. Осн. направления деятельности АПН СССР: развитие и осуществление исследований в области педагогики, психологии, возрастной физиологии и др. наук, разрабатывающих вопросы воспитания и обучения; выявление новых возможностей в совершенствовании образования, воспитания и обучения; подготовка научно-практических рекомендаций для системы народного образования; разработка проблем совершенствования системы и содержания подготовки педагогических кадров, участие в работе по повышению квалификации учителей; координация исследований, ведущихся в СССР в области наук, входящих в компетенцию АПН СССР; всемерное содействие развитию педагогических паук во всех     союзных     республиках; распространение педагогических знаний в массах.

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ — сознательное, основывающееся на прочных марксистско-ленинских убеждениях отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. В А. ж. п. объединяются высокие идейно-нравственные качества личности, ее гражданская зрелость и наличие способности, воли и умения проводить свои убеждения в жизнь, бороться за претворение коммунистических идеалов. Одухотворенная благородными целями А. ж. п. коллективиста в корне отличается от эгоистической, корыстной активности индивидуалиста или от активности показной, рассчитанной на внешний эффект, подменяющей громкой фразой, критиканством конструктивную критику, участие в устранении недостатков.

Наиболее обобщающий признак правильно понимаемой А. я1. п. человека — превращение чувства личной причастности к поставленным Коммунистической партией задачам экономического и социального развития, личной ответственности за их выполнение в настоятельное внутреннее побуждение, в нравственную потребность. Грани А. ж. п.- творческое, добросовестное отношение к труду, любому общественно полезному делу, непримиримость к недостаткам, к антиподам коммунистической морили, решительное отстаивание ценностей социалистического образа жизни, противодействие всяким проявлениям буржуазной идеологии. Переводя помыслы людей в поступки, такая позиция выступает в качестве важнейшего критерия объективной оценки социальной роли личности, ее политических, моральных, качеств.

Производственная и общественно-политическая активность строителей коммунизма вырастает и развивается на основе успехов реального социализма, условий жизни и труда нашего парода. Однако это не стихийный процесс, В об-ве, функционирующем на научной базе, сильном сознательностью масс, А. ж. п. выступает не как простое следствие объективных социальных условий, присущих новому строю, а прежде всего как результат идеологической, политико-воспитательной работы. Высокая ответственность за пробуждение у людей интеллектуальной, трудовой, гражданской активности лежит на кадрах педагогического фронта, пропагандистах.

А. ж. п. советского человека во многом есть производное от его усилий в овладении марксистско-ленинским мировоззрением, общеобразовательными и профессиональными знаниями, от идейной убежденности. Лишь убеждении, основанные на знании, на работе собственной  мысли,  определяющие эмоции, нравственность, характер, нормы поведения, формируют стойких бойцов, сознательно отстаивающих коренные интересы партии и народа, четко представляющих исторические перспективы коммунистического преобразования об-ва. Воспитание А. ж. п. предполагает придание потребностям человека такой направленности, к-рая исключала бы активность мещанскую, потребительскую, ставящую эгоистический интерес выше интересов коллектива, об-ва. Формирование верных ценностных ориентации, служащих все: стороннему развитию личности, раскрытию богатства ее творческих, душевных сил, придает истинно коммунистический характер практическим устремлениям людей, их созидательной работе.

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ УЧЕБЫ (в системе партийного образования) — совокупность испытанных на практике форм, способов, методических приемов ведения политических 8анятий и самостоятельной работы с литературой, направленных на активизацию внимания и мышления слушателей, повышение их познавательного интереса. Цель А. ф. и м. у.-глубокое и прочное усвоение знаний, выработка устойчивых навыков их практического применения, формирование на этой основе научного мировоззрения. Необходимое условие плодотворного применения А. ф. и м. у.- высокая теоретическая подготовка и методическое мастерство пропагандиста. Среди А. ф. и м. у.- лекция-беседа, собеседование, конференция (теоретическая, методическая, научно-практическая), консультация (индивидуальная, групповая), выездное тематическое занятие, дискуссия, диспут, обсуждение, рефератов, выполнение практических заданий, проблемное обучение и др.

Добиваясь активизации внимания аудитории, пропагандист нередко обращается к такой А. ф., как лекция-беседа. Излагая новый материал, он ставит перед слушателями вопросы, приглашает их к коллективному размышлению, обмену мнениями. Последнее слово при этом всегда за руководителем политических занятий: он обобщает результаты обсуждения, разъясняет непонятные вопросы, помогает основательно разобраться в теме, рекомендует литературу и т. д.

К числу А. ф. и м. у., причем весьма эффективных, относятся выездные тематические занятия. Проводятся они на передовых промышленных предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах, на выставках достижений народного хозяйства, в местах революционной и боевой славы, в музеях (историко-революционных, краеведческих) и др.

Непременное условие успешного использования А. ф. и м. у,- тщательное продумывание их содержания, а также того, как лучше их применить в конкретной аудитории. В противном случае А. ф. и м. у. могут утратить заложенные в них возможности. Напр., защита реферата только тогда пройдет активно, если слушатели заранее будут ознакомлены с его тезисами, подготовятся к коллективному обсуждению.

АЛЬТРУИЗМ — моральный принцип, бескорыстная забота человека о благе др. людей, готовность жертвовать для них личными интересами. А. противоположен эгоизму. В буржуазной этике понятие «А.», как правило, сливается с религиозными учениями о любви к ближнему, всепрощении. В условиях социализма принцип «А.» сохраняет значение, как правило, в области личных взаимоотношений. В сфере яге общественно полезной деятельности, в коллективном труде люди служат «не их „ближним», а „дальним», т. е. всему обществу в целом», трудятся во имя блага всего народа. В социалистическом об-ве обеспечивается гармоническое сочетание общественных, коллективных и личных интересов.

АНАЛИЗ — логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т. е. необходимых и определяющих качеств и свойств. Аналитическое мышление составляет важную черту научно-диалектического познания. По содержательной направленности выделяют такие типы А.: элементарный — разложение сложного явления на части; структурный — исследование множества элементов и подструктур сложной системы; функциональный — выявление отношений и зависимостей между отдельными частями, элементами или свойствами сложного явления; генетический — исследование причинной связи между явлениями и их свойствами и др. Указанные типы А. взаимодополняют друг друга в процессе углубления познания одного и того же явления. Анализ неразрывно связан с синтезом. Энгельс писал, что «мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство. Без анализа нет синтеза».

АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ — разбор и оценка занятия в целом и отдельных его сторон; одно из условий повышения идейно-теоретического уровня марксистско-ленинской учебы. Проводится обычно членами методического совета, наиболее опытными пропагандистами, партийными работниками. Цель его — оказать руководителю занятий теоретическую и методическую помощь, проконтролировать его работу. Для А. п. з. лет единой схемы, многое здесь зависит от содержания изучаемою курса, темы, состава слушателей, конкретной цели данного занятия. Обычно при А. п. з. рассматриваются такие вопросы: воспитательные и учебно-образовательные цели запятая, его содержание и построение, методы и педагогические приемы, использованные пропагандистом, применение наглядных пособий и технических средств, степень активности слушателей, их внимание, интерес, организованность. Очень важно проанализировать, насколько удалось пропагандисту связать изучаемый материал с жизнью. Замечания в адрес пропагандиста в ходе А. п. з. высказывают в тактичной и доброжелательной форме. При этом подчеркивают все, что характеризует творческий подход к проведению занятия, отмечают его плюсы, помогают пропагандисту сделать правильные выводы для практической деятельности, повысить свое методическое мастерство и педагогическую культуру.

АНАЛОГИЯ (в обучении)-дидактический метод, основанный в а установлении сходства между предметами, явлениями, понятиями, процессами но к.-л. признакам или отношениям. По А. делаются определенные умозаключения, выводы о свойствах предмета, явления, понятия. Сравнивая далекие от жизненного опыта слушателей явления с близкими их опыту, пропагандист помогает им усваивать н-рые важные признаки и свойства. В дидактике различают А. разъясняющую, каузальную, иллюстративную, соответствия, структурно-функциональную, а также А. систематизирующего характера. Разъясняющая А. выполняет объяснительную функцию в учебном процессе, конкретизирует знания слушателей, делает их более воспринимаемыми. Каузальная А. способствует установлению причинно следственных связей между явлениями, понятиями, предметами. При использовании иллюстративной А. применяются наглядные схемы, модели. А. соответствия позволяет переносить отношения из одной системы в др. на основе н-рой связи между элементами систем. Структурно-функциональные А. применяются тогда, когда вывод может идти от сходств структур к сходству функций и наоборот. Систематизирующая А. опирается на общность родовой природы аналога и объекта изучения, входящих при этом в единую систему.

А. применяется в строго обоснованных ситуациях и в определенной мере, чтобы не искажать  сущности  изучаемых  явлений. Поэтому важно после использования А. организовывать дальнейшую учебно-познавательную деятельность участников семинара, политической школы, обеспечивающую глубокое и правильное отражение сущности и действительных закономерностей изучаемого предмета.

АППЕРЦЕПЦИЯ — зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общего содержания психической жизни человека, в свою очередь являющихся результатом воздействия на него внешнего мира. Различают А. устойчивую и временную. Устойчивая А. представляет собой зависимость восприятия от мировоззрения, уровня образования, устойчивых интересов человека, его психического склада и т. п.; временная А. характеризует зависимость восприятия от психического состояния человека в данный момент (его настроения, состояния ожидания и т. д.).

В идеалистической философии а психологии А. ложно понимается как проявление внутренней активности «души» или как метафизический источник единства сознания. С диалектико-материалистической т. вр. А. может быть понята как результат системной деятельности головного мозга, складывающейся под влиянием не только наличных раздражений, но и предшествующих воздействий на мозг.

А, в обучении — установление связи новых знаний со старыми в процессе обучения.

АРГУМЕНТЫ — истинные исходные суждения, используемые в процессе доказательства, опираясь на к-рые логически обосновывают достоверность конкретного тезиса. А. служат основанием доказательного рассуждения. Роль А. могут выполнять: научные и практические обобщения; фактические данные; наиболее общие интуитивно очевидные положения (аксиомы). Так, закономерности социального развития, раскрытые марксистско-ленинской теорией, и обобщения практики социалистического строительства служат пропагандисту убедительными А. при объяснении слушателям конкретных явлений в социальной, культурной, политической или производственной сферах. Используемые в качестве А. фактические данные выступают логической основой научных и практических обобщений. В. И. Ленин специально указывал на особую доказательную силу фактов. Очевидные, не требующие особого доказательства положения или аксиомы выполняют роль А. как в обычных, так и в научных рассуждениях. Математические рассуждения, напр., опираются на аксиомы следующего вида: часть меньше целого, две величины, равные порознь третьей, равны между собой и др.

При оперировании А. в процессе доказательства соблюдают установленные логикой правила: А. должны быть истинными и ве противоречить друг другу; достоверность А. устанавливается автономно от тезиса; А. должны быть достаточными (когда тезис с необходимостью следует из А.). Нарушение этих правил приводит к следующим логическим ошибкам. Если в качестве А. используют ложное утверждение, напр. неправильное обобщение или ложный факт, то допускают ошибку, к-рая наз. «основное заблуждение». Использование недоказанного А. приводит к ошибке, наз. «произвольным доводом». Недостаточность А. приводит к «поспешному обобщению». Когда же используют излишние А., то совершают др. ошибку, к-рая наз. «чрезмерным доказательством». При этом забывают мудрое выражение «кто много доказывает, тот ничего не доказывает». Оперируя А., пропагандист руководствуется правилом лучше меньше, да лучше. Оп отбирает А. истинные и наиболее действенные для данной аудитории, следит, чтобы в своей совокупности А. служили достаточной основой для доказательства тезиса.

АССОЦИАЦИЯ — связь двух или нескольких психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений ит.п.), выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает -появление другого или др. психических процессов. Термин А. введен английским философом Локком, хотя само явление связи представлений отмечено было уже античными мыслителями Платоном и Аристотелем. Последний различал три вида А.: по смежности, сходству и контрасту. Эта классификация сохранилась в психологии до настоящего времени. Долго А. считалась гл. механизмом большинства психических процессов: восприятия, памяти, мышления и др. Ныне А. рассматривается как частный механизм памяти и мышления. Обращение к опыту слушателей, установление А. между имеющимися у них и новыми знаниями — полезный прием в работе пропагандиста.

АТЕИЗМ — система научных взглядов, отвергающих веру в существование сверхъестественных сил, бога, религию в целом. Уже в глубокой древности, когда большинство людей, в силу недостаточного развития знаний о природе и самой сущности человека, придерживалось религиозных воззрений, передовые мыслители учили, что бог есть плод человеческой фантазии, воображения.

Несостоятельность веры в сверхъестественные силы, в существование духов, загробной жизни пытались обосновать многие философы прошлого. Ценный вклад внесли в разработку атеистического миропонимания французские      философы-материалисты XVIII в., к-рые стремились объяснить причины возникновения религии, разоблачали связь церкви с эксплуататорскими классами. Их произведения сыграли большую роль в борьбе с религиозными предрассудками, способствовали разоблачению грубых, основанных на невежестве суеверий. Воинствующими атеистами были русские революционные демократы. Однако домарксовские мыслители оказались не в состоянии научно объяснить причины возникновения и существования религии.

Классики марксизма-ленинизма научно обосновали А. Применяя созданное ими диалектико-материалистическое учение к анализу явлений действительности, основоположники научного мировоззрения не только показали причины происхождения религии, но и вскрыли социальные, классовые корни ее существования, связанные с заинтересованностью эксплуататоров в сохранении религиозной идеологии. Определяя религию как «опиум для народа», классики марксизма показали, что единственной альтернативой религии может быть последовательный материализм, составной частью к-рого является А.

Научный А. рассматривается как одна из философских дисциплин, изучающая источники и причины появления религии, ее живучести, существования в конкретных условиях; он дает последовательную научную критику всех вероучений, опираясь при этом на достижения естествознания, с дальнейшим развитием к-рого в большой мере связано успешное распространение атеистических воззрений.

Классики марксизма-ленинизма теоретически обосновали положение, согласно к-рому в ходе социального и научного прогресса А. будет приобретать все более массовый характер, тогда как влияние религии будет постоянно ослабевать. Истинность этого положения подтвердилась исторической практикой строительства социализма в СССР. Переустройство жизни на социалистических началах, коммунистическое воспитание и образование, в основе к-рых лежит формирование материалистического мировоззрения у всех членов об-ва, систематическая пропаганда научных знаний привели к тому, что большинство населения прочно стоит на позициях материализма и, следовательно, А. Борьба с религиозными пережитками составная часть идейно-воспитательной работы, осуществляемой партийными и общественными организациями.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленное, систематическое воздействие на сознание людей в целях выработки у них научно-материалистического мировоззрения, атеистической убежденности.

Предопределенный объективными законами процесс отмирания религии не происходит стихийно. Еще в статье «О значении воинствующего материализма» В. И. Ленин писал: «…массам необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна…». A.b. предполагает не только критику религии, религиозной идеологии и морали, но и утверждение позитивной жизненной программы, коммунистической нравственности. Все это обусловливает необходимость использования в идейном воздействии на верующего достижений науки и общественной практики.

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» подчеркивается важность вести преподавание обществоведческих и естественнонаучных дисциплин т. обр., чтобы оно вырабатывало у учащихся стойкие материалистические представления, атеистические взгляды, умение правильно объяснять явления природы и об-ва, действовать в соответствии с прогрессивными мировоззренческими принципами.

В нашей стране выработаны разнообразные  формы  и  методы А. в. Среди них: воспитание детей и подростков в семье и школе, научно-атеистическая пропаганда, идейное воздействие на людей средствами массовой информации и пропаганды, участие различных общественных организаций в формировании атеистической убежденности, внедрение новых, социалистических праздников и гражданских обрядов для преодоления религиозной обрядности и др. В работе среди верующих следует осуществлять дифференцированный подход. Во всех случаях к верующим необходимо относиться с большим тактом, не оскорбляя их религиозных чувств. При партийных комитетах и в крупных парторганизациях существуют общественные советы по атеистической работе, к-рые определяют текущие и перспективные задачи атеистического воспитания с учетом социально-экономического, культурного, идеологического развития трудовых коллективов. Опыт показывает, что воспитание атеистической убежденности у верующих в том коллективе, где они трудятся, дает наилучшие результаты.

АТЛАС — сборник общегеографических, политических, экономических, исторических и др. учебных карт небольшого формата (часто в сопровождении диаграмм, графиков, таблиц и т. п.), объединенных общей программой. Предназначен для индивидуальной работы. А. широко используется в системе политического образования, гл. обр. при самостоятельной работе пропагандистов и слушателей.

 


Читайте так же:

Комментарии запрещены.