Грузоперевозки, логистика, автомобильные перевозки Религия. Оккультные науки. Оружие. Оружейные технологии Лингвистика Психология. Общение. Отношения. Sex. Медицина Образование. Дистанционное обучение Кулинария, приготовление напитков.

Англо-русский словарь терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению

(первая часть, от И до П)

И

ИАТА () - см. Междунар. Ассоциация воздушного транспорта

ИГР ТЕОРИЯ (theory of games) - матем. теория оптим. решений в конфликтных ситуациях. Поскольку участники конфликта, как правило, заинтересованы в том, чтобы скрывать от противника свои действия, ситуация задач И.т. является ситуацией принятия решений в условиях неопределенности. Логической основой И.т. служит формализация понятий конфликта, принятия решения в нем и оптимальности этого решения. Конфликтом называется явление, в котором присутствуют участники (игроки), имеющие разл. цели и располагающие определенным мн-вом способов действий — стратегий. Выбор игроками оптим. стратегий осуществляется в соответствии с разл. критериями оптимальности. В весьма общих моделях выбор стратегии производится на основании соотношений предпочтения на мп-вах стратегий, однако чаще всего применяют подход, основанный па ф-циях выигрыша. Такие ф-ции задаются на ситуациях — выборах стратегий всех игроков. Рациональное поведение игроков во мн. классах игр определяется принципом максимина. Ситуация, в которой выполняется определенный принцип оптимальности, называется решением игры. У мп. классов игр не существует единого принципа оптим. поведения игроков. И.т. основана на большом разнообразии матем. методов и тесно связана с программированием матем. Па И.т. основаны мн. результаты теории стат. решений, теории управления случайными процессами и др.

ИЗДЕЛИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА (by-product; captive item)- изделие, изготовляемое для собственных нужд пр-тия.

ИЗДЕЛИЯ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (consumer goods) - изделия, предназначенные для удовлетворения личных потребностей людей. И.п.п. условно делятся на две большие группы: краткосрочного пользования (soft goods), срок службы — менее одного года (одежда, обувь и т.п.), в т.ч. с разовым характером потребления (продукты питания); длительного пользования (durable goods) (мебель, бытовые электротовары и т.п.). При покупке И.н.п. потребитель значительно в большей степени, чем при приобретении ППТН, подвержен влиянию иррациональных и эмоциональных факторов; его мотивация носит сложный трудно формализуемый характер (влияние моды, соображения личного престижа, приверженность торговой марке и др.). Рынок И.н.п. характеризуется наличием большого числа стандартных взаимозаменяемых товаров, хотя и наблюдается тенденция к их индивидуализации (см. Кастомиэация). Логистические каналы, по которым И.н.п. доходят до потребителя, обычно многоступенчаты, а коэф. звениости товародвижения, как правило, выше, чем для ППТН.

ИЗДЕРЖКИ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ (logistical costs) - затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка и т.д.; сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.п.). По своему экон. содержанию И.л. частично совпадают с издержками произ-ва, издержками трансп., затратами по завозу товаров, затратами по отправке товаров, издержками хранения, расходами на тару и другими составляющими издержек обращения. И.л. в масштабе отдельно взятой фирмы обычно исчисляются в процентах от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на ед. массы сырья, материалов, готовой продукции и др. (напр., долл./тонну материальных ресурсов), в процентах от стоимости чистой продукции; в общенациональном масштабе — в процентах от валового национального продукта (напр., в 1989 г. в США И.л. составляли 11,1 % от стоимости валового национального продукта). Важнейшими составляющими И.л. являются трансп.-заготовительные расходы (в США — примерно 60 % от суммы И.л.), а также затраты на формирование и хранение запасов. Индексы и ряды динамики И.л. регулярно публикуются в отдельных периодических изданиях по логистике. См. Логистика, разд. «Периодические и продолжающиеся издания по логистике».

ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ (distribution costs) - выраженные в ден. форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального произ-ва до потребителей. Являются частью издержек логистических и включают расходы на оплату труда, на содержание и эксплуатацию зданий и оборудования, транспортировку, хранение и др. Различают чистые и доп. И.о. Первые обусловлены существованием товарно-ден. отношений и связаны непосредственно со сменой форм стоимости (самим актом купли-продажи). Чистые И.о. не увеличивают стоимость продукции. Доп. И.о. увеличивают стоимость реализуемой продукции, связаны с продолжением процесса произ-ва в сфере обращения. К ним относятся издержки трансп. и издержки хранения. И.о по отношению к объему реализации подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-постоянные И.о. не зависят от объема реализации и включают расходы на содержание и эксплуатацию складов, повременную заработную плату и т.д. Условно-переменные И.о. зависят от объема реализации и включают издержки трансп., издержки хранения, расходы на упаковку и т.д. См. также Издержки логистические. Для характеристики И.о. используют абс. и относительные показатели. Абс показатель — объем И.о. — представляет собой сумму этих издержек в ден. выражении. Относительный показатель — уровень И.о. — рассчитывается как отношение суммы И.о. к объему оптовой реализации продукции орг-циями МТО. См. также Индекс издержкоемкости товарооборота, Издержки логистические.

ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВЛИ (distribution costs in wholesaling and retailing) - затраты, характеризующие в ден. форме живой и овеществленный труд, вложенный в движение товаров от поставщика к потребителю. И.о.т. состоят из расходов на реализацию товаров в оптовой торговле, розничной торговле и общественном питании. Издержки общественного питания включают затраты на произ-во продукции и обслуживание процесса потребления. И.о.т. складываются из отдельных статей расходов на: оплату труда торговых работников, потребление производственное в торговле и оплату услуг др. отраслей нар. х-ва (транспорта, связи, коммунального хоз-ва и др.) и т.д. И.о.т. являются основным фактором, определяющим рентабельность торговли и доход торговых пр-тий (орг-ций), используемый на образование фонда оплаты труда и фонда производственного и социального развития. При расчете последнего из суммы издержек обращения исключаются расходы на оплату труда.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА (manufacturing costs) - совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе произ-ва общественного продукта. В условиях обособления ф-ций произ-ва продукта и ф-ций его обращения в самостоятельные сферы деятельности И.п. и издержки обращения распределяются между производственными пр-тиями, с одной стороны, и пр-тиями и орг-циями, осуществляющими логистические операции над продуктом, его реализацию потребителям, — с другой. На практике пр-тия сферы материального произ-ва, помимо производственной деятельности, выполняют и некоторые ф-ции обращения, а пр-тия и орг-ции сферы обращения, кроме реализации продукции, осуществляют некоторые ф-ции, являющиеся продолжением процесса произ-ва. В ден. форме И.п. производственных пр-тий выступают как себестоимость продукции.

ИЗДЕРЖКИ ТРАНСПОРТНЫЕ (transportation costs) - часть трансп.-заготовительных расходов; затраты на транспортировку продукции от мест произ-ва до непосредственных потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом (см. Доставка). И.т. являются дои. издержками, связанными с продолжением процесса произ-ва в сфере обращения. И.т. включают оплату тарифов трансп. и разл. сборов трансп. орг-ций, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов, разницу между фактическими затратами по оплате тарифов трансп. и суммой, возмещаемой поставщиками снабженческо-сбытовым opr-циям (исходя из средних расстояний перевозок). См. также Базисные условия поставки, Издержки логистические.

ИЗДЕРЖКИ ХРАНЕНИЯ (storage costs) - разновидность издержек обращения и издержек логистических; затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. И.х. являются доп. издержками, вызванными продолжением процесса произ-ва в сфере обращения, т.е. носят производительный характер. Однако производительными И.х. будут только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности произ-ва. В И.х. входят затраты по содержанию складов, зарплата складского персонала, недостача продукции в пределах норм естественной убыли, адм.-управленческие и др. расходы. Важнейшими направлениями сокращения И.х. являются: механизация складских операций, ускорение товарооборачиваемости, сокращение доли ручного труда, обеспечение сохранности материалов и др. И.х. составляют 10-41 % от затрат на формирование и хранение запасов.

ИКАО () - см. Междунар. орг-ция гражданской авиации

ИМИДЖ (image) - сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Определенным И. может обладать поставщик, его продукция вообще, конкретный вид продукции, услуги и т.д. Формирование И. может проходить как стихийно, так и в результате работы специалистов в области экон. психологии, рекламы, маркетинга. Эффективный путь создания И. — использование прессы, телевидения, радио и др. средств массовой информации.

ИММОБИЛИЗАЦИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ (deceleration of current assets movement) - омертвление оборотных средств, отвлечение их из оборота в результате нерационального использования. И.о.с. приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств.

ИМО () - см. Междунар. морская орг-ция

ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ (inventory register) - ведомость, в которой фиксируют данные снятия остатков товарно-материальных ценностей в натуральном выражении. И.о. составляется по каждому виду и месту нахождения инвентаризуемых ценностей в присутствии материально ответственных лиц. По материальным ценностям, находящимся на ответственном хранении, составляются отдельные И.о. В И.о. указывают наименование объекта описи, его учетный код, кол-во и вес в ед. измерения, принятых в учете, местонахождение, техн. характеристику или свойственные ему признаки, цену, сумму. См. также Инвентаризация.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ (inventory auditing) - способ периодической проверки соответствия фактического наличия хоз. средств данным бух. учета. Ден. средства проверяют путем пересчета наличных денег у кассира; основные средства, незавершенное произ-во, товарно-материальные ценности на складах и МБП в эксплуатации — посредством снятия остатков материалов и полуфабрикатов в натуре по операциям обработки, местам хранения или нахождения и материально ответственным лицам; запасы в пути средств произ-ва и отгруженная продукция — путем выверки данных учета. Недостачи относятся в дебет счета «Недостачи и потери от порчи ценностей», а после рассмотрения причин списываются на счета издержек произ-ва или издержек обращения, на виновных лиц. Взыскание недостач с виновных лиц производится в установленном законом порядке.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ (merchandise inventory auditing) - сплошной подсчет запасов товарных на торговом пр-тии в натуральном выражении, проводимый спец. комиссией с привлечением контрольно-ревизионных органов. Проводится лишь в ревизионных целях для выявления неучтенных потерь. В дальнейшем натуральное кол-во оценивается в розничных ценах и полученная стоимость сравнивается с данными оперативного учета запасов. И.т.з. является наиболее точным способом учета, однако вызывает необходимость временного прекращения торговой деятельности и поэтому проводится не регулярно, а по мере необходимости. И.т.з. уточняет и контролирует данные др. способов учета товарных запасов: снятия остатков и балансового метода.

ИНДЕКС (index) - стат. относительный показатель, характеризующий соотношение во времени (дин. И.) социально-экон. явлений: цен отдельных товаров, объемов разл. продукции, себестоимости продукции и т.п. И. делятся на индивидуальные и сводные. Индивидуальный (дин.) И. характеризует изменение отдельных (индивидуальных) явлений во времени: цены на определенный товар; выплавку стали, урожайность картофеля и т.д. Для вычисления индивидуального И. его величину в отчетном периоде делят на величину в предшествующем периоде. Сводный И. служит для сопоставления непосредственно несоизмеримых, разнородных явлений на основе общей меры: стоимости, трудовых затрат и т.д.

ИНДЕКС АССОРТИМЕНТНЫХ СДВИГОВ В ТОВАРООБОРОТЕ (index of shifts in merchandise mix) - индекс, показывающий изменение товарооборота за счет изменения сдвигов во внутригрупповой ассортиментной структуре продажи товаров. И. может быть построен только по тем товарным группам, где кол-во проданных товаров поддается суммированию. Групповой И. физического объема товарооборота может быть представлен как произведение индекса кол-ва проданных товаров на индекс ассортиментных сдвигов.

ИНДЕКС ИЗДЕРЖКОЕМКОСТИ ТОВАРООБОРОТА (distribution costs/turnover ratio) - индекс, характеризующий влияние на динамику среднего уровня издержек обращения изменения состава товарооборота по ряду признаков: по товарам, по видам оборотов — складской и транзитный в оптовой торговле; по торговым системам и др. И.и.т. исчисляется как отношение двух сумм издержек, рассчитанных на одинаковые по объему, но разные по структуре суммы товарооборота при равных групповых уровнях издержек обращения (обычно базисного периода).

ИНДЕКС ПОСТАВКИ ТОВАРОВ (merchandise delivery index) - индекс, характеризующий динамику оптового товарооборота. При этом используется система индексов товарооборота (см. Индекс физического объема розничного товарооборота). Для отражения динамики объема поставленных товаров строится индекс поставки в сопоставимых ценах (физического объема поставки). Поскольку поставка продовольственных товаров учитывается в натуральных ед., их И.п.т. в сопоставимых ценах строится по агрегатной форме. Поставка непродовольственных товаров учитывается в стоимостных ед., поэтому И.п.т. в сопоставимых ценах строится по ф-ле индекса физического объема товарооборота с использованием индивидуальных (или групповых) индексов цен.

ИНДЕКС ТАРИФНЫЙ (rate change index) - индекс, характеризующий изменение уровня тарифов на перевозки определенной совокупности грузов. Определяют как отношение величины доходов трачен, пр-тия от перевозок текущего периода к величине, которую могло бы получить трансп. пр-тие за эти же перевозки при условии сохранения тарифов на уровне базисного периода.

ИНДЕКС ТРУДОЕМКОСТИ ТОВАРООБОРОТА (index of labour cost per unit of turnover) - индекс, характеризующий изменение трудоемкости реализации товаров в связи со структурными сдвигами в товарообороте’, в основном используется для корректировки индексов производительности труда в торговле. В целях исключения влияния цеп при расчете И.т.т. товарооборот отчетного периода должен быть выражен в сопоставимых ценах базисного периода. Разл. трудоемкость реализации диктует необходимость расчета структуры общего товарооборота торгового пр-тия в базисном и отчетном периодах. Структурные сдвиги определяют изменение трудоемкости товарооборота.

ИНДЕКС ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА (volume of retail turnover index) - индекс, отражающий динамику товарооборота в сопоставимых ценах. И.ф.о.р.т. исчисляется по каждой отдельной товарной группе, по продовольственным и непродовольственным товарам, по всем товарам вместе: по каждому региону (области, краю, республике) и по всей территории страны.

ИНДЕКСЫ ОБЪЕМА ОПТОВОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА (producer goods wholesale index) - индексы, характеризующие динамику объема оптовой реализации ППТН (по стоимости и физическому объему). Изменение стоимости реализованной продукции в динамике отражает индекс стоимости оборота по реализации, характеризующий темпы роста суммы выручки от реализации (в фактических ценах соответствующих периодов). На этот показатель оказывают влияние два фактора: изменение физического объема оптовой реализации и изменение цен на реализованные средства произ-ва. Индекс физического объема оптовой реализации (как средняя арифметическая взвешенная) определяется через групповой индекс цен, взвешенный по объему товарооборота (оптовой реализации) текущего периода. Аналогичная система индексов используется для характеристики изменения фактического объема оптовой реализации по сравнению с плановым.

ИНДЕКСЫ ОПТОВЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (index of wholesale prices of manufactured goods) - индексы, характеризующие динамику цен на пром. продукцию. В связи с наличием двух видов оптовых цен определяются индексы оптовых цен пр-тий и индексы оптовых цен пром-сти. Индексы оптовых цен пр-тий по пром-сти в целом и по отдельным отраслям исчисляются на основе массовых отчетных данных о стоимости товарной (или реализованной) продукции за отчетный год в текущих ценах и в ценах предыдущего года. Индексы оптовых цен пром-сти определяются на основе доп. расчетов.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ () - См. Кастомизация

ИНКОТЕРМС (International Commercial Terms, INCOTERMS) - словарь коммерческих терминов, разработанный под эгидой Междунар. торговой палаты. В действующей редакции этот словарь (Инкотермс-90) введен с 1 июня 1990 г. (первая редакция — 1936 г.). В словаре приводятся термины по базисным условиям поставок, касающиеся перевозочного процесса, оформления поставок и др. Трехбуквенные аббревиатуры каждого термина являются стандартными и согласованы с соответствующими органами ООН.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ГРУЗОВЫХ РАБОТ (loading/unloading rate) - показатель, характеризующий скорость обработки трансп. судов в портах. Различают чистую (техн.) и валовую интенсивность. Чистую интенсивность в тоннах на судно в сутки определяют как отношение удвоенного кол-ва перевезенного груза (каждая тонна в порту перерабатывается дважды: при выгрузке и погрузке) к судо-суткам стоянки судов в портах под грузовыми операциями. Валовую интенсивность в тоннах на судно в сутки определяют как отношение удвоенного кол-ва перевезенного груза ко всем судо-суткам стоянки судов в портах.

ИНТЕРВАЛ ЗАКАЗА () - см. Период между заказами

ИНТЕРВАЛ ЗАНЯТОСТИ (service interval; busy time) - время непрерывной занятости прибора обслуживанием требований в массового обслуживания системе. И.з. — случайная величина, по распределению вероятностей которой можно судить о времени бесперебойной работы прибора, на которое он должен быть рассчитан. В случае однолинейной системы с ожиданием, на вход которой поступает простейший поток требований, при загрузке р < 1 матем. ожидание И.з. равно . _g\- гДе ^ -интенсивность потока требований; при р = I И.з. с вероятностью 1 конечен, но его матем. ожидание бесконечно; при р > 1 значение И.з. с положительной вероятностью бесконечно.

ИНТЕРВАЛ ОТПУСКА (lime gap between issues) - время между очередными отпусками материалов в произ-во со склада пр-тия; выдачи со склада готовой продукции поставщика трапсп. орг-ции или непосредственным потребителям (в последнем случае называется интервалом отгрузки) и т.д.

ИНТЕРВАЛ ПОСТАВКИ (time gap between deliveries) - время между двумя след, друг за другом поставками. И.п. зависит от интервала отпуска, нормы транзитной, наличия складских мощностей у грузополучателя и др. факторов. Понятие И.п. используется, напр., при планировании норм запасов. См. также Запасы текущие (средств произ-ва). Частота поставки.

ИНТЕРМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ () - см. Смешанные перевозки.ущие (средств произ-ва). Частота поставки

ИНТЕРФЕЙС (interface) - совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие устройств информационной системы и/или программ; граница раздела двух систем, устройств или программ. В логистике понятие И. используется, в частности, при описании характеристик взаимосвязи логистических систем, координации логистических операций как внутри отдельно взятой логистической системы, так и в разл. логистических системах на уровне и материального потока, и информационного потока. Делаются попытки разработать теоретические основы И. логистических систем (см., напр., ЭДИФАКТ) и уже получены практические результаты. Примером успешной реализации И. логистических систем является интегрированная информационная система, обслуживающая логистический канал (Integrated Supply Chain Information System, ISC1S). В этой системе теоретически время доставки сообщений из любой точки земного шара в др. ограничивается только продолжительностью процесса переформатирования данных, временем ожидания начала обслуживания (см. также Межгос. информационный поток), а обработка сообщений производится не в пакетном, а в онлайновом режиме, что существенно важно для поставщиков и потребителей, работающих по Канбан системе, Точно вовремя и др. См. также Логистическая координация.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК (information flow) - совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внеш. средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. И.п. соответствует материальному потоку и может существовать в виде, напр., бумажного или электронного документа (см. Безбумажная технология комплектации, заявок на складе). Информационный поток характеризуется направлением, периодичностью, объемом, скоростью передачи и т.д. В логистике различают также горизонтальный, вертикальный, внеш., внутр., входной, выходной И.п. Если перечисленные выше характеристики И.п. известны заранее, то под него можно зарезервировать ресурсы связи, выбрав оптим. режим его транспортирования. Управление И.п. заключается, напр., в ограничении скорости передачи до величины, соответствующей скорости приема; в ограничении объема И.п. до величины пропускной способности отдельного узла и/или участка пути. Затраты на обработку информационного потока являются важной составляющей издержек логистических.

ИСК (claim) - юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса. Различают понятия И. в материальном и в процессуальном смысле. И. может быть направлен на присуждение ответчика к совершению определенных действий (напр., уплата неустойки), на установление наличия или отсутствия правоотношений между сторонами (напр., признание договора поставки недействительным). И. может быть предъявлен в установленном порядке любым заинтересованным лицом. И. регрессный — требование кредитора о возврате ден. суммы, которую он уплатил третьему лицу по вине должника. Напр., поставщик, уплатив штраф своему заказчику за отгрузку в его адрес продукции, оказавшейся недоброкачественной, вправе предъявить регрессный И. пр-тию, поставившему использованное для изготовления этой продукции недоброкачественное сырье.

ИСКЛЮЧЕННЫЕ РИСКИ (excepted perils) - обстоятельства, при наступлении которых перевозчик освобождается от ответственности за грузы. По Гаагским правилам стороны освобождаются от взаимной ответственности при наличии любого из установленных обстоятельств, в число которых входит обстоятельство непреодолимой силы (см. Форс-мажор), внутр. пороки перевозимого груза, неправомерные действия грузоотправителя и др. Условие об И.р. рассматривается как подразумеваемое во всяком договоре морской перевозки. Это означает, что независимо от того, включены они в договор или нет, наступление обстоятельств по И.р. освобождает стороны от ответственности. Однако чтобы снять ответственность за потери и повреждения перевозимого груза, недостаточно простой ссылки на действия И.р. как на причину несохранности.

ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ (length of time allowed for filing a claim) - установленный законодательством срок, в течение которого лицо, чье право нарушено, может обратиться в суд, арбитраж или третейский суд с требованием о защите своего права.

К

КАЛС СИСТЕМА (Computer-aided Acquisition & logistic Support; CALS) - автоматизированная система контроля и управления науч. исследованиями и разработками в области создания военной техники, орг-ции ее произ-ва, техн. обслуживания, обеспечения запасными частями. Разрабатывается под эгидой Министерства обороны США с 1985 г., внедряется поэтапно с 1988-1989 гг. Полностью внедрение системы КАЛС завершится в середине 90-х гг. В системе КАЛС предусмотрен комплекс стандартов автоматизированного обмена данными между заказчиком, размещающим правительственный заказ на разработку и произ-во военной техники, поставщиками комплектующих изделий и сырья, а также ведомствами, изготавливающими и эксплуатирующими военную технику. Общим для этих стандартов является принцип однократного ввода информации и многократного ее использования, безбумажных технологий передачи информации между локальными интегрированными базами данных. Предусмотрено взаимодействие системы КАЛС с гибкими производственными системами фирм-изготовителей, системами автоматизированного проектирования фирм-разработчиков, профилактик оптимизацией и др. В разработке и внедрении системы КАЛС принимает участие также Министерство торговли США, в системе которого создан информационный центр по проблемам КАЛС и конкурсного проектирования (CALS/CE Information Center). Внедрение КАЛС позволит сократить сроки разработки военной техники и освоение ее произ-ва, уменьшить логистические циклы, повысить качество военной техники.

КАНБАН СИСТЕМА (Kanban) - система орг-ции произ-ва и МТО, позволяющая наиболее полно реализовать принцип «точно вовремя». По классификации ряда авторов (Л.А.Конарева, Р.Шонбергер и др.) отнесена к тянущим системам. Разработана и впервые в мире практическисистема орг-ции произ-ва и МТО, позволяющая наиболее полно реализовать принцип «точно вовремя». По классификации ряда авторов (Л.А.Конарева, Р.Шонбергер и др.) отнесена к тянущим системам. Разработана и впервые в мире практически реализована фирмой Тойота (Япония) в конце 60-х — начале 70-х гг. В настоящее время К.с. широко применяется мн. машиностроительными фирмами в США, Западной Европе и др. как в переработанном виде, так и в комбинации с др. известными системами орг-ции произ-ва и МТО — МРП, МРП-2. При работе по К.с. цех-изготовитель не имеет законченного плана и графика, он жестко связан не общим планом, а конкретным заказом цеха-потребителя, оптимизирует свою работу в пределах этого заказа. Конкретный график произ-ва на декаду и месяц отсутствует. График произ-ва фактически формируется обращением карточек Капбап (рис. 2), т.к. до снятия карточки отбора Канбан (рис 3) графика фактически не было. Маршрут карточки отбора Канбан Маршрут карточки заказа Канбан <- . ® _ J (©;• ®)е -^ Линия обработки деталей (предшествующий процесс) © Сборочная линия (.последующий процесс) Рис. 2. Схема движения карточек Канбапа Предшествующий •участок Ковка В-2 Последующий участок Механическая обработка т-6 Рис. 3. Карточка отбора Канбан Участок механической обработки SB-8 Рис. 4. Карточка заказа Канбан Шифр изделия А2-15 Склад Стеллаж № 5Е215 Номер изделия 35670S07 Наименование Ведущее зубчатое изделия колесо Модель автомобиля SxSOBC Вместимость тары Тип тары Номер выпуска 20 В 4/8 Шифр изделия А5~34- Склад Стеллаж № F26-18 Номер изделия 56790-321 Наименование изделия Коленчатый Вал Sx50BC-l50 Модель автомобиля Обращение карточек отбора и карточек заказа Канбан (рис. 4) происходит след, образом. Пусть на конвейерной линии изготовляется продукция А, В и С. Элементы, необходимые для сборки (детали (а) и (W) изготовляются на предшествующем участке произ-ва. Детали (а) и (6) складируются вдоль конвейера и к ним прикрепляются карточки заказа Канбан. Рабочий с конвейерной линии, изготовляющей продукцию А, прибывает на место изготовления детали (а) с карточкой заказа Канбан и забирает необходимое кол-во деталей (в). Затем он доставляет полученные детали на линию сборки вместе с карточкой отбора Канбан. Оставленные карточки заказа Канбан фактически формируют заказ на изготовление новых деталей. При работе по К.с. произ-во постоянно находится в состоянии настройки, идет его юстировка под изменение рыночной конъюнктуры. Однако колебания спроса и рыночной конъюнктуры имеют свои пределы, за границами которых К.с. начинает давать сбои. Предел прочности К.с., по данным разл. исследователей, составляет ± 10 % укрупненного плана. К.с. предполагает специфический подход к выбору и оцениванию поставщиков, основанный на работе с узким кругом поставщиков, отбираемых по их способности гарантировать поставку «точно вовремя» комплектующих изделий высокого качества. При этом кол-во поставщиков сокращается в 2 и более раза, а с оставшимися поставщиками устанавливаются длительные связи. Головная фирма оказывает поставщикам самую разнообразную помощь, направленную в первую очередь на повышение качества поставляемой ими продукции. Внедрение К.с. предполагает также применение системы всестороннего управления качеством, автономного контроля качества продукции комплексной системы обеспечения высококачественной работы оборудования, распространение кружков качества и т.п. Практическое применение К.с. дает японским машиностроительным фирмам значительный эффект. Мн. западные специалисты не без оснований считают, что высокая конкурентоспособность японской пром. продукции в первую очередь обусловлена применением идей и методов К.с. К.с. используется такими известными фирмами, как «Дженерал моторс» (США), «Рено» (Франция) и мн. др. Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, внедривших К.с., показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50 %, товарные — на 8 % при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества продукции.

КАНЦЕЛЛИНГ (canceling) - предусмотренный чартером конечный срок, к которому судно должно прибыть в порт отправления и во всех отношениях быть готовым к погрузке. Фрахтователь вправе отказаться от приемки судна под погрузку и канцеллировать, т.е. расторгнуть чартер, если оно не прибыло к дате К.

КАПИТАНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (captain’s declaration) - формальное извещение фрахтователей, подаваемое капитаном в письменном виде, обычно вместе с нотисом о готовности к грузовым операциям. Путем подачи К.д. капитан судна в рамках полномочий, предоставленных ему судовладельцем, использует марджин.

КАРТОЧКА СКЛАДСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ (inventory control ledger card; warehouse inventory record card) - форма первичной документации для пр-тий и орг-ций, применяемая для учета движения материалов на складе. Открывается бухгалтерией на каждое наименование материала при инвентаризации на основании актов-описей инвентаризации или при поступлении товара, на который еще отсутствует номенклатурный номер, и передается зав. складом под расписку. Допускается открытие карточек зав. складом, учетчиками, товароведами, но они должны подтверждаться подписями бухгалтера.

КАСТОМИЗАЦИЯ (customization) - придание продукции свойств и параметров в соответствии с заказом конкретного потребителя. Напр., в пром-сти К. представляет набор технол. и логистических операций, позволяющий сочетать принципы произ-ва массового и произ-ва единичного. К. заключается в комплектации продукции массового произ-ва (напр., легкового автомобиля) отдельными элементами, комплектующими изделиями (напр., сиденьями с обивкой из кожи определенного цвета) или доп. принадлежностями (напр., стерео-магнитофоном определенной марки) по заказу конкретного покупателя.

КАТЕГОРИЯ СКОРОСТИ (speed category) - режим перемещения грузов, определяется теми особенностями грузов, которые устанавливают темп перевозки (разл. ценность, подверженность порче и др. признаки). Различают большую, грузовую и пассажирскую К.с. К.с. — один из признаков, по которому группируют перевозки грузов. Напр., ускоренное продвижение на железных дорогах грузов, принятых к перевозке большой скоростью, достигается орг-цией ускоренных грузовых поездов; пассажирской — внеочередной постановкой вагонов с грузами в пассажирские поезда. Средняя скорость продвижения грузов, перевозимых с большой скоростью, на 18-25 % больше, чем перевозимых грузовой скоростью. Если перевозка к.-л. груза допускается только определенной скоростью, то грузооотправитель обязан сделать об этом отметку в перевозочном документе.

КОМПЛЕКСНОСТЬ ПОСТАВКИ (delivered-as-scheduled index) - своевременная поставка всех требуемых для выполнения производственной программы ресурсов материальных (в комплексе) независимо от форм поставки в соответствии с требованиями стандартов, техн. условий или прейскурантов. Если К.п. не определена стандартами, техн. условиями или прейскурантом, она в необходимых случаях может определяться в договоре поставки.

КОМПЛЕКТ (complete set) - предусмотренный нормативными актами или договором полный набор изделий, имеющих определенное назначение. Напр., К. запасных частей и инструментов, поставляемых вместе с трактором; К. материалов, необходимых для произ-ва данного вида продукции; К. оборудования для установки на строящемся пр-тии.

КОМПЛЕКТАЦИЯ (furnishing; picking) - 1) процесс обеспечения производимой машиностроительными пр-тиями продукции или строящихся объектов готовыми изделиями, комплектами материалов. На пр-тиях и в об-ниях создаются спец. подразделения или группы К., на крупных стройках — управления производственно-техн. комплектации (УПТК); 2) поиск продукции на складе и ее формирование в трансп.-грузовой пакет по заказу конкретного потребителя; 3) формирование грузового плана водного судна; подбор грузов различного удельного погрузочного объема т.о., чтобы средний удельный погрузочный объем был близок или равен удельной грузовместимости судна. См. также Разукомплектование.

КОНТРОЛЬ ПОСТАВОК (shipment follow-up) - отслеживание поставки, начиная с подтверждения поставщиком получения заказа, согласования условий поставки и кончая проверкой своевременности отгрузки и доставки заказанной продукции. В ходе К.п. проверяются соблюдение поставщиком своих договорных обязательств по ассортименту, кол-ву и качеству продукции и т.д., перевозчиком — соблюдение сроков доставки, отсутствие повреждений и недостач и т.п. В случае появления отклонения от нормального хода процесса поставки соответствующая служба пр-тия-заказчика принимает оперативные меры по розыску засланных грузов, ускорению доставки, оформлению претензий к виновным. Недопоставки, срывы поставок, нарушения сроков доставки и др. могут быть компенсированы разл. видами страхования. Важную роль в К.п. играют современная вычислительная техника и средства связи, позволяющие с высокой точностью и оперативностью обеспечивать заинтересованные пр-тия необходимой информацией.

КОНТЕЙНЕР (container) - предмет трансп. оборудования: а) имеющий постоянный характер и поэтому достаточно прочный, чтобы быть пригодным для многократного использования; б) спец. конструкции, позволяющей осуществлять удобную перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной разгрузки; в) снабженный приспособлениями, обеспечивающими его быструю перегрузку, в частности передачу с одного вида .транспорта на др.; г) изготовленный т.о., что его можно легко разгружать и загружать; д) имеющий внутр. объем не менее 1 м См. также Двадцатифутовый эквивалент.

КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ (container carriage) - перевозка грузов в контейнерах разл. видами транспорта. При К.п. ускоряется оборот трансп. средств, улучшается сохранность грузов, уменьшаются издержки трансп. К.п. позволяют ускорять погрузочно-разгрузочные работы и передачу грузов грузополучателям; экономить тару, осуществлять поставку нетранзитных партий продукции непосредственно от пр-тий-изготовителей, минуя склады снабженческо-сбытовых орг-ций. См. также Мелкая отправка. Норма транзитная.

КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ (container terminal) - спец. комплекс сооружений и техн. устройств при пр-тии транспорта общего пользования, торговом пр-тии, пром. пр-тии и т.д., организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, перегрузкой, хранением, сортировкой контейнеров, а также коммсрчсско-информационным обслуживанием грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и др.

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК (freight Hows correspondence)- трансп. связь перевозимых грузов между пунктами или территор. подразделениями. Характеризует грузовой поток между отдельными р-нами (межрайонный) страны и подразделениями транспорта. К.г.п. между станциями называется постанционной, между портами — межпортовой, между долгами — междудорожной и т.д. Территор. связи представляются в виде шахматной (косой) табл., в подлежащем и сказуемом которой перечисляются корреспондирующие объекты, расположенные в одном и том же порядке (напр., в подлежащем эти объекты выступают как ед. отправления, а в сказуемом — как ед. назначения груза). На основании данных табл. определяют соотношение между отправлением и прибытием грузов, а также вывозом и ввозом по отдельным корреспондирующим ед. и по совокупности их в целом (в тоннах, тонно-километрах).

КОЭФФИЦИЕНТ ПЕРЕГРУЗКИ (transshipment factor) - среднее кол-во операций, произведенное с каждой физической тонной груза в процессе выполнения перегрузочных работ. К.п. исчисляется «путем деления суммы тонно-операций (законченное перемещение 1 т груза с транспорта на транспорт, с транспорта на склад и т.д.) на кол-во физических тонн. К.п. — качественный показатель перегрузочных работ, и чем он меньше, тем рациональнее организованы эти работы. См. также Коэф. звенности товародвижения, Перевалка.

КОЭФФИЦИЕНТ СИНХРОННОСТИ ПОСТАВОК (deliveries synchronization rate)- показатель, отражающий степень одновременности поступления к потребителю сырья, материалов, комплектующих изделий и др. от поставщиков на протяжении заданного временного интервала и требующихся потребителю для выполнения производственной программы. К.с.п. исчисляется как отношение наименьшего процента выполнения графика поставок к наибольшему проценту, взятым по всем закупаемым сырью, материалам и т.д. В идеальном случае, напр., при работе по Канбан системе, К.с.п. близок или равен 1,0. См. также Логистическая синергия, Недопоставка, Перепоставка.

Л

ЛЕЙДЕЙС (laydays) - дата, ограничивающая срок наиболее ранней подачи судна под погрузку, до которой фрахтователь не обязан принимать судно и не несет ответственности за его простой. Л. не всегда обозначается в чартере конкретной датой. Вместо даты в чартерах может быть указано «пов», что обязывает фрахтователя принять судно под погрузку с первой открытой водой, т.е. с момента освобождения акватории порта и подходов к нему ото льда.

ЛИЗИНГ (leasing) - долгосрочная аренда средств произ-ва. Лизинговая компания (арендодатель — lessor) покупает машины, здания, оборудование и предоставляет их в аренду арендатору (lessee), который постепенно погашает задолженность по мере использования имущества. По окончании срока лизингового контракта возможны: покупка оборудования арендатором по остаточной стоимости (в этом случае право собственности переходит к новому владельцу); пролонгация срока — заключение нового соглашения; возврат имущества лизинговой компании. Выделяют дна основных вида Л. — финансовый и оперативный. В первом случае предусматривается выплата в течение твердо установленного срока сумм, достаточных для полной амортизации капитальных вложений лизинговой компании и способных обеспечить ей определенную прибыль. В случае оперативного Л. арендуемое имущество не амортизируется полностью в течение согласованного периода аренды (е<-ли таковой устанавливается). См. также Риск морального износа, Прокат.

ЛИМИТЫ (rationing of producer goods supply) - выделенные потребителю в установленном порядке нормативные объемы распределяемых централизованно ресурсов материальных, необходимые для выполнения производственной программы. По лимитам в централизованном порядке в рамках командной экономики распределялась продукция, имеющая первостепенное значение для формирования темпов и пропорций общественного произ-ва, решения ключевых задач развития экономики. Л.м.-т.о. разрабатывались с учетом перечня фондодержателей и предназначались для обеспечения п первоочередном порядке важнейших нужд нар. х-ва: спец. и непредвиденных расходов, резервов, экспорта, рыночного фонда, заданий на произ-во и капитальное стр-во по гос. заказам; нужд потребителей и производителей продукции, распределяемой в централизованном порядке, и т.д.

ЛИНЕЙНОЕ СУДОХОДСТВО (line shipping) - трансп. обслуживание внеш. торговли и др. видов деятельности на направлениях перевозок с устойчивыми грузовыми потоками. При организации Л.с. предусматривается орг-ция движения закрепленных за линией судов по расписанию и с оплатой по объявленному тарифу.

ЛОКОМОТИВО-КИЛОМЕТР (engine/kilometre) - показатель, характеризующий объем работы локомотива. Общий пробег локомотива подразделяют на линейный и условный. См. Пробег (подвижного состава, средства транспорта).

ЛРП СИСТЕМА (Logistic Requirements Planning, RP) - система планирования и контроля материального потока входного, материального потока внутр. и материального потока выходного на уровне пр-тия, фирмы, территор.-производственного комплекса и т.п. Система ЛРП известна также под названием «Supply Chain Management» (система управления логистической, цепью). Система ЛРП обеспечивает интегрированный подход к управлению запасами в каналах сферы обращения, запасами производственными и запасами товарными, незавершенным произ-вом; прогнозирование потребности в продукции транспорта, спроса на ПГГГН или изделия народного потребления, выпускаемые фирмой; определение оптим. звенности логистических цепей и т.п. В системе ЛРП широко используются пакеты прикладных программ, применяемые в рамках систем МРП и ДРП. См. также Логистическая координация, Интерфейс.

ЛЮКОВАЯ ЗАПИСКА (hatch list) - опись грузов, размещенных в каждом грузовом помещении судна. Л.з. составляется судовой администрацией с целью облегчения поиска размещенных в трюмах грузов и правильной, поконосаментной их выгрузки в порту назначения. Обычно Л.з. содержит след, данные: номер трюма, наименование грузового помещения (трюм, твиндек и т.д.) и место укладки груза, порт отправления и дату погрузки, кол-во мест и кубатуру груза, номер коносамента. См. также Перевозочные документы.

ЛЮМПСУМ (lumpsum) - провозная плата, взимаемая аккордно за все судно безотносительно к фактическому кол-ву перевозимого груза. Оплата Л. обычно практикуется в случаях, когда перевозится разнохарактерный груз, массу и кубатуру которого заранее трудно определить, либо когда фрахтователи не могут гарантировать использование грузоподъемности или грузовместимости судна. Оговариваемая в таких случаях в чартере сумма фрахта выплачивается судовладельцу полностью независимо от того, какое кол-во груза фактически погружено на судно. Обычно фрахтователи, соглашаясь на фрахт Л., требуют включения в чартер данных о гарантированной грузоподъемности и грузовместимости судна с тем, чтобы лишить судовладельцев возможности к ограничению кол-ва принимаемого на судно Фуза, что в таких случаях является для них выгодным.

М

МАЛОТОННАЖНАЯ ОТПРАВКА () - см. Мелкая отправка

МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ЗНАКИ () - см. Маркировка

МАНИФЕСТ (manifest) - документ, содержащий перечень коносаментов (см. Перевозочные документы) и представляемый судовой администрацией таможне, а также агентам и стивидорам в портах назначения. М., составляемый на основании выписанных коносаментов, включает обычно след, данные: наименование судна, порт погрузки, номера коносаментов, наименование, масса, объем и кол-во груза по каждому коносаменту, наименование грузоотправителей и грузополучателей груза, маркировка груза, ставка и сумма фрахта и др. Кол-во экэемлпяров М., сроки и порядок их предъявления определяются обычаями портов и местным законодательством. В портах некоторых стран требуется предъявление М., выписанных на бланках установленной формы.

МАРДЖИН (margin) - право судовладельца определить окончательное кол-во груза, подлежащего погрузке в пределах, установленных чартером. Обычно М. устанавливается в процентном отношении (чаще всего ± (5-10) %) к номинальному кол-ву груза. В некоторых чартерах М. устанавливается в виде мин. и макс, кол-ва груза, в пределах которого перевозчику предоставляется право варьирования. Заявление капитана о точном кол-ве груза, принимаемого к перевозке (см. Капитанская декларация), должно быть вручено представителю фрахтователя до начала погрузки. В некоторых чартерах предусматривается обязанность перевозчика заявить о точном кол-ве принимаемого груза за несколько суток до прибытия судна в порт погрузки. Перевозчик вправе применить свой опцион только один раз. При этом он несет ответственность перед фрахтователем за недогруз при условии, что последний произошел не по вине фрахтователя.

МАРКЕТИНГ (marketing) - комплексная система орг-ции произ-ва и сбыта продукции, ориентированная на получение высоких прибылей путем возможно более полного удовлетворения спроса потребителей. Имеется ряд взаимодополняющих определений М. Напр., Американская ассоциация маркетинга (АМА) определяет М. как «выполнение ф-ций, обеспечивающих доведение потока товаров и услуг от поставщика до потребителя или пользователя» (Словарь определений АМА. Чикаго, 1960). Современный этап развития М. начался в конце 40-х гг. XX в. и связан с развитием произ-ва массового в ряде отраслей пром-сти, увеличением ассортимента изделий народного потребления и ППТН соответственно с необходимостью перестройки каналов товародвижения и постановки на научи, основу исследований рынка сбыта, мотивации потребителя и т.п. С 70-х гг. все более возрастающую роль в маркетинговых исследованиях играют компьютеры и автоматизированные системы сбора и передачи информации, позволяющие анализировать и прогнозировать емкость рынка и предполагаемую долю рынка данного поставщика, рассчитывать оптим. партии изделий, запускаемых в произ-во, выдавать рекомендации по снятию с произ-ва устаревшей продукции и постановке на произ-во перспективной продукции, оптимизировать стратегии сбыта (с участием посредников или по прямым связям); политику цен (включая предоставление разл. скидок и т.п.). Важную роль в М. играет реклама и разл. мероприятия по стимулированию сбыта и формированию благоприятного общественного мнения о поставщике («сейлз промоушн», «паблик ри-лейшнз»). Различают, в частности, след, виды М.: конверсионный (создание спроса путем преодоления негативного отношения массового потребителя к данному товару ^езависимо от его качества); стимулирующий (создание спроса в случае безразличного отношения потребителя к товару); ремаркетинг (восстановление падающего спроса); синхромаркетинг (стабилизация колеблющегося спроса); демаркетинг (снижение чрезмерного спроса) и т.д. В ряде стран мира издаются национальные и междунар. журналы по М., напр.: «Marketing Intelligence and Planning» (Великобритания), «Journal of Marketing Research» (США), «European Journal of Marketing», «International Marketing Review» и т.д. В России вопросы маркетинга освещаются в журналах «Внешняя торговля», «Вопросы экономики», «Деловые люди», «РИСК» и т.д. Одним из наиболее известных монографических изданий по М. является книга Ф. Котлера «Основы маркетинга» (М. Прогресс, 1990). Рис. 5. Манипуляционные знаки

МАРКИРОВКА (marks) - надписи и условные знаки, наносимые на тару или упаковку для опознания груза и характеристики способов обращения с ним при транспортировании, хранении и перегрузочных работах. М. позволяет установить связь между грузом и перевозочным документом, а также отличить одну партию груза от др. М. должна содержать основные, доп. и информационные надписи и манипуляци-онные знаки. Основные надписи содержат данные о контракте, номер грузового места и число мест в партии, пункт назначения и др. сведения, доп. надписи — наименование грузоотправителя и пункт отправления груза. Информационные надписи характеризуют массу грузового места, нетго и брутто в килограммах, а также его габаритные размеры и объем в кубических метрах (последние два показателя в том случае, если длина, ширина или диаметр грузового места более 1 м). Манипуляционные знаки предназначены для обозначения способов обращения с грузом, вида груза и его упаковки (не кантовать; скоропортящийся груз, герметичная упаковка и др.). М. груза по назначению подразделяют да товаргую, отправительскую, трансп. и спец. Ответственность за правильность товарной М. груза несет производитель товара, отправительской М. — грузоотправитель, трансп. маркировки — перевозчик, принявший груз к перевозке, спец. М. — производитель товара или грузоотправитель. Значение основных манипуляционных знаков (рис. 5), приведены в таблице. Значения основных манипуляционных знаков Знак см. рис.5 Надпись на языке На какие грузы или в каком случае наносят знак рус. англ. а Осторожно, хрупкое Handle with care. Fragile Бьющиеся, хрупкие, ломкие, прецизионные и др. реагирующие на сотрясение изделия б Боится нагрева Protect from heat Грузы, которые следует предохранять от нагрева и солнечных лучей в Боится сырости Keep dry Подверженные воздействию влаги г Боится излучения Protect from radiation Если любой из видов лучистой энергии может влиять на свойства груза или изменять их Д Боится мороза Protect from freezing Если понижение температуры ниже указанной на знаке может привести к повреждению груза или к изменению его свойств; грузы с этим знаком следует предохранять от влияния температуры ниже указанной на знаке е Скоропортящийся груз Perishable goods Подверженные интенсивной порче Продолжение Знак см. рис.5 Надпись на языке На какие грузы или в каком случае наносят знак рус. англ. ж Герметичная упаковка Hermetically sealed Особо чувствительные к воздействию окружающей среды; знак запрещает вскрывать и повреждать тару 3 Крюками непосредственно не брать Use no hooks В мягкой таре и кипах, когда при перегрузочных работах недопустимо употребление крюков и Место стро-повки Sling here Грузы, которые можно стропить только в определенных местах к Место подъема тележкой Lift here with the tiering Если подъем тележкой в другом месте опасен либо приводит к повреждению изделия или упаковки (при подъеме груза тележка должна быть подведена в месте, указанном знаком) л Верх, не кантовать Top. Do not turn over Грузовое место, которое при любых манипуляциях должно находиться в указанном положении м Центр тяжести Centre of gravity Крупногабаритное грузовое место (его центр тяжести находится вне геометрического центра тары) н Тропическая упаковка Tropical packing Если -повреждение упаковки при перегрузочных работах, транспортировании или хранении может привести к порче груза вследствие неблагоприятного воздействия тропического климата. Обозначения: Т — знак тропической маркировки в числителе; месяц и год упаковывания в знаменателе (напр., 05-92)

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, ИАТА (International Air Transport Association, IATA) - междунар. неправительственная орг-ция (устав ИАТА подписан в Гаване представителями 50 авиакомпаний из 31 страны 19 апреля 1945 г.). Деятельность ИАТА финансируется в основном за счет членских взносов авиакомпаний и сводится к регулированию коммерческой работы воздушных перевозчиков, разработке образцов перевозочных документов, условий перевозок пассажиров, почты, багажа и грузов’, согласованию тарифов, участию совместно с Междунар. орг-цией гражданской авиации в разработке проектов законодательных актов, формулировке требований к изготовителям авиационной техники, оборудованию аэропортов и др. В настоящее время членами ИАТА являются более 200 организаций, в т.ч. Аэрофлот. Штаб-квартира ИАТА находится в Монреале (Канада).

МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ИМО (International Maritime Organization, IMO) - Междунар. межправительственная орг-ция, входящая в число специализированных учреждений ООН (до 1982 г. — Межправительственная морская консультативная организация). Создана в 1958 г. Цель этой орг-ции — содействие сотрудничеству государств по техн. вопросам судоходства, соблюдение норм безопасности мореплавания и др. Высший орган ИМО — ассамблея, созываемая один раз в два года. В промежутках между сессиями деятельностью ИМО руководит совет, избираемый ассамблеей. Административный рабочий орган ИМО — секретариат со штаб-квартирой в Лондоне (Великобритания).

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, ИКАО (International Civil Aviation Organization, ICAO) - специализированное учреждение ООН, занимающееся вопросами междунар. сотрудничества в области гражданской авиации. Цель ИКАО — разработка междунар. стандартов в области гражданской авиации, повышение безопасности полетов, обобщение опыта подготовки кадров и др. Основана в 1944 г., функционирует с 1947 г. Высший орган — ассамблея, созываемая один раз в три года. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале (Канада).

МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТНАЯ ТОРГОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ, МСТК (Standard International Trade Classification, SITC) - официальный документ ООН, являющийся основой систематизации стат. данных о внеш. торговле. Классификационной ед. в МСТК, так же как и в гармонизированной системе описания и кодирования товаров, является конкретный продукт. Третий вариант МСТК, утвержденный в 1985 г., состоит из 10 разделов (sections), подразделенных на 67 отделов (divisions); 261 группу (groups); 3118 основных товарных позиций (basic headings).

МЕЛКАЯ ОТПРАВКА (less-than-carload, LCL; less-than-full load; less-than-truckload, LTL; small shipment) - предъявленный по одному перевозочному документу груз, не позволяющий использовать целиком грузоподъемность подвижного состава (средств произ-ва), не соответствующий норме транзитной. При этом мелкой считается отправка партии груза массой от 20 кг до 5 т, занимающая до 1/3 вместимости четырехосного вагона, малотоннажной — отправка массой от 10 до 20 т, занимающая до 1/2 вместимости вагона. В начале 80-х гг. на советских железных дорогах наблюдалась тенденция сокращения удельного веса М.о. в связи с передачей их части на контейнерные перевозки, однако в конце 80-х гг. начался обратный процесс, связанный с развитием кооперативного движения, малых пр-тий и т.д. Средняя масса М.о. в 80-е гг. составляла 1300 кг, а уровень использования грузоподъемности вагона не превышал 25 %’, М.о. перевозят в сборных вагонах (pool car), подразделяемых на прямые, перегрузочные и др. Ускорение доставки М.о. в сборных вагонах может быть достигнуто концентрацией грузовых потоков на основе применения разл. методов, в т.ч. методов оперативно-календарного планирования. Понятие М.о. используется и на др. видах транспорта общего пользования.

МЕРТВЫЙ ФРАХТ (dead freight) - возмещаемый судовладельцу фрахтователем убыток за недогруз судна по чартеру против полного груза (см. Капитанская декларация). Право на М.ф. возникает у судовладельца как при недоиспользовании грузоподъемности судна, так и при недоиспользовании его грузовместимости. При оплате М.ф. из него обычно удерживают стоимость погрузочно-разгрузочных работ, если по условиям чартера они производятся за счет судовладельца.

МОМЕНТ ПОСТАВКИ (shipping date) - дата (день) сдачи продукции перевозчику или органу связи, обозначенная штемпелем на перевозочном документе или документе органа связи (для иногороднего получателя), дата приемосдаточного акта или расписка в получении продукции (при сдаче продукции на склад получателя (изготовителя).

МОМЕНТ УЧЕТА ПЕРЕВОЗОК (shipping-to-delivery time) - время, которое является отправным в ст-ке перевозок грузов как по моменту начала их совершения (отправления), так и по моменту окончания (прибытия). Напр., на железных дорогах момент отправления — время, начиная с которого ж.-д. транспорт принимает на себя ответственность за сохранность груза и обязательство перевезти его до станции назначения в установленный срок. Момент прибытия — время, начиная с которого ж.-д. транспорт снимает с себя ответственность за доставляемый грузополучателю на станцию назначения груз. По этому моменту перевозка характеризуется в завершенном виде. См. Перевозочные документы.

Н

НАВИГАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (navigation period) - календарное время, в течение которого эксплуатируются суда флота речного. Определяется с момента выхода судов с зимнего отстоя до постановки их на следующий зимний отстой. Длительность Н.п. для отдельных пароходств исчисляется как средняя величина календарного времени работы судов в году в сутках. По самоходному флоту определяется делением сило-суток в эксплуатации на мощность судна, по несамоходному флоту — делением тоннаже-суток в эксплуатации на тоннаж судна.

НАГРУЗКА ВАГОНА (static and/or dynamic loading of freight car) - показатель степени использования грузоподъемности (см. Грузоподъемность подвижного состава (средства транспорта) и вместимости вагона в зависимости от перевозимых грузов и дальности их транспортировки. Различают стат. и дин. Н.в. Стат. Н.в. — кол-во груза (в тоннах), погруженного в вагон. Средняя статистическая нагрузка вагона определяется делением массы погруженных грузов на кол-во вагонов. Дин. нагрузка вагонов рабочего парка — кол-во грузов в тоннах, приходящееся в среднем на грузовой вагон рабочего парка на всем пути следования; вычисляется путем деления грузооборота нетто эксплуатационного на общий пробег грузовых вагонов рабочего парка. Дин. нагрузка груженого вагона характеризует среднюю загрузку груженого вагона на всем пути следования и рассчитывается путем деления грузооборота нетто эксплуатационного на пробег груженых вагонов рабочего парка. См. также. Пробег подвижного состава (средства транспорта).

НАДЕЖНОСТЬ СНАБЖЕНИЯ (reliability of supply) - гарантированность обеспечения потребителя нужными ему ресурсами материальными в течение заданного промежутка времени, вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т.п. Задача расчета надежности снабжения решается с применением методов теории вероятностей, теории надежности, массового обслуживания теории и др. В самом общем виде Н.с. рассчитывается как разность 1 — Ротк(0, где Ротк(t) — вероятность отказа в удовлетворении заявки потребителя. Н.с. в одноканальной логистической системе («одно комплектующее изделие — один поставщик»; невыполнение хотя бы одним из этих поставщиков основных своих договорных обязательств приводит к простою производства у потребителя) п может быть вычислена по формуле Р = П (1-Ротк (t)), где р!,™ (О — вероятность отказа со стороны 1-ro поставщика. Н.с. в логистических системах с избыточными структурами (по всем видам комплектующих изделий, кроме основного поставщика, имеется поставщик-дублер) может быть вычислена по формуле: п Р = 1 — П (1-Pi), где pi — надежность 1-ro поставщика. В более сложных моде- 1 = i лях надежности снабжения учитываются также зависимости между отказами (напр., имеется ли некоторый случайный фактор, могущий повлиять на надежность всех поставщиков одновременно), виды взаимодействия логистических каналов в случае отказа одного из них (все или только часть свободных в данный момент каналов переключаются на выполнение необслуженной заявки; происходит ли прерывание выполнения текущей заявки и переключение занятого канала на выполнение необслуженной приоритетной заявки и т.д.) и другие факторы. См. также Выбор и оценивание поставщика.

НЕДОГРУЗ (underloading) - неполное использование грузоподъемности подвижного состава (средства транспорта) и/или грузовместимости транса средства. За Н. виновная сторона (.грузоотправитель, экспедитор и т.д.) уплачивает штраф. М.б. законодательно предусмотрено освобождение виновной стороны от ответственности за Н. при условии восполнения допущенного недогруза в течение определенного периода времени (обычно — текущей декады) и в некоторых др. случаях. Н. также называется неполное использование объема и/или грузоподъемности тары (контейнера и т.п.).

НЕДОПОСТАВКА (underdelivery) - поставка продукции в меньшем кол-ве, чем предусмотрено договором поставки или принятым к исполнению нарядом на данный период. Кол-во продукции, недопоставленное поставщиком или невыбранное потребителем в определенном периоде, подлежит восполнению соответственно в след, периоде. По продукции, не распределенной в плановом порядке, восполнение производится в пределах срока действия договора. Восполнение Н. производится в номенклатуре того периода, в котором она допущена. Восполнение Н. др. наименованием, входящим в данную номенклатуру промышленной продукции, допускается с согласия потребителя.

НЕДОСТАЧА (materials missing, short delivery) - несоответствие между кол-вом товарно-материальных ценностей, указанным в карточках складского учета, перевозочных документах, и фактическим наличием их. Н. устанавливается при инвентаризации или оперативной проверке путем взвешивания, обмера, поштучного счета фактического наличия и сопоставления с данными документов. Основными причинами Н. материалов являются: естественная убыль при хранении и транспортировке; отгрузка или отпуск готовой продукции в меньших кол-вах, чем указывается в документах; несоблюдение установленных правил хранения; хищения и др. Н. в пределах норм естественной убыли или вследствие стихийных бедствий списывается на издержки обращения или произ-ва. В др. случаях стоимость Н. товарно-материальных ценностей относится в установленном порядке на виновных лиц. При обнаружении Н. составляется акт коммерческий (в определенных случаях) или акт общей формы. Последний составляется получателем продукции с участием поставщика или перевозчика, а в случае их отказа — комиссией, образуемой покупателем.

НЕОТФАКТУРОВАННЫЕ ПОСТАВКИ (unbilled deliveries) - поставки товаров и средств произ-ва, на которые от поставщика не поступили счета-фактуры или заменяющие их документы (См. Перевозочные документы).

НЕУСТОЙКА (penalty) - денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору при неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств. Н. может быть установлена в виде твердой суммы дополнительного платежа, в % к сумме неисполненного обязательства. Разновидностями Н. являются штраф и пеня. Стороны договора поставки вправе повысить размеры Н. (договорная Н.). В отдельных случаях с виновной стороны могут быть взысканы убытки в полной сумме сверх Н. (кумулятивная Н.), напр, при поставке продукции производ-ственно-техн. назначения ненадлежащего качества. Для взыскания Н. установлены сокращенные сроки исковой давности.

НОРМА ЗАКАЗНАЯ (minimum order size) - мин. кол-во продукции, принимаемое поставщиком к произ-ву по одному заказу. Величина Н.з. определяется технико-экономическими параметрами произ-ва. За выполнение малотоннажных и мелкопартионных заказов потребители производят доплату к оптовым ценам. Укрупнение мелкопартионных заказов до Н.з. могут осуществлять различные посредники, организующие складские поставки на межрайонные подсортировочные базы. См. также Норма транзитная,

НОРМА ТРАНЗИТНАЯ (carload; truckload; minimum quantity shipped) - мин. масса груза, принимаемого к перевозке транспортом общего пользования или иным перевозчиком. Н.т. зависит от грузоподъемности подвижного состава (средства транспорта) и вида продукции. См. также. Консолидация. Мелкая отправка, Норма заказная.

НОРМЫ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ (loading/unloading standard rates) - нормы времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ (loading/unloading standard rates) — условия, определяющие кол-во ед. массы или объема груза, подлежащих погрузке-выгрузке за ед. времени. Регулируются разл. нормативными актами (см. Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы. М.: Транспорт, 1977) или на договорной основе. Устанавливаются раздельно для механизированного и немеханизированного способов погрузки-выгрузки и в зависимости от грузоподъемности подвижного состава (средства транспорта) и его типа. Н.п.-в. для грузов негабаритных устанавливаются по соглашению сторон. Н.п.-в. на разл. видах транспорта общего пользования имеют свою специфику. Напр., на морском транспорте Н.п.-в. могут устанавливаться в целом для судна или на каждый рабочий люк, фиксироваться в чартерах в ед. массы или объема за час, рабочий день, сутки; либо оговариваться, что грузовые операции должны производиться по обычаям портов. Время, связанное с грузовой обработкой судов, может определяться также по судо-часовым нормам (кол-во погруженного или выгруженного из судна груза в течение часов общего времени его грузового обслуживания). Судо-часовые нормы подразделяются на общие и специальные и устанавливаются с учетом конструкции и грузоподъемности судов, рода перевозимого груза и его упаковки, техн. оснащения и грузооборота причала. На автомобильном транспорте в основные Н.п.-в. также включено время, необходимое для маневрирования автомобилей и оформления перевозочных документов. В доп. Н.п.-в. включено время на взвешивание и перевешивание груза, обмер объема, пересчет грузовых мест и т.д. См. также Интенсивность грузовых работ. Оплата грузовых работ.

НОРМЫ ПРОСТОЯ (free time standards; free time stipulated for loading/unloading) - время, в течение которого с подвижным составом (средством транспорта), прибывшим к месту погрузки-выгрузки, должны быть выполнены необходимые грузовые и техн. операции. Н.п. регламентируются правилами перевозок и др. нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта общего пользования. На морском транспорте Н.п. устанавливаются в виде сталийного времени; за досрочное освобождение судна из-под грузовых операций фрахтователь получает от судовладельца диспач. При всех обстоятельствах грузоотправитель (грузополучатель) за задержку трансп. средства под погрузкой-выгрузкой несет имущественную ответственность перед перевозчиком, если не докажет, что эта задержка произошла не по его вине. См. также Демередж.

НОРМЫ РАСХОДА (rate of use; usage rate) - макс, допустимое кол-во сырья, материалов, топлива, расходуемое на изготовление ед. продукции установленного качества, выполнение технол. операций и т.д. Н.р. могут быть классифицированы, напр., по степени детализации (сводные и специфицированные), по объекту нормирования (пооперационные, подетальные, поиздель-ные, поузловые) и т.д. В общем виде Н.р. определяются как сумма чистого веса изделия (или веса материала, входящего в его состав) и величины отходов произ-ва и пр. потерь. Н.р. используются при прогнозировании потребности в продукции производственно-техн. назначения. К числу важнейших показателей прогрессивности норм расхода относятся повышение коэф. использования материалов и снижение материалоемкости продукции. См. также Удельный расход сырья и материалов.

НЭТ-ТЭРМЗ (net terms) - условие фрахтования судна, по которому оно считается свободным от расходов по погрузке и выгрузке грузов. Обычно вместо условия Н.-т. употребляется условие ФИО (см. Оплата грузовых работ)

О

ОБМЕРНАЯ ТОННА (measurement ton) - применяемая в линейном судоходстве ед. объема, за которую взимается ставка тарифа. Величина О.т. устанавливается условиями применения линейных тарифов и составляет обычно 40-50 фут или 1 м3. В тарифах за судовладельцем обычно оговаривается право расчета провозных платежей по его выбору за О.т. или тонну массы груза. Если укладочная кубатура груза менее О.т., установленной тарифами, провозная плата взимается по массе груза, если же она превышает этот объем, плата взимается за каждую О.т. Определение О.т. не из объема тонны груза, а исходя из занятого грузом объема грузового помещения, компенсирует перевозничку неравномерную укладку (broken stowage), т.е. потерю кубатуры между отдельными грузовыми местами, которая не учитывается при определении укладочной кубатуры навалочных грузов. Так, напр., при перевозке оборудования и средств транспорта объем занимаемой ими кубатуры определяется путем перемножения их макс, размеров (длины, ширины и высоты), в результате чего все выступающие части оказываются внутри расчетного параллелепипеда, объем которого служит основой для определения размера провозных платежей.

ОБОРОТ (turn; turn-round) - 1) в учете запасов — интервал времени (в днях) между поступлением материалов на склад и отпуском материалов в произ-во, между поступлением продукции в торговое пр-тие и ее реализацией и т.д.; 2) цикл использования грузового вагона, речного судна, контейнера и т.п., измеряемый от одной погрузки до след. Оборот грузового вагона — время полного цикла работы вагона, измеряемое от одной его погрузки до след, в сутках и часах. В цикл входят время на погрузку, формирование поезда, следование вагона в составе поезда к месту выгрузки; простои вагона на участках и сортировочных станциях и под выгрузкой на станции назначения и т.д. Среднее время оборота вагона на железных дорогах определяется отношением затрат времени рабочего парка вагонов к числу погруженных вагонов. Понятие оборота вагона различают для разных категорий вагонов: для транзитных груженых вагонов (от приема до сдачи в груженом состоянии), для груженых вагонов, поступивших под разгрузку и затем используемых под погрузку (от приема в груженом состоянии до погрузки) и т.д. На оборот вагона оказывает существенное влияние величина полного рейса вагона. Оборот речного судна рассчитывается в сутках путем деления тоннаже-суток (сило-суток) в эксплуатации на тоннаже-рейсы (сило-рейсы) и включает время на выполнение разл. операций (ходовое время, стояночное время и т.д.). Ускорение оборота влияет на сроки доставки (грузов) и себестоимость перевозок. Структура оборота тем лучше, чем выше коэф. использования грузоподъемности и ниже коэф. порожнего пробега, чем прогрессивнее нормы погрузки-выгрузки. См. также Рейс (подвижного состава, средства транспорта), Товарооборачиваемость.

ОБСЛУЖИВАНИЕ (servicing) - элементарная операция в массового обслуживания системе. Характеризуется временем обслуживания или величиной необходимой работы — в обоих случаях случайной величиной. О. может иметь самые разл. интерпретации в конкретных системах.

ОБЩИЕ СОГЛАШЕНИЯ (global agreements) - соглашения с длительными сроками поставки (см. Товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе)’, заключаются на безвалютной основе на фирменном уровне. Такие соглашения могут подписываться в форме общих протоколов, включающих списки взаимопоставляемых продукции и услуг. На основе общих протоколов заключаются отдельные контракты. О.с. дают партнерам определенные преимущества. Во-первых, экспортеры получают возможность стабильного и, как правило, расширяющегося сбыта своей продукции на конкретном рынке. Во-вторых, вместо обязательства встречной закупки (см. Встречная торговля) по каждой сделке в О.с. определяются категории товаров для обмена, их общий объем или меновое соотношение по стоимости.

ОБЫЧАИ ПОРТА (customs of the port) - сложившееся на практике толкование тех или иных условий в области коммерческой эксплуатации флота морского. В торговом мореплавании О.п. регулируют взаимоотношения участников перевозки, связанные с орг-цией погрузочно-разгрузочных операций, распределением затрат по ним, нормированием грузовых работ и исчислением сталийного времени. О.п. применяются в тех случаях, когда это обусловлено договором морской перевозки, а также в силу того, что норма права, подлежащая применению при разрешении вопросов, возникающих во взаимоотношениях сторон, отсылает их к О.п. Если О.п. не противоречат действующему законодательству страны применения, они считаются безусловными.

ОБЪЕДИНЕННАЯ СЛУЖБА ДОСТАВКИ ПОСЫЛОК (Ю.ПИ.С.) (United Parcel Service, UPS) - один из крупнейших в мире перевозчиков, предоставляющий пакет услуг по доставке разл. грузов определенных линейных и объемно-массовых характеристик (посылок, мелких отправок и др.) и их консолидацию. Созданная в США в 1907 г. О.с.д.п. первоначально доставляла товары в универсальные магазины, затем расширила сеть своих услуг, предоставляемых как физическим, так и юридическим лицам. Уже в 70-е гг. О.с.д.п. смогла гарантировать доставку груза на расстояние до 250 км в течение суток. В отличие от почты фирма забирает груз из указанного грузоотправителем места и доставляет его указанному грузополучателю. В 90-е гг. О.с.д.п. предоставляет пакет услуг по доставке грузов в 180 стран, оформлению перевозочных документов, выполнению таможенных формальностей и др. Для управления логистическими операциями фирма использует, в частности, автоматизированную систему слежения за доставкой грузов (Electronic Tracking System), автоматизированную систему передачи таможенной информации (Electronic Customs Pre-Alert System). В России фирма О.с.д.п. сотрудничает, в частности, с объединением Совтрансавто. См. также Федерал-Экспресс.

ОГРАНИЧЕНИЯ (constraints) - запись условий, в которых действительны расчеты, использующие модель математическую. Обычно представляя собой систему ур-ний и неравенств, они в совокупности определяют область допустимых решений. Совместность системы ограничений — обязательное условие разрешимости модели. На практике в качестве О.м. часто выступают ресурсы сырья и материалов, капитальные вложения, возможные варианты расширения пр-тий, потребности в продукции производственно-технического назначения. Использование О.м. открывает возможность приблизительного, прикидочного решения некоторых оптимизационных задач: меняя ограничения, можно оценить диапазон значений, в пределах которых находятся решения задачи

ОГРАНИЧЕНИЯ (constraints) - запись условий, в которых действительны расчеты, использующие модель математическую. Обычно представляя собой систему ур-ний и неравенств, они в совокупности определяют область допустимых решений. Совместность системы ограничений — обязательное условие разрешимости модели. На практике в качестве О.м. часто выступают ресурсы сырья и материалов, капитальные вложения, возможные варианты расширения пр-тий, потребности в продукции производственно-технического назначения. Использование О.м. открывает возможность приблизительного, прикидочного решения некоторых оптимизационных задач: меняя ограничения, можно оценить диапазон значений, в пределах которых находятся решения задачи

ОПЛАТА ГРУЗОВЫХ РАБОТ (cost of loading/unloading) - возмещение затрат на погрузку и выгрузку грузов возлагается на одного из участников перевозки либо распределяется между ними в определенной пропорции. Напр., практика торгового мореплавания выработала ряд стандартных условий, определяющих порядок распределения стоимости грузовых работ между участниками договора перевозки, основные из которых приведены ниже. «Гросс-термз» (gross-terms) — условие фрахпования, по которому все расходы на оплату погрузо-разгрузочных работ учитываются во фрахтовой ставке и их несет судовладелец. При этом предусматривается, что фрахтователь обязан подавать груз к борту судна или отвозить груз от борта судна с такой скоростью, с какой судно может выдавать или принимать его. Таким образом, по этому условию фрахтователь, не неся расходов на оплату грузовых работ, несет ответственность за их интенсивность. Одной из разновидностей условия «гросс-термз», применяемой в трамповом судоходстве, являются т.н. «линейные условия» (liner terms) которые при перевозке массовых грузов обычно трактуются как обязанность перевозчика обеспечить приемку и сдачу груза на припортовом складе с оплатой его доставки со склада в трюмы судна и из трюмов судна на склад. Следовательно, в этом случае фрахтователь освобождается не только от расходов по грузовым операциям, но и от ответственности за их продолжительность. Применительно непосредственно к линейному судоходству «линейные условия» могут иметь и другое содержание, которое определяется в зависимости от объема оказываемых грузовладельцам услуг. В большинстве случаев содержание этого понятия и вытекающие из него обязанности перевозчика определяются стандартными условиями коносаментов (см. Перевозочные документы), публикуемыми обычно на их оборотной стороне. Как правило, в соответствии с этими условиями груз принимается и сдается линейными перевозчиками у борта судна или на причальном складе перевозчика. Освобождение фрахтователя от расходов по грузовым операциям в принципе освобождает его и от ответственности за их продолжительность. При этом, однако, предполагается обязанность фрахтователя подавать груз к борту судна или отвозить от него с такой скоростью, с какой судно может принимать или выдавать его. Другой разновидностью условия «гросс-термз» является так называемое условие «су-палан» (sous palan), применяемое редко и г.о. при перевозках из (на) средиземноморских портов Италии и Франции. В соответствии с этим условием грузоотправитель обязан подать груз к борту судна в пределах досягаемости судовых грузовых средств. Дальнейшая забота о грузе, его погрузке и укладке в трюме или на палубе возлагается на перевозчика. При выгрузке перевозчик обязан выгрузить груз из трюма или с палубы, переместить его через поручни и опустить вертикально над причалом или лихтером. После этого груз поступает в распоряжение грузополучателя, который принимает на себя дальнейшую ответственность за груз, заканчивает процесс выгрузки и несет все связанные с этим расходы. Свободен от выгрузки (free discharge) — условие, в соответствии с которым судовладелец освобождается от расходов по выгрузке груза. То же значение имеет термин «фри-аут» (free-out). Фоб с укладкой (FOB and stowed and/for trimmed) — условие, в соответствии с которым судовладелец освобождается от расходов по погрузке. То же значение имеет термин «фри-ин» (free-in). Фио (free in and out) — условие, в соответствии с которым судовладелец освобождается от расходов по погрузке и выгрузке груза. Если по условиям сделки судовладелец освобождается также от расходов по укладке или разравниванию груза, то применяется термин «фиос» (FIO and stowed) или «фиот» (FIO and trimmed).

ОПЛАТА ФРАХТА (payment of freight) - определяется чартером. В практике торгового мореплавания обычно применяют следующие способы расчетов по фрахту: 1) в зависимости от кол-ва груза: а) за погруженное кол-во груза, когда коносамент (см. Перевозочные документы) в плане О.ф. является окончательным доказательством перевезенного кол-ва груза; б) за доставленное кол-во груза, когда груз при выгрузке пересчитывается (перевешивается) и фрахт оплачивается за пересчитанное, т.е. фактически доставленное, кол-во груза; 2) в зависимости от времени оплаты: а) полная О.ф. по доставке и выгрузке груза, т.е. по выполнении судовладельцем своих обязательств. (Учитывая, однако, что залоговое право на груз судовладельцы могут реализовать лишь до тех пор, пока груз находится под их контролем, в чартерах обычно оговаривается обязанность фрахтователя выплатить 90 % фрахта при начале выгрузки либо в ее процессе и лишь 10 % после полной сдачи груза); б) полная О.ф. при подписании коносаментов, т.е. авансирование фрахта; в) промежуточные варианты, т.е. частичная О.ф. при подписании коносаментов или через обусловленный период времени после их подписания с доплатой остатка в последующий период рейса либо по его завершении.

ОПТИМАЛЬНАЯ ПАРТИЯ ПОСТАВКИ (Economic Order Quantity, EOQ) - объем партии поставки товаров и изделий народного потребления, отгружаемый поставщиком по заказу потребителя и обеспечивающий для потребителя мин. значение суммы двух составляющих — транспортно-заготовительных расходов и затрат на формирование и хранение запасов. См. также Контроль за состоянием запаса, Оптимальная партия изделий.

ОПЦИОН (option) - право выбора между альтернативными условиями договора. В чартерах обычно встречаются условия о грузовом и географическом О.

ОРДЕР НА ОБРАБОТКУ ГРУЗОВ (load handling order) - документ, выдаваемый орг-цией, занимающейся обработкой грузов, для перевозки или иной обработки грузов, за которую она несет ответственность.

ОТГРУЗКА (shipping) - передача изготовленной продукции перевозчику для доставки потребителю или непосредственно потребителю в месте изготовления. Датой отгрузки считается дата приема продукции перевозчиком, зафиксированная в перевозочных документах, или дата акта сдачи продукции потребителю в месте ее произ-ва. Под О. может также пониматься отправка продукции не в адрес конечного потребителя, а в адрес снабженческо-сбьгговой организации или др. посредника. О. учитывается, как правило, в натуральных показателях. См. также Момент учета перевозок, Продукция отгруженная.

ОТПРАВКА (shipment) - ед. наблюдения перевозок грузов, представляющая собой партию груза, принятую к перевозке по одному перевозочному документу от конкретного грузоотправителя конкретному грузополучателю. В юридическом смысле отправка в процессе транспортирования является неделимой. В установленном законом порядке может быть произведена ее переадресовка, реконсигнация и т.д. Различаются след, категории отправок: пакетные, контейнерные, вагонные, маршрутные, групповые, судовые, сборные и мелкие отправки. В ст-ке перевозок грузов по каждой отправке учитываются также категория скорости, род груза, провозная плата и т.д. См. также Момент учета перевозок.

ОТПРАВЛЕНО ГРУЗОВ (freights shipped index) - показатель ст-ки перевозок грузов; характеризует объем продукции отраслей сферы материального произ-ва, предъявленной к перевозке и отправленной по назначению. Показатель О.г. характеризует начальный этап перевозочного процесса и дается в группировке по категориям отправок, родам грузов, и по видам транспорта общего пользования. Основным источником для расчета показателя О.г. являются перевозочные документы. См. также Перевезено грузов. Прибыло грузов.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.